Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.edst.msu.ru/conf/docs/recom_RUDN.doc
Дата изменения: Mon Nov 24 17:40:18 2003
Дата индексирования: Fri Dec 21 19:58:43 2007
Кодировка: koi8-r

РЕКОМЕНДАЦИИ
Всероссийского совещания
«Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном
образовании» и заседания Рабочей группы по изучению аспектов

Болонского процесса
Москва, 23 апреля 2003 г.

В соответствии с приказом Минобразования России от 04.03.2003 г. ? 743 в
Москве в Российском университете дружбы народов 23 апреля 2003 г. проходило
совещание «Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем
профессиональном образовании».
Организаторы совещания: Министерство образования Российской Федерации,
Российский университет дружбы народов, Центр сравнительной образовательной
политики Минобразования России, кафедра сравнительной образовательной
политики со статусом Международной кафедры ЮНЕСКО.
В совещании приняли участие ректоры, проректоры и руководители учебных
подразделений вузов. Всего в работе совещания участвовали 312
представителей из 271 государственных и негосударственных вузов России,
представители Зальцбургского семинара, Республики Казахстан и Республики
Беларусь, члены Рабочей группы Минобразования по изучению аспектов
Болонского процесса.
Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном
образовании Российской Федерации рассматривались в соответствии с задачами
создания единого образовательного пространства государств-участников СНГ и
полномасштабного участия российской высшей школы в общеевропейской
интеграции образования на основе Болонской декларации.
Совещание отметило, что за прошедший с предыдущего совещания год (март,
2002 года) академической общественностью, Минобразованием России
проделана значительная работа. Минобразованием России утвержден приказ от
19.07.2002 г. ? 2822 «Об организации работ по созданию процедуры зачета
освоения студентами вузов содержания государственных образовательных
стандартов высшего профессионального образования», которым организована
рабочая группа по формированию процедуры зачета освоения студентами вузов
содержания государственных образовательных стандартов высшего
профессионального образования (ГОС ВПО). По инициативе Российского
университета дружбы народов организован эксперимент по введению в нем
системы зачетных единиц и оптимизации учебного процесса. Министерством дано
разрешение на проведение эксперимента Московскому международному институту
эконометрики, информатики, финансов и права по его просьбе. Ведется работа
по организации новых экспериментальных площадок на базе других вузов.
Рабочая группа сформировала основные принципы перевода нормативов ГОС
ВПО в зачетные единицы трудоемкости, на основании которых разработана
Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего
профессионального образования в зачетных единицах (далее - Методика).
Методика вместе с сопроводительным письмом (от 28.11.02 ? 14-52-988 ин/13)
направлена в министерства, вузы и УМО. Представление Методики состоялось на
международном семинаре «Интеграция российской высшей школы в
общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы»,
проходившем 2-3 декабря 2002 г. в Санкт-Петербургском государственном
университете.
На 2003 год запланированы проекты в рамках программы Минобразования России
«Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы
образования» и два проекта по программе Национального Фонда подготовки
кадров по проблемам формирования системы зачетных единиц и оптимизации
учебного процесса.

Совещание констатирует, что:
1. Система зачётных единиц является механизмом, позволяющим оценить в
условных единицах измерения объём получаемых знаний, умений и навыков,
исходя из средней трудоёмкости их получения при традиционной педагогической
технологии очного обучения (лекции-семинары-практикумы, самостоятельная
работа, контроль промежуточный и на выходе).
2. Имеющийся опыт практического использования российскими вузами
различных систем зачёта результатов обучения и опыт аналитических
разработок по отбору и адаптации этих систем к действующим нормам
российской системы высшего профессионального образования свидетельствуют,
что процесс введения системы зачётных единиц не должен сводиться к
механической замене академического часа на зачетную единицу в качестве меры
измерения трудозатрат.
3. Система зачетных единиц в настоящее время используется рядом
российских вузов как одно из средств для введения нелинейной организации
учебного процесса, перехода к системам непрерывного образования, решения
вопросов академической мобильности и признания результатов обучения в
рамках межвузовских обменов с университетами других стран. Введение
системы зачетных единиц предполагает существенное изменение организации
учебного процесса и определённую реструктуризацию его содержания.
Все это, в свою очередь, определяется исходя из приоритетности задач,
стоящих перед национальной системой образования.
4. Возможно поэтапное введение в российских вузах системы зачетных
единиц. На первом этапе целесообразно ввести пересчет трудоемкости в
зачетные единицы, для чего ввести новое приложение к диплому с отражением
трудоемкости всех дисциплин как в часах, так и в зачетных единицах. На
втором этапе введения зачетных единиц должно сопровождаться
соответствующими изменениями в организации учебного процесса.
По итогам совещания его участники считают возможным рекомендовать:
Вузам Российской Федерации:
1. Использовать систему зачетных единиц при учете трудоемкости учебных
дисциплин.
2. Сопровождать введение системы зачетных единиц такой перестройкой
организации учебного процесса, которая вела бы к максимальной его
прозрачности, включая результаты промежуточной и итоговой аттестации.
Перестройка учебного процесса должна быть также направлена на повышение
свободы выбора студентом индивидуальной образовательной траектории,
определяемой индивидуальным учебным планом; совершенствование организации и
оплаты труда профессорско-преподавательского состава и учебно-
вспомогательного персонала; стимулирование освоения информационно-
компьютерных технологий образования.
Минобразованию России:
1. Сформировать научную программу по проблемам вхождения России в
международное образовательное пространство, предусматривающую, в том числе:
- разработку макетов ГОС ВПО с использованием зачетных единиц;
- определение принципов построения учебного процесса с использованием
зачетных единиц;
- разработку нормативных документов, определяющих основные принципы,
подходы и методы организации учебного процесса, в том числе:
проект Примерного положения об организации учебного процесса с
использованием в вузах зачетных единиц;
рекомендации с изложением основных принципов формирования макета
примерных учебных планов в рамках нового поколения ГОС ВПО;
методику расчета учебной нагрузки преподавателей;
рекомендаций по формированию учебных групп и порядка записи студентов
на дисциплины;
рекомендации по введению служб академических консультантов;
рекомендации по методике разработки и использования «силлабуса»,
определяющего содержание и график работы преподавателя и студента и т. д.;
- разработки системы выпускных документов, совместимых с
общеевропейским «Приложением к диплому (Diploma Supplement)» и инструкции о
порядке заполнения дипломов и приложений к ним на основе зачетных единиц.
2. Более широко освещать работу, проводимую по проблеме вхождения
России в европейское образовательное пространство.

Совещание отметило хорошую подготовку и организацию мероприятия
Российским университетом дружбы народов.