Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ecocoop.ru/eco/archive1/messages/258.html
Дата изменения: Tue Oct 14 13:38:28 2003
Дата индексирования: Tue Oct 2 10:09:11 2012
Кодировка: Windows-1251
Fw: Конференция 2000 от Стариковой М

Алексеева Н.И. 30 ноября 2000 11:39:56

**************Ecological Cooperation Project*****************
* eco@fadr.msu.ru http://fadr.msu.ru/ecocoop/eco *
*************************************************************


>
> ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ
> В УЧЕБНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ
>
> Старикова Мария, ученица 9 класса
> - общеобразовательная средняя школа ? 7, г. Сосновый Бор, Ленинградская
> область
> Руководитель работы: учитель биологии Алексеенко З.А.
>
> Уровень освещения в учебных классах школы является одним из факторов,
> влияющих на здоровье детей - в первую очередь на их зрение. Величина
> освещения во время учебного процесса сказывается также на общем состоянии
> учащихся, влияя на их работоспособность, быстроту реакции, утомляемость и
> другие показатели функционального состояния организма. Как недостаток
> освещения, так и его избыточность отрицательно сказываются на физическое
> состояние учащихся и не способствуют эффективному усвоению ими учебного
> материала. С целью создания оптимальных условий для учебного процесса в
> школе и максимальной защиты зрения учащихся от светового дискомфорта в
> Российской Федерации предусмотрены санитарные нормы на уровень освещения в
> учебных помещениях школы [1].
> Целью данной работы являлась оценка уровня освещения в учебных классах с
> целью подготовки, в дальнейшем, материалов для составления санитарного
> паспорта школы.
> В течение четырех месяцев учебного года (ноябрь - февраль) занятия в школе
> начинаются до восхода Солнца. И эта разница, например, в декабре и январе
> месяце, составляет 2 часа.
> Таким образом не менее (40 - 45) % учебного времени в учебных классах школ
> Ленинградской области необходимо наличие искусственного электрического
> освещения. И поэтому характеристика искусственного освещения учебных
> помещений школы имеет важнейшее значение в проведении учебного процесса и
> создании комфортных условий для работы учащихся и преподавателей.
> В качестве объекта исследований был выбран учебный кабинет младших классов
> школы (кабинет ? 20 корпуса 2), в котором планировка интерьера и
размещение
> осветительных приборов соответствуют рекомендациям по проектированию
> школьных помещений [1]. Площадь класса - 60 м2. Потолок кабинета побелен
> известью, что обеспечивает коэффициент отражения света не менее 0,7. Стены
> окрашены в желто-охристый цвет и имеют коэффициент отражения не менее 0,5.
> Пол покрыт линолеумом нейтрального серого цвета, при котором коэффициент
> отражения не превышает 0,3. Осветительные приборы, содержащие
люминесцентные
> лампы типа ЛС, размещены в три ряда параллельно длинной стороне класса.
> Выбор измерительной аппаратуры, проведение измерений и обработка их
> результатов при определении уровня освещения определены требованиями
ГОСТ-а
> [5]. В соответствии с которым, для оценки уровня освещения
использовались:
> - фотоэлектрический люксметр типа Ю-117, обеспечивающий погрешность
> измерений +15 % [6];
> - астрономические таблицы восхода и захода Солнца для II часового пояса на
> 1999 и 2000 года [2,3].
>
> По результатам измерений определялось среднее значение освещенности в
каждой
> контролируемой точке.
>
> вызвано чисто технической причиной - в осветительных приборах над этими
> контрольными Полученные в процессе измерений средние значения освещенности
> рабочих мест учащихся и учителя в учебном классе Измерения проводились в
> период учебного года с наиболее коротким световым днем: 29 ноября 1999 г.
> (восход Солнца в 8 ч.30 мин) и 26 января 2000 г. (восход Солнца в 8 ч.35
> мин.). В эти дни была устойчивая пасмурная погода - сплошная низкая
> облачность, без осадков. Измерения освещенности в учебных классах
> выполнялись в самом начале учебного дня (до восхода Солнца) и в середине
> дня.
> Согласно санитарным нормам на уровень освещения в учебных помещениях
школы,
> величина освещенности на рабочих местах учащихся и учителя должна
составлять
> 300 люкс, а в плоскости классной доски - 500 люкс [1].
> Усредненная величина освещенности Е1 на рабочих местах учащихся и учителя
> может быть определена по данным, приведенным в таблице, как:
> Е1 = (еEтi) / n = 302,8 лк,
> где: ЕТ - величина освещенности в контролируемой точке, n - число
измерений.
> Усредненная величина освещенности Е2 в плоскости классной доски может
быть
> определена как:
> Е2 = (еEтi) / n = 498,3 лк.
> Из полученных результатов следует, что, с учетом погрешности измерений,
> равной +15 %, уровень искусственного (электрического) освещения в
учебном
> классе соответствует санитарной норме практически по всему пространству
> класса.
> Наблюдаемое в т.4, т.7 и т.10 уменьшение освещенности от нормативного
> значения точками из двух люминесцентных ламп одна либо не работала (т.10),
> либо работала в половину своей мощности (т.4 и т.7).
> В середине учебного дня наблюдается некоторое повышение уровня
освещенности
> в классе, вызванное добавлением к искусственному (электрическому)
освещению
> естественного - рассеянного солнечного излучения дневной атмосферы. При
> полностью выключенном электрическом освещении в классе величина
освещенности
> в контрольных точках составляла (10 - 40) лк.
> Помимо величины освещенности искусственное освещение учебного класса
> характеризуется также спектральным составом излучения источника света. На
> рис.4 представлены спектральные распределения излучения люминесцентных
ламп
> серии ЛС (кривая 1) [7] и солнечного излучения (кривая 2) [5]. Откуда
> следует, что в спектре излучения люминесцентных ламп весьма мала доля
> ультрафиолетового излучения
> (l < 450 мкм). Недостаток ультрафиолетового излучения у люминесцентных
> источников света неблагоприятно сказывается на самочувствии школьников,
> особенно младшего возраста, в многочисленные пасмурные дни. Для устранения
> этого негативного явления осветительные приборы учебных классов школы
> целесообразно дополнить, включаемыми при необходимости ультрафиолетовыми
> излучателями.
> В рассматриваемом учебном классе цветовая гамма интерьера, число и
> расположение осветительных приборов, а также размещение рабочих мест
> учащихся и учителя полностью соответствует требованиям типового проекта
[5].
> Поэтому, вместо сложных светотехнических расчетов, для определения
значения
> показателя дискомфортности, можно воспользоваться справочными данными,
> представленными в работе [7]. Откуда следует, что показатель
дискомфортности
> искусственного освещения для такого типового учебного помещения может быть
> равным (8 е12). В то время, как по световым нормативам показатель
> дискомфортности освещения не должен превышать 40.
> Результаты, полученные в процессе выполнения настоящей работы позволяют
> сделать следующие выводы:
> - принятая методика измерений и используемые при этом измерительные
средства
> позволяют объективно оценить уровень освещенности в учебных кабинетах
школы
> и могут быть использованы при составлении экологического паспорта школы,
> - освещенность в плоскости рабочих мест учащихся и учителя ~ 300 люкс и в
> плоскости классной доски ~ 500 люкс соответствует санитарной норме,
> - показатель дискомфортности искусственного освещения значительно ниже
> допустимого по санитарной норме значения.
>
> Литература
> 1. Санитарные нормы уровня освещения в учебных и рабочих помещениях. - М.:
> изд. Госстандарт РФ, 1990. - 27 с.
> 2. Ленинград. Историко-географический атлас. - М.: Глав. упр. геодезии и
> картографии при СМ СССР, 1977. - 120 с.
> 3. Астрономический календарь на 1999 г. - С.- Петербург.: "Наука", 1998. -
> 160 с.
> 4. Астрономический календарь на 2000 г. - С.- Петербург.: "Наука", 1999. -
> 155 с.
> 5. Рекомендации и типовые решения по освещению основных школьных
> помещений. - М.: МНИИТЭП, 1980. - 36 с.
> 6. Техническое описание фотоэлектрического люксметра Ю - 16. - Л.: завод
> "Вибратор", 1979. - 18 с.
> 7. Справочная книга по светотехнике (под ред. Ю.Б. Айзенберга). - М.:
> Энергоатомиздат, 1983. - 469 с.
>
> Вefinition of artificial lighting level in school classrooms
>
> Maria Starikova, student of the ninth form
> - Secondary school ? 7, Sosnovy Bor, Leningrad region
> Master of work: biology teacher Z.A. Alekseenko
>
> Annotation
> One of the factors influencing schoolchildren's health at school is the
> level of lighting in classrooms. Both lack of lighting and surplus of it
> make negative effect on physical condition of students and impede them in
> effective mastering educational materials. To provide the optimal
conditions
> for educational process at school and maximal protection of eyesight of
> students from lighting discomfort provision was made for the sanitary
norms
> of lighting level in school classrooms. The aim of this work is to develop
> the method of evaluation of the artificial lighting level in school
> classrooms. One of the classrooms was chosen as an object of this
> investigation. The interior lay out of it and the location of lighting
> devices in it correspond to the recommendation for the school classroom
> design. For measurement of lighting level a photoelectric illumination
meter
> was used. The method of measurement and treatment of the results met the
> sanitary standards for light measurements.
> The received results of measurements during dull days in November -
January,
> 2000 showed:
> - the adopted method of measuring allows to evaluate objectively the level
> both artificial and natural lighting in school classrooms;
> - the artificial lighting level at work places of school classrooms
> corresponds to the sanitary norms;
> - the discomfort index of artificial lighting is much lower than the
> permissible sanitary norm value.
> Insufficient ultraviolet level in the luminescence spectrum unfavourablly
> tells on the general state of pupils, especially junior schoolchildren in
> dull days. For removing this negative effect it is expedient to use
UF-light
> sources which are switched on when necessary, besides usual lighting
> devices.
>
>
>
>
>