'Они должны жить! Так можно сказать о каждом животном и растении. Должна жить каждая травинка, каждая букашка! Особенно надо охранять исчезающие виды. В наше время им очень трудно быть не исчезающими:' - слова Татьяны Поповой, пятиклассницы из Липецка, написанные к конкурсу Проекта, стали девизом программы, посвященной сохранению биологического разнообразия, охране редких видов растений и животных.
Как принять участие в программе? Прежде всего - долой равнодушие! Нельзя пройти мимо безжалостного уничтожения растений на букеты, весенних поджогов травы, надрезов на березах, которыми калечат деревья сборщики сока. Еще, чтобы охранять, нужно больше знать о том или ином виде. Этому посвящена исследовательская деятельность участников Проекта. Ну, а когда что-то знаешь и умеешь сам, можно научить других. Так и поступают юные участники программы 'Они должны жить': проводят классные часы для младших школьников, готовят школьные газеты, организуют спектакли, развешивают плакаты в парках и дачных поселках, выступают на радио и телевидении. Если и вам есть о чем рассказать участникам Проекта, пишите в нашу телеконференцию.
Ниже размещены статьи, рисунки и фотографии участников конкурса 'Они должны жить', организованного в рамках этой программы. Они опубликованы в 'Вестнике 'Экологического Содружества' за март-апрель 2002 г. Просветительской деятельностью ребят руководят педагоги. Здесь вы найдете и их публикации. Мы не стали разделять работы на 'детские' и 'взрослые', поскольку все они служат одной цели - сохранению природы.
ПЕРВОЦВЕТЫ
'Еще только начал таять снег, побежали весенние ручьи, а в лесу наступает праздник. Расцветают первоцветы. Это самые первые и самые храбрые цветы' (Елена Ишина, Сердобск).
'Разве дело только в запретах? Унося цветы, что мы крадем у леса? Может быть, его весеннюю улыбку?' (Дарья Мухина, Липецк).
Ольга Бочкарева, 10 класс средней школы N 2 г. Звенигово, Республика Марий Эл
Они нуждаются в охране
М.В. Булганина, преподаватель экологии Знаменской средней школы, Белгородская область
Первоцветы Белгородской области
Ольга Дмитриева, 9 класс школы N 2 п. Звенигово, Республика Марий Эл
Берегите первоцветы!
Елена Ишина, Лицей N 2, г. Сердобск Пензенской области
Весенний праздник
Дарья Мухина, 9 лет, Станция юных натуралистов 'Эколог', г. Липецк
Дарящая мед
ДРУГИЕ РЕДКИЕ РАСТЕНИЯ
'А может, зря мы нашли эту поляну? Чем меньше людей знает о ней, тем спокойнее этому, уже ставшему краснокнижным, растению?' (Елена Данилина, Ольга Орешина, Сердобск).
Елена Данилина, Ольга Орешина, Лицей N 2, г. Сердобск Пензенской области
Тезки
Николай Комаров, 9 лет, Станция юных натуралистов 'Эколог', г. Липецк
Лилия долин, цветущая в мае
Маргарита Полозкова, Лицей N 2, г. Сердобск Пензенской области
Желтоглазое чудо
Татьяна Попова, 5 класс гимназии N 64, г. Липецк
Ландыш
НАСЕКОМЫЕ И ДРУГИЕ БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ
Необходимо помнить, что понятие "биологическое разнообразие" включает в себя не только китов, панд или уссурийских тигров. В первую очередь биологическое разнообразие - это тысячи и тысячи крошечных живых организмов, населяющих леса, луга, болота. Именно эти маленькие незаметные обитатели делают наши экосистемы устойчивыми. Ученые доказали, что ежедневно на Земле вымирает один вид - какой-нибудь паучок или маленькая мошка. Обычно мы не обращаем на них внимания; мы не замечаем, как они исчезают. К сожалению, мы слишком поздно начинаем понимать, какую важнейшую роль эти создания играли в природе, - только, когда видим, как гибнут наши леса или болота, лишившиеся своих маленьких тружеников. Поэтому каждый, кому дорога жизнь на Земле, должен помнить и о тех существах, которые копошатся у него под ногами, пробираются сквозь комочки почвы или прячутся в трещинах коры. О тех, кто гибнет весной в сухой траве, которую мы безжалостно сжигаем: (М.А. Клепиков, координатор программы 'Они должны жить').
Наталья Батурина, 12 лет, 6 класс школы-лицея N 130, г. Новосибирск
Живут ручейники - вода чистая
М.А. Клепиков, заместитель директора Дома Природы, г. Тутаев Ярославской области, куратор энтомологического направления Проекта
Апрельские редкости
Бражники
Осколки тропического изобилия
Психеи
Свидетели ледникового периода (наши редкие дневные бабочки)
Сергей Свеклин, 9 класс, Эколого-биологический центр 'Дом Природы', г. Тутаев Ярославской области
Моя энтомологическая работа
Илья Стрельников, Иван Климов, Станция юных натуралистов 'Эколог', г. Липецк
О гибели насекомых на автодорогах
Павел Строев, 9 лет, Станция юных натуралистов 'Эколог', г. Липецк
Муравейчик-муравей - рыжий друг всех детей
Ян Урбанус, 16 лет, Липецкая областная станция юных натуралистов
Встречи в сосновом бору. Записки юного энтомолога
Аполлон
Жук-олень
Жужелицы
Михаил Целебровский, 10 класс, Детский эколого-биологический центр 'Родник', г. Ярославль
Южные бражники в Ярославской области
РЫБЫ
'Количество рыб сократилось более чем вдвое! А причиной аварии, обезобразившей две малые реки - Ищельку и Куторку, загрязнившей красивейший Ай, стала противозаконная врезка в нефтепровод. Мне кажется, что такое правонарушение нужно расценивать не как кражу, это - убийство' (Елена Фурсова, Челябинск).
Елена Фурсова, 8 класс экологического лицея N 12, г. Челябинск
На пульсе Ая
ПТИЦЫ
'Мы, люди, должны заботиться о каждом представителе флоры и фауны своей планеты. Чем больше видов обитает вокруг нас, тем устойчивее экосистема, в которой мы живем, а, значит, у нас есть будущее' (Иван Синицын, Новосибирск).
Владимир Гостев, Станция юных натуралистов 'Эколог', г. Липецк
Пернатый хищник
Иван Синицын, 8 класс муниципальной гимназии N 3, г. Новосибирск
Необходимо ли человеку заботиться о сохранении вида Ласточка береговая?
Мария Фаронова, 9 лет, Станция юных натуралистов 'Эколог', г. Липецк
Ночной охотник
ЗВЕРИ
Александра Замуренко, 9 класс школы-лицея N 130, г. Новосибирск
Сурки
Светлана Мандрик, 11 лет, 6 класс гимназии N 64, г. Липецк
Гепард
Мария Попова, 6 класс гимназии N 64, г. Липецк
Давайте вместе наблюдать за ними на воле!
Татьяна Попова, 7 класс гимназии N 64, г. Липецк
Жирафы должны жить!
Юлия Уколова, 17 лет, Липецкая областная станция юных натуралистов
Липецкий зоопарк
КРОССВОРД
Елена Кожевникова, 5 класс гимназии N 64, г. Липецк