Дума сдала Байкал...
Marina Rykhlikova 21 апреля 2006 13:52:53
Уважаемые участники Проекта "Экологическое Содружество"! Публикую выдержки из статьи Анатолия Грешневикова, заместителя председателя Комитета по экологии Государственной Думы РФ, опубликованной в свежем номере газеты "Рыбак рыбака". Заранее хочу заметить, что я не согласна с автором статьи в одном. Мы еще можем спасти уникальное озеро нашей страны. Неободимо действовать: писать Президенту, в Думу, в СМИ!!! Главное - активная гражданская позиция, неравнодушие к настоящему и будущему страны. Марина Е. Рыхликова, к.б.н., руководитель Проекта "Экологическое Содружество" ДУМА СДАЛА БАЙКАЛ... Все последние месяцы моя электронная почта была забита сообщениями со всех концов страны. Тема одна - Байкал. Для каждого здравомыслящего человека понятно - прокладка нефтяного трубопровода вблизи Байкала недопустима. Напомню вкратце хронологию событий. 31 декабря 2004 года премьер Михаил Фрадков подписал распоряжение о строительстве нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО). Согласно распоряжению, нефтепровод будет строиться поэтапно. В рамках проекта должно быть также построено ответвление на Китай с объемом прокачки 30 млн. т нефти в год. Заказчиком и проектировщиком нефтепровода выступила компания "Транснефть", которая предложила ПРОВЕСТИ НЕФТЕПРОВОД ВСЕГО В 800 М ОТ ОЗЕРА БАЙКАЛ. ...Проект строительства нефтепровода, отнесенного российским законодательством к категории опасных производственных объектов, включает северобайкальский участок бассейна озера Байкал, от 902 до 1181 км, с максимальным приближением к урезу озера Байкал на 800-1300 м. Этот участок отосится к наиболее активным внутриконтинентальным зонам Земли с уровнем СЕЙСМИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ В 10-11 И БОЛЕЕ БАЛЛОВ, с числом землетрясений до 1000 ежегодно, с активными разломами земной коры и развитием опасных геологических процессов - селей, оползней, обвалов. ... На сегодняшний день никто не может гарантировать безопасность трубопровода. Мировой опыт строительства нефтепроводов в районах с сейсмичностью 10 и более баллов отсутствует. Наилучшие в мире технические средства позволяют безаварийно эксплуатировать нефтепроводы при сейсмичности до 8 баллов. В проекте ВСТО отсутствуют сценарии возможных аварий в результате воздействия различных факторов: природных, техногенных, в результате брака при строительстве, дефектов труб, запорной арматуры, механических повреждений трубопровода, аварий в результате ошибок персонала, несанкционированных врезок, а также террористических актов, негативные последствия которых для уникальной экосистемы озера Байкал непредсказуемы. ... 24.01.2006 г. экспертная комиссия Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) большинством голосов (46 из 52) высказалась против строительства нефтепровода на северобайкальском участке озера Байкал, но решение комиссии не было принято руководством Ростехнадзора. Пойдя на беспрецендентное манипулирование результатами ГЭЭ, в нарушение международного и российского законодательства в области охраны окружающей среды, действующих технических актов по обеспечению эксплуатации нефтепроводов и установленного порядка проведения экологической экспертизы, Ростехнадзор решением от 03.03.2006 г. УТВЕРДИЛ уже положительное заключение экспертной комиссии по проекту строительства нефтепровода. Затем наступил черед Государственной Думы. 22 марта и 5 апреля Дума, принимая Водный кодекс во втором и третьем чтениях, внесла в закон статью 11, которая установила, что водоохранная зона озера Байкал включает в себя дельты рек, впадающих в озеро, и проходит по вершинам хребтов, склоны которых примыкают к озеру. Фактически, эта статья запрещает что-либо строить примерно в 20 км от береговой линии. Принятые Кодекс и Закон о введении его в действие уже должны были уйти на одобрение в Совет Федерации, когда в "Транснефти" обнаружили угрозу. Как сообщают некоторые СМИ, глава "Транснефти" С. ВАЙНШТОК добился аудиенции на самом высоком уровне. И был, судя по всему, услышан. Иначе как объяснить тот факт, что руководство Госдумы пошло на беспрецендентный шаг, вернув уже принятые в третьем чтении законопроекты Водного кодекса на рассмотрении депутатов. На пленарном заседании в среду, 12 апреля, я выступил против пересмотра уже принятых Думой законопроектов. Меня поддержали более ста депутатов. За пересмотр голосовали чуть более 70. Остальные ... не голосовали. Это обычная практика "Единой России", которая таким образом проваливает законопроекты. А потом обсуждение было назначено на 16.00. Результаты можно было предугадать: несмотря на негативные мнения по трубопроводу, парламентское большинство дружно сняло последнюю преграду к гибели Байкала... Все вышеизложенное вызывает горечь. Горечт от того, что в который уже раз мнение общественности, специалистов и профессионалов не в состоянии повлиять на принимаемые "наверху" решения. Грустно, что облеченные властью люди словно заражены психологией временщиков, которых заботит лишь сегодняшний день и сегодняшняя выгода, как будто будущее - это абстрактная и неинтересная категория. Горько, что подавляющее большинство моих коллег по Государственной Думе - депутатов из "Единой России" - стали той послушной силой, благодаря которой "Транснефть" продавливает свои интересы в высшем законодательном органе страны. И наконец самое главное - что же за систему мы строим, если очевидный своей ошибочностью проект проходит экспертизы, согласования, утверждения, ради него выходят игнорирующие законодательство постановления, пересматриваются законы? Что за система, если сотни ответственных государственных лиц дают "добро", в результате чего мы можем ПОТЕРЯТЬ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ? На эти вопросы, к сожалению, ответа нет. Ясно одно - сегодня никто не в состоянии остановить бйкальский произвол. Никто, кроме одного человека. Пока он молчит... Анатолий Грешневиков, Заместитель председателя Комитета по экологии Государственной Думы РФ
|