Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.chronos.msu.ru/old/publications/ast_review/review_2.html
Дата изменения: Sat Dec 14 12:41:08 2013
Дата индексирования: Fri Feb 28 13:27:44 2014
Кодировка: Windows-1251
Olga Ast's book: FLEEING FROM ABSENCE
О сайте | Время и космология | Время и кванты | Переводы | Истории открытий | Философия | Ссылки | Обновления | Написать мне | English
фото

М.Х. Шульман ( shulman@dol.ru , www.timeorigin21.narod.ru/)

Книга Ольги АСТ

'Спасаясь от небытия: четыре эссе о природе и интерпретациях времени'

www.fleeingfromabsence.com

***

Во вторник 9.10.2012 на заседании Российского междисциплинарного семинара по темпорологии (www.chronos.msu.ru) состоялась презентация на тему 'Архетипы и архитектура времени', основанная на книге Ольги Аст (Нью-Йорк, США) 'Спасаясь от небытия', изданной в 2009 году в Нью-Йорке. Английский текст книги отредактирован Юлией Друк. Во введении к своей книге О. Аст пишет:

'Наши знания о вселенной фрагментарны. Мы связываем их с различными науками, математикой, изобразительными искусствами, музыкой, литературой (в том числе поэзией), религией, философией и т.д. Все эти дисциплины выработали свои собственные языки для изучения и описания вселенной. Даже в пределах одной дисциплины каждый эксперт создает свой собственный жаргон. Мы пришли к ситуации, когда специалисты из различных областей - и даже из одной и той же области - с трудом понимают друг друга (а иногда и совсем не понимают)... Представленная совокупность четырех эссе является попыткой междисциплинарного подхода к проблеме времени, и посвящена тому, как время воспринимается, изучается и объясняется с разных точек зрения, в рамках различных выводов.

Эти эссе посвящены времени, как оно воспринимается, изучается и объясняется с разных точек зрения, в рамках различных выводов. Понятие времени рождалось и возрождалось в процессе человеческого бытия, в качестве предмета различных аналогий, метафорических и метафизических ассоциаций. Я пишу об этих разных интерпретациях, не давая им оценок; так несколько источников света подчеркивают различные детали общего рельефа.'

Книга написана так, что проще прочитать ее (даже на английском языке), чем подробно пересказать. Лучший способ понять, о чем книга, какие образы, темы и мысли интересуют автора - это познакомиться с ее оглавлением.

Первое эссе называется 'ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ' и состоит из следующих разделов:

 Визуальная метафора
 Время как часы
 Время как песочные часы
 Время как река
 Время как стрела
 Время как окружность
 Уроборос (змей, пожирающий свой хвост)
   (см. на wikipedia и sigils.ru)
 Время как траектория
 Время как океан
 Время как зеркало

Второе эссе 'В ПОИСКАХ ОТСУТСТВУЮЩЕГО ВРЕМЕНИ' включает следующие темы:

 Воспринимаемое и невоспринимаемое
 Парадокс близнецов
 Космический объект
 Два типа информации
 Преобразование информации
 Структурированное пространство
 Время как мера сопротивления
 Время как мера изменения
 Манипуляция коэффициентом информационного изменения
 Время как коэффициент информационного изменения

В третьем эссе 'ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФОРМ' имеются такие разделы:

 Время как страх
 Время как чувство
 Время как память
 Время как абстракция
 Время как линия
 Время как четвертое измерение
 Наиболее общая форма во Вселенной
 Эволюция форм
 Чувство направления
 Форма как послание
 Направление как повторяющаяся закономерность
 Любовь к прямой линии
 Преимущества и недостатки
 Время как стремление
 Время как форма

Наконец, последнее эссе 'КОПИРОВАЛЬНАЯ МАШИНА' посвящено мысли о том, что течение времени связано с последовательной репликацией пространства и элементов вселенной, и содержит разделы:

 Время как движение
 Время как система отсчета
 Репликация как система отсчета
 Репликация как принцип
 Время как чувство
 Темп репликации
 Время как репликация
 Время как эволюция
 Сущности как результат копирования
 Репликация как свобода
 Время как код
 Время как коммуникация
 Время как зеркало
 Время как ритм

В своей книге Ольга Аст прибегает к визуальной метафоре, как к первому шагу к познанию объекта, перехода от конкретного изображения к обобщенному образу. Она демонстрирует читателю нескончаемый ряд таких метафор: время у нее - это и многообразие часовых механизмов, и река (как течение воды, но и как граница между Жизнью и Смертью, пересекаемая лишь Хароном), и безбрежный океан, и прямая стрела, и круг, и Розеттский камень с иероглифами, и уроборос - змей, пожирающий свой хвост: Неожиданная и в то же время очевидная визуальная метафора - световой конус событий в пространстве-времени, интерпретируемый как песочные часы.

Яркий видеобраз в книге - это репродукция картины Рене Магритта 'Репродукция запрещена'. Человек смотрит в зеркало, но видит там себя со спины. Точно так же, пытаясь заглянуть в будущее, мы в действительности видим прошлое, дополненное нашими ожиданиями.

Или фотография указателя 'Дорога в одну сторону', в которой объективная неотвратимость стрелы как бы подвергается ироническому сомнению благодаря помещенному рядом зеркальному изображению этого указателя.

В общем, смотрите и читайте сами. А мы дальше приводим лишь примеры некоторых визуальных метафор из книги.

Иллюстрации:

 Сальвадор Дали, 'Постоянство памяти',1931.
 Иоахим Патинир, 'Харон переплывает реку Стикс', 1515-24.
 'Океан' Фото Ханса.
 'Гепард' Фото Ясона Бечтела.
 'Тупик. Не заезжать.' Фото Джима Грея.
 'Световой конус' из 'Краткой истории времени' Стивена Хокинга, илл. 2.4.
 Розеттский камень.
 Рене Магритт, 'Репродукция запрещена', 1937.

фото фото
фото фото
фото фото
фото фото