На конкурс "Экологическое содружество" из г. Пскова ЭБЦ
Воропаева Галина 24 ноября 2000 21:28:20
Эколого-биологический Центр г.Пскова Федорова Светлана, 8 в. кл., школа ? 10 г.Пскова, 13 лет Руководитель: Жирова Диана Николаевна, ЭБЦ г.Пскова Название работы: Комплексный экологический маршрут в долине реки Обдех. Изборско-Мальская долина является уникальным памятником природы. Своеобразие долины обусловлено особенностями геологического строения и развития этой территории. На небольшой площади сконцентрированы многообразные экологические условия: различные по составу и структуре почвы; различного типа вторичные леса; небольшие, но чистые речки и ручьи; обнажения известняков. Большим разнообразием характеризуется растительный покров долины и животный мир, встречается много охраняемых видов. Долина является составной частью историко-архитектурного природно-ландшафтного заповедника "Изборск", но все же испытывает сильное антропогенное воздействие. Объективно назрела необходимость комплексного изучения состояния территории во всем его многообразии. Для того, чтобы осуществить комплексный подход к изучению природы, оценить формы и степень воздействия человека на природу, мы решили заложить на местности и изучить экологический маршрут, который отражал бы особенности этой территории. Кроме того, на маршруте в перспективе возможно проведение мониторинговых наблюдений как за различными природными объектами, так за состоянием этого участка долины в целом. Цель работы: начать комплексное изучение участка долины Обдех посредством разработки экологического маршрута, охватывающего разнообразные природные, исторические, этнографические, рекреационные объекты.Для достижения этой цели нами были определены следующие задачи: 1.Обследовав участок долины реки Обдех, выявить наиболее интересные и показательные точки, составить перечень экскурсионных объектов 2.Составить карту-схему маршрута 3. Начать изучение и описание объектов на маршруте 4. Провести пробную экскурсию для воспитанников оздоровительного лагеря "Эколог" по комплексному экологическому маршруту с целью выявления интереса к этой форме работы в природе. Место проведения работы: долина реки Обдех в окрестностях деревень Раково, Рогово,Салтаново, Печорский район Псковской области. Методика: Пользовались рекомендациями по организации и обрудованию экологической тропы (Вельб, 1989, Псковская областная СЮН, Андреев, 1991г). Также нами частично использовалась Программа проведения комплексного экологического обследования территории ( Боголюбов, 1996 г) Участком исследования была выбрана территория, которая располагается в непосредственной близости от лагеря, легкодоступна, отвечает основным требованиям к экскурсионному маршруту: привлекательность мест, смена ландшафтов, протяженность не более 2 км, использование сложившейся дорожно-тропиночной сети. Обследование территории проводилось маршрутным методом. Для привязки к местности использовали компас и шагомер, карту-схему составляли, пользуясь ксерокопией крупномасштабной карты. Проводили описание лесных фитоценозов ( сосняка, смешанного леса, заросшего оврага) по специальным бланкам (Соколова И.Г., Судницына Д.Н., Истомина Н.Б., 1999) Определение животных проводили по голоса, визуально и по следам жизнедеятельности. Для подготовки справочного материала для экскурсоводов прорабатывали биологическую литературу и делали выписки. Знакомились с правилами проведения экскурсии в природе. Работа выполнена в ходе учебно-полевой практики с 23 июня по 2 августа 2000г. Маршрут имеет протяженность чуть более 1,5 км, проходит через 13 наблюдательных точек. Составлен паспорт на комплексный экологический маршрут. Назначение маршрута: комплексное изучение участка долины; экологическое просвещение, обучение, воспитание; развитие практических навыков по оценке природопользования и улучшению состояния природной среды. Основные объекты: сосновый лес, овраг, просека, смешанный лес, родник, река ОБдех. "Кицекерт"( участок сильного антропогенного воздействия, место стоянки "диких" туристов) лесной пожар, "бобровый карандаш", баня Калью( представителя народности сету). Итог экскурсии: разнообразие рельефа и природных условий способствовали формированию удивительного по красоте и богатсву уголка природы. В течение сотен лет население этих мест жило в гармонии с природой. Задача людей сейчас- сохранитбь эту уникальную территорию, не наносить ей вреда своими необдуманными действиями. Необходим строгий режим охраны и тщательное изучение долины реки Обдех. Проведены пробные экскурсии для преподавателей и воспитанников второй и третьей смен профильного оздоровительного лагеря "Эколог" (60 человек). Результаты устного опроса свидетельстуют о том, что экскурсии привлекают ребят, многие задумались о вреде, который человек может причинить природе; дети отмечают своеобразие некоторых объектов (родник, виды редких и охраняемых растений, обнажения ходов и нор зверей), с которыми они раньше не встречались; привлекает детей то, что в роли экскурсоводов выступают их сверстники, а не преподаватель. Выполнение работы понравилось ее авторам ,т.к. большую часть времени они провели непосредственно на природе, узнали много нового. Работа носила творческий характер. Заключение. На обследованном участке долины р.Обдех и прилегающей территории выявлены наиболее интересные с познавательной, просветительской, информационной точек зрения объекты. Составлена карта-схема маршрута. начато описание точек маршрута, накопление исследовательских данных и информационного материала для экскурсовода. Проведены пробные экскурсии для воспитанников лагеря "Эколог" Перспективы работы: 1. Разработка "Пправил поведения на маршруте" 2.Подробное описание точек маршрута 3.Составление инвентаризационных списков видов травянистой и древесно-кустарниковой растительности, насекомых, птиц, амфибий и пресмыкающихся, млекопитающих, водной флоры и фауны и т.д., в том числе используя данные других исследователей- воспитанников о/л "Эколог". Проведение учетов численности животных. Составление коллекции следов жизнедеятельсноти животных. Составление "фото-карты"- подборки снимков экскурсионных объектов и ландшафтов. 4.Проведение биотехнических и природоохранных мероприятий: расчистка родника, огораживание муравейников,уборка мусора, определение зон повышенной антропогенной нагрузки, классификация типов антропогенного воздействия на территорию и определения способов его снижения. 5. Составление "банка данных" наблюдений на маршруте. 6. Подготовка справочного материала для экскурсовода с использованием научной и художественной литературы. Возможная тематика экскурсий: обзорная, сезонные изменения в природе, приспособленность растений и животных к среде обитания и др. 7.Разработка заданий для самостоятельной работы экскурсантов и контрольных заданий. 8.Подготовка экскурсоводов из числа воспитанников лагеря. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Victoria Grigorieva Assist. Dep. Environmental Safety and Regional Sustainable Development Tel: +7(812)328-35-68 Fax:+7(812) 328-71-46 e-mail: Calina@GV4431.spb.edu (for Victoria) St-Petersburg State University Geography and Geoecology Faculty Address: 33-100 V.O. 10-line St.Petersburg 199178, Russia ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~ Ubi Concordia ibi Victoria~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~ E C O W A V E ~ E C O V O L N A ~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Victoria Grigorieva Pskov Volny University Environmental Education 6 Nab Reki Velikoy, 180000,Pskov,Russia e-mail: vika@pskov.teia.ru Tel/Fax: +7(8112) 16-37-26 tel/home:+7(8112)16-88-30 Fax:+7(81122)23000 or 242-16 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ * Where there is agreement, there is Victory * ~ Var ar overans ar det Victory ~
|