Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.cmc-online.ru/faq/?id=science-and-life-advices
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Fri Feb 28 20:31:50 2014
Кодировка: koi8-r
ВМиК - Online! : F A Q - Наука и жизнь. Начнём с самого начала
ВМиК-Online! - проект о ВМК МГУ Информационный сайт о ВМиК МГУ - ВМиК-Online! ВМиК-Online! 

Сообщество ВМиК-Online! В Контакте   Я люблю этот сайт!   Это моя домашняя страница!   Показать страницу для печати!    
 

Наука и жизнь. Всё про то, как пройти первые два курса

Поздравляю, наконец-то ты поступил (или, может, поступила!) в Универ, причём в самый крутой (ну или один из самых крутых) во всей стране! Да и в мире его студенты очень даже ценятся. Ты, конечно, безумно счастлив(а!), ну это и неудивительно!

Но, к сожалению, счастье скоро может закончиться. Нет, таких, прямо скажем, решающих всю судьбу испытаний, как вступительные экзамены, больше не будет, и это круто, поздравляю! Но будут другие – зачёты и экзамены, результат которых не имеет такого уж решающего значения, но, тем не менее, готовиться к ним придётся очень и очень старательно. Если сейчас ещё лето, отдыхай!, не теряя ни минуты. Если уже сентябрь, совсем чуть-чуть ещё можно поотдыхать. Если дальше – значит, всё Значит, надо забыть про всё, и всё своё время посвящать только науке. Иначе конец декабря и весь январь могут целиком превратиться в ад.

Конечно, это не для всех. Кому-то это в кайф: класс, можно учиться в своё удовольствие, узнавать кучу разных интересных вещей типа парочки замечательных пределов, гармонических функций и ангармонических соотношений, кучу теорем Коши, многообразий, гиперплоскостей и многого другого!..

Кроме того, есть просто крутые ботаны. Им, может быть, всё не так уж интересно, но и не так уж сложно, как остальным. Раньше они, скорее всего, учились в специальных физматшколах, у них сложился эдакий математический склад ума. Они знают, чувствуют фундамент математики. Отсюда, естественно, быстро разбираются в предмете, видят, что нужно читать, а что можно пропустить (доказательства, например, или «очевидные» вещи, которые действительно кажутся им очевидными). Успевая многое, они успевают ещё больше: на все семинары, например, они ходят не только ради посещаемости: представляя, о чём идёт речь, они всё или почти всё там понимают и соответственно ещё больше совершенствуют свои знания. У кого-то из них очень крутая память. У кого-то высокая скорость чтения. У кого-то способность не спать по несколько суток в особо напряжные времена (хотя вот это, конечно, для здоровья вредно – так и мигрень какая-нибудь (это когда башка постоянно болит) после Универа достать может). А у кого-то просто-напросто импульсы в голове бегают быстрее. А кто-то, может, просто привык ежедневно ботать, и для него это не составляет никаких проблем.

Но суперумных ботов, к сожалению, мало, а к концу четвёртого семестра их вообще останутся единицы: слишком крутые темпы, и делать всё, что требуется, не успевают даже вундеркинды.

Вот. А ещё есть «раздолбаи» (на самом деле, в МГУ, а уж тем более на ВМК раздолбаи не поступают, но на фоне крутых ботов они смотрятся именно так), которые тоже скажут, что «чё там учиться? Лучше водки выпить!». Но многие из таких учатся на первом или втором курсе уже не первый год, а если первый, то всё у них впереди. А если они всё-таки и пройдут оба «уровня», то значит им крупно повезло, и вообще уж слишком много тут поставлено на удачу. У нас в группе был такой: он, в принципе, умный, но учёба в школе его так достала, что на Универ его уже не хватило, хотя, тем не менее, с комиссиями, пересдачами, невозможным характером и убитым состоянием в сессию и, наконец, с долгожданными тройками он всё-таки оба курса прошёл, правда, почему ж его не выгнали, он и сам не знает, говорит, главный секрет – везение.

На первом курсе вылетает человек 20–25, на втором – уже 30–35, но, правда, на самом деле, статистика не совсем реальная, т. к. где-то 40% (официальная информация) из вылетающих со второго курса – это «вечные студенты», т. е., короче, те самые суперраздолбаи, которые уже не первый год не могут пройти на третий курс.

Так вот, что бы в сессию не болела голова (а на втором курсе – болела как можно меньше), придётся активно ботать. Вообще, по-моему, все преподы считают, что если человек, поступил на ВМК, то ничего, кроме учёбы, его не должно интересовать. А если он что-то не выучил, значит, он халтурил. Неправда! Да, кто-то, может, и халтурил, а кто-то выботал очень много, но, к сожалению, не всё. Да и потом ещё какие-нибудь дела кроме уроков иногда бывают; хотя о них, конечно, лучше забыть. Так что, первые два курса рассчитаны на очень крутых ботанов, «обычным людям» всё точно осилить невозможно, и получается всё как-то галопом по Европам.

Вообще, мнения по поводу того, сложно учиться или нет, бывают очень разные. Кто-то, может, надеялся, что вот поступит и наконец-то сможет расслабиться, а кто-то ещё в школе привык много ботать, и с такой полезной привычкой продолжает традицию дальше. А кроме того, после сессии вот это вот чувство, которое в сессию постоянно не даёт покоя, забывается мгновенно. С утра перед экзаменом думаешь: «Это ужасно, не может быть ничего хуже, чем такое состояние», а уже в обед после экзамена в голову приходят мысли: «Эх, как же круто, ничё от тебя в ближайшее время никому не надо! Безмерный груз с плеч! Эх, какой же кайф!»

Но, на самом деле, есть и лучик солнца в этом тёмном царстве. Да, всё выучить невозможно, но иногда, оказывается, что-то и не обязательно учить. Например, совершенно бездарно тратить драгоценное время на Защиту населения; даже если она тебе вдруг нравится, лучше подумай, как ты будешь сдавать остальные предметы, а зачёт по Защите обычно получают все. Кроме того, есть куча и других деталей.

Например, на лекции на втором курсе ходит мало народу, но не из-за того, что им неохота, а просто там непонятно ничего. Я вот, например, записывал в первом семестре все лекции, но пользоваться ими было невозможно: в книжках всё намного понятнее, разборчивее, полнее и опечаток меньше (к тому же половину из которых уже кто-то поисправлял :)

Зато обязательно надо ходить на все семинары. Во-первых, за непосещение уже учебная часть может тебя выгнать. А во-вторых, даже если и не выгнала, зачётную сессию тебе может затянуть преподаватель, относясь к твоим знаниям более предвзято или даже поставив незачёт-автомат.

Потом, ещё одна очень важная вещь, о которой на первом курсе ещё мало кто знает. На нашем факультете, в отличие, к примеру, от мехмата, всегда можно остаться на платный повтор (один год за плату, а потом, если был на бюджетном – опять на бесплатное). Так что спокойнее относитесь к сессии: в армию Вас не заберут, даже если Вы годны и к тому же ещё и не девушка, а если с деньгами у Вас совсем напряжённо, полгода, пока в академическом отпуске, можно поработать. Вообще говоря, можно остаться и на бесплатный повтор, но для этого придётся доказать, что у Вас были серьёзные причины, чтобы не сдать сессию: может, Вы серьёзно заболели (специалисты говорят, достаточно проболеть подряд 40 дней), или в семье у Вас с деньгами проблемы, потому-то Вы и работали весь семестр, или, может, ещё что-то не менее важное помешало Вам учиться.

Кстати, если же всё равно в сессию Вас мучает бессонница или башка раскалывается, то вот ещё пара советов. Если Вам очень хочется стипендию, и мысль о том, что Вы можете её потерять, не даёт Вам покоя – забейте (и убедите в том же Ваших родителей). Стипендия – где-то около 10 баксов в месяц, это мало и столько здоровья не стоит, тем более разнообразные праздничные деньги выплачивают всем. Если же Вам очень хочется красный диплом (для него нужно не более 10% «четвёрок»), то свои фиговые оценки можно пересдавать на пятом курсе – там эти предметы будут учиться уже намного легче. Хотя, вообще говоря, и на это можете забить. Оценки не так уж и важны: выпускники говорят, что при приёме на работу обычно смотрят, что ты из МГУ, с ВМК, а дальше оценивают только твои реальные знания. Вот, а ещё иногда помогает посмотреть какую-нибудь передачу типа «Бремя денег» (или что там у Вас в будущем показывают о таких проблемах у людей, которые решить практически невозможно): сразу думаешь, и разве ж это у меня проблемы, даже вопрос жизни и смерти не стоит.

Далее, в четвёртом семестре мы с моим другом организовали замечательный альянс: я не особо люблю математику, программирование намного круче; он не такой фанат компьютера, и математика ему даётся легче. Поэтому я помогал ему с «прогой»: объяснял Visual C++, OpenGL, подкидывал свои проги и функции; а он объяснял мне математику, решал задачи и писал контрольные. Если бы не это, наша сессия затянулась бы намного дольше или её результаты были бы значительно хуже. Так что если Вам с Вашим другом не только интересно, но он ещё и в математике или программировании круто рубит, то Вам очень повезло!

Итак, если же Вам математика тоже оказывается ближе, чем программирование, и на последнее времени у Вас нет совсем (и друга-программиста тоже нет), то выходом для Вас может стать покупка прог. Да, это, конечно, многим поначалу может показаться странным: факультет всё-таки кибернетический, да и покупать – деньги тратить – странно как-то. Но если не хватает или времени, или способностей, или прога уникальная – такая, что ни у кого не спишешь, то другого выхода нет. Обычно все закупают проги в общаге, хотя иногда можно приобрести и у «частников». Цены разные: на обычный прак: от 5 $ до 20 $; на компьютерную графику: обычно от 20 $ до 40 $. Недёшево, но ничего не поделаешь: всё-таки, вроде как, лицензионный софт…

Итак, далее. Каждый препод в начале семестра любит запугивать своим предметом, но под конец оказывается, что не обязательно было именно эту науку так заботывать. Например, я всегда, даже на первом курсе, не успевал делать все математические домашки полностью, но это и не страшно, потому что так и надо: делать нужно базовые номера, а особо замороченные (приблизительно 1/3–1/2 домашки) – по желанию. На зачётах, а уж тем более на экзаменах у нас их никогда не было. Правда, они (сложные задачи) часто бывают на контрольных внутри семестра, так что, выботав их, можно получить зачёт автоматом.

Ещё, никогда не сидите на контрольной сложа руки, если Вы понимаете, что из этих задач вы ничего решить не можете. Гораздо лучше у кого-нибудь списать. В результате жизнь в зачётную сессию станет легче: возможно, Вам поставят зачёт автоматом, а если и нет, то дадут поменьше задач.

А ещё, кстати, можете установить себе такую замечательную штуку как MatLab. Убойная вещь! MatLab – это такой высокоэффективный язык программирования и заодно, как говорится, интерактивная вычислительная среда. Работает так. Инсталлируете MatLab, открываете, пишите в окошке “syms x, ezplot(sin(x))” (т. е., типа, «задаём переменную x; строим график sin(x)», “ez” – это “easy” по-английски, а может, по-американски), нажимаете Enter – и готово: график на экране! Или, например, строчки “A = [3 8 7; 1 5 4; 2 7 9], p = det(A), B = A ^ -1” задают матрицу A и вычисляют её определитель и обратную матрицу. Результат – сразу на экране! Или вот, так сказать, программа: “syms x, y = x .^ 3, d = diff(y) ./ diff(x), fplot(char(y), [-7, 7]), hold on, fplot(char(d), [-7, 7], 'r')” (смысл такой: diff() – это дифференциал; fplot() – это как ezplot(), только покруче; hold on позволяет накладывать графики друг на друга; а .^ и ./ – это возведение в степень и деление для нематриц (а ^ и / – это эксклюзивно для матриц)). В итоге d – производная y, а их графики – на экране! Так что, короче, в MatLab’е можно много чего клёвого сделать: там встроенных математических штучек – умопомрачительное количество. И интеграл посчитать, и Жорданову форму найти, и в ряд Тейлора разложить, и на bmp-картинке контуры объектов выделить… Просто кликаете на Help, затем на Index или на Search – и набираете соответственно “integration”, “Jordan”, “Taylor” или “edge detection” (да, по-английски, но, слава богу, большинство фамилий и математических терминов звучит на всех языках одинаково). Если Вам потом захочется изучить MatLab получше, открывайте Help, там Contents, потом MATLAB – и Getting Started. Help в MatLab’е, хоть он и на английском, очень даже клёвый и читается легко (а если у Вас под рукой что-нибудь типа Lingvo – тем более), гораздо легче, чем какие-то непонятные, вырванные из контекста статьи на семинарах английского.

Итак, а теперь к самому убойному времени полугода Обычно каждый зачёт, кроме зачёта по системам программирования в 4-ом семестре, проходит в два захода. Оба захода – в разные дни. И у большинства преподавателей на первом заходе бывает особо сложно: они все любят как-нибудь запугать, походить, возможно, вдоль рядов, и в конце пораньше уйти и сказать, что кто всё не доделал – сдавайте работы, приходите в следующий раз. Зато на втором обычно все становятся добрее и снисходительнее, поэтому иногда могут простить даже 1–2 нерешённые задачи и поставить зачёт и так. Но, к сожалению, обычно это не распространяется на зачёт по практикуму на ЭВМ – он часто бывает очень убойным, так что вот это тот предмет, который запускать не стоит. А вообще всё-таки зачётная сессия, по-моему, хуже экзаменационной: там помимо теории нужно ещё и задачи уметь решать. Так что если зачётная сессия у Вас закончилась – значит, это круто.

Но экзаменационная – тоже, конечно, сложная. Там, в общем-то, задачи если и дают, то обычно тривиальные (Полосин А. А. – редкостное исключение), но там нужно в теории детальнее разбираться, да и к тому же оценки за это ставят.

Если зачёты и экзамены не сдаются с первого раза, то в последствии они перевоплощаются в комиссии и пересдачи. Комиссия – это повторный зачёт, пересдача – соответственно экзамен. Обычно их бывает от силы четыре, но если ты не избранный, то для тебя всё закончится, к несчастью, уже после третьей. Комиссии, пожалуй, хуже пересдач, потому что только первая комиссия проходит во время зачётной сессии, а все последующие – уже во время экзаменационной. И пока в зачётке не появятся все зачёты, к экзаменам не допустят, и они, экзамены, превратятся уже в пересдачи. Но в принципе, если Вы попали на одну из этих штук, это не так уж и страшно. Я был на пересдаче: готовиться к ней было уже намного легче, потому что самое ужасное в любом экзамене – не сам экзамен, а подготовка к нему, а тут разбираться ни в чём уже не надо было, нужно было только всё повторить. В общем-то, на пересдачах на первых двух курсах бывают даже гении: один мой знакомый гений (с одной единственной «4» в зачётке за оба первых курса) получил на экзамене «2» у Полосина А. А. (за задачи), которую потом другому преподу пересдал на «5». Так что, ничего особенного.

Если насобирать приличное, т. е. неприличное количество комиссий или пересдач, то придётся побывать на компосте (в данном контексте: «комиссия по студенческим делам»). Те, кто бывал на них, говорят, что и на компост попасть – ничего особенного. Правда, половина после них (а в каждом семестре их по четыре штуки) возвращается как минимум только через полгода. Но отправляют, в основном, тех, у кого в предыдущих семестрах успеваемость не очень или у кого слишком большие проблемы. Если Вас на компосте представляют к отчислению, то Вы можете попросить не ставить пока в приказе подпись и печать и постараться сделать что-нибудь ещё, например, раздобыть где-нибудь какую-нибудь справку или написать заявление декану Моисееву Е. И. с просьбой пересдать последний экзамен (но шансов, естественно, мало). Если же ничего не спасло, и Вы оказались в числе отчисленных, очень жаль. Скорее всего придётся поднакопить денег и пойти на платный повтор. Или есть ещё альтернативный вариант: перевестись в другой ВУЗ или на другой факультет (по-моему, возможно на геофак), но об этом нужно как-то там отдельно договариваться, и, кажется, это возможно только тем, кто уже прошёл первый курс. Принимать решение необходимо сразу, а то если Вы откажетесь, например, от повтора, а потом передумаете, то скорее всего, уже будет поздно, можно будет только переводиться полностью на платное обучение. Если Вы выбираете повтор (большинство, конечно же, так и делают), то заплатить Вам придётся за весь год обучения (в нашем 2003 году сумма составляет 2000 $), хотя если Вас отчислили во втором или четвёртом семестре, то первые полгода (первый и третий семестр соответственно) Вы можете не ходить и перезачесть уже имеющиеся оценки. Также, скорее всего, можно перезачесть и некоторые оценки за экзамены (по непрофессиональным предметам типа философии, английского и т. д.), выставленные в последнюю Вашу сессию. Главное, в нужное время проставить их в зачётку и в ведомость, чтобы из-за них Вас не отчислили снова.

Самый верный и надёжный способ сдать экзамен – это всё выучить. На это нужно очень много времени или таланта, но при этом условии Вы можете получить «5» у любого препода, даже у Полосина А. А.. Одна моя знакомая девчонка, самая умная, пожалуй, в своей группе, сдавала математический анализ как раз ему, но так как она умела решать любые задачи и как всегда хорошо выучила теорию, он поставил ей «5». Но обычно выучить всё удаётся далеко не всем, и тогда Ваша оценка будет складываться уже из трёх факторов: знаний, красноречия и экзаменатора. И если предпоследнее ещё можно хоть как-то развивать, то последнее – чисто русская рулетка, хотя именно от него очень часто зависит очень многое. Многие зачем-то говорят: «О, не иди к Ушакову или, там, к Воронину или к Панфёрову! Иди к Ильину, Серову или Прохорову!» Какой бред! Советы замечательные, вот только непонятно, как их воплощать в жизнь, не скажешь ведь злобному преподу, что ты не хочешь ему отвечать. Есть, конечно, всякие там уловки, типа, например, спрятаться под парту, когда кто-то чересчур злобный читает твою фамилию из зачётки, или вообще выйти из аудитории. Ещё, говорят, можно попроситься отвечать лектору, и, типа, в уставе написано, что у каждого студента есть такое право, но сказать такое злобному преподу при мне как-то никто никогда не решался. Единственный способ – это поднять руку, когда кто-то из добрых преподавателей поворачивается и смотрит в аудиторию (или экзамен только начался и он ещё стоит за кафедрой). Но такое бывает редко, к тому же у тебя ещё может быть билет не до конца написан, или списан до конца, но ещё не понят…

Вообще, к экзамену надо так готовиться: 1. всё читаешь-разбираешь; 2. перед экзаменом повторяешь. Первое – разбираться – это, конечно, сложнее, поэтому лучше всего это, конечно же, делать во время семестра (хотя, к сожалению, это всё-таки не всегда удаётся). Особенно проблемно разбираться с разными фундаментальными предметами первого курса, типа линейной алгебры с геометрией и матана (дурацкая аббревиатура… по крайней мере, мне так поначалу казалось, а сейчас уже привык; вообще, ко многому пришлось привыкнуть, например, ещё к таким фразам в учебниках как «возникает естественный вопрос» или «очевидно» или «рассмотрим простейший пример», хотя на самом деле ничего не просто, ничего не понятно, а уж каких-нибудь там вопросов тем более не возникает). Хорошо, что мой друг – замечательный математик и объясняльщик, и, в отличие от всех остальных, может спокойно отвечать на такие мои (естественные :) вопросы, как «Куда ставить ударение в фамилии Дини?» (на первый слог!) и «Есть ли что-то общее между вычетами из ТФКП и вычетами из линейной алгебры?» (оказывается, нет). Жаль, что таких мало, потому что для меня это был практически единственный способ разобраться во всём досконально. Можно, конечно, и самостоятельно разбираться в непонятных моментах, но это иногда, бывает, длится чересчур долго. Так что, обзаводитесь умными друзьями!

Вообще, когда читаешь лекции, лучше, чтоб под рукой были ручка и листок бумаги. Зарисовки. Это порой значительно, немеренно, а иногда даже офигительно облегчает работу! Например, если не совсем понятен какой-то момент (формула, там, какая-нибудь, таблица или схема), набросал так её вкратце – и отлично! Но это не для того, чтобы потом по этим записям готовиться к экзамену. Это просто для облегчения понимания, восприятия и, возможно, лучшего запоминания материала. Картинки же – они же в N раз лучше понимаются, чем текст. Плюс, выделяются самые сложные и нередко самые основные вещи. Плюс, и та самая моторная память… Да и к тому же, учитывая, что блок из 80 листов стоит 14 рублей… В итоге, в конце концов, на Вашем столе окажется стопка листочков, невнятно исписанных формулами и разного рода закорюками, как в разных комиксах про Эйнштейна, но ведь это и прикольно! Разрисуйте листочек в жанре Бредни профессора! Создайте эдакий шедевр в стиле EYPIKA! Или, на худой конец, оформите листочек в стиле Каракули бабушки из фильма «Другие»! (Кстати, если Вы поняли, в чем загвоздка фильма, не досмотрев его до конца, можете, пожалуй, дальше не читать: зачем таким умным еще советы? :)

А ещё хорошо, когда готовишься к экзамену, чтобы рядом лежали вопросы к экзамену. В принципе, это полезно даже тогда, когда вопросы совпадают с оглавлением. Так всегда перед глазами общая картина курса. Обращайте внимание на то, что упомянуто в них, запоминайте сразу базовые определения. Это помогает и подготовке к данному вопросу, и дальнейшему пониманию.

Итак, дальше, если времени на подготовку к экзамену у Вас совсем мало, можно читать (или потом повторять) без доказательств – так, конечно, понимания меньше и списывать придётся стопроцентно, но в условиях нехватки времени надо расставлять приоритеты, и доказательства отодвигаются на второй план, потому что они бывают только в билетах, а в виде дополнительных вопросов их никогда не дают. Могут, конечно, спросить, с помощью какой теоремы доказывается эта теорема, но обычно только в том случае, если это хорошо запоминается, а так доказательств в чистом виде никогда не спрашивают. Вот что нужно обязательно выучить, так это определения и формулировки теорем (как именных, так и неименных), по ним как раз обычно дополнительные вопросы и строятся.

Кстати, это на первом курсе отводится дней по семь на подготовку к экзамену, а на втором курсе экзаменов уже не четыре, а пять, поэтому бывает, что на предмет отводится всего три дня, и только тогда уже понимаешь, что какая ж это роскошь – неделя на подготовку: можно и разобраться, и билеты даже написать. Но, в принципе, можно и за три дня всё выучить: как-никак, но выучить; надо просто всё распланировать и, не отклоняясь от плана, изучать. Правда, не стоит, пожалуй, планировать всё слишком подробно, типа, например, столько-то страниц за столько-то минут. Потому что страницы бывают разные. Первые всегда читаются тяжелее и медленнее, чем последние – ведь они фундаментальнее, и через строчку читать их нельзя, а то дальше непонятно будет. Лучше распланировать, например, по дням: столько-то страниц в день. А когда останавливаешься на перерыв, можно пораскинуть мозгами и посмотреть, есть ли там какие-нибудь расхождения с планом. Если немного отстаёшь, но из-за того, что всё это время читал что-то базовое, то это нестрашно. Если сильно отстаёшь, то лучше, конечно, далее в мелкие детали не вникать. Если опережаешь – поздравляю!

Ну а если всё-таки успевать не удаётся, то есть, в принципе, два варианта: или не вникать во всё настолько подробно, или продолжать разбираться так же старательно, но рисковать, не выучив последние билеты. Что лучше – неизвестно: как повезёт. Так что выбирайте то, что Вам больше подходит, как Вам более спокойно. Стратегия, конечно, сложная, с первого раза может не получиться: я вот таким образом и получил в третьем семестре свою первую (и, как же хорошо, последнюю) «тройку» (но это на самом деле с преподом просто не повезло :) Так что тренируйтесь – и всё у Вас получится!

Кстати, существует спорное мнение насчёт того, можно ли отказываться от «тройки». Наша учебная часть утверждает, что официально нет, но, мол, многие, хотя и не все, преподаватели идут навстречу студенту и могут влёгкую снизить нежелательную оценку на балл. Но, тем не менее, не все. Так что если преподаватель говорит, что, типа, отказываться нельзя, пересдадите на пятом курсе, а сейчас не зря же я на Вас время тратил, то немедленно хвастайтесь, что Вам тут удалось с собой пару учебников пронести, они там в парте лежат, и вообще, кроме того, что у Вас спросили, Вы больше ничего не читали, и даже не знаете как зовут Ассемблера. Не факт, что поможет, но мало ли, вдруг повезёт, и Вас таки отправят.

Ещё один важный момент: обязательно надо оставить один день перед экзаменом на повторение формулировок и теорем (если на подготовку отводится хотя бы дня четыре). Даже если Вы понимаете, что Вы не укладываетесь в план, то постарайтесь сделать так, чтобы хоть полдня, да осталось. Потому что иногда всё прочитаешь, во всём разберёшься, всё понимаешь, но вспомнить ничего не можешь (особенно именные теоремы). И от этого у препода может сложиться мнение, что Вы ничего не выучили; необязательно, конечно, но, тем не менее, за один день повторения можно значительно улучшить свою будущую оценку.

А ещё плохо у кого-то спрашивать (особенно у ботанов!), докуда они дочитали. Это то же самое (ну или, может, почти то же самое), как в гонках: если едешь первым – ехать гораздо легче, и драйва больше, и вообще всё круто, а если вперед тебя кто-то угнал, то всё... начинаешь расстраиваться, поэтому врезаться, не вписываться в повороты и т. п., потом ещё больше врезаться и, короче, фигня получается...

Кстати, очень важен на экзамене ещё и собственный настрой. Очень легко схватить фиговую оценку, если серьёзно считать, что ничего не знаешь; и вполне возможно получить что-нибудь приличное, если выучить не всё, но, тем не менее, считать себя гением. Хотя у всех разная стратегия. И, например, если у Вас такая примета: «Расскажешь всем что ничего! не знаешь, и тебе поставят „пять“» – пожалуйста, если действует – замечательно! (Правда, учтите, что если на самом деле Вы всё всегда ботаете, то после подобных высказываний у окружающих может сложиться вредное впечатление, что либо Вы врёте, либо они совсем дураки!) Короче, главное тут понимать, что степени незнания бывают разные: можно во всём разобраться, всё выучить, уметь решать задачи, но при этом переживать, что забыл про особенности эллиптических интегралов; можно разобраться и всё выучить, но не уметь решать сложные задачи, а может, даже и простые; можно во всём разобраться, но не всё выучить; можно вообще ничего не понимать и не знать, кроме определений и формулировок теорем; а можно и их не понимать, а только вызубрить; а ещё можно выучить только половину формулировок; а в принципе, если экзамен на следующий день после последней комиссии, то можно вообще ничё не знать! (Но тут уже, правда, и у Ильина В. А., который ничего, кроме «4» и «5» не ставит, можно рассчитывать разве что на «3»). Так что, сколько бы Вы ни выучили, знайте, что кто-то наверняка выучил меньше, так что шансы у Вас есть всегда, тем более – при уверенном настрое.

Кстати, о некоторых фразах. Есть такие фразы, которые волшебным образом повышают собственную уверенность, но при этом нередко подбивают её окружающим. Например, такие, как вышеописанная ботанская «Я ни-че-го не знаю», или, наоборот, «А! Там вообще всё легко!». И если Вам действительно подбивают настрой такие высказывания, забейте! Не всегда, когда человек говорит, что, типа, там всё легко, для него это на самом деле так. Вполне возможно, что и для него там была куча замороченных вещей, над которыми он сидел по несколько часов, но теперь он в этом разобрались, рад, и теперь ему это кажется легко. Хотя, в принципе, бывает и наоборот, когда человек недоразобрался, но в общих чертах так вот понял и думает: «А! По фиг! И так там всё понятно! Там если что, по ходу разрулим». А вообще, многие вещи простые, когда разберешься. Иногда читаешь, как делать; смотришь на формулы, на схемы и таблицы – и думаешь: «Ё! Какое -моё!..» Но потом оказывается, что это в общем виде просто формулы такие ужасные, а вообще на практике всё не так уж и сложно. (Вот – Жорданова форма, например…) Или ещё бывает, что смотришь на доску, смотришь, как кто-то старательно у доски уже полчаса расписывает задачу, и думаешь: «Блин! Как же и когда я всё это смогу понять и выучить?!» Но потом оказывается, что всё не настолько уж и ужасно. Что принцип там совсем небольшой и не такой уж и сложный – просто потом рутины полно надо расписывать. Мало того, не обязательно тот, кто у доски, чётко понимает смысл решения задачи. Нередко многие просто заучивают, как это делается, совершенно, в принципе, не вникая в смысл, но делают это старательно и в результате о них складывается мнение, что, типа, «Как это они так всё успевают?» и «Вот это реальные боты!» Хотя на самом деле ничего плохого в этом нет, наоборот – клёво.

Итак, дальше, если же времени, в принципе, у Вас достаточно, то можно писать билеты, но лучше всё-таки писать не билеты, и уж тем более не шпоры, а бомбы (шпора – мелкая бумажка, на которой есть далеко не вся информация, но зато она мелкая; бомба – комплект больших бумажек, на каждой из которых написан один билет, причём полностью). Потому что вдоль парт никто обычно не ходит, пронести легко и то, и то, и даже если и раздают бумагу (правда, это большая редкость), то с бомбы, лежащей на столе, списывать и удобнее, и незаметнее. Единственное исключение здесь – это военная кафедра: там бумага всегда своя и с печатями, да и вообще там списывать практически нереально, разве что можно быстро и чуть-чуть подсмотреть на шпоре то, что знаешь, но как-то несколько забыл. И ещё, кстати: не пишите на бомбах номера билетов, не пишите их слишком аккуратно и не складывайте пополам.

Итак, значит, о списывании: практически на всех экзаменах можно списывать. Списывать, конечно, плохо и иногда себе вреднее получается. Но иногда (а точнее на втором курсе) бывает и наоборот. Там, бывает, списывают даже те, у кого средний балл 5.0 (честное слово). Списывать нужно тогда, когда Вы понимаете, что выучить всё у Вас времени нет.

Легче всего списывать из книжки: там обычно (за редким исключением) есть всё, всё достаточно подробно, и, в отличие от шпор, она уже написана. Книжки носят обычно за поясом (hint: Ильин-Садовничий лучше класть горизонтально – так незаметнее и наклоняться легче, если вдруг листок, например, упадёт), и если Вам кажется, что мало ли, вдруг преподаватель спросит: «А ну-ка, нет ли у Вас там книжки?», не бойтесь, такого не бывает. По крайней мере, из нас никто о подобном никогда ещё ничего не слышал. Да и вообще, многие преподаватели знают, что все списывают (ну, «все» – это в первом семестре где-то треть, в четвёртом – 99.0%), и экзаменатор, открывающий экзамен, иногда может даже сидеть – читать газету или даже иногда выходить. Правда, если бы так было всегда, это была б вообще лафа, но, к сожалению, иногда бывают и обломы. Леонтьева Т. А. (которую все обычно зовут Матрица, потому что по легенде, типа, 3×3: знаешь – «3» и не знаешь – «3»), если открывает экзамен, любит стоять за кафедрой и смотреть, не списывает ли кто: засекла – выгнала (совет: заходите во второй заход). Абакумов М. В., если открывает экзамен, любит стоять наверху. Федотов М. В. – любит прохаживаться вдоль рядов, когда экзамен уже давно в разгаре, и все остальные преподаватели сидят к списывающим спиной и спрашивают ботанов (слава богу, что таких преподавателей, как он, мало). Машечкин И. В. – самый… самый! в этом плане (хотя, возможно, это потому, что в его предмете – Операционные системы – нет теорем и доказательств, которые обычно фиг запомнишь): ходит вдоль рядов, ходит между рядов, ходит даже (как Федотов), когда экзамен уже давно начался, и выгоняет даже за разговоры. Вот. Но это, к сожалению, не все. Наверняка есть ещё парочка на первом потоке и те же человек 6 на втором. Единственное, что утешает, что 6 – это в процентном соотношении получается очень мало, да и потом, если заходить где-нибудь в конце, то времени на списывание в итоге хватает всегда.

А вот чего не хватает: пропаганды, по-моему, не хватает на нашем факультете. Кругом обычно какая-то антипропаганда учёбы. Суперботаны: «А, чё там, там учить-то нечего. Пойду лучше водки выпью». Суперраздолбаи: «Кто на компосте не был, тот ненастоящий студент. А ща пойдём лучше водки выпьем». Девушки (или парни, кому кто больше нравится): «Ой, ну чё всё время за учёба? Хоть бы мне немножко времени посвятил (или посвятила)». По телику: «Не парься, типа, и, короче, не напрягайся, и, типа, посмотри на звёзд и на VJ-еев, типа, забивали школу и ничё не делали, а теперь зашибают офигительные бабки и все их любят».

Это всё, конечно, может звучать очень убедительно, но в общем-то бред. Суперботанов не слушайте: они всю жизнь занимались только математикой, и поэтому, во-первых, им всё просто, а во-вторых, математика не учит смотреть на вещи чужими глазами и разбираться в людях, поэтому их советам могут следовать только они сами или же их единомышленники. Суперраздолбаев не слушайте тем более, конечно же. Девушки (парни, соответственно) – отдыхают два года, пока Вы не перейдёте на третий курс. По телику – лапша на уши, VJ-еев и звёзд – раз-два и обчёлся, а дворников, водителей, сантехников, электриков, газосварщиков, курьеров, поваров и безработных – выше крыши. Это была пропаганда. И дальше – тоже.

Я до того, как сел за этот файл и принялся собирать всю эту разнообразную инфу, на первом курсе там, да и на втором тоже, никогда не мог до конца понять и меня всегда напрягало: зачем программисту столько, блин, математики? А ведь действительно, на первых двух курсах математики значительно больше, чем программирования. Но на самом деле, сейчас выясняется, что именно такая фундаментальная математическая база не только круто развивает мозги, но и позволяет стать таким программистом, который основываясь на математике может придумывать быстрые и продвинутые алгоритмы, и именно такие программисты – большая редкость.

Вообще, кстати, (это официальная информация) ВМК всегда позиционировал себя как математический, а не программистский факультет, а вычислительная математика и кибернетика на самом деле достаточно далеко стоят от чистого программирования. И основным отличием ВМК от мехмата является направление, в котором изучается математика: мехмат в основном занимается чисто теоретическими аспектами, ВМК – прикладными. А программирование – это уже как дополнение, как средство воплощения. Вот так вот.

Но на самом деле это не плохо, а скорее наоборот, круто. Программисты вообще бывают разные. Бывают просто программисты (типа, кодерами их называют), которые просто умеют программировать и пишут разные простые (ну, относительно простые) программы типа, например, Блокнота, Paint’а или Сапёра, а бывают крутые программисты, которые не просто выучили язык программирования, а ещё и умеют придумывать хитрые алгоритмы (основываясь на своих продвинутых математических знаниях) и получают они за это, естественно, гораздо больше денег. Так что, в любом случае, такое обилие математики программисту пригодиться, не всю же жизнь готовые алгоритмы кодировать.

Вот, например, формат картинок JPEG основан на преобразовании Фурье, а чтобы понять преобразование Фурье, которое проходится только в четвёртом семестре, в самом конце курса по матану, нужно понять всё, ну или почти всё, что было до него. Формат MP3 тоже отчасти основан на нём же, но там, правда, наворочена ещё куча разных акустических штучек. Или вот, например, синусы и косинусы в компьютерах и в калькуляторах реализованы через ряд Тейлора. Или, к примеру, распознавание образов (т. е. картинок, там, букв, как в FineReader, звуков и т. д.) тоже очень нехило базируется на математических методах: на методах линейной алгебры, дифференциальных уравнений, теории вероятностей. Например, вот, отсканированные картинки – они же неточные, зашумлённые, с кучей артефактов (т. е. дефектов), и при распознавании надо определять вероятности того, что какая-нибудь штука на картинке – это какой-то объект или это не объект, а так просто, пыль на сканер попала. Кроме того, часто встаёт проблема оптимизации по скорости, а её можно добиться как с помощью чисто программистских наворотов (типа, например, использования ассемблерных вставок или замены массивов с индексами на указатели – и то, и то проходится на первых двух курсах), так и с помощью изобретения нового математического решения, что часто может приводить просто к радикальному ускорению. На самом деле, реально примеров существует выше крыши, правда, я узнал об этом, к сожалению, только на третьем курсе. Некоторые из них, или даже многие бывают слишком навороченные, так сразу в двух словах не расскажешь: там сначала приходится углубляться далеко в математику, проводить какие-нибудь расчёты систем дифференциальных уравнений, доказывать разные леммы и теоремы, а потом возвращаться в реальность, выдавая продвинутое и навороченное решение. Да и кроме того, нередко математика нужна для математики (например, многие вещи из линейной алгебры – для численных методов, из матанализа – для теории вероятностей, подробнее о них – тоже см. дальше), а не прямо непосредственно для программирования.

Плюс, на первых двух курсах ВМК можно, в принципе, научиться всему тому, что перечислено в четвёртом абзаце под, так сказать, названием «крутые ботаны» (но, правда, дано это не каждому, а только тем, кто поначалу этого не умел… :) Память – развивается несомненно. Скорость чтения – тоже возрастает, надо же как-то успевать прочитывать такие объемы да ещё и такой литературы. За первые два курса можно научиться чувствовать математику. А когда предмет чувствуешь, можно научиться понимать информацию, даже частично не поняв предыдущую; выхватывать материал из середины; понимать основную суть, читая через строчку. А это очень полезно. Как по жизни, учитывая бесконечный объем литературы, написанный по сегодняшний день, и ту его немалую часть, которую придётся прочитать Вам. Так и просто по подготовке к экзаменам: если умеешь читать выборочно, то можешь понимать семинары, а значит, и лекции потом понимать легче. Вообще, не обязательно досконально понимать методы решения задач на семинарах. Нередко достаточно просто выучить, что, типа, вот таким-то методом решается такая-то задача. А более подробное понимание придет при чтении лекций перед экзаменом. Порой осознанные семинарские записи неимоверно помогают при подготовке к экзамену. Кстати, и в доказательства теорем не всегда обязательно досконально вникать. Например, если доказательство проводится в 5 шагов (а то и в 10, 20 или 50…), то не нужно долго думать: «А почему мы из первого получили вот такое вот хитрое последнее?» Достаточно понять переход между каждыми соседними шагами. Кроме того, почувствовав, поняв математическую базу, можно на самом деле практически ничего (ну, относительно, конечно) не делая получать хорошие оценки на экзаменах. Развивайте математическую базу и математическую соображалку, и тогда нередко на экзамене Вы сможете легко додумывать то, что не знаете (типа, просто отвечать в соответствии со здравым смыслом), и показывать своими рассуждениями, так сказать, в прямом эфире свое глубокое понимание предмета.

Кроме того, бонусы следующие. Это, конечно, запарочно, учить все уроки в течение года, но зато намного меньше придётся страдать потом: не надо будет переписывать контрольные, не надо будет сдавать зачёты по два раза, а то и вообще по одному, а самое главное, не надо будет так прогружаться перед экзаменами. Далее, изучая сложные вещи, намного лучше закрепляешь простые, и то, что ещё в школе казалось невероятным нагромождением идиотских формул, после первых двух курсов кажется совершенно тупым и элементарным. Серьёзно! И ещё: запарка на первых двух курсах невероятная, но зато потом понимаешь, какие ж порой глупые проблемы приходят людям в голову, и как приятно, что тебя это не парит, потому что по сравнению с учёбой на ВМК многие вещи кажутся намного легче.

Наука важна. Человечеству пока что рано отдыхать и праздновать (как делает огромная доля населения Земли), слишком много не изучено, слишком много представляет угрозу человечеству, так что если мы не будем двигать прогресс совместными усилиями, нам может грозить уничтожение. Усилиями – не только в астрономии или физике, но и в любой другой области, двигающей прогресс. И математика как раз играет здесь огромную роль. Но в нынешнее время далеко не все, даже поняв это, могут как-то в этом поучаствовать, ведь у них нет соответствующего серьёзного образования… Да уж, на какие только размышления не подбивает прочтение некоторых статей, например, «Важнейших научных открытий 2003 года»…

Да, кстати, и о любви! (Наука несомненно важна, но и без любви невозможно :) Если уж Вам всё-таки невтерпёж (или, может, если спокойствие на личном фронте обеспечит Вам успешную учёбу), учитесь знакомиться с людьми на улице и используйте для знакомств каникулы (это, конечно же, касается парней, ведь у девушек выбор гораздо больше). Вернее даже не учитесь, а просто знакомьтесь: главное, помните, в Москве 9 миллионов, так что если Ваше знакомство не удастся, всё равно Вы никогда с этим человеком больше не встретитесь. Я с некоторыми одноклассницами с экономфака встречаюсь раз в полгода, хотя мы учимся на соседних этажах – что уж говорить обо всей Москве. Да и на самом деле, в знакомстве где-нибудь в метро, на катке в Лужниках или в ЦДХ нет ничего странного или, там, предосудительного. Кто-то, конечно, и откажет, но это вполне естественно и не повод для расстройства. Подробнее о том где, как и т. д. см. что-нибудь типа “Men’s Health” («правильный журнал для мужчин» :) или “Seventeen” (не менее отличный журнал для девчонок – о них их же глазами). В общем-то, можно знакомиться и в семестре с девчонками с нашего факультета или с экономфака, но тут две проблемы. Первая – это как раз девчонки-ВМКшницы: их, к сожалению, всего около 20%, и для многих из них наука и карьера превыше всего, если не сейчас, то уж в школе точно так было, поэтому некоторые из них бывают скучноваты, некоторые несимпатичноваты, а некоторые просто не подходят по характеру, поэтому в итоге найти среди них вторую половинку именно для себя невероятно сложно. Если вышеперечисленные недостатки к тебе не относятся – то не обижайся, просто ты исключение, и парни-ВМКшники, между прочим, часто бывают не меньшими ботанами, чем девчонки, а если у них ещё при этом львиная причёска!.. М, итак, а вторая и самая главная причина – это отвлечение от науки совсем в другую сторону, а это так просто в сессию не пройдёт…

Итак, и ещё кое-что, о чём придётся позаботиться на втором курсе, – это кафедры: одна – обычная, другая – военная.

Если у Вас есть такая книжка, которая называется «Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу» и там написано «годен» или «годен с ограничениями», то в самом начале второго курса Вам придётся постараться поступить на военную кафедру, которая начнётся с февраля. Начиная с 2004-го года на военную кафедру, насколько я знаю, поступают в сентябре-октябре, для чего придётся обойти кучу врачей и объехать кучу диспансеров, а потом сдать 3 норматива и написать психологический тест. Мы сдавали такие нормативы: подтягивания (7 раз на «3», 9 – на «4», 11 – на «5»), 100 м (14.8 сек, 14.3 и, по-моему, 13.4) и 3000 м (13.30 мин, 12.45 и 12.30). Но на самом деле решающую роль играл психтест; и тех, у кого с этим делом всё нормально, а нормативы и оценки по обычной учёбе (которые, кстати, тоже учитывались) при этом около «3», на кафедру брали; а тех, кто клёво пробежал и подтянулся, но на тест забил или написал там то, что почему-то не понравилось военным, на кафедру, к сожалению, не взяли. Говорят, главное – это написать в тесте что-то типа «при необходимости согласен служить после окончания обучения на кафедре». Может, и так. Вообще, странно всё, конечно, как-то сделано: из тех, кто прошёл военную кафедру в армию заберут человек пять, причём офицерами, а тех, кто на военку не поступил и не пойдёт в аспирантуру, обещают забрать в армию солдатами сразу после окончания Универа, тем более из всех, кто поступал в нашем году, взяли всего половину (принимают обычно около 60 человек). Вот, но ничего не поделаешь, такие правила. Хотя у поступивших на военную кафедру есть и другое мнение. Некоторые говорят, что легче откупиться от армии где-нибудь в военкомате, чем 2.5 года на военной кафедре париться.

Зато вот на обычные кафедры, к счастью, принимают всех. В начале четвёртого семестра Березин Борис Иванович, скорее всего, прочитает Вам лекцию обо всех кафедрах на факультете, а в начале мая надо будет заполнить анкеты, указав там те кафедры, которые Вам больше всего симпатизируют. Но проблема в том, что начав выбор кафедры только в четвёртом семестре, Вам, возможно, уже не удастся попасть туда, куда Вы хотите. Чтобы поступить на самые популярные кафедры, надо посещать разные там спецсеминары, и делать это лучше с самого начала второго курса. Так что лучше всего заранее, как-нибудь летом, сделать свой выбор. Кафедры бывают разные. И выбирать их можно по разным критериям: интересность, загруженность, сложность поступления, возможность работы на старших курсах, перспективы трудоустройства после окончания Университета, ну и так там, по мелочи. (И если Вам совсем туго сейчас учиться, сделайте упор на второй пункт :) Многие ещё говорят, что неважно, какая кафедра, главное – кто научный руководитель. Может, и так, не знаю. Изучить это всё можно много где: кое-что написано на официальном сайте cmc.msu.ru (но там, правда, куча высоко-математических терминов, и в основном ничего не понятно), есть раздел «Кафедры» тут, на cmc-online (хотя тут, вообще-то, написано только про спецсеминары, и тоже ничего непонятно), куча всего есть в разделе «Форум» (вот тут информации выше крыши, можно не один день читать, кроме того у каждого там своё мнение, и все такие противоречивые, что успеешь поменять своё собственное не один раз), можно почитать расписание третьего курса (или на доске, или опять же на сайте в разделе «Расписание») или же поспрашивать у старшекурсников или преподавателей. Выбирайте, не затягивайте: ведь от этого зависит Ваша жизнь дальше, на трёх последних курсах. Если Вы считаете, что раз уж Вы поступили на ВМК, то надо учиться и получить за эти пять лет знаний как можно больше, и если Вам нравится учиться и, самое главное, удаётся всё успевать, и Вы ни в коем случае не хотите терять квалификацию, то Вам, естественно, на кафедру для гениев – на кафедру СА, хотя могут подойти и некоторые другие кафедры (МатКиб, там, МатСтат, по-моему, и ещё некоторые другие). А если Вы хотите учить не то, что даётся по программе, а то, что интереснее Вам самим, или Вам кажется, что в жизни кроме науки есть море других интересных вещей, то Вам как раз на третий поток (учиться нужно и там, но как раз в меру :) Если же Ваши взгляды – нечто среднее, добро пожаловать на ту кафедру, которая нравится Вам больше всего!

Итак, а теперь – непосредственно о каждом изучаемом предмете! Далее все предметы расписаны по семестрам и о каждом написано, что это за предмет, зачем он нужен (очень важный вопрос!), по чему готовиться, что сдавать (зачёт, там, или экзамен), ну и так, комментарии разные.


»» Наука и жизнь. Интро
»» Наука и жизнь. Начнём с самого начала
»» Наука и жизнь. 1 семестр
»» Наука и жизнь. 2 семестр
»» Наука и жизнь. 3 семестр
»» Наука и жизнь. 4 семестр
»» Наука и жизнь. Напоследок








 
    Rambler's Top100

   

Ресурс МГУ