Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.chronos.msu.ru/old/TERMS/razumovsky_predskazanie.htm
Дата изменения: Fri Dec 6 19:26:18 2013 Дата индексирования: Fri Feb 28 12:05:09 2014 Кодировка: Windows-1251 |
Предсказание - утверждение или высказывание относительно существования чего-то, возможного в будущем, того, что может сбыться. П. можно считать проявлением такого феномена человеческой жизни, психики и мысленной деятельности людей, касающегося будущего, каково обещание, которое, как известно, имеет две разновидности, во-первых, сбывающееся, во-вторых – несбывшееся. Соответственно, П. имеет их тоже две. Обещание – это некое обязательство партнера, например, сделать, исполнить что-то для вас или в себе, например, подарить вам что-то, а самому исправиться. В определенном смысле П. и обещания близки по форме (логическая), и по содержанию. Отличие у них в степени вероятности события или состояния того, о чем повествуется в этих высказываниях. Обещанного, как известно, три года ждут, а твердое обещание, это уже клятва. Но по основному своему назначению и смыслу П. ближе всего к предвидению и прогнозу. При этом, правда, предвидение – свойство более широкого класса объектов, а именно, всех бихевиоральных систем, а П. – специфическая человеческая способность. Но у них есть общие онтологические основания и предмет. Каковы же они?
К этим общим основаниям относятся наличие у них предшествующего и настоящего (то есть, бытия), общая активность объектов в пространстве и времени, наличие у них общих свойств и состояний со многими их специфическими характеристиками, детерминация, диалектика возможного, действительного и невозможного, самодействие и взаимодействие, функциональная и целевая направленность,другие характеристики. У человека мы обнаруживаем действие феномена надежды, способности к реконструкции и планированию возможного, к рефлексии и саморефлексии. П. это, - по сути дела, конкретное проявление у человека поисковой активности, избирательности, целеполагания, выбора и опережающего отражения действительности. Все это сопряжено у человека с его субъективным ощущением неполноты, зыбкости и неопределенности существования в данный момент времени, с элементами страха, - и с надеждой, и с поисковым действием, направленным в настоящее и будущее, и с продуктивным воображением, а также с фантазией. П. опирается всегда на относительно полное понимание как самого себя, так и у других, анализ прошлых и настоящих потенций объектов и предметов разного рода, а также их реальных способностей, характеристик, ресурсов и условий. В отличие от предвидения, по предметности, П. можно целиком относить только к будущему. Назначение и смысл П. – определять эффективно, точно, правдиво и обоснованно некое потребное для человека и его деятельности будущее. Предвидение же может относиться ко все трем временам. Оно относится также ко всему классу бихевиоральных (поведенческих) систем, а П. имеет исключительно человеческое назначение.
Виды П. можно различить по их масштабности на (а) глобальные и (б) региональные (например, о будущем Вселенной или судьбе конкретного человека); по пространственной характеристике - на (в) ближние по месту предсказанного события в актуальном окружении и (г) дальние; по универсальности - на (д) общие и (е) частные, конкретные (как, например, мнение всех граждан страны на референдуме и мое личное). В принципе, по содержанию, все П. можно разделить на (а) оптимистические и (б) пессимистические, а также; на (в) удачные и (г) неудачные, несбывшиеся. П. можно разделить и по другим основаниям. Например, по предметной и объектной направленности можно выделить космологические, планетарные, физико-химические, геологические, биологические, технические и технологические, кибернетические, синергетические, экономические, социетарные, гуманитарные, демографические, политические и др.
В рамках человеческой культуры, продуцирование П. – предсказывание – важный элемент отношений людей и организации их жизни, включающее теперь многочисленные средства массовой информации и др. П. - предмет специального изучения в теории познания и инструмент анализа будущего в математической теории вероятностей, статистике, а общей экономике, в экономической кибернетике и прогностике, теориях операций, общей и популяционной биологии, экологии, в психологии, в социологии и демографии, медицине, политической теории. П. здесь может присутствовать при определении «вероятного состояния», «предсказанного горизонта событий», соответствующего вычисления и его описания, в виде расчетных формул, диаграмм, графиков и таблиц и их истолкования. Провести здесь границу с научным предвидением, как его представляет, например, Бестужев-Лада, довольно сложно.
В целом, оправданно, считать, что предвидение и П. находятся не в родо-видовом отношений (П. – вид предвидения), а в отношениях, во-первых, содержания и формы, где П. отображает оформленное в виде суждения содержание предвидения - как естественного качества Homo sapiens, а, во-вторых, без действия предвидения как качества П. вообще не может состояться, его не будет: здесь просматривается не что иное как причинно-следственное отношение, связь предвидения и П. с характерным для нее следованием во времени этих феноменов друг за другом.
В принципе, в науке, познание закономерного в явлениях оформляется как П. посредством создания достоверных моделей прогнозируемого будущего объектов разного рода, научных гипотез, законов и теорий, которое приводит к формулированию утверждений, касающихся будущих состояний различных объектов в точной или в вероятностной форме. На практике уровень и величина «доверия» к П. здесь очень высока.
Но П. создают также предсказатели, провидцы, пророки, вещуны, ясновидящие экстрасенсы. Теперь это делают – институты разного характера и назначения, и др. Конечно, достойное доверия П. опирается не на приблизительные суждения о будущем, а на максимально полную информацию, (относительно) полное знание прошлых и настоящих потенций, способностей, характеристик, ресурсов и условий - как у себя, так и у других.
У человека, в рамках его культуры и жизненного опыта, П. часто оформляется как внутренняя мысль или образ, как сверхчувственное знание, а в проявленном, внешнем виде - как весть, фраза, описание, сообщение, известие, провозвестие, и др. Человек часто ищет сигналы о будущем, о возможных состояниях того, что его интересует, в формах предзнаменований и знамений - ради получения П. как описания будущего. Он нередко занимается гаданиями разного рода, ищет ответы на вопросы о будущем в различных священных книгах, таких как Библия, в Индии - Бхагавадгита, Коран, в Китае – в Книге перемен «И цзин», у древних пророков, таких как Нострадамус, слепая Ванга, жившая в Болгарии, и др. Перед смертью в 1996 г., Ванга сказала, что ее дар пророчицы передается одной девочке из Франции. Ей тогда должно быть десять лет, и она, получив этот дар, вскоре тоже ослепнет. Все так и случилось.
Вместе с тем, у людей всегда присутствует и определенный скепсис, сомнения в правдивости и осуществления П. на деле. Скепсис чаще всего подкрепляется чувством оптимизма и надеждами на лучшее, просто на везение, приправленые иронией и юмором. На Руси, например, издавна надеялись «на авось», или же, - в экстремальной ситуации - на свои силы: «Живы будем, не помрем!», «Авось, пронесет!», «Бог не выдаст, свинья не съест!» и т.п. Но в момент катастрофы насчет хода дальнейших событий появляются всяческие сомнения, большинством овладевает чувство неизбежного страха. Тогда можно услышать: «Ой, что же будет?», «Спасайся, кто как может!». Но появляется и человеческая солидарность.
См. также Дальновидность, Предвидение, Предрешение, Эсхатология.
Бестужев-Лада И.В. Предвидение научное. Прогнозирование // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. – С.524, 533-34; Он же. Поисковое социальное прогнозирование. М., 1984; Виноградов В.Г., Гончарук С.И. Методологические принципы социального предвидения. М., 1979; 1988; Краткая философская энциклопедия. М., 1994; Никитина А.Г. Предвидение как человеческая способность. М., 1975; Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. – с. 49, 153, 378, 625, 630; Сто рецептов великой Ванги. Минск, 2000; и др.
О.С.Разумовский