Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ctt.msu.ru/ext/laws/39.doc
Дата изменения: Fri Jun 22 21:30:00 2007
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:52:10 2012
Кодировка: koi8-r


РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 30 ноября 2001 г. N 1607-р

(об основных направлениях государственной политики по вовлечению в
хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности)


РАСПОРЯЖЕНИЕ



ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ


от 30 ноября 2001 г. N 1607-р



1. Одобрить прилагаемые Основные направления реализации
государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов
научно-технической деятельности.
Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться
положениями Основных направлений при проведении мероприятий по вовлечению в
хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности.
2. Определить Минпромнауки России ответственным за координацию
осуществления мероприятий, направленных на реализацию Основных направлений
государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов
научно-технической деятельности.
3. Минпромнауки России совместно с Минэкономразвития России, Минюстом
России, Минобороны России, Минатомом России с участием других
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти сформировать в
2001 году план подготовки соответствующих нормативных правовых актов и
обеспечить до конца 2002 года разработку единого правового и
организационного механизма вовлечения в хозяйственный оборот результатов
научно-технической деятельности, созданных в гражданской и военной сферах
за счет бюджетных средств.



Председатель Правительства М. Касьянов
Российской Федерации




















УТВЕРЖДЕНЫ

распоряжением Правительства РФ

от 30 ноября 2001 г. N 1607-р


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
реализации государственной политики по вовлечению
в хозяйственный оборот результатов
научно-технической деятельности

1. Цели и задачи государства по вовлечению в хозяйственный оборот
результатов научно-технической деятельности

Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 г. N 863 "О
государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов
научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в
сфере науки и технологий" предусмотрено осуществление государственной
политики в данной области на принципах сбалансированности прав и законных
интересов субъектов правоотношений, включая государство, и государственного
стимулирования процессов создания, правовой охраны и использования
результатов научно-технической деятельности.
Вовлечение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный
оборот рассматривается Правительством Российской Федерации как одно из
ключевых направлений подъема российской экономики, обеспечивающее
реализацию национальных интересов России. Реализация возможностей научно-
технического комплекса страны позволит обеспечить увеличение валового
внутреннего продукта, создать новые производственные мощности, увеличить
производительность и качество труда, повысить престиж научно-технической
деятельности.
Основными целями государства при вовлечении в хозяйственный оборот
объектов интеллектуальной собственности и других результатов научно -
технической деятельности являются повышение уровня и качества жизни
населения на основе развития производства конкурентоспособной отечественной
продукции (работ, услуг) с высокими техническими и потребительскими
характеристиками, прогрессивные структурные преобразования в области
материального производства, повышение экспортного потенциала российской
экономики, создание новых рабочих мест, расширение на этой основе
налогооблагаемой базы, обеспечение оборонной, технологической,
экономической и экологической безопасности Российской Федерации.
Создание наукоемкой продукции требует крупных финансовых затрат. В то
же время в условиях ограниченности бюджетных средств государство может
взять на себя расходы, связанные в основном с первым этапом - созданием
результатов научно-технической деятельности в приоритетных областях науки и
техники.
Приоритетными для государства являются разработки, содержащие охрано-
способные объекты интеллектуальной собственности, и иные результаты научно-
технической деятельности, обеспечивающие наибольшую социально-экономическую
эффективность и реализацию указанных основных целей государства, а также
решение задач укрепления обороноспособности страны.
Усилия федеральных органов исполнительной власти (в первую очередь
государственных заказчиков) при реализации федеральных целевых или научно-
технических программ должны быть направлены на первоочередное обеспечение
финансовыми средствами приоритетных разработок и коммерческое использование
их результатов.
Особого внимания требуют вопросы использования результатов работ
военного, специального и двойного назначения. Необходимо четко
идентифицировать эти результаты с учетом возможности их реализации в
гражданской сфере как конечного продукта или в составе разработанного
оборудования или техники, технологий, а также предоставления прав на них
путем заключения соответствующих договоров.
Государство обязано использовать рычаги экономической и хозяйственной
политики для эффективного использования прав на результаты научно-
технической деятельности. Капитализация затрат на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы в составе затрат на производство продукции
является важным условием равноправного вхождения России в мировую
экономику.

2. Обеспечение правовой охраны результатов научно-технической
деятельности и распределение прав на них

Обеспечение правовой охраны результатов научно-технической
деятельности является одним из важнейших условий введения их в
хозяйственный оборот и создания рынка инноваций. Правовая охрана создает
основу для защиты интересов авторов, инвесторов и производителей продукции
от недобросовестной конкуренции в процессе оборота этих результатов,
который регулируется нормами гражданского права.
Наряду с созданием условий для легального оборота охраняемых
результатов научно-технической деятельности важной задачей является
обеспечение легального оборота сведений о секретах производства (чертежи,
параметры технологических процессов, данные об условиях осуществления
различных операций и способов производства и т.п.).
При этом должны быть обеспечены:
защита прав и законных интересов авторов, организаций - разработчиков
и инвесторов, включая государство, создание действенных организационно-
правовых механизмов выявления и пресечения нарушений прав;
четкая регламентация осуществления правовой охраны и защиты
результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств
федерального бюджета и охраняемых в режиме коммерческой тайны.
Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, в том числе
те, на которые решением Правительства Российской Федерации возложены
функции государственных заказчиков научно-технической продукции, должны
обеспечить в обязательном порядке закрепление за государством прав на
объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-
технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета,
которые непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности
страны, а также доведение которых до стадии промышленного применения берет
на себя государство. Эти федеральные органы исполнительной власти обязаны
эффективно осуществлять в пределах своей компетенции распоряжение
закрепленными за государством правами на результаты научно-технической
деятельности в целях их доведения до стадии промышленного применения и
реализации готовой продукции с привлечением при необходимости организаций-
разработчиков.
Права государства на результаты научно-технической деятельности
следует вводить в хозяйственный оборот, в том числе путем их передачи либо
организации-разработчику, либо инвестору, либо иному хозяйствующему
субъекту.
Вопросы прав на результаты научно-технической деятельности должны
определяться в государственных контрактах на выполнение работ для
государственных нужд, других предусмотренных законодательством договорах
(соглашениях). При этом в контрактах и договорах, одной из сторон в которых
выступает государство (федеральный орган исполнительной власти от имени
государства) и которые предусматривают последующую передачу прав на
результаты научно-технической деятельности, необходимо предусматривать
получение государством неисключительной, безотзывной и безвозмездной
лицензии на использование результатов научно-технической деятельности для
государственных нужд.
В этих контрактах и договорах следует предусматривать конкретные
обязательства организаций, которым передаются права государства по
обеспечению доведения разработок до стадии промышленного применения и
реализации готовой продукции, порядок материального поощрения организаций-
исполнителей, порядок выплаты вознаграждения авторам, а также конкретные
обязательства стороны, реализующей в производственной практике результат
научно-технической деятельности, и санкции за невыполнение этих
обязательств.
При передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты научно-
технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета,
государство не рассматривает в качестве основной цели возмещение затрат на
финансирование этой деятельности.

3. Формирование государственной системы контроля за хозяйственным
оборотом результатов научно-технической деятельности

В период становления в стране эффективного рынка интеллектуальной
собственности государству следует сохранить за собой право контроля за
сферой использования результатов научно-технической деятельности,
полученных за счет средств федерального бюджета, путем создания системы,
обеспечивающей идентификацию таких результатов, учет и контроль за их
оборотом.
В государственных контрактах, а также в договорах, связанных с
реализацией прав государства на объекты интеллектуальной собственности и
другие результаты научно-технической деятельности, необходимо
предусматривать обязанность организаций, за которыми закрепляются указанные
права, представлять в уполномоченные федеральные органы исполнительной
власти сведения:
1) о заявках на выдачу охранных документов на объекты интеллектуальной
собственности и о наличии ноу-хау;
2) о полученных охранных документах;
3) о заключенных сделках, касающихся прав на объекты интеллектуальной
собственности и другие результаты научно-технической деятельности;
4) о фактах использования объектов интеллектуальной собственности и
других результатов научно-технической деятельности, в том числе о
лицензионных договорах (соглашениях) с зарубежными партнерами.
Система контроля и использования созданных за счет средств
федерального бюджета результатов научно-технической деятельности,
передаваемых исполнителям и пользователям, должна предусматривать
возможность изъятия государством прав на использование этих результатов,
если организация - владелец прав в течение установленного срока не
предприняла эффективных мер для их практического использования и введения в
хозяйственный оборот или лицензиат исключительного права нарушает условие
об использовании преимущественно в России объектов интеллектуальной
собственности или созданного с их использованием продукта.

4. Нормативное обеспечение вовлечения в хозяйственный оборот
результатов научно-технической деятельности

Основными направлениями совершенствования нормативной правовой базы в
области хозяйственного оборота объектов интеллектуальной собственности и
других результатов научно-технической деятельности являются:
1) создание системы экономических стимулов, обеспечивающих
заинтересованность всех субъектов правоотношений, в первую очередь
инвесторов, творческих коллективов и организаций, в создании и вовлечении в
хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности;
2) обеспечение координации действий федеральных органов исполнительной
власти по выявлению и пресечению нарушений прав на результаты научно-
технической деятельности, принадлежащие государству;
3) регулирование порядка учета, инвентаризации, амортизации и
налогообложения объектов интеллектуальной собственности и других
результатов научно-технической деятельности;
4) регламентация проведения стоимостной оценки результатов научно-
технической деятельности, а также включения таких объектов в уставные
капиталы создаваемых юридических лиц;
5) регламентация передачи за рубеж объектов интеллектуальной
собственности и иных результатов научно-технической деятельности, права на
которые принадлежат Российской Федерации.
Разработка указанной нормативной правовой базы позволит сбалансировать
интересы инвесторов (включая государство), творческих коллективов и
организаций и ускорить темпы освоения новых технологий.