Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.chronos.msu.ru/old/TERMS/razumovsky_blizorukost.htm
Дата изменения: Fri Dec 6 19:26:40 2013
Дата индексирования: Fri Feb 28 11:51:47 2014
Кодировка: Windows-1251
Близорукость

Близорукость - феномен психики, рассудка и мышления высших бихевиоральных систем, включая человека, а также их функция. Она может быть понята как особое свойство, а, именно, как неспособность раскрыть, опираясь на знание характеристик прошлого и настоящего, основные черты и характеристики будущего. По-русски, о тех, у кого есть такая Б. говорят: «Дальше своего носа не видит!». Синонимы Б. – недальновидность, отсутствие проницательности, ограниченность и др.; она - элемент, часть глупости как «антиразума» и антимудрости, нерациональности. Б. - это неспособность строить в сознании правдоподобные, вероятные и необходимые для жизнедеятельности человека модели и образы будущего. Б. как и дальновидность - понятие психологии и этологии, этики поведения у человека и др. Это понятие по смыслу не надо путать с биолого-медицинской близорукостью как патологией глаз, зрения вообще.

Б. может быть объектом специального анализа в «ступидевтике» (от лат. stupido – глупость. См. о ней: Разумовский О.С., 1997) - как части психологии. В отечественной публицистике давно уже бытует термин «глупистика», - обозначение совокупности проявлений глупости в жизни, в общественной, государственной и управленческой практике, в самой публицистике вместе с литературой, на эстраде, радио, телевидении - в программах и передачах соответствующего уровня, стиля и направления. Пара понятий - дальновидности и Б. - в русском языке, исторически и фактически, возникла на основе аналогии между движением нашего собственного зрения в геометрическом пространстве перед собой и куда-то вдаль («проницательность», «прозрение», «зоркость») и человеческой мыследеятельностью, направленной в будущее. Последние по смыслу вообще определяются нашим созерцанием и «видением» объектов разной природы перед собой: либо близко, либо далеко. В европейских языках, как и в русском, понятие Б. ассоциируется с пространственными характеристиками (например, в английском яз. Б., в разбираемом нами переносном смысле, – это short-sightness, где short-– короткий, близкий, близко, а sight, sightness – зрительный, вид, наблюдать и др.). Хотя в одной русской поговорке об этом свойстве говорится точнее - не о руке, а о глазе (тоже в переносном смысле): «Видит око далеко, а ум еще дальше». По-русски говорят и о «верхоглядстве», но слово «близкоглядство» или что-то другое, - по аналогии со словом «дальновидность», как в английском языке, - у нас не возникало никогда. Но это уже вопрос для филологов!

Исторически Б., вместе со значительно более общим свойством глупости, издавна было предметом насмешек, иронии и критики в фольклоре, в литературе и в театре (в юмористике), в публицистике и в философии, в этике и в политике, особенно в жанре юмора и сатиры на эстраде. Достаточно в этой связи указать Эразма Роттердамского и его «Похвалу глупости», жанр фельетона в публицистике, сатиры и юмора на эстраде и т.п. В русском фольклоре говорится: «Умный любит учиться, а дурак учить», «Глупость не порок, а несчастье», «Глупая собака громко лает» и т.д. Все это верно! Один мудрец сказал: Публичное восхищение придает разумности любому дураку». Цитирует эту мысль, например, Н.Михалков, когда речь у него заходит о роли пиара в современном обществе.

Б. как и дальновидность базируются на генетической наследственности, природных алгоритмах, программах, инстинктах, безусловных рефлексах. Эволюционно, начиная со ступени появления условных рефлексов и способности к научению, Б. замещается доминированием в случаях сложного поведения дальновидностью. У человека проявления Б. как недальновидности стимулируются грузом инстинктивного, актуальными, особенно, экстремальными ситуациями и сиюминутными человеческими потребностями и интересами и др. - как индивидов, так и групп людей, их сообществ разного рода. Эти обстоятельства и факторы могут переплетаться друг с другом, накладываться или противоречить друг другу. Б. – как и дальновидность - может быть или тотальной, охватывающей все поведение субъекта, способной обнимать собой весь спектр интересов человека, а также его сообществ, - или же частичной, частной. У отдельных людей она может быть врожденной (как гласит русская поговорка: «Дураков не сеют и не жнут, они сами рождаются»). Она, Б., подобно дальновидности, не бывает каким-то непрерывно функционирующим свойством всех человеческих систем, а свойством или врожденным и устойчивым или спорадическим, иррегулярным, то есть возникающим как-то в конкретных обстоятельствах (по ситуации, например) и когда-то затухающим. Функционально, Б. (как и дальновидность) может обострятся или протекать вяло, а также замещаться человеческим опытом, навыками, привычками, профессионализмом - в границах потребностей и интересов людей. Чаще всего именно профессиональная выучка или тотально или отчасти замещает Б. и компенсирует недостаток способности к дальновидности. В обществе для целей эффективной ориентации людей в пространстве возможных действий (прогноза) давно уже созданы особые институты для развития способностей к дальновидности ради вытеснения Б..

Глупость можно определить как «антиразум», как ограниченность ума и мышления (несмышленость), а также как Б. и нехватку сообразительности, толковости (бестолковость) и т.п. В психологии давно замечено, что дистанция от глупости до идиотизма (как патологии) невелика, а переход - непрерывен. Ее характеристиками будут нелогичность, неспособность вывести следствия на основе известного в данное время; неконструктивность - как неспособность переработать наличную информацию о прошлом, о настоящем, о чем-то другом с пользой для дела; неспособность адекватно понять факторы и причины развития различных будущих событий, состояний; глупость и Б. - это общая неспособность предвидеть последствия своих действий. Иногда такая неспособность компенсируется инстинктами, интуицией, «чутьем» и т.п. Глупость не способна построить адекватные модели прошлого, настоящего и будущего в подходящих для этого формах. Ее, глупость, характеризует спонтанность и неэффективность выбора альтернатив, даже когда они обозначены совершенно ясно. Классический пример – «Буриданов осел». Глупость – это и непоследовательность, необоснованность и ограниченность целеполагания, это стихийность и спонтанность действий разного рода, отсутствие саморефлексии, самокритичности, безрассудность, закоснелость и т.п. (см. Разумовский О.С., 1998).

Полная сумма всех этих качеств – это уже картина из области патологии. Реальные люди чаще всего смесь обрисованных качеств и свойств, которая варьирует у них в разных ситуациях. Обычный средний человек в силу разных причин и в разных условиях колеблется все время между полными суммами свойств разумности, рациональности и Б. вместе с глупостью - как границами меры. Все это связано с тем, что границы как Б. и глупости, так и разумности, дальновидности относительны, субъективны, подвижны и условны. Между тем, по Н.М.Амосову, главная функция формирования цели разумом – это создание модели будущего состояния объекта. Разум – это аппарат управления сложными объектами по критериям оптимальности через действия с моделями (см.: Амосов Н.М.). Разум зародился еще в недрах живого мира в формах коллективной рефлексии и поведения у насекомых, например, (муравьи, термиты, пчелы) и высших стадных и стайных существ. У человека разум эволюционно развился в способность к рациональному мышлению.

То и другое, как разум, так и глупость у человека ценностно ориентированы (аксиологичны), но они по своему характеру бывают абстрактны и конкретны, скрыты и открыты, закономерны и спонтанны, они могут меняться своими «обликами» или масками (например, можно прикинуться или умником или «валять Ваньку») и т.п. Все это проявляется в обществе как индивидуально, так и коллективно. В целом, как разум с глупостью, так и дальновидность с Б. взаимно нормируют и определяют друг друга, служат системами отсчета и пунктами для соизмерения. Причем это может иметь некий скрытый, не проявленный смысл. Достаточно в этой связи вспомнить рассуждения физика-теоретика в фильме «Девять дней одного года» о значении дураков в мыслящем сообществе!

Литература

Амосов Н.М. Мое мировоззрение // Вопросы философии, 1992. ? 6; Гуменюк В.А. Разум и антиразум // Происхождение разума на Земле. Междунар. Науч. Симпозиум 15-18 мая 1997 г. Хабаровск, 1997. - С. 14-20; Никитина А.Г. Предвидение как человеческая способность. М., 1975; Маркиш С. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М.. 1971; Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. – с. 49, и др.; Разумовский О.С. Новая похвала глупости // Происхождение разума на Земле. 1997. – С. 46-51; Он же. Рационализм и ступидевтика. Парадоксы «глупца» и ступидевтики // Методология науки, вып. III. Томск: ТГУ, 1998. – С. 145-150; Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., 1990; Теория прогнозирования и принятия решений. М., 1977;Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М., 1960; и др.

О.С.Разумовский