Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.edst.msu.ru/conf/main.htm
Дата изменения: Fri Dec 5 12:43:23 2003 Дата индексирования: Mon Oct 1 19:22:29 2012 Кодировка: Windows-1251 |
РЕКОМЕНДАЦИИ
Всероссийского совещания заведующих кафедрами гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Москва, 20 - 21 ноября 2003 года
Министерство образования Российской Федерации провело 20-21 ноября 2003 г. в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова Всероссийское совещание заведующих кафедрами гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
В совещании приняли участие 1523 человек из 396 вузов Российской Федерации, в том числе из 62 университетов, 122 технических вузов, 40 педагогических, 70 гуманитарных и социально-экономических, 36 вузов культуры и искусства, 28 сельскохозяйственных, 25 медицинских, руководители Минобразования России, федеральных министерств и ведомств, ученые Российской академии наук, Российской академии образования, представители общественных фондов и объединений (13 учреждений).
На совещании были обсуждены актуальные вопросы развития гуманитарного и социально-экономического образования в вузах Российской Федерации в связи с реализацией Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001г. ? 1756-р, присоединением России к Болонскому процессу.
Участники совещания подчеркнули, что в течение последних 10 лет после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 13.04.1992 ? 244 'О развитии гуманитарного образования в Российской Федерации' произошли существенные изменения в структуре и содержании гуманитарного и социально-экономического образования. Расширен Перечень направлений подготовки и специальностей в области гуманитарного и социально-экономического образования, разработаны и введены государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, определена структура гуманитарной составляющей стандартов, обновилось содержание и учебно-методическое обеспечение дисциплин. Проводилась работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации профессорско-преподавательского состава вузов.
Обновлена структура управления содержанием гуманитарного и социально-экономического образования: созданы Совет по гуманитарному и социально-экономическому образованию, Межведомственный научно-методический совет по экономике и управлению, Координационный совет по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, 5 Координационных советов по областям знаний, Координационный совет по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской Православной церкви, 11 научно-методических советов Минобразования России, 30 межвузовских центров в области гуманитарного и социально-экономического образования.
Анализ современного состояния гуманитарного и социально-экономического образования в вузах различного профиля выявил ряд серьезных проблем:
1) отсутствие в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования целевых установок в подготовке специалистов по циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
2) отсутствие концептуального осмысления принципов и механизмов реализации преемственности и непрерывности гуманитарного и социально-экономического образования на его различных ступенях (основное общее, общее среднее (полное) образование; начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование);
3) сокращение в вузах различного профиля (особенно негуманитарных) реальной педагогической нагрузки по циклу 'Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины', деформация его структуры;
4) несформированность комплектов учебной литературы по каждой дисциплине (учебник или учебное пособие, хрестоматия, словарь, практикум и др.), неукомплектованность библиотек учебными изданиями, рекомендованными к использованию Минобразованием России, учебно-методическими объединениями вузов и научно-методическими советами Минобразования России;
5) неудовлетворительное кадровое обеспечение преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузах различного профиля (недостаточная обеспеченность преподавания дисциплин штатными преподавателями высокой квалификации, отсутствие у выпускников вузов и аспирантов интереса к педагогической карьере, финансирование повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава не в полном объеме).
Во многом наличие этих проблем связано с:
- упразднением Совета по гуманитарному образованию при Правительстве Российской Федерации как общественного органа, определяющего стратегию развития гуманитарного и социально-экономического образования в Российской Федерации;
- снижением значимости гуманитарных и социально-экономических дисциплин в подготовке специалистов высшей квалификации, особенно в негуманитарных вузах;
- недостаточным развитием информационной среды (ограниченность доступа к глобальным информационным системам, а также возможности получения современной научной отечественной и зарубежной монографической литературы и периодики);
- снижением мобильности профессорско-преподавательского состава (сокращение количества вузовских, зональных, региональных совещаний, научных конференций, постоянно действующих методических семинаров по проблемам гуманитарного и социально-экономического образования, сокращение количества их участников, уменьшение масштабов обсуждения проблем гуманитарного образования на страницах периодической и научной печати);
- ослаблением позитивного воздействия на эти процессы со стороны общественных объединений гуманитарного профиля.
Для российской высшей школы сохраняет актуальность проблема повышения общественного статуса гуманитарного образования. На первый план выдвигаются задачи постоянного обновления его содержания и структуры, использования современных информационных образовательных технологий и механизмов контроля качества образования, интеграции учебного и воспитательного процессов, реализации содержания гуманитарного и социально-экономического образования с учетом последних достижений мировой науки и традиций отечественной педагогики, поддержания необходимого кадрового потенциала преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также формирования целостного мировоззрения у молодого поколения.
Решение перечисленных проблем нашло отражение в проекте программы модернизации гуманитарного и социально-экономического образования в России на 2004-2008 годы. Всероссийское совещание заведующих кафедрами гуманитарных и социально-экономических дисциплин, обсудив проект программы, поддерживает ее в целом.
Совещание рекомендует Министерству образования Российской Федерации:
1. Утвердить программу модернизации гуманитарного и социально-экономического образования в России на период до 2008 года с учетом изменений и дополнений, предложенных участниками совещания.
2. Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о воссоздании Совета по гуманитарному образованию при Правительстве Российской Федерации, основной задачей которого должна стать разработка федеральной целевой программы по проблемам модернизации гуманитарного и социально-экономического образования в современных условиях.
3. Предусмотреть в 2004-2008 гг. финансирование программы в рамках Федеральной программы развития образования, Федеральной целевой программы 'Развитие единой образовательной и информационной среды', научных программ 'Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования', 'Федерально-региональная поддержка науки и образования'.
4. Привести структуру межвузовских центров гуманитарного образования в соответствие с задачами модернизации гуманитарного и социально-экономического образования.
5. Восстановить систему повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава вузов, предусмотрев для этого бюджетное финансирование в рамках Федеральной программы развития образования.
Координационному совету по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования:
1. Разработать стратегию развития дисциплин цикла 'Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины' для всех направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.
2. Поддерживая в целом вступление России в Болонский процесс как важнейший фактор создания единого европейского образовательного пространства, необходимо выработать четкие принципы данной интеграции, учитывающей традиции и достижения отечественной науки, образования и культуры.
3. Проработать вопрос о структуре и порядке реализации цикла 'Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины' в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования нового поколения.
4. Обобщить опыт реализации цикла 'Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины' в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования второго поколения и разработать рекомендации по составлению рабочих учебных планов.
5. Проработать вопрос о составе раздела ГСЭ Госстандарта и необходимости выведения из него дисциплины 'физическая культура', предусмотрев для нее особый раздел Госстандарта.
6. Провести обсуждение конкретных предложения секций совещания с целью совершенствования процесса преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплины.
Научно-методическим советам Минобразования России и учебно-методическому объединению по классическому университетскому образованию:
1. Провести совещания по отработке содержания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в соответствии со стратегией, предложенной Координационным советом по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, с учетом предложений, выработанных как совещанием в целом, так и его секциями.
2. Разработать концепции учебно-методического оснащения цикла 'Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины' с учетом использования в преподавании новых информационных технологий.
3. В целях повышения качества учебно-методического и информационного обеспечения усовершенствовать процедуру рецензирования и повысить значение грифования подготовленных к изданию рукописей учебников и учебных пособий.
Ректорам вузов, деканам и заведующим кафедрами принять меры по:
1. Созданию в вузах советов по гуманитарному и социально-экономическому образованию, оказанию содействия в их работе;
2. Оперативному изданию учебно-методических материалов по дисциплинам цикла 'Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины';
3. Внедрению в гуманитарное и социально-экономическое образование современных информационных образовательных технологий;
4. Созданию необходимых условий для регулярного повышения квалификации и переподготовки кадров преподавателей, реализующих дисциплины цикла 'Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины';
5. Усилению взаимосвязи с Межрегиональными центрами общественных наук с целью обеспечения возможностей информационного обмена по проблемам гуманитарного и социально-экономического образования.