Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.edst.msu.ru/conf/docs/recom_FA.doc
Дата изменения: Mon Nov 24 17:40:17 2003
Дата индексирования: Fri Dec 21 19:57:29 2007
Кодировка: koi8-r

Рекомендации
совещания по проблемам развития многоуровневой системы подготовки
специалистов в Российской Федерации

25-26 ноября 2002 года, г. Москва

Всероссийское совещание по проблемам развития многоуровневой системы
подготовки специалистов в Российской Федерации состоялось 25-26 ноября 2002
года в г. Москве на базе Финансовой академии при Правительстве Российской
Федерации.
Организаторы конференции: Министерство образования Российской Федерации
и Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации.
В работе конференции приняли участие 200 человек из 86 образовательных
учреждений высшего, начального и среднего профессионального образования,
члены постоянно действующей комиссии Федерального совета по разработке
государственных образовательных стандартов высшего профессионального
образования, руководители и специалисты Министерства образования Российской
Федерации и других министерств. По материалам совещания издан сборник
тезисов докладов, который размещен на сайте www.fa.ru.
На совещании были рассмотрены следующие вопросы:
состояние и перспективы развития многоуровневой системы подготовки
специалистов в Российской Федерации;
анализ отраслевых проблем многоуровневой системы профессионального
образования;
стратегия развития многоступенчатого высшего профессионального
образования;
стратегия и перспективы развития начального и среднего профессионального
образования в системе многоуровневой подготовки специалистов в Российской
Федерации.

Совещание рекомендует Минобразованию России совместно с профессиональными
сообществами:

1. Разработать стратегию модернизации системы профессионального
образования в Российской Федерации на 2003-2010 годы на основе
преемственных государственных образовательных стандартов профессионального
образования и с учетом международного опыта подготовки кадров.
2. Обобщить опыт подготовки специалистов в российской профессиональной
школе. Подготовить предложения по структуре российского профессионального
образования с учетом международного опыта подготовки кадров.
3. Создать рабочую группу по разработке глоссария понятий, относящихся
к структуре профессионального образования, основным профессиональным
образовательным программам, квалификациям и др.
4. В целях обеспечения преемственности основных профессиональных
образовательных программ различных уровней образования разработать единые
методологические основы стандартизации профессионального образования.
5. Осуществить координацию Общероссийского классификатора
специальностей по образованию, включающего перечень направлений подготовки
и специальностей высшего профессионального образования и перечень
специальностей среднего профессионального образования, с Общероссийским
классификатором начального профессионального образования и классификатором
рабочих профессий.
6. Развернуть в 2003 году работу по совершенствованию перечня
направлений подготовки и специальностей высшего профессионального
образования с учетом особенностей различных областей образования.
7. Сформировать, начиная с 2003 года, программу и обеспечить
организационные механизмы мониторинга болонского процесса; разработать
экспериментальные программы для подготовки экспертов по различным странам -
участникам этого процесса; включить проблематику болонского процесса в
ежегодные планы проведения семинаров, совещаний и симпозиумов.
8. Провести в 2003 году Всероссийское совещание об опыте
функционирования учебно-научно-производственных университетских
комплексов.

Координационным советам по областям знаний, Учебно-методическим
объединениям и высшим учебным заведениям:

1. Завершить в 2003 году работу с отраслевыми органами управления и
профессиональными сообществами по совершенствованию квалификационных
требований, содержащихся в государственных образовательных стандартах
высшего профессионального образования.
2. Включить в планы заседаний Координационных советов и советов УМО по
образовательным областям на 2003 год вопросы, обсуждавшиеся на данном
совещании: провести анализ и рассмотреть состояние и перспективы развития
многоуровневой системы подготовки специалистов в Российской Федерации;
отраслевых проблем многоуровневой системы профессионального образования;
многоступенчатого высшего профессионального образования; начального и
среднего профессионального образования в системе многоуровневой подготовки
специалистов в Российской Федерации.
3. Шире использовать опыт вузов по комбинированию образовательных
программ:
одноступенчатой, связанной с реализацией основных образовательных
программ подготовки дипломированных специалистов по соответствующим
специальностям или группам родственных специальностей (направлениям
подготовки);
двухступенчатой, обеспечивающей реализацию основных образовательных
программ с присуждением выпускнику степени (квалификации) "бакалавра" или
"магистра" по направлениям подготовки.
Практическая реализация этих подсистем в России осуществляется по
разным схемам: независимой (когда траектории обучения по двум подсистемам
не имеют общих частей), линейной (когда эти траектории накладываются одна
на другую) или разветвляющейся (когда траектории обучения на первых курсах
совмещены с последующим разветвлением на старших). Разветвляющаяся схема
позволяет обеспечить необходимое содержание подготовки при меньших по
сравнению с независимой схемой ресурсных затратах. Конкретные варианты этой
схемы отличаются точками разветвления чаще всего после второго, третьего
или четвертого курсов.
4. Шире освещать опыт многоуровневой и многоступенчатой подготовки
специалистов в средствах массовой информации.