Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.edst.msu.ru/conf/docs/grebnev.doc
Дата изменения: Mon Dec 8 17:38:36 2003
Дата индексирования: Fri Dec 21 19:56:34 2007
Кодировка: koi8-r

[pic]

ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ЗАВЕДУЮЩИХ КАФЕДРАМИ

ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН


Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 20-21 ноября 2003г.









М А Т Е Р И А Л Ы


к докладу заместителя Министра образования
Российской Федерации
ГРЕБНЕВА Л.С.














Москва, МГУ
2003

Конституция Российской Федерации


Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального образования в государственных или
муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование
в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на
предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их
заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные
образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и
самообразования.

Статья 44
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного,
технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная
собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование
учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного
наследия, беречь памятники истории и культуры.

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс
воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,
сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся)
установленных государством образовательных уровней (образовательных
цензов).
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается
достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое
удостоверяется соответствующим документом.

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования

Государственная политика в области образования основывается на
следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства.
Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных
культурных традиций и особенностей в условиях многонационального
государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням
и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления
образованием. Автономность образовательных учреждений.

Статья 7. Государственные образовательные стандарты

1. Российская Федерация в лице федеральных органов государственной
власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты
государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном
порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ,
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню
подготовки выпускников.
5. Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже
одного раза в десять лет.

Статья 8. Понятие системы образования

Система образования в Российской Федерации представляет собой
совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных программ и государственных образовательных
стандартов различного уровня и направленности;
сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их
организационно-правовых форм, типов и видов;
органов управления образованием и подведомственных им учреждений и
организаций.

Статья 9. Образовательные программы

4. Профессиональные образовательные программы направлены на решение
задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного
уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
6. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной
программы или основной профессиональной образовательной программы (по
конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим
государственным образовательным стандартом.

Статья 14. Общие требования к содержанию образования

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и
социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее
самореализации;
- развитие общества;
- укрепление и совершенствование правового государства.
2. Содержание образования должно обеспечивать:
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры
общества;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и
уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное
ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать
получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации[1].
5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении
определяется образовательной программой (образовательными программами),
разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением
самостоятельно.

Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса

1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении
регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной
программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым
календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и
утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Государственные
органы управления образованием обеспечивают разработку базисных учебных
планов и примерных программ курсов, дисциплин.
2. Органы государственной власти, органы управления образованием и
органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный
график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за
исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской
Федерации.
3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок,
формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения

3. Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные
учреждения для получения среднего профессионального, высшего
профессионального и послевузовского профессионального образования
производится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса
должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать
зачисление наиболее способных и подготовленных граждан к освоению
образовательной программы соответствующего уровня.
Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады
школьников и члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в
международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных
в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, принимаются
без вступительных испытаний в государственные и муниципальные
образовательные учреждения среднего профессионального и высшего
профессионального образования для обучения по направлениям подготовки
(специальностям), соответствующим профилю олимпиады.

Статья 24. Высшее профессиональное образование

1. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и
переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение
потребностей личности в углублении и расширении образования на базе
среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

Статья 25. Послевузовское профессиональное образование

1. Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам
возможность повышения уровня образования, научной, педагогической
квалификации на базе высшего профессионального образования.
2. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в
аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых в
образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных
организациях, имеющих соответствующие лицензии.

Статья 40. Государственные гарантии приоритетности образования

1. Основой государственных гарантий получения гражданами Российской
Федерации образования в пределах государственных образовательных стандартов
является государственное и (или) муниципальное финансирование образования.
2. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на
нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода, а
также защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Размеры и
нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально подлежат
индексации в соответствии с темпами инфляции.
Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования
не может составлять менее трех процентов расходной части федерального
бюджета. При этом за счет средств федерального бюджета финансируется
обучение в государственных образовательных учреждениях высшего
профессионального образования не менее 170 студентов на каждые 10 тысяч
человек, проживающих в Российской Федерации.
3. Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых
форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом
этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов
налогов, в том числе платы за землю.
4. В целях привлечения инвестиций в систему образования государство
предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям,
учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм, а
также физическим лицам, в том числе иностранным гражданам, вкладывающим
свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы
образования Российской Федерации. Характер, размеры и порядок
предоставления этих льгот определяются законодательством Российской
Федерации.

Статья 43. Права образовательного учреждения на пользование финансовыми и
материальными средствами

3. Не использованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые
средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены
учредителем в объем финансирования этого образовательного учреждения на
следующий год (квартал, месяц).

Статья 45. Платные дополнительные образовательные услуги государственного и
муниципального образовательных учреждений

1. Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе
оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные
дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным
образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов
дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением
предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими
образовательными программами и государственными образовательными
стандартами.

Статья 28. Компетенция Российской Федерации в области образования

В области образования ведению Российской Федерации в лице ее
федеральных органов государственной власти и органов управления
образованием подлежат:
.14) установление федеральных компонентов государственных образовательных
стандартов;
15) ежегодное установление доли федерального дохода, направляемой на
финансирование образования. Формирование федерального бюджета в части
расходов на образование, федеральных фондов развития образования;
16) установление:
налоговых льгот, стимулирующих развитие образования;
федеральных нормативов финансирования образования обучающихся,
воспитанников;
порядка финансирования образовательных учреждений;
порядка предоставления гражданам и погашения ими личного государственного
образовательного кредита;
20) организация федеральной системы подготовки и переподготовки
педагогических работников и работников государственных органов управления
образованием;

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Статья 1. Правовое регулирование отношений в области высшего и
послевузовского профессионального образования:
.2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные
правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом,
применяются правила международного договора.
Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав
граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского
профессионального образования
1. Государственная политика в области высшего и послевузовского
профессионального образования основывается на принципах, определенных
Законом Российской Федерации "Об образовании", а также на следующих
принципах:
.3) интеграция системы высшего и послевузовского профессионального
образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и
традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;
4) конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений
развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов,
переподготовки и повышения квалификации работников;
5) государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных
направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в области
высшего и послевузовского профессионального образования.
2. Организационной основой государственной политики в области высшего и
послевузовского профессионального образования является Федеральная
программа развития образования в части, соответствующей высшему и
послевузовскому профессиональному образованию[2].
3. Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и
послевузовского профессионального образования посредством:
3) предоставления налоговых льгот высшим учебным заведениям и
образовательным учреждениям соответствующего дополнительного образования, а
также организациям, вкладывающим средства в развитие высшего и
послевузовского профессионального образования;
4) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и
другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и
послевузовского профессионального образования государственных стипендий,
мест в общежитиях, пособий и льгот, в том числе на питание и проезд на
транспорте, в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Статья 5. Государственные образовательные стандарты высшего и
послевузовского профессионального образования и образовательные программы
высшего и послевузовского профессионального образования
2. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского
профессионального образования состоят из федеральных и национально-
региональных компонентов.
Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов высшего
и послевузовского профессионального образования включают в себя:
1) общие требования к основным образовательным программам.;
2) требования к обязательному минимуму содержания основных
образовательных программ., к условиям их реализации, в том числе к учебной
и производственной практике и итоговой аттестации выпускников, уровню
подготовки выпускников по каждому направлению подготовки (специальности);
3) сроки освоения основных образовательных программ...;
4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
4. Содержание национально-региональных компонентов государственных
образовательных стандартов. определяется высшим учебным заведением
самостоятельно.
Статья 6. Ступени высшего профессионального образования, сроки и формы
его получения
1. Основные образовательные программы высшего профессионального
образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего
профессионального образования (ВПО):
ВПО, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую
аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр";
ВПО, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую
аттестацию, квалификации "дипломированный специалист";
ВПО, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую
аттестацию, квалификации (степени) "магистр".
3. Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной
программе ВПО, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем
за два года обучения), признается неполным ВПО и подтверждается выдачей
дипломов установленного образца. Лицам, не завершившим освоение основной
образовательной программы ВПО, выдаются академические справки
установленного образца.
5. Лица, получившие документы государственного образца о высшем
профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в
соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью)
продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального
образования следующей ступени.
7. .Квалификация "бакалавр" при поступлении на работу дает гражданину
право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями
предусмотрено высшее профессиональное образование.
Статья 29. Платная деятельность высшего учебного заведения
1. Высшее учебное заведение в соответствии со своим уставом может
осуществлять платную деятельность в области образования и в других
областях, если это не идет в ущерб его основной деятельности.
Платная образовательная деятельность высшего учебного заведения не может
быть осуществлена взамен и в рамках образовательной деятельности,
финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства,
заработанные в результате такой деятельности, изымаются учредителем
(учредителями) высшего учебного заведения.

ЗОНА ЕВРОПЕЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Совместное заявление европейских министров образования
г. Болонья, 19 июня 1999 года

.Сорбонская декларация от 25 мая 1998 года, которая была инициирована
этими соображениями, подчеркнула центральную роль университетов в развитии
европейских культурных ценностей[3]. Она обосновала создание Зоны
европейского высшего образования как ключевого пути развития мобильности
граждан с возможностью их трудоустройства для общего развития континента.
.Мы должны, в частности, рассмотреть цель увеличения международной
конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации обусловлены
привлекательностью, которая ее культура имеет для других стран. Мы должны
быть уверены, что европейская система высшего образования приобретает
всемирный уровень притяжения, соответствующий нашим экстраординарным
культурным и научным традициям.
- Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том
числе, через внедрение Приложения к диплому, для обеспечения
возможности трудоустройства европейских граждан и повышения
международной конкурентоспособности европейской системы высшего
образования.
- Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах -
достепенного и послестепенного.



Формирование будущего
Более 300 европейских высших учебных заведений и их основных
представительских организаций собрались в Саламанке 29-30 марта 2001 года.
Их цель состояла в подготовке пражской встречи министров, отвечающих за
высшее образование в странах, вовлеченных в Болонский процесс, и они
согласились со следующими целями, принципами и приоритетами.
1. Принципы
Автономия с ответственностью
Развитие требует, чтобы у европейских университетов была возможность
действовать в соответствии с руководящим принципом автономии в сочетании с
ответственностью. Как автономные и ответственные юридические,
образовательные и социальные объекты, они подтверждают свою приверженность
принципам Magna Charta Universitatum 1988 года и, в частности,
академической свободе. Тем самым, университеты должны иметь право
формировать свою стратегию, выбирать свои приоритеты в обучении и
проведении научных исследований, расходовать свои ресурсы, профилировать
свои программы и устанавливать свои критерии для приема профессоров и
учащихся. Европейские высшие учебные заведения готовы к конкуренции дома, в
Европе и в мире, но для этого они нуждаются в необходимой организационной
свободе, ясных и благожелательных рамках регулирования и достаточном
финансировании. В противном случае они не будут иметь возможности
сотрудничать и соревноваться. Планы завершения создания Зоны европейского
высшего образования останутся невыполненными или приведут к неравной
конкуренции, если во многих странах будут осуществляться непосредственное
регулирование, детальный административный и финансовый контроль, касающийся
высшего образования.
.Зона европейского высшего образования должна строится на европейских
традициях ответственности образования перед обществом; на широком и
открытом доступе как к достепенному, так и послестепенному обучению; на
образовании для развития личности и обучении в течение всей жизни; на
гражданственности как краткосрочной, так долгосрочной социальной
ответственности.
Организация диверсификации
Европейское высшее образование всегда было разнообразным в части языков,
национальных систем, типов институтов, ориентации профилей подготовки и
учебных планов. В то же время ее будущее зависит от способности
организовать это ценное разнообразие так эффективно, чтобы получить
положительные результаты, а не трудности, гибкость, а не непрозрачность.
II. Ключевые вопросы
Качество как фундаментальный камень формирования
Зона европейского высшего образования требует строительства на основе
ценностей академической сути для того, чтобы отвечать ожиданиям партнеров,
то есть, на демонстрации качества. Действительно, оценка качества должна
учитывать цели и миссию институтов и программ. Она требует баланса между
новшествами и традициями, академическими преимуществами и социальной /
экономической необходимостью, связностью программ и свободой выбора
учащихся. Она охватывает преподавание и научные исследования также как
управление и администрирование, восприимчивость к потребностям учащихся и
обеспечение внеучебных услуг.
.Существует международный подход к оценке научных исследований. Такой
же подход должен быть и в отношении высшего образования. В Европе
обеспечение качества не может основываться на единственном воззрении по
использованию общего набора стандартов. Путь в будущее будет состоять в
разработке на европейском уровне механизмов для взаимного принятия
результатов обеспечения качества, с «аккредитацией» как одной из возможных
форм. Такие механизмы должны уважать национальные, лингвистические и
дисциплинарные различия, а также университеты с малой нагрузкой.
Совместимость
Совместимость с европейским рынком труда должна различным образом
отражаться в программах, в зависимости от того, когда (после первой или
второй степени) были приобретены знания, умения и навыки, необходимые для
работы. Возможность трудоустройства с учетом перспективы обучения в течение
всей жизни будет достигнута лучше через ценности, присущие качественному
образованию; через разнообразие подходов и профилей дисциплин; через
гибкость программ, позволяющих иметь много возможностей вхождения «в» и
выхода «из» них; через развитие межспециализационных навыков и умений,
таких как коммуникация и языки; через способность мобилизовать знания,
решать проблемы, работать в команде и развиваться социально.
Мобильность
Свободная мобильность учащихся, персонала и выпускников является
необходимым условием существования Зоны европейского высшего образования.
Европейские университеты хотят развивать большую мобильность как по
«горизонтали», так и по «вертикали», и не рассматривают виртуальную
мобильность, как замену физической мобильности. Они хотят использовать
существующие инструменты признания и мобильности (ECTS, Лиссабонскую
конвенцию, Приложение к диплому, сеть NARIC/ENIC) положительным и гибким
способом. Ввиду важности преподавательского состава с европейским опытом,
университеты хотели бы устранить требования к национальности и другие
препятствия и препоны для академической карьеры в Европе. Однако, также
необходим и общий европейский подход к виртуальной мобильности и
транснациональному образованию.
Совместимые квалификации на достепенном и послестепенном уровнях
Высшие учебные заведения поддерживают движение к совместимым
квалификациям, основанным на ключевых отличиях в достепенном и
послестепенном обучении. Имеется достаточно общее мнение, что для получения
первых степеней должна быть выполнена учебная работа, оцениваемая в
пределах от 180 до 240 зачетных единиц ECTS. Первые степени должны вести к
возможной занятости на рынке труда или, главным образом, быть
подготовительной ступенью для дальнейшего обучения на послестепенном
уровне. При некоторых обстоятельствах университет может вводить
интегрированные учебные планы, ведущие непосредственно к степени магистра.
Важную роль в принятии таких решений имеют сети, созданные на основе
однородности изучаемых дисциплин. Университеты убеждены в пользе
накопительно-перезачетной системы, основанной на ECTS, и на базовом праве
принимать решения о приемлемости зачетов, полученных в другом месте.
Привлекательность
Европейские высшие учебные заведения хотят стать привлекательными для
талантливых людей всех континентов. Это требует действий на
институциональном, национальном и европейском уровнях. Специфические меры
включают адаптацию программ; степени, ясно понимаемые как внутри, так и вне
Европы; необходимые средства обеспечения качества; программы, преподаваемые
на основных мировых языках; адекватную информацию и маркетинг;
доброжелательный сервис для иностранных учащихся и ученых, а также
стратегическую работу в рамках сетей.

К ЗОНЕ Европейского Высшего образования

Коммюнике встречи европейских министров, отвечающих за высшее образование
г. Прага, 19 мая 2001 года
.Выбор Праги для проведения этой встречи символизирует их желание
вовлечь в этот процесс всю Европу в свете расширения Европейского союза.
.Министры приняли во внимание Конвенцию европейских высших учебных
заведений, принятую в Саламанке 29-30 марта, и рекомендации Конвенции
европейских учащихся, принятой в Гётеборге 24-25 марта, а также оценили
активное вовлечение в Болонский процесс Европейской ассоциации
университетов и Ассоциации национальных союзов студентов в Европе. Они
также отметили и оценили многие другие подобные инициативы, нацеленные на
будущее. Министры приняли во внимание также конструктивную помощь
Европейской комиссии.
.Министры признали необходимость в сотрудничестве по вопросам
транснационального образованию. Они также признали потребность в
организации в сфере образовании обучения в течение всей жизни.
Дальнейшие действия после достижения шести целей Болонского процесса
Министры заявили, что, учитывая принятие Болонской декларации,
формирование Зоны европейского высшего образования является условием для
расширения привлекательности и конкурентоспособности высших учебных
заведений Европы. Они поддержали тезис о том, что высшее образование должно
рассматриваться как общественное благо, что оно было, есть и останется
внимательным к общественным обязательствам (правилам и т.д.), и что
учащиеся - полноправные члены сообщества высшего образования. С этой точки
зрения министры прокомментировали дальнейший процесс следующим образом:
Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней
Министры решительно призвали университеты и другие высшие учебные
заведения использовать все преимущества существующего национального
законодательства и европейских инструментов, нацеленных на облегчение
академического и профессионального признания разделов курсов, степеней и
других достижений. Министры призвали существующие организации и сети типа
NARIC и ENIC содействовать на институциональном, национальном и европейском
уровнях простому, эффективному и справедливому признанию, отражающему
нижеизложенное разнообразие квалификаций.

Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах

Министры с удовлетворением отметили энергичное обсуждение и развитие
структуры степеней, основанной на двух основных циклах, четко формулирующих
высшее образование для достепенного и послестепенного обучения. Некоторые
страны уже приняли эту структуру, а несколько других рассматривают ее с
большим интересом. Важно отметить, что во многих странах степени бакалавра
и магистра или две другие сопоставимые степени могут быть получены как в
университетах, так и в других высших учебных заведениях. Программы, ведущие
к степени, могут и действительно имеют различную ориентацию и различные
конфигурации для приспособления к разнообразию индивидуумов, потребностям
учебного процесса и рынку труда, как это было признано на семинаре в
Хельсинки по степеням бакалаврского уровня (февраль 2001 года).
Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества
Министры признали жизненно важную роль, которую играют системы
обеспечения качества в обеспечении стандартов высокого качества и в
облегчении сравнимости квалификаций по всей Европе. Они также одобрили
более тесное сотрудничество между сетями по обеспечению качества и по
признанию. Они подчеркнули потребность близкого европейского сотрудничества
и взаимного доверия в принятии национальных систем обеспечения качества.
Затем они призвали университеты и другие высшие учебные заведения
распространять примеры лучшей практики и разрабатывать сценарии для
взаимного принятия механизмов аккредитации/сертификации и оценки. Министры
призвали университеты и другие высшие учебные заведения, национальные
агентства и Европейскую сеть обеспечения качества в высшем образовании
(ENQA), сотрудничать в кооперации с соответствующими организациями стран,
не являющихся членами ENQA, в установлении общих норм принятия рекомендаций
и распространения лучшей практики.
Кроме того министры подчеркнули следующие пункты(точки):
Обучение в течение всей жизни
Обучение в течение всей жизни является существенным элементом Зоны
европейского высшего образования. В будущей Европе, строящейся как общество
и экономика, основанные на знаниях, стратегия обучения в течение всей жизни
должна стать лицом к лицу к проблемам конкурентоспособности и использования
новых технологий, улучшения социального единства, равных возможностей и
качества жизни.
Высшие учебные заведения и студенты
Министры оценили вклад высших учебных заведений в развитие программ
обучения, объединяющих академическое качество с совместимостью к
долговременной возможности трудоустройства, и призвали продолжить их
активную деятельность в этом направлении.
Министры подтвердили, что студенты должны принимать участие и влиять на
организацию и содержание образования в университетах и других высших
учебных заведениях. Министры также вновь подтвердили отмеченную учащимися
необходимость принимать во внимание в Болонском процессе социальные
вопросы.
Содействие обеспечению привлекательности Зоны европейского высшего
образования
Министры согласились с важностью расширения привлекательности
европейского высшего образования для учащихся из Европы и других частей
мира. Понимаемость и сравнимость европейских степеней высшего образования
во всем мире должны быть расширены развитием общих рамок квалификаций,
также как согласованным обеспечением качества и механизмами
аккредитации/сертификации и увеличением информационных усилий. Министры
особо подчеркнули, что качество высшего образования и научных исследований
является и должно быть важным определяющим фактором международной
привлекательности и конкурентоспособности Европы. Министры согласились, что
должно быть уделено повышенное внимание выгоде Зоны европейского высшего
образования от существования институтов и программ различной конфигурации.
Они призвали к увеличению сотрудничества между европейскими странами в
части, касающейся возможного значения и перспектив транснационального
образования.
Энергичное продолжение
Министры приняли на себя обязательство продолжить сотрудничество,
основанное на целях, изложенных в Болонской декларации, и построенное на
похожести и приносящих пользу различиях культур, языков и национальных
систем, привлекающем все возможности межправительственного сотрудничества и
продолжающегося диалога с европейскими университетами, другими высшими
учебными заведениями, студенческими организациями, а также программами
Сообщества.
Для того чтобы процесс шел дальше, министры просили группу содействия
упорядочить семинары для проведения исследований в следующих областях:
сотрудничество, касающееся аккредитации и обеспечения качества; признание
результатов обучения и использование зачетных единиц в Болонском процессе;
развитие совместных степеней; социальные вопросы, со специальным вниманием
к препятствиям мобильности, а также расширение Болонского процесса,
обучение в течение всей жизни и вовлечение в обсуждение учащихся.

Создание общеевропейского пространства высшего образования

Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшее образование
Берлин, 19 сентября 2003г.
Министры подтверждают важность социального аспекта Болонского
Процесса. Необходимость увеличения конкурентоспособности должна
соответствовать цели улучшения социальных характеристик общеевропейского
пространства высшего образования, нацеленного на укрепление социальных
связей и уменьшение неравенства по половому признаку как на национальном,
так и на общеевропейском уровне. В этом контексте министры подтверждают
свое отношение к образованию как к общественному благу и общественной
ответственности. Министры подчеркивают необходимость преобладания в
международном академическом сотрудничестве и программе обмена академических
ценностей.
Министры должным образом принимают во внимание выводы Европейских
Советов, состоявшихся в Лиссабоне (2000) и в Барселоне (2002), направленных
на создание в Европе «самой конкурентоспособной и динамичной экономики в
мире, основанной на знаниях и способной обеспечить устойчивый экономический
рост, большее количество и лучшее качество рабочих мест и большую
социальную сплоченность», а также призывающие к дальнейшим действиями более
близкому сотрудничеству в рамках Болонского Процесса.
.Министры разделяют мнение, что будут предприняты усилия для
обеспечения более тесных связей между высшим образованием и
исследовательскими системами в каждой из стран-участниц. Общеевропейское
пространство высшего образования на этом начальном этапе извлечет большую
пользу от совместной деятельности с европейским исследовательским
пространством, укрепляя таким образом фундамент для Европы Знаний. Целью
является сохранение европейского культурного богатства и языкового
разнообразия, основывающихся на культурном наследии различных традиций, и
стимулирование инновационного потенциала и социального и экономического
развития посредством расширенного сотрудничества между европейскими вузами.

Министры поддерживают инициативу стран-участниц в разработке структуры
согласованных и соизмеримых/сопоставимых квалификаций для системы высшего
образования, которая бы стремилась дать определение квалификациям, учитывая
показатели объема работы, уровня, результаты учебного процесса, компетенции
и профиль. Они также берут на себя ответственность за разработку обобщенной
структуры квалификаций для общеевропейского пространства высшего
образования.
В этих рамках, степени должны иметь различные четко определенные
результаты. Степени первой и второй ступени должны иметь различные
направленности и профили, чтобы обеспечивать разнообразные индивидуальные,
академические нужды и потребности трудового рынка. Степени первой ступени
должны предоставлять доступ, согласно Лиссабонской Конвенции по Признанию,
к программам второй ступени. Степени второй ступени должны предоставлять
возможность дальнейших исследований для получения докторской степени.
Министры приглашают Комиссию рассмотреть вопрос относительно того,
каким образом и может ли более короткое высшее образование быть связано с
первой ступенью структуры квалификаций, созданной для общеевропейского
пространства высшего образования.
Министры делают ударение на своем обязательстве сделать высшее
образование доступным для всех, используя все возможности и соответствующие
средства.
.Министры определяют цель, в рамках которой каждому студенту-
выпускнику, начиная с 2005г., должны автоматически и бесплатно
предоставлять приложения к диплому. Оно должно быть издано на одном из
широко распространенных европейских языков.
Они призывают учреждения и работодателей активно применять приложения
к диплому и пользоваться преимуществами улучшенной, более гибкой и
прозрачной системы степеней высшего образования с целью улучшения ситуации
в сфере трудоустройства и продвижению академического признания для
дальнейшего обучения.
Министры отмечают конструктивное участие студенческих организаций в
Болонском процессе и подчеркивают необходимость вовлечения студентов в
последующие мероприятия как на ранней стадии, так и на постоянной основе.
.Министры подчеркивают необходимость предоставления студентам
соответствующих учебных и жизненных условий для успешной реализации
учебного процесса в рамках запланированного периода времени, а также
устранения препятствий, связанных с их социальной и экономической
подоплекой.
Они поддерживают сотрудничество с регионами в других странах мира
посредством открытия Болонских семинаров и конференций для представителей
этих регионов.
Общеевропейское пространство высшего образования (EHEA) и
общеевропейское пространство исследований (ERA) - два основных принципа
общества, основанного на знаниях(???)

Графические материалы к докладу

| |Образование (человека): |
| |общее |?|профессиональное |
| |? |X|? |
| |воспитание |?|обучение |
| |? | |? |
|Человек|его внутренний мир|а) понимать смысл |?|б) обеспечивать |
|: |и способности: |собственной жизни | |жизнь свою и других|
| | |? | |? |
| | |цели |?|средства |
| | |? | |? |
| | |вера |?|знания |
|Обществ|предки (культурное|? | |? |
|о: |наследие): | | | |
| | |искусство, |?|наука |
| | |религия, | | |
| | |? | |? |
| |современники |семья (?) |>|школа, в т.ч. |
| |(образовательные | | |высшая (+/-) |
| |среды): | | | |
| | |v |
| | |"мiръ", двор, улица>ТВ-СМИ>"всемирная |
| | |паутина" |




[pic]



Изменения ожидаемой продолжительности жизни в России, США

и странах Европейского Союза, 1970-1995 гг.


























|Производство |1970 |1975 г. |1980 г. |1985 |Темпы роста |
| |г. | | |г. |(%) |
|продукции: |Факт |Директ|Факт|Директ|Факт|Директ|1975/1|1980/|
| | |. | |. | |. |970 |1975 |
|Уголь (млн. |624 |685-69|701 |790-81|716 |770-80|112,3 |102,1|
|тонн) | |5 | |0 | |0 | | |
|Нефть (млн. |349 |480-50|491 |620-64|603 |620-64|140,7 |122,8|
|тонн) | |0 | |0 | |5 | | |
|Газ (млрд. |198 |300-32|289 |400-43|435 |600-64|146,0 |150,5|
|куб. м) | |0 | |5 | |0 | | |
|Сталь (млн. |116 |142-15|141 |160-17|148 |- |121,6 |105,0|
|тонн) | |0 | |0 | | | | |
|Цемент (млн. |95 |122-12|121 |143-14|124 |140-14|127,4 |102,5|
|тонн) | |7 | |6 | |2 | | |

-----------------------
[1] "А. Квалификация высшего образованиия: любой документ о присуждении
степени, диплом или иное свидетельство, выданное полномочным органом и
удостоверябщее успешное завершение программы высшего образования".
Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в
Европейском регионе. Лисабон, 1997.
[2] ФПРО-2004: 55 млн. на все проф. Образование в т.ч. 10 млн. на высшее из
почти 2 млрд. руб
[3] Q55. (2003 г.) В каких географических областях ваш вуз хотел бы
расширить свою международную привлекательность? (допустимы несколько
ответов)
|1|ЕС |91,8|4|Австралия |22 |7 |Латинская |31,6 |
| | | | | | | |Америка | |
|2|Восточная |62,0|5|Арабский мир |15,9|8 |Африка |24,2 |
| |Европа | | | |,7 | | | |
|3|США / Канада |57,0|6|Азия |39,8|9 |Ни в каких |0,0 |


-----------------------
65

70

Женщины

75

80

85

1970

1975

1980

1985

1990

1995

Годы

Ожидаемая продолжительность жизни

Россия

Европейский Союз

США

Япония

Мужчины

55

60

65

70

75

80

1970

1975

1980

1985

1990

1995

Годы

Ожидаемая продолжительность жизни

Россия

Европейский Союз

США

Япония