Учебные материалы по неорганической химии
Правило фаз (однокомпонентные системы)
Оглавление
Предисловие
Глава 1. Основные понятия и
определения
Глава 2. Правило фаз для
однокомпонентной системы
Фазовая диаграмма воды
Фазовая диаграмма серы
Уравнение Клаузиуса-Клапейрона
Энтропия испарения
Вопросы и задачи
Литература
Предисловие
Настоящее пособие предназначено для
углубленного изучения темы "Правило фаз"
(основных понятий, вывода правила фаз, приложений
к однокомпонентным системам). Оно адресовано,
главным образом, студентам 1 курса, которые
получили первоначальные сведения о химической
термодинамике (1-ый и 2-ой законы, химическое
равновесие) в рамках лекций по общей и
неорганической химии. Это не исключает
возможности использования данного пособия в
качестве вводной главы в спецкурсы, посвященные
гетерогенным равновесиям и физико-химическому
анализу. Следует отметить, что пособие посвящено
именно правилу фаз, а потому оно не
затрагивает многих традиционных аспектов
физико-химического анализа.
Правилу фаз уже более 100 лет; математически оно
было сформулировано Гиббсом в 1876 году, но только
в 1887 году, после работ Розебома, стала очевидной
практическая применимость этого правила при
изучении химических равновесий. Оно
универсально, на его основе возник и развился
физико-химический анализ - метод, значение
которого переросло химические рамки.
Универсальность правила, с другой стороны,
затрудняет его применение к конкретным системам
и рождает различное толкование смысла входящих в
него переменных. Анализ литературы показывает,
что основное расхождение (которое приводит и к
различным формам записи правила фаз!) касается
определения понятия "компонент". Авторы
настоящего пособия придерживались
традиционного определения компонента, данного
Гиббсом и изложенного в монографии Финдлея
(см.список литературы).
Пособие снабжено определенным количеством
контрольных вопросов и задач, позволяющих
закрепить усвоенный материал. Список литературы
намеренно ограничен с одной стороны
основополагающими книгами, с другой - доступными
для понимания студентами младших курсов.
Составители пособия благодарны рецензентам -
профессорам Ю.Д.Третьякову и Ю.М.Кореневу,
доцентам Е.И.Ардашниковой и А.Н.Григорьеву за
детальный анализ рукописи. Значительная часть их
замечаний была учтена при подготовке материала к
публикации.
|