Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.edst.msu.ru/conf/docs/conception.doc
Дата изменения: Mon Dec 8 17:39:08 2003
Дата индексирования: Fri Dec 21 19:58:25 2007
Кодировка: koi8-r

[pic]

ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ЗАВЕДУЮЩИХ КАФЕДРАМИ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН


Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 20-21 ноября 2003г.









П Р О Г Р А М М А
модернизации гуманитарного и социально-экономического

высшего профессионального образования

в России (2004-2008 годы)

(проект)

Концептуальные основы программы модернизации

гуманитарного и социально-экономического образования
в России на 2004-2008 годы

(проект)








Москва, МГУ
2003
проект
Программа
модернизации гуманитарного и социально-экономического высшего
профессионального образования в России

(2004-2008 годы)

| |Проблемы |Мероприятия |Сроки |Планируемый результат |
| | | |реализаци| |
| | | |и | |
| |Модернизация структуры и содержания дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические |
| |дисциплины(ГСЭ)» |
|1|Совершенствование |Анализ реализации дисциплин цикла ГСЭ|2003-2004|Рекомендации по формированию цикла |
| |реализации дисциплин цикла|в соответствии с ГОС ВПО | |ГСЭ в соответствии с действующими |
| |«Общие гуманитарные и | | |ГОС ВПО и требованиями к уровню |
| |социально-экономические | | |подготовки выпускника. |
| |дисциплины» (ГСЭ) | | | |
| |требованиям ГОС ВПО | | | |
|2|Определение структуры, и |1.Проведение научно-методических |2004-2005|Рекомендации семинаров по |
| |обновление содержания |семинаров по концептуальным проблемам| |обновлению содержания дисциплин |
| |дисциплин цикла ГСЭ |обновления содержания дисциплин цикла| |цикла ГСЭ в ГОС ВПО нового |
| | |ГСЭ | |поколения |
| | |2.Изучение и обобщение опыта |2004 |Создание проекта межпредметной и |
| | |синхронного преподавания сопряженных | |межвременной программы |
| | |гуманитарных дисциплин в средней и | |гуманитаризации, обеспечивающей |
| | |высшей школе | |преемственность школьного и высшего|
| | | | |профессионального образования. |
| | |3.Разработка концепции обновления |2005 |Концепция обновления структуры и |
| | |структуры и содержания цикла ГСЭ с | |содержания цикла ГСЭ ГОС ВПО с |
| | |учетом различных специальностей и | |учетом различных специальностей и |
| | |направлений подготовки ВПО, | |направлений подготовки ВПО, на |
| | |сопряжения ГОС общего среднего, | |основе преемственности с |
| | |среднего профессионального и высшего | |программами среднего (полного) |
| | |профессионального образования | |общего образования и с учетом |
| | | | |специфики и в контексте Болонского |
| | | | |процесса. Пакет программ |
| | | | |гуманитарных и |
| | | | |социально-экономических дисциплин |
| | | | |для направлений подготовки и |
| | | | |специальностей ВПО |
|3|Обновление |1.Анализ состояния |2004 |1.Рекомендации по созданию новых и |
| |учебно-методического |учебно-методического обеспечения | |обновлению существующих |
| |обеспечения реализации |дисциплин цикла ГСЭ | |учебно-методических комплексов |
| |цикла ГСЭ | | |(программ, учебников, учебных и |
| | | | |методических пособий, тестовых |
| | | | |материалов и пр.) для наиболее |
| | | | |полного обеспечения дисциплин цикла|
| | | | |ГСЭ |
| | |2. Разработка перечня |2005 |2.Макеты учебно-методических |
| | |учебно-методических материалов, | |комплексов по дисциплинам цикла ГСЭ|
| | |необходимых для обеспечения | |и перечень учебно-методических |
| | |преподавания дисциплин цикла (учебных| |материалов |
| | |программ, учебников и учебных | | |
| | |пособий, хрестоматий, тренингов, | | |
| | |практикумов, контрольных тестов, | | |
| | |методических рекомендаций, | | |
| | |дидактических материалов для | | |
| | |организации самостоятельной работы | | |
| | |студентов и др.) | | |
| | |3. Создание порталов по дисциплинам |2004-2007|3. Постоянно обновляемые порталы по|
| | |цикла ГСЭ | |дисциплинам цикла ГСЭ |
| | |4. Создание специализированных |2004-2005|4 Специализированные библиотечные и|
| | |каталогов (в том числе электронного | |электронные аннотированные каталоги|
| | |аннотированного каталога учебной | |издаваемой учебно-методической |
| | |литературы) по дисциплинам цикла ГСЭ | |литературы по дисциплинам цикла ГСЭ|
| | |для различных специальностей и | |для различных специальностей и |
| | |направлений подготовки ВПО. | |направлений подготовки ВПО. |
|4|Создание нового поколения |1.Проведение конкурсов на разработку |2004-2007|Разработка УМК по дисциплинам цикла|
| |учебно-методического |и создание учебно-методического | |ГСЭ ГОС ВПО нового поколения для |
| |обеспечения цикла ГСЭ с |обеспечения цикла ГСЭ для различных | |отдельных групп специальностей и |
| |учетом различных |направлений подготовки и | |направлений подготовки ВПО |
| |специальностей и |специальностей высшего | | |
| |направлений подготовки |профессионального образования: | | |
| |ВПО, применения | | | |
| |современных | | | |
| |образовательных технологий| | | |
| | |1.1. Создание макета |2005 |Макет учебно-методического |
| | |учебно-методического комплекса по |(2004) |комплекса по дисциплинам цикла ГСЭ |
| | |дисциплинам цикла ГСЭ ГОС ВПО нового | |ГОС ВПО нового поколения для |
| | |поколения | |различных специальностей и |
| | | | |направлений подготовки. |
| | |1.2. Разработка примерных программ по|2005-2007|Примерные учебные программы, |
| | |дисциплинам цикла ГСЭ для различных | |содержательно сбалансированные, по |
| | |направлений подготовки и | |дисциплинам цикла ГСЭ для различных|
| | |специальностей высшего | |направлений подготовки и |
| | |профессионального образования, а | |специальностей высшего |
| | |также с учетом сопряжения со | |профессионального образования, а |
| | |стандартами общеобразовательной | |также с учетом сопряжения со |
| | |средней (профильной) школы, среднего | |стандартами общеобразовательной |
| | |профессионального образования | |средней (профильной) школы, |
| | | | |начального и среднего |
| | | | |профессионального образования |
| | |1.3. Создание новых |2007-2008|Учебно-методические комплексы по |
| | |учебно-методических комплексов по | |дисциплинам цикла ГСЭ ГОС ВПО |
| | |дисциплинам цикла ГСЭ, | |нового поколения для различных |
| | |ориентированных на различные целевые | |направлений подготовки и |
| | |группы обучающихся. | |специальностей ВПО, а также с |
| | | | |учетом сопряжения со стандартами |
| | | | |общеобразовательной средней |
| | | | |(профильной) школы, начального и |
| | | | |среднего профессионального |
| | | | |образования. |
| | |1.4. Создание электронных учебников и|2006-2007|Электронные учебники по дисциплинам|
| | |учебных пособий по дисциплинам цикла | |цикла ГСЭ, ориентированных на |
| | |ГСЭ, ориентированных на различные | |различные целевые группы |
| | |целевые группы обучающихся. | |обучающихся. |
| | |1.5. Разработка учебных материалов |2005-2007|Учебники, учебные пособия и другая |
| | |для дистанционных форм обучения. | |учебная и учебно-методическая |
| | | | |литература для дистанционного |
| | | | |образования по дисциплинам цикла |
| | | | |ГСЭ. |
| | | | |Использование современных |
| | | | |информационных ресурсов в |
| | | | |преподавании дисциплины |
| | |1.6. Разработка средств |2005-2007|База измерительных тестовых |
| | |педагогической диагностики и | |материалов и контрольных заданий по|
| | |контрольно-измерительных материалов | |дисциплинам цикла «Общие |
| | |по дисциплинам цикла ГСЭ. | |гуманитарные и социально- |
| | | | |экономические дисциплины» и система|
| | | | |критериев для оценки результатов |
| | | | |тестирования. |
| | | | |Методическое обеспечение применения|
| | | | |контрольно-измерительных тестовых |
| | | | |материалов при организации |
| | | | |стандартизированной оценки уровня |
| | | | |подготовки учащихся |
| | | | |общеобразовательных школ, текущего |
| | | | |контроля знаний и итоговых |
| | | | |испытаний студентов по дисциплинам |
| | | | |цикла. (Комплект |
| | | | |программно-методических материалов)|
| | | | | |
| | | | |Создание систем тестирования по |
| | | | |дисциплинам. |
| | |1.7. Создание методических пособий |2007-2008|Учебная, учебно-методическая и |
| | |для преподавателей с учетом | |справочная литература для |
| | |инновационных методов и технологий | |соискателей и аспирантов |
| | |преподавания гуманитарных и | | |
| | |социально- экономических дисциплин | | |
| | |2. Организация ежегодных конкурсов на|2007-2008|Перечень лучших учебных изданий, |
| | |лучший учебник по каждой дисциплине | |соответствующих требованиям |
| | |цикла ГСЭ для студентов различных | |качественной подготовки |
| | |групп специальностей и направлений | |специалистов всех профилей. |
| | |подготовки ВПО. | | |
| | |3. Создание и апробация макетов |2004-2005|Макеты мастер-классов. |
| | |технического оснащения | | |
| | |образовательного процесса в области | | |
| | |преподавания дисциплин цикла ГСЭ | | |
|5|Совершенствование системы |1.Анализ обеспеченности преподавания |2004 |Рекомендации по совершенствованию |
| |повышения квалификации и |гуманитарных и | |системы кадрового обеспечения |
| |переподготовки |социально-экономических дисциплин | |реализации ГОС ВПО в области |
| |преподавателей |высококвалифицированными | |гуманитарного и |
| |гуманитарных и социально- |педагогическими кадрами. | |социально-экономического |
| |экономических дисциплин с | | |образования. Предложения по |
| |учетом различных | | |разработке кадровой политики в |
| |специальностей и | | |области подготовки и |
| |направлений подготовки в | | |профессиональной переподготовке |
| |вузах | | |преподавателей. |
| | |2.Реализация государственной |2004 |Переподготовка и повышение |
| | |программы повышения квалификации и | |квалификации преподавателей |
| | |переподготовки преподавателей | |гуманитарных и |
| | |гуманитарных и | |социально-экономических дисциплин. |
| | |социально-экономических дисциплин | | |
| | |3. Разработка программ краткосрочного|2004 |Программы краткосрочного повышения |
| | |повышения квалификации преподавателей| |квалификации преподавателей |
| | |гуманитарных и | |гуманитарных и |
| | |социально-экономических дисциплин | |социально-экономических дисциплин. |
| | |4. Разработка структуры и содержания |2004 |Программы повышения квалификации |
| | |целевых программ повышения | |преподавателей, разработанные с |
| | |квалификации преподавателей для | |учетом ориентации на различные |
| | |различных профилей | |направления и специальности ВПО. |
| | |5..Разработка модели подготовки |2004 |Типовой учебный план подготовки |
| | |преподавателя гуманитарных и | |/переподготовки/ преподавателя, |
| | |социально-экономических дисциплин для| |Проект типового договора о |
| | |системы непрофильного образования | |переподготовке |
| | |6. Реализация программ повышения | |Повысят квалификацию: |
| | |квалификации и переподготовки | | |
| | |преподавателей ГСЭ дисциплин на базе | | |
| | |инновационных центров: | | |
| | |6.1.Создание инновационного центра |2003-2004|400 преподавателей |
| | |повышения квалификации | | |
| | |преподавательского состава (на базе | | |
| | |ГУ-ВШЭ) | | |
| | |6.2. Создание центра переподготовки |2003-2004|340 преподавателей |
| | |политологов (на базе МГИМО) | | |
| | |6.3. Создание федерального центра |2003-2004|100 преподавателей |
| | |повышения квалификации преподавателей| | |
| | |социологии (на базе СпбГУ) | | |
| | |6.4.Создание экспериментального |2003 |100 преподавателей |
| | |центра подгото-вки преподавателей | | |
| | |социологии на базе современ-ных | | |
| | |образовательных программ (на базе | | |
| | |РУДН) | | |
| | |7. Организация стажировок |2004 |200 преподавателей |
| | |преподавателей дисциплин ГСЭ | | |
| | |8. Организация краткосрочных целевых |2004-2005|Создание системы целевой |
| | |тематических программ повышения | |переподготовки заведующих кафедрами|
| | |квалификации для заведующих кафедрами| | |
| | |дисциплин ГСЭ | | |
|6|Подготовка, повышение |1.Проведение конкурсов на: | | |
| |квалификации и | | | |
| |переподготовка научно- | | | |
| |педагогических кадров | | | |
| |гуманитарного и социально-| | | |
| |экономического профиля для| | | |
| |реализации ГОС ВПО нового | | | |
| |поколения | | | |
| | |1.1. реализацию целевых программ |2006-2008|Реализация программ повышения |
| | |повышения квалификации преподавателей| |квалификации и переподготовки |
| | |ГСЭ дисциплин, в том числе проведение| |преподавателей гуманитарных и |
| | |ежегодных семинаров отдельным | |социально-экономических дисциплин |
| | |дисциплинам | | |
| | |1.2. организацию краткосрочных |2006-2008|Создание целевой системы повышения |
| | |целевых тематических семинаров для | |квалификации заведующих кафедрами |
| | |заведующих кафедрами дисциплин ГСЭ | | |
| | |1.4. создание центров переподготовки |2006-2007|Центры дистанционного повышения |
| | |преподавателей систем дистанционного | |квалификации и переподготовки |
| | |повышения квалификации | |преподавателей |
| | |1.5. реализацию целевых программ |2006-2007|Создание региональной сети |
| | |повышения квалификации преподавателей| |повышения квалификации и |
| | |для различных профилей подготовки | |переподготовки преподавателей на |
| | |специалистов (на базе ведущих вузов) | |базе ведущих вузов |
| |Модернизация структуры и содержания образования по гуманитарным и социально-экономическим направлениям |
| |подготовки и специальностям ВПО |
|7|Предложения по структуре и|1.Оптимизация Перечня направлений |2005-2007|Обновленный Перечень направлений |
| |содержанию подготовки в |подготовки и специальностей в части | |подготовки и специальностей в части|
| |области гуманитарного и |гуманитарных и | |гуманитарного и |
| |социально-эконо-мического |социально-экономических наук и | |социально-экономического |
| |образования с учетом |специальностей | |образования (с учетом разработки |
| |вхождения в международное | | |ГОС бакалавров по специальности) |
| |образовательное | | | |
| |пространство. | | | |
| | |2.Разработка проектов макетов ГОС ВПО|2004-2006|Проекты макетов ГОС ВПО по |
| | |по направлениям и специальностям в | |направлениям и специальностям в |
| | |области: | |области: |
| | |гуманитарного и | |гуманитарного и |
| | |социально-экономического образования;| |социально-экономического |
| | |культуры и искусства | |образования; культуры и искусства |
| | |3.Разработка нового поколения ГОС ВПО|2005-2008|Проекты ГОС ВПО нового поколения |
| | |в области гуманитарного и | | |
| | |социально-экономического образования | | |
| | |4. Анализ состояния |2004 |Создание проекта стандартов |
| | |библиотечно-издательского дела в | |информацион-ного обеспечения |
| | |гуманитарном образовании | |непрерывного и преемствен-ного |
| | | | |образовательного процесса в учебных|
| | | | |заведениях систем среднего и |
| | | | |высшего образо-вания всех регионов |
| | | | |Российской Федерации на основе |
| | | | |международных критериев |
| | |5.Анализ обеспеченности |2004 |Предложения по обеспечению |
| | |учебно-методической литературой | |литературой общепрофессиональных и |
| | |общепрофессиональных и специальных | |специальных дисциплин по |
| | |дисциплин по гуманитарным и | |гуманитарным и |
| | |социально-экономическим направлениям | |социально-экономическим |
| | |подготовки и специальностям | |направлениям подготовки и |
| | | | |специальностям ВПО |
| | |6.Анализ обеспеченности |2004 |Предложения по комплектованию |
| | |учебно-методической литературой | |библиотек вузов учебно-методической|
| | |вузовских библиотек по | |литературой по гуманитарным и |
| | |общепрофессиональным дисциплинам ГОС | |социально- экономическим |
| | |по гуманитарным и | |специальностям и направлениям |
| | |социально-экономическим | |подготовки ВПО |
| | |специальностям и направлениям | | |
| | |подготовки | | |
| | |7.Проведение конкурсов на создание |2006-2007|Учебно-методическое обеспечение по |
| | |учебно-методической литературы по | |дисциплинам общепрофессионального |
| | |дисциплинам общепрофессионального | |цикла ГОС ВПО нового поколения в |
| | |цикла ГОС ВПО нового поколения в | |области гуманитарного и |
| | |области гуманитарного и | |социально-экономического |
| | |социально-экономического образования | |образования |
| | |8.Повышение квалификации |2006- |Повышение квалификации |
| | |преподавателей в области |2008 |преподавателей вузов в области |
| | |гуманитарного и социально- | |гуманитарного и социально- |
| | |экономического образования в рамках | |экономического образования |
| | |ГОС ВПО нового поколения | | |
| | |Создание инновационных центров | | |
| | |повышения квалификации и | | |
| | |переподготовки преподавателей в | | |
| | |области гуманитарного и | | |
| | |социально-экономического образования | | |
| | |9.Закупка материально-технического |2008 |Материально-техническое обеспечение|
| | |оборудования в соответствии с ГОС ВПО| |в области гуманитарного и |
| | |нового поколения в области | |социально- экономического |
| | |гуманитарного и социально- | |образования в соответствии с ГОС |
| | |экономического образования | |ВПО нового поколения |
|8|Фундаментальные и |8.1. Определение современных парадигм|2004-2005|Аналитические материалы, статьи, |
| |прикладные исследования |гуманитарного образования | |монографии, предложения к макетам |
| | | | |ГОС ВПО, научно- обоснованная |
| | | | |концепция ГОС ВПО в области |
| | | | |гуманитарного образования. |
| | |8.2.Европа-Россия: проблема |2004-2005|Создание комплекта методических |
| | |межкультурной коммуникации | |материалов к учебным курсам по |
| | | | |гуманитарным дисциплинам ГОС ВПО по|
| | | | |формированию навыков межкультурной |
| | | | |коммуникации |
| | |8.3. Восток-Запад: глобализация и |2004-2005|Создание комплекта методических |
| | |культурная идентичность | |материалов к учебным курсам по |
| | | | |гуманитарным дисциплинам ГОС ВПО по|
| | | | |формированию у студентов навыков |
| | | | |толерантного отношения к культурной|
| | | | |идентичности других народов |
| | |8.4. Место и роль России в |2004-2005|Статьи, монографии |
| | |европейском образовательном | | |
| | |пространстве | | |
| | |8.5. Проблемы перехода российского |2005 |Рекомендации по переводу ГОС ВПО в |
| | |образования в систему «зачетных | |систему «зачетных единиц» |
| | |единиц» | | |

проект
Концептуальные основы программы модернизации гуманитарного и социально-
экономического образования в России на 2004-2008 годы
Образование - особая сфера жизнедеятельности общества и государства, в
которой совершается передача и воспроизводство не только знаний, умений,
навыков и культурного опыта поколений, но самого характера мышления,
миропонимания, мироощущения, духовных ценностей, исторического и
нравственного самосознания нации.
Коренная ломка сложившегося государственного устройства, социально-
экономических отношений, замена идеологии и моральных ценностей, - не могли
не отразиться на существующей системе образования. Это - объективные
предпосылки, обусловившие реформу образования.
Начавшийся в 1992 году и продолжающийся и сейчас процесс демократизации
образования и развития автономии образовательных учреждений повлек за собой
коренную перестройку всей системы образования. 13 апреля 1992 г.
постановлением Правительства Российской Федерации N 244 «О развитии
гуманитарного образования в Российской Федерации» был создан общественный
совет по гуманитарному образованию при Правительстве Российской
Федерации, главной задачей которого была разработка стратегии развития
гуманитарного образования в России. В Министерстве образования Российской
Федерации (в тот период Государственном комитете по высшему образованию)
при поддержке фонда «Культурная инициатива» (в дальнейшем - Институт
«Открытое общество») была разработана и реализована программа «Гуманизация
и гуманитаризация высшего образования в России». В ходе реализации
программы уже в 1991-1992 гг. был пересмотрен перечень социально-
гуманитарных дисциплин, общих для всех специальностей высшего
профессионального образования. Из него были исключены такие дисциплины как
«История КПСС» и «Научный коммунизм», были введены «Социология»,
«Политология», «Культурология», «Педагогика» и «Психология». Объем часов
для изучения социально-гуманитарных дисциплин составил 25 % от общего.
Одновременно в конкурсном порядке была организована подготовка новых
учебников и учебных пособий, заметная часть которых вошла в число наиболее
массовых и стабильно переиздаваемых учебных книг.
Проведение общероссийских конкурсов по социально-гуманитарной тематике,
выполнение программы переводов произведений зарубежной социально-
гуманитарной литературы на русский язык способствовали консолидации и
быстрому творческому росту профессорско-преподавательского состава кафедр
гуманитарных и социально-экономических дисциплин вузов России.
В 1995г. созданием первого поколения ГОС ВПО был закончен первый этап
реформирования гуманитарного образования. Подготовка второго поколения ГОС
велась в направлении усиления фундаментальности содержания образования.
По сравнению с ГОС ВПО первого поколения в ГОС ВПО второго поколения
существенные изменения претерпели структура и порядок реализации цикла
ГСЭ:
- при сохранении объема часов общей трудоемкости (1800
часов) значительно возросла доля национально-регионального (вузовского)
компонента цикла (до 540 часов, половина из которых по-прежнему отводится
на дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом
(факультетом);
- к прежним десяти базовым дисциплинам цикла ГСЭ добавилась
одиннадцатая - "Русский язык и культура речи";
- количество обязательных базовых дисциплин уменьшилось до
четырех: "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов общей
трудоемкости), "Физическая культура" (408 часов), "Отечественная история",
"Философия";
- остальные (7) базовые дисциплины могут быть реализованы
по усмотрению вуза, при этом возможно их объединение в междисциплинарные
курсы при сохранении обязательного минимума содержания;
- если дисциплина является частью общепрофессиональной или специальной
подготовки, выделенные на ее изучение часы могут перераспределяться в
рамках цикла.
Министерство образования Российской Федерации создало Координационный
совет по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин ГОС
ВПО (приказ Минобразования России от 10.07.2001 ? 2665); Совет по
гуманитарному и социально-экономическому образованию (приказ Минобразования
России от 10.09.2001 ? 3119); организовало конкурс по разработке
комплектов учебной литературы по всем базовым дисциплинам цикла ГСЭ (приказ
Минобразования России от 30.04.2002, ? 1635); утвердило примерные учебные
программы по всем одиннадцати базовым дисциплинам цикла ГСЭ для вузов
различного профиля.
Вместе с тем, анализ состояния гуманитарного и социально-экономического
образования в вузах различного профиля выявил ряд серьезных проблем,
требующих безотлагательного решения:
1)отсутствие целевых установок преподавания гуманитарных и социально-
экономических дисциплин (формирование гражданственности, уважения прав и
свобод человека, социальной терпимости, любви к Родине, экологической
культуры, подготовки специалиста, адаптированного в международном
образовательном пространстве);
2) отсутствие концептуального осмысления принципов и механизмов
реализации преемственности и непрерывности гуманитарного и социально-
экономического образования на его различных ступенях (основное общее,
общее среднее (полное) образование; начальное, среднее, высшее и
послевузовское профессиональное образование);
3) сокращение в вузах различного профиля (особенно негуманитарных)
нормативов общей трудоемкости цикла «Общие гуманитарные и социально-
экономические дисциплины», деформация его структуры, нарушение порядка
реализации;
4) несформированность комплектов учебной литературы по каждой
дисциплине (учебник или учебное пособие, хрестоматия, словарь, практикум и
др.), неукомплектованность библиотек учебными изданиями, рекомендованных
к использованию Минобразованием России и учебно-методическими
объединениями вузов;
5) решение проблемы кадрового обеспечения реализации цикла «Общие
гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в вузах различного
профиля (необеспеченность преподавания дисциплин штатными преподавателями
высокой квалификации, отсутствие у выпускников вузов и аспирантов интереса
к педагогической карьере, сложности финансирования повышения квалификации
и переподготовки профессорско-преподавательского состава).
Во многом наличие этих проблем связано:
- с ослаблением вертикали управления системой гуманитарного
образования, в частности, упразднением Совета по гуманитарному образованию
при Правительстве Российской Федерации, неоднократным в течение десяти лет
изменением структуры управления на федеральном и региональном уровнях;
- снижением мобильности профессорско-преподавательского состава
(сокращением количества вузовских, зональных, региональных совещаний,
научных конференций, постоянно действующих методических семинаров по
проблемам гуманитарного и социально-экономического образования, уменьшение
масштабов обсуждения этих проблем на страницах периодической и научной
печати);
- недостаточным развитием информационной среды (крайняя ограниченность
доступа к глобальным информационным системам, ограниченные возможности
получения современной научной отечественной и зарубежной литературы и
периодики)
- падением авторитета кафедр социогуманитарного профиля, особенно в
негуманитарных вузах (отсутствие вузовских советов по гуманитарному
образованию; смещение педагогической нагрузки по циклу «Общие гуманитарные
и социально-экономические дисциплины» на выпускающие кафедры);
- ослаблением позитивного воздействия на эти процессы со стороны
общественных объединений гуманитарного профиля.
Ключевыми словами Программы социально-экономического развития Российской
Федерации на среднесрочную перспективу 2003-2005 годы, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 года ?
1163-р являются «Доступность, качество и эффективность». Образование и,
особенно, гуманитарное и социально-экономическое является важнейшим
фактором формирования нового качества общества, специфические проблемы
которого в условиях перехода России к правовому государству вызваны сменой
системы ценностей и социальных приоритетов. Образование должно стать
важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности. Для
достижения нового качества образования, соответствующего актуальным и
перспективным запросам современной жизни страны, на первом этапе
модернизации необходимо осуществить структурную и институциональную
перестройку системы гуманитарного и социально-экономического образования,
усилить его ориентацию на федеральный и региональный рынки труда.
Поэтому главной задачей модернизации гуманитарного и социально-
экономического образования в России на 2004-2008 годы является задача
повышения качества гуманитарного и социально-экономического образования.

Основными целями программы в условиях развития информационного
общества, процесса трансформации российской экономики и глобализации
образовательного пространства, являются: повышения общественного статуса
гуманитарного образования; постоянного обновления его содержания и
структуры, использования современных информационных образовательных
технологий и механизмов контроля качества образования, интеграции учебного
и воспитательного процессов, реализации содержания гуманитарного и
социально-экономического образования с учетом последних достижений мировой
науки и традиций отечественной педагогики, а также формирования
целостного мировоззрения у молодого поколения и сохранения кадрового
потенциала преподавателей гуманитарных с социально-экономических дисциплин.
Для достижения перечисленных целей в проекте программы определены
следующие задачи:
обеспечения структурной перестройки гуманитарного и социально-
экономического образования, направленной на совершенствование его
содержания, организационных форм, методов и технологий преподавания;
усиления взаимосвязей гуманитарного и социально-экономического
образования и рынка труда;
разработки федеральных и региональных компонентов преемственных
государственных образовательных стандартов и примерных образовательных
программ гуманитарного и социально-экономического образования для
различных уровней образования и направлений подготовки специалистов;
сохранения и развития системы дополнительного и послевузовского
гуманитарного и социально-экономического образования;
усиления воспитательной функции гуманитарного и социально-экономического
образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия,
нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине,
семье, обществу, окружающей природе;
обеспечения совершенствования системы государственной аттестации
научных и научно-педагогических работников гуманитарного и социально-
экономического образования;
мониторинга качества гуманитарного и социально-экономического
образования;
совершенствования методов и механизмов прогнозирования развития
гуманитарного и социально-экономического образования с учетом социально-
экономических условий, механизмов трудоустройства выпускников и
перспективных потребностей рынков труда.

Программа состоит из двух разделов: 1. Модернизация структуры и
содержания дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины»; 2. Модернизация структуры и содержания образования по
гуманитарным и социально-экономическим направлениям подготовки и
специальностям ВПО, которые включают следующий комплекс мероприятий:
1. Совершенствование реализации дисциплин цикла «Общие гуманитарные и
социально-экономические дисциплины» в соответствии с требованиями
ГОС ВПО;
2. Определение структуры, и обновление содержания дисциплин цикла
«Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»;
3. Обновление учебно-методического обеспечения реализации цикла
«Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»;
4. Создание нового поколения учебно-методического обеспечения цикла
«Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» с учетом
различных специальностей и направлений подготовки ВПО, применения
современных образовательных технологий;
5. Совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки
преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин с
учетом различных специальностей и направлений подготовки в вузах;

6. Подготовка, повышение квалификации и переподготовка научно-
педагогических кадров гуманитарного и социально-экономического
профиля для реализации ГОС ВПО нового поколения;
7. Предложения по структуре и содержанию подготовки в области
гуманитарного и социально-экономического образования с учетом
вхождения в международное образовательное пространство;
8. Фундаментальные и прикладные исследования.