IV. Новая школьная программа и
новые учебники по химии
Новый,
научно обоснованный стандарт химического образования подготовил благоприятную
почву для разработки новой школьной программы и создания комплекта школьных
учебников на ее основе. В этой статье мы представляем школьную программу по
химии для 8-9 классов и концепцию серии учебников для 8-11 классов (учебники 8
и 9 класса уже сданы в печать), созданных авторским коллективом химического факультета
МГУ.
Программа курса химии основной
общеобразовательной школы рассчитана на учащихся 8 - 9 классов [13]. От типовых
программ, действующих в настоящее время в средних школах России, ее отличают
более выверенные междисциплинарные связи и точный отбор материала, необходимого
для создания целостного естественнонаучного восприятия мира, комфортного и
безопасного взаимодействия с окружающей средой в условиях производства и в
быту. Программа построена таким образом, что в ней главное внимание уделяется
тем разделам химии, терминам и понятиям, которые так или иначе связаны с
повседневной жизнью, а не являются <кабинетным знанием> узко ограниченного
круга лиц, чья деятельность связана с химической наукой.
Задача первого года обучения химии
(8 класс) состоит в формировании у учащихся элементарных химических навыков,
<химического языка> и химического мышления, в первую очередь на объектах,
знакомых им из повседневной жизни (кислород, воздух, вода). В 8 классе мы
сознательно избегаем сложного для восприятия учащихся понятия <моль>, практически
не используем расчетные задачи. Основная идея этой части курса - привить учащимся навыки описания свойств
различных веществ, сгруппированных по классам, а также показать связь между их
строением и свойствами. На втором году обучения (9 класс) школьники знакомятся
с основными теориями неорганической химии - теорией электролитической
диссоциации и теорией окислительно-восстановительных процессов. На основе этих
теорий рассматриваются свойства неорганических веществ. В специальном разделе
кратко рассматриваются элементы органической химии и биохимии.
В
целях развития химического взгляда на мир в курсе проводятся широкие корреляции
между полученными учащимися в классе элементарными химическими знаниями и
свойствами тех объектов, которые известны школьникам в повседневной жизни, но
до этого воспринимались ими лишь на бытовом уровне. На основе химических
представлений учащимся предлагается взглянуть на драгоценные и отделочные
камни, стекло, фаянс, фарфор, краски, продукты питания, современные материалы.
В программе расширен круг объектов, которые описываются и обсуждаются лишь на
качественном уровне, не прибегая к громоздким химическим уравнениям и сложным
формулам. Мы обращали большое внимание на стиль изложения, который позволяет
вводить и обсуждать химические понятия и термины в живой и наглядной форме. В
этой связи постоянно подчеркиваются междисциплинарные связи химии с другими
науками, не только естественными, но и гуманитарными.
Новая
программа реализована в комплекте школьных учебников для 8-9 классов, которые
сданы в печать. При создании учебников мы учитывали изменение социальной роли
химии и общественного интереса к ней, которое вызвано двумя основными
взаимосвязанными факторами. Первое - это <хемофобия>,
т.е. отрицательное отношение общества к химии и ее проявлениям. В этой связи
важно на всех уровнях объяснять, что плохое - не в химии, а в людях, которые не
понимают законов природы или имеют нравственные проблемы. Химия - очень мощный
инструмент, в законах которой нет понятий добра и зла. Пользуясь одними и теми
же законами, можно придумать новую технологию синтеза наркотиков или ядов, а
можно - новое лекарство или новый строительный материал. Другой социальный
фактор - это прогрессирующая химическая
безграмотность общества на всех его уровнях - от политиков и журналистов до
домохозяек. Большинство людей совершенно не представляет, из чего состоит
окружающий мир, не знает элементарных свойств даже простейших веществ и не
может отличить азот от аммиака, а этиловый спирт от метилового. Именно в этой
области грамотный учебник по химии, написанный простым и понятным языком, может
сыграть большую просветительскую роль.
При
создании учебников мы исходили из следующих постулатов.
Основные задачи школьного курса химии:
- Формирование научной картины окружающего мира и развитие
естественнонаучного мировоззрения. Представление химии как центральной науки,
направленной на решение насущных проблем человечества.
- Развитие
химического мышления, умения анализировать явления окружающего мира в
химических терминах, развитие способности говорить и думать на химическом языке.
- Популяризация химического знания и внедрение представлений о роли химии в повседневной жизни и ее
прикладном значении в жизни общества. Развитие экологического мышления и
знакомство с современными химическими технологиями.
- Формирование практических навыков безопасного обращения с
веществами в повседневной жизни.
- Пробуждение
живого интереса у школьников к изучению химии как в рамках школьной программы,
так и дополнительно.
Основные идеи
школьного курса химии
- Химия - центральная наука о природе, тесно взаимодействующая с другими естественными
науками. Основное значение для жизни общества имеют прикладные возможности химии.
- Окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определенной структурой и
способны к взаимным превращениям. Существует связь между структурой и свойствами
веществ. Задача химии состоит в создании веществ с полезными свойствами.
- Окружающий мир постоянно изменяется. Его свойства определяются химическими реакциями,
которые в нем протекают. Для того, чтобы управлять этими реакциями, необходимо
глубоко понимать законы химии.
- Химия - мощный инструмент для преобразования природы и общества. Безопасное применение
химии возможно только в высокоразвитом обществе с устойчивыми нравственными
категориями.
Методические принципы и стиль учебников
- Последовательность
изложения материала ориентирована на изучение химических свойств окружающего
мира с постепенным и деликатным знакомством с теоретическими основами
современной химии. Описательные разделы чередуются с теоретическими. Материал
равномерно распределен по всему периоду обучения.
- Постоянная
демонстрация связи химии с жизнью, частое напоминание о прикладном значении
химии, научно-популярный анализ веществ и материалов, с которыми учащиеся
сталкиваются в повседневной жизни.
- Высокий
научный уровень и строгость изложения. Химические свойства веществ и химические
реакции описываются так, как они идут на самом деле. Химия в учебниках - реальная,
а не <бумажная>.
- Дружелюбный,
легкий и беспристрастный стиль изложения. Простой, доступный и грамотный
русский язык. Использование <сюжетов> - коротких, занимательных
рассказов, связывающих химические знания с повседневной жизнью - для облегчения
восприятия. Широкое использование иллюстраций, которые составляют около 15%
объема учебников.
- Широкое
использование простых и наглядных демонстрационных опытов, лабораторных и
практических работ для изучения экспериментальных аспектов химии и развития практических
навыков учащихся.
В
дополнение к учебникам планируется издание методических указаний для учителей,
книг для чтения для учащихся, задачника по химии и компьютерной поддержки в
виде компакт-дисков, содержащих электронный вариант учебника, справочные
материалы, демонстрационные опыты, иллюстрации, анимационные модели, программы
для решения расчетных задач.
Мы надеемся, что эти учебники
позволят многим школьникам по-новому взглянуть на наш предмет и покажут им, что
химия - не только полезная, но и очень
увлекательная наука.