Совет по химии
Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию.
Примерная программа дисциплины ДНМ. Ф05
"Философские проблемы естествознания"
ЧАСТЬ 1. Естественнонаучное знание в
истории и культуре
СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ:
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ
Возникновение науки: социокультурные
условия и предпосылки. Особенности древнейшей
пранауки: непосредственная связь с
практическими задачами, рецептурный,
эмпирический, сакрально-кастовый и
догматический характер знания. Основные
достижения древней пранауки.
Античная наука. Особенности античного типа
научности: созерцательность, имманентная
самодостаточность, логическая доказательность,
системность, методологическая рефлексивность,
демократизм, открытость к критике. Неразрывная
связь античной науки и философии. Основные
натурфилософские концепции античности. Основные
достижения античного этапа развития науки в
области математики, логики, астрономии, механики,
физики, биологии, медицине и др.
Средневековый этап развития науки. Общая
социокультурная характеристика средневековья.
Западная и восточная ветви средневековой науки.
Особенности западной ветви: теологизм,
телеологизм, герменевтизм, схоластика,
догматизм. Особенности развития науки на Ближнем
и Среднем Востоке, в Индии, Китае: относительная
независимость от религии, практическая
ориентированность, догматизм. Достижения
средневековой науки в области логики, риторики,
математики, астрономии, химии, медицины,
агрономии, архитектуры.
Возникновение современной науки в Западной
Европе: исторические условия и социокультурные
предпосылки. Становление новой идеологии науки в
эпоху Возрождения: светский характер,
критический дух, объективность, практическая
направленность.
Классический этап (XVII-XIX вв.). Формирование
классической научной картины мира, гносеологии и
методологии классической науки. Онтология
классической науки: детерминизм,
антителеологизм, механицизм. Гносеология
классической науки: предметность, объективная
истинность научного знания, однозначный
характер научных законов, эмпирическая
проверяемость и логическая доказательность
научного знания. Методология классической науки:
количественные модели исследования,
эксперимент, математическая модель объекта,
дедуктивный метод построения теории, критицизм.
Философия Нового Времени в ее связи с наукой.
Институализация науки. Изменения содержания и
форм университетского образования и научных
исследований. Создание научных и учебных
заведений нового типа (инженерные,
политехнические вузы и школы, лаборатории,
испытательные стенды, полевые исследования,
научные журналы и др.). Вторая половина XIX века:
резкое возрастание социальной базы науки,
возникновение большой науки, усиление связи
науки с производством, создание промышленного
сектора науки, информационный научный взрыв.
Конец XIX - начало ХХ в. Кризис в основаниях
классической науки и глобальная научная
революция в математике, физике и социальных
науках. Создание теории относительности и
квантовой механики - начало этапа
неклассической науки. Онтология неклассической
науки: релятивизм, индетерминизм, нелинейность,
массовость, синергетизм, системность,
структурность, организованность, эволюционность
научных объектов. Гносеология неклассической
науки: субъект - объектность научного знания,
гипотетичность, вероятный характер научных
законов и теорий, частичная эмпирическая и
теоретическая верифицируемость научного знания.
Методология неклассической науки: отсутствие
универсального научного метода, плюрализм
научных методов и средств, интуиция, творческий
конструктивизм. Научно-техническая интеграция.
Середина ХХ в. Научно-технологическая
революция. Создание наукоемкой экономики.
Превращение науки в главный источник инноваций и
решающую силу общественного прогресса. Резкое
возрастание расходов общества на развитие науки.
Наука - важнейший объект государственной
научной политики развитых стран.
Постнеклассический этап развития науки
(последняя треть XIX в. - по настоящее время).
Негативные последствия технократизма: реальные
и возможные. Необходимость экологического и
гуманитарного контроля над научно-техническим
развитием. Биология, экология, глобалистика и
наука о человеке - лидеры постнеклассического
этапа. Преимущественный предмет исследования
неклассической науки - сверхсложные системы
(механические, физические, химические,
биологические, экологические, космологические,
инженерные, компьютерные, технологические,
медицинские, социальные и др.). Принципы
онтологии постнеклассической науки:
системность, структурность, органицизм,
эволюционизм, телеологизм, финализм,
антропологизм. Гносеология постнеклассической
науки: проблемность, коллективность
научно-познавательной деятельности,
контекстуальность научного знания, полезность,
экологическая и гуманистическая направленность
научной информации. Методология
постнеклассической науки: методологический
плюрализм, конструктивизм, коммуникативность,
консенсуальность, целостность, эффективность и
целесообразность научных решений. Компьютерная,
телекоммуникативная и биотехнологическая
революция в науке. Высокие технологии - основа
развития экономики, переход к созданию
информационного общества.
Будущее науки. Сосуществование и интеграция
сформированных ранее типов научности:
классического, неклассического,
постнеклассического. Преимущественная
реализация одного из них в разных дисциплинах в
зависимости от степени их развития и характера
решаемых теоретических и практических проблем.
Дальнейшая интенсификация процессов интеграции
и дифференциации в развитии науки, рост и
усложнение общей структуры науки, использование
новых, более эффективных средств научной
коммуникации, усиление практической
ориентированности науки и ее экономической
эффективности. Глобализация науки - главный
резерв поддержания высоких темпов и
эффективности научного развития мирового и
национальных научных сообществ.
ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
СТРУКТУРА И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. МОДЕЛИ
РАЗВИТИЯ НАУКИ
Научное мировоззрение. "Три точки зрения
на человеческое познание". Наивный,
критический и гипотетический реализм.
Гипотетический реализм как современный вариант
научного мировоззрения. Основные постулаты
(гипотезы) научного мировоззрения: реальность
"внешнего мира", единство и
квазинепрерывность, сознание как функция мозга,
возможность объективного научного познания.
Аргументы в пользу постулатов научного
мировоззрения: психологическая очевидность,
реализм языка, простота, эвристическая ценность,
успешность применения. Соотношение научного и
других типов мировоззрения (мифологического,
религиозного, обыденного, художественного).
Понятие знания и познания. Основные
философские интерпретации познания:
эссенциализм; скептицизм и инструментализм;
гипотетический реализм. Познание как
взаимодействие объективных и субъективных
структур. Знание как репрезентация и
реконструкция объективных структур в субъекте.
Субъективная обусловленность познания:
филогенетическая, социогенетическая,
онтогенетическая. Эволюция познания в свете
эволюционной и генетической эпистемологии.
Мезокосмос как "когнитивная ниша" человека.
Мезокосмические структуры познания и наука.
Особенности научного знания. Многообразие
научного знания. Проблема единства науки и
проблема демаркации науки и ненауки. Критерии
научности и их функции: демаркационная,
регулятивная. Универсальные критерии научности:
многообразие вариантов. Предметность,
разрешение проблемы, обоснованность,
интерсубъективная проверяемость, системность
как универсальные признаки научности.
Структура научного знания.
- "Вертикальный" срез: уровни научного
познания. Эмпирический уровень и его
особенности. Формы представления знаний на
эмпирическом уровне: описания, классификации,
эмпирические закономерности. Эмпирические
знания как реконструкция реальности.
Теоретический уровень и его особенности. Понятие
идеализированного объекта. Структура научной
теории. Типы научных теорий. Уровень предпосылок
и оснований науки: научная картина мира, идеалы
научности, философские идеи и принципы.
- "Горизонтальный" срез научного знания.
Понятие локальной исследовательской области.
Особенности "переднего края" научных
исследований. Комплексный характер современных
научных проблем. Научная дисциплина и основные
факторы ее формирования. Монотеоретическая
модель научной дисциплины и ее ограниченность.
Фундаментальные и нефундаментальные научные
теории. Проблемы классификации наук. Основные
виды наук: логико-математические,
естественнонаучные, социально-гуманитарные,
практико-технические. Философия в контексте
научного знания.
Основные идеалы научного знания. Идеал
научности как комплекс познавательных ценностей
и норм. Научность и истинность. Структура идеала
научности. Понятие "науки" и "науки в
собственном смысле".
- Классический идеал научности и его основания:
"чистая истина"; фундаментализм,
методологический редукционизм; интернализм.
Основные формы реализации классического идеала
научности: математический, естественнонаучный,
гуманитарный идеалы научности.
- Критика классического идеала научности.
Основные тенденции формирования нового идеала
научности: антифундаментализация, плюрализация,
экстернализация в истолковании научного знания.
Стратегии развития науки и природа научной
истины. Метафизические стратегии (Аристотель,
Лейбниц). Эволюционистские стратегии (Г.Спенсер,
К.Лоренц, К.Поппер, Ж.Пиаже, И.Пригожин).
Диалектико-материалистические стратегии
(Ф.Энгельс, В.И.Ленин, Э.М.Чудинов). Практика как
критерий истины. Теория относительной и
абсолютной истины. Прагматистские стратегии.
Позитивистские стратегии.
Гипотетико-дедуктивный (номотетический) метод
(К.Гемпель). Применимость номотетического метода
к социальным наукам. Дискурсивное и интуитивное.
Феноменологические стратегии (И.Кант, Э.Гуссерль,
М.Хайдеггер). Феноменология как строгая наука
(Э.Гуссерль). Критический рационализм (К.Поппер,
К.Альберт). Принципы фаллибилизма, фальсификации
и правдоподобия. Метафизические
исследовательские программы (К.Поппер).
Методология научно-исследовательских программ
(И.Лакатос). Стратегии и парадигмы (Т.Кун).
Революции в науке. Нормальная наука. Смена
парадигм. Анархистские стратегии (П.Фейерабенд).
Герменевтические концепции науки (Х.-Г.Гадамер).
Научный материализм (Д.Армстронг).
Конструктивный эмпирицизм (Б.К. ван Фраассен).
Стратегии междисциплинарных исследований:
когнитивная наука, теория сложности, жизненный
мир научно-технического сообщества (программы
techno-science). Использование исторических примеров
для решения проблем философии науки (case studies).
Наука и ценности: существует ли свободная от
ценностей наука? Виды ценностей: когнитивные и
социальные ценности. Ценности контроля над
объектами исследования и использованием
научного знания. Фундаментальная и прикладная
наука. Метафизика и методология, онтология и
эпистемология в практике науки.
Материалистические стратегии и ценности
контроля. Ценности контроля и ценности
капитализма (индивидуализм, частная
собственность, свободный рынок, конкуренция).
Ценности контроля и процессы глобализации в
научной практике. Стратегии, альтернативные
материалистическим: традиционное знание,
обыденный подход, социализм, феминистский
подход, экологический подход, ценности
общественных движений в развивающихся странах,
постмодернистский подход, религиозные подходы.
Стратегии, ценности и проблема принятия,
отвержения и выбора научных теорий. Роль
социальных ценностей в выборе стратегий. Роль
когнитивных ценностей в принятии научных теорий.
Взаимодействие социальных и когнитивных
ценностей. Беспристрастность, нейтральность и
автономность науки.
ЧАСТЬ 2. Философско-методологические
проблемы химии
Предмет и задачи химии. Место химии в системе
наук. Химия как наука, изучающая состав,
строение и свойства вещества на
атомно-молекулярном уровне структурной
организации материи, а так же условия, кинетику,
механизм превращений и эволюцию этого вещества.
Иерархия форм движения материи: физическая -
химическая - биологическая - социальная; место
химической формы движения в этой иерархии.
Специфика проявления физических форм движения в
химических объектах. Редукционизм и
антиредукционизм в интерпретации химической
реальности. Химические явления как фундамент
биологической формы движения. Химическая
эволюция и происхождение жизни.
Исторические типы химической рациональности в
общем контексте цивилизационного развития.
Социокультурные и эпистемологические
предпосылки для смены идеалов и норм
исследований в химии. Феномен
"запаздывания" в развитии химии на рубеже
ХУШ-ХIХ веков. Закономерности роста химических
знаний как демонстрация универсалий
познавательной стратегии человека. Философские
основания химических открытий. Алхимия,
ятрохимия и ремесленная химия как уникальное
социокультурное явление. Квалитативистский тип
рациональности донаучной химии. Попытки
структурирования химических знаний в рамках
корпускулярно-механических представлений.
Усиление позитивистских тенденций в философских
основаниях химического познания (Р.Бойль,
А.Л.Лавуазье). Генезис химических знаний в ХIХ
веке. Формирование количественных подходов
(деквалитатификация) химии. Первые
стехиометрические законы химии (Д.Дальтон, Пруст,
Авогадро и др., начало ХIХ века). Открытие других
системообразующих законов и начало формирования
дисциплинарной матрицы теоретической химии
(вторая половина ХIХ века). Утверждение
институциональных понятий, идеалов и норм
научного познания в химии. Развитие
концептуальных систем химии и связанных с ними
форм и уровней решения практических задач.
Объективный характер последовательного
возникновения новых концепций и открытия новых
законов химии. Эволюционная химия и
фундаментализация биогенеза - предельный этап
неклассического развития теоретической химии.
Философское осмысление категориального
аппарата микромира. Эпистемологические
последствия внедрения в теоретическую химию
основ квантовой механики, в частности, метода
молекулярных орбиталей и квантово-механическое
понимание сущности химической связи.
Последствия внедрения в теоретическую химию
системного и эволюционного подходов, принципов
равновесной и неравновесной структурной
организации вещества, принципов самоорганизации
и саморазвития неравновесных открытых
каталитических систем и других основ
синергетики.
Структура химического знания. Теоретический
и эмпирический уровни химического знания. Обилие
эмпирического материала в структуре химического
знания как следствие специфики объектов химии.
Сущность химического эксперимента и его роль в
построении химических теорий. Формулы и другие
знаковые модели в химии. Модельность (схематизм)
химического мышления. Химические модели в
терминах метода валентных связей и метода
молекулярных орбиталей. Научный релятивизм
(относительность суждений, выводов и теорий) в
химии. Соотношение феноменологического и
объяснительного подходов.
Химическая связь как результат
системообразующих взаимодействий между атомами
и молекулами в иерархии химических объектов.
Диалектика межатомных и межмолекулярных связей
с сильными и слабыми взаимодействиями.
Соотношение категорий частного и целого,
несводимость целого к сумме частей (на примерах
истинных и коллоидных растворов, полимерных
структур, в частности, белков и нуклеиновых
кислот и их супрамолекулярных взаимодействий с
малыми молекулами). Альтернативные категории
диалектики в химии: сущность и явление,
необходимость и случайность, симметрия и
асимметрия. Индукция и дедукция, анализ и синтез
как методы познания.
Химическая реакция как реализация химической
формы движения на уровне электронных
взаимодействий атомов и молекул. Химизм как
динамика образования, преобразования и распада
химических связей. Высший химизм как химическое
поведение неравновесных открытых
каталитических систем в ходе их существования,
самоорганизации (химической эволюции).
Особенности современных форм химической
картины мира и ее роль в развитии биофилософии.
Проблема зарождения живого из неживого.
Аргументы за и против случайного зарождения
жизни и ее происхождения в результате химической
эволюции. Идея вечности живой материи и ее
равноправия с неживой субстанцией.
Актуалистический и естественноисторический
подходы к эволюционному возникновению жизни.
Роль правильной методологии в выборе
перспективной стратегии научного исследования.
Философское осмысление химической
рациональности на рубеже ХХ и ХХI веков: выбор
новых стратегий исследования. Химия и глобальные
проблемы современности. Противоречивый характер
последствий применения в человеческой
деятельности химических заменителей природных
материалов. Химические средства в решении
экологических проблем.
ЛИТЕРАТУРА к части 1.
Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М. 1990.
Кезин А.В. Классический и современный идеалы
научности // Ценности познания и гуманизация науки. М. 1992.
Кирсанов В.С. Научная революция XVII века. М. 1987.
Койре А. Очерки истории философской мысли. О
влиянии философских концепций на развитие
научных теорий. М. 1985.
Кун Т. Структура научных революций. М. 1975.
Лакатос И. Фальсификация и методология
научно-исследовательских программ. М. 1995.
Малкей М. Наука и социология знания. М. 1983.
Наука в культуре. М. 1998.
Никифоров А.Л. Философия науки: история и
методология. М. 1998.
Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М.
1978.
Современная философия науки. Хрестоматия. М. 1994.
Социология научного знания.
Научно-аналитический обзор. М. 1998.
Структура и развитие науки. М. 1978.
Философия и методология науки. М. 1996.
Хабермас Ю. Познание и интерес. // Философские
науки, 1990. N 1.
Герметизм, магия, натурфилософия в европейской
культуре XIII-XIX вв. М. 1999.
Девятова С.В., Купцов В.И. Структура научного
знания // Философия и методология науки. М. 1996.
Дэш М. Тайны запредельного. М. 1998.
Знание за пределами науки. Мистицизм,
герметизм, астрология, алхимия, магия в
интеллектуальных традициях I-XIV веков. М. 1996.
Степин В.С. Основания науки и их
социокультурная размерность // Наука в культуре.
М. 1998.
Кезин А.В. Идеалы научности // Философия и
методология науки. М. 1996.
Кезин А.В. Идеалы научности и паранаука //
Наука в культуре. М. 1998.
Лекторский В.А. Научное и вненаучное
мышление: скользящая граница // Наука в культуре.
М. 1998.
Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки.
М. 1988.
Полани М. Личностное знание. М. 1985.
Рабинович В.Л. Алхимия как феномен
средневековой культуры. М. 1979.
Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. М.
1998.
Хюбнер К. Истина мифа. М. 1996.
Хюбнер К. Прогресс от мифа, через логос к
науке? // Наука в культуре. М. 1998.
Бернал Дж. Наука в истории общества. М. 1956
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII
вв.). М. 1987
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки.
Становление и развитие первых научных программ.
М. 1980
Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры.
Гуманитарный комментарий к естествознанию. Р-н-Д.
1992.
Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки:
философский аспект проблемы. М. 1989.
Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. М., 1982
Лебедев С.А. Интерналистское и
экстерналистское объяснение развития научного
знания: возможности и границы // Вестник
Московского ун-та, серия 7, "философия", 1991. N 3
Ольшки Л. История научной литературы на новых
языках. Т.1-3. М. 1933-34 гг.
Принципы историографии естествознания. М. 1993.
Степин В.С. Философская антропология и
философия науки. М. 1992.
Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н.
Естествознание. М.: Агар, 1996.
ЛИТЕРАТУРА к части 2
Будрейко Н.А. Философские вопросы химии. М.:
Высш. шк., 1970.
Визгин В.П. Химическая революция как смена
типов рациональности // Исторические типы
рациональности. Т.2. М.: ИФРАН, 1996. С.173-205.
Визгин В.П. Научная революция в химии: факторы
запаздывания // ВИЕТ, 1993. N1. С.3-5.
Визгин В.П. Возникновение и развитие
натурфилософских представлений о веществе //
Возникновение и развитие химии с древнейших
времен до XVII века. Всеобщая история химии. М. 1980.
Джуа М. История химии. М. 1966.
Дрюк М.А. Философское осмысление некоторых
естественнонаучных данных о сущности живой
материи и человека // Философские исследования.
М.: Моск. философ. фонд, 1998. Т.1. С.41-54.
Кассирер Э. Познание и действительность.
Понятие о субстанции и понятие о функции. СПб, 1912.
Руденко А.П. Вклад общей теории химической
эволюции и биогенеза в развитие философии
биологии // Философия биологии: вчера, сегодня,
завтра. М.: ИФРАН, 1996. С.98-109.
Силин А.А. Живое в концепции информационных
отображений // Биофилософия. М.: ИФ РАН, 1997. С.164-183.
Соловьев Ю.И, Трифонов Д.Н, Шамин А.Н. История
химии. М.: Просвещение, 1978.
Становление химии как науки. Всеобщая история
химии. М., 1983.
Степин В.С. Теоретическое знание. М.:
Прогресс-Традиция, 2000.
Степин В.С. Философская антропология и
философия науки. М.: Высш. шк., 1992.
Химия и мировоззрение (ред. Ю.А. Овчинников). М.:
Наука, 1986.
Кузнецов В.И. Диалектика развития химии. М.:
Наука. 1973.
Кузнецов В.И. Общая химия (тенденции
развития). М.: Высш. шк., 1989.
Программу составили:
А.В.Кезин, д.ф.н., профессор;
Е.М.Панина,к.ф.н., ассистент;
А.П.Руденко, д.х.н., профессор
(Московский государственный университет)