Профиль технических средств дистанционного обучения
А.Б.Петров
Вопрос.(Покровский Б.И., МГУ, Москва)
Скажите, пожалуста, почему в данном случае вместо простого,
привычного и понятного словосочетания " набор средств"
применяется терминология " профиль технических средств",
малопонятная для широкой аудитории? Чем это вызвано? С
уважением, Б.И.Покровский
Ответ.(Петров А.Б., МИРЭА, Москва)
Понятие "профиль" является стандартизованным ISO и IEEE
понятием. Оно вошло в употребление в связи с развитием
технологии открытых систем в России ( подробнее
www.cyber.mirea.ru и www.informika.ru) и представляет собой
взаимносогласованный и взаимноувязанный набор спецификаций
(стандартов и др. нормативных документов), направленный на
решение конкретной задачи, в частности - на создание системы,
отвечающей требованию открытости. Для дистанционного обучения
требования открытых систем, такие как переносимость,
мобильность, работа в гетерогенной среде (внимание химикам - не
путать с химическим смыслом этих слов) являются определяющими
для организации процесса обучения. Решением этих задач является
выработка минимальной спецификации к техническим и программным
средствам, используемом в ДО.
Вопрос.(Фазлиев А.З. Институт оптики атмосферы СО РАН, Томск)
Профиль минимальной конфигурации технических и программных
средств, применяемых для дистанционного обучения .... А чем не
устраивают возможности Интернета? На стороне пользователя только
одно условие - должен работать браузер. Нормативное закрепление
требований?! А как Вы заставите производителей ПО следовать
таким требованиям?
Ответ.(Петров А.Б., МИРЭА, Москва)
Речь идет о выработке единых минимальных требований к
применяемым техническим и программным средствам для
дистанционного обучения. Сам по себе Интернет - это всего лишь
транспорт для передачи информации. А вот как, с помощью каких
допустимых средств, с какими графическими возможностями и т.д.
создать собственно учебные материалы - этот и является предметом
доклада. Что же касается следования минимальным требованиям, то
это закрепляется соответствующим ОСТом высшей школы и
отслеживается при обязательнорй сертификации программных средств
ДО. Спасибо за вопрос!
Комментарий (Покровский Б.И., МГУ, Москва)
Глубокоуважаемый Андрей Борисович! Спасибо за четкое
разъяснение понятия "профиль" в дистанционном образовании. В
данном случае Вы используете стандарты ISO, а есть ли
аналогичный отечественный стандарт? Я совершенно с Вами
согласен, что в данном случае необходимы стандарты и мировой
опыт следует принимать во внимание. Однако, когда дело касается
интеллектуальных технологий, то совершенно не очевидно,что
следует однозначно копировать эарубежные образцы. В России
образовательная технология имеет свои особенности и их следовало
бы принять во внимание. Большое значение имеет протокол (схема,
технология, последовательность действий) в цепочке УЧИТЕЛЬ,
БИБЛИОТЕКА - КОМПЬЮТЕР -ИНТЕРНЕТ-КОМПЬЮТЕР -УЧЕНИК. В этой
схеме "дистанционное" образование резко отличается от
"аудиторного". Принципиально отличаются формы общения учителя с
учениками и эти формы должны быть методически определены и
выведены на уровень стандартов. Есть ли такие подходы? Где с
этим можно познакомиться? Попытки познакомиться с деятельностью
центров дистанционного образования (например в МЭСИ, да и
других) на сайтах Интернета надо признать мало успешными.
Возможно ли где-нибудь посмотреть аналитический материал по
дистанционному образованию в России (только не тезисы докладов)?
Вообще это очень интересный вопрос и, возможно, именно ему мы
посвятим следующую электронную конференцию. С уважением,
Б.И.Покровский