Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.chem.msu.ru/rus/teaching/mendeleeva/introd.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 09:52:52 2016
Кодировка: Windows-1251
Е.А.Менделеева. Введение в органическую химию. Методические рекомендации
ChemNet
 
Химический факультет МГУ

Е.А.Менделеева. Введение в органическую химию.

Введение в органическую химию
Методические рекомендации

Данные рекомендации написаны на основе опыта преподавания органической химии в СУНЦ МГУ. Они могут быть полезны как при проведении уроков в профильных химических и биологических классах, так и при подготовке абитуриентов в вузы биологического и медицинского профиля.

Частично их можно использовать в "обычных" 10 классах и при изучении основ органической химии в 9 классе.

Особенность преподавания в специализированных классах состоит в том, что школьникам необходимо в ограниченное время получить обширный объем знаний, необходимый для поступления в вуз, а также научиться решать достаточно сложные задачи разных типов. При этом изучение химии должно быть не только эффективным, но и интересным. Поэтому, с одной стороны, мы стараемся максимально учитывать склонности и интересы детей, постоянно прослеживать связь органической химии с другими науками, больше времени в учебном плане уделять изучению свойств углеводов, белков, нуклеиновых кислот, приводить примеры из повседневной жизни. С другой стороны, важно сделать изучение предмета как можно более наглядным.

Особенно важно обеспечить наглядность в начале изучения органической химии при изучении видов химической связи, структурных формул, различных видов изомерии, химии углеводородов. Логика предмета сильно отличается от того, что дети изучали раньше и, в то же время, возможность эффектного демонстрационного эксперимента крайне ограничена. В таких условиях существует опасность того, что органическая химия в глазах ученика превратится в абстрактную науку про громоздкие формулы и непонятные уравнения реакций. Чтобы этого не случилось, необходимо демонстрировать школьникам органические вещества, как можно шире использовать различные модели молекул и механизмов органических реакций, и как можно больше опираться на уже имеющийся у учеников опыт повседневной жизни.

Похожая задача - помочь учащимся в ограниченное время активно освоить огромный объем информации, при этом не "засушив" ее, стоит и перед преподавателями, которые готовят абитуриентов, например на подготовительных курсах.

Внести разнообразие в ход урока и повысить эффективность преподавания позволяет использование компьютерных технологий. В настоящее время наиболее эффективны следующие аспекты их использования:

  • иллюстрации, обеспечивающие наглядность восприятия. Это могут быть рисунки, анимации, модели молекул, видеофрагменты и. т. п. Частично иллюстративный материал (трехмерные модели молекул) создан для целей данного курса ( В.Миняйлов ), некоторые иллюстрации есть на образовательных сайтах Интернета и CD -дисках.
  • интернет , как источник информации. В сети интернет размещено большое количество материалов образовательного и познавательного характера, полезных и учителю в качестве дополнительного материала, и ученикам при сборе материала в ходе подготовки докладов и выполнения исследовательских работ.
  • Выполнение тестовых и контрольных заданий с помощью компьютерных технологий позволяет освободить преподавателя от текущей проверки письменных работ и дает значительную экономию времени урока. Однако следует отметить, что нельзя полностью отказываться от письменных проверочных и контрольных работ в пользу тестов.
  • Использование компьютерных программ при выполнении и оформлении исследовательских работ, составление презентаций к докладам дает ученикам столь необходимые сегодня навыки грамотного компьютерного пользователя.
  • Цель данных рекомендаций - помочь преподавателю сделать занятия более яркими и наглядными, используя как наглядные подручные материалы, так и возможности компьютерных технологий - трехмерные модели молекул и имеющиеся в сети интернет образовательные материалы по органической химии. Время, отведенное на занятия, варьируется в зависимости от уровня подготовки учащихся и общего количества часов в учебном плане.

Литература
  • Базовые учебники, используемые в 10 классе СУНЦ МГУ (биологический профиль)
  • Е.А. Менделеева, Н.И. Морозова. Органическая химия, ч.ч.1,2,3. М.:Изд-во МГУ 1997-2002 гг.
  • В.М.Потапов Органическая химия. 10 класс. М.: Просвещение, 1996
  • Габриелян, Остроумова, Карцова Органическая химия 10 класс М.: Просвещение, 2001

Задачи

Мы рекомендуем использовать как в ходе уроков в классах биологического профиля, так и при подготовке абитуриентов следующие пособия:

  • Н.Е. Кузьменко , В.В.Еремин, В.А. Попков Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. М.: Дрофа, 1999 (или более поздние издания тех же авторов)
  • С.А.Пузаков , В.А.Попков. Пособие по химии для поступающих в вузы. М.:, Высшая школа, 2001
  • С.С.Чуранов, Г.А.Середа, Т.И.Лихоманова , С.Е.Сосонюк Задачи и упражнения по органической химии для классов с углубленным изучением химии при Химическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова . М., Химфак МГУ, 2000.

Кроме задач, опубликованных в данных пособиях, мы используем значительное количество авторских заданий, составленных для преподавания в СУНЦ МГУ. Авторы: Галин А.М., Загорский В.В., Менделеева Е.А., Морозова Н.И., Чуранов С.С.




Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору