Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.chem.msu.ru/rus/school/rcj2003/iv.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 05:39:49 2016
Кодировка: Windows-1251
Школьное химическое образование в России... IV. Новая школьная программа и новые учебники по химии
ChemNet
 
Предыдущий раздел Следующий раздел Содержание Школьное химическое образование в России:
стандарты, учебники, олимпиады, экзамены

IV. Новая школьная программа и
новые учебники по химии

        Новый, научно обоснованный стандарт химического образования подготовил благоприятную почву для разработки новой школьной программы и создания комплекта школьных учебников на ее основе. В этой статье мы представляем школьную программу по химии для 8-9 классов и концепцию серии учебников для 8-11 классов (учебники 8 и 9 класса уже сданы в печать), созданных авторским коллективом химического факультета МГУ.

        Программа курса химии основной общеобразовательной школы рассчитана на учащихся 8 - 9 классов [13]. От типовых программ, действующих в настоящее время в средних школах России, ее отличают более выверенные междисциплинарные связи и точный отбор материала, необходимого для создания целостного естественнонаучного восприятия мира, комфортного и безопасного взаимодействия с окружающей средой в условиях производства и в быту. Программа построена таким образом, что в ней главное внимание уделяется тем разделам химии, терминам и понятиям, которые так или иначе связаны с повседневной жизнью, а не являются <кабинетным знанием> узко ограниченного круга лиц, чья деятельность связана с химической наукой.

        Задача первого года обучения химии (8 класс) состоит в формировании у учащихся элементарных химических навыков, <химического языка> и химического мышления, в первую очередь на объектах, знакомых им из повседневной жизни (кислород, воздух, вода). В 8 классе мы сознательно избегаем сложного для восприятия учащихся понятия <моль>, практически не используем расчетные задачи. Основная идея этой части курса - привить учащимся навыки описания свойств различных веществ, сгруппированных по классам, а также показать связь между их строением и свойствами. На втором году обучения (9 класс) школьники знакомятся с основными теориями неорганической химии - теорией электролитической диссоциации и теорией окислительно-восстановительных процессов. На основе этих теорий рассматриваются свойства неорганических веществ. В специальном разделе кратко рассматриваются элементы органической химии и биохимии.

        В целях развития химического взгляда на мир в курсе проводятся широкие корреляции между полученными учащимися в классе элементарными химическими знаниями и свойствами тех объектов, которые известны школьникам в повседневной жизни, но до этого воспринимались ими лишь на бытовом уровне. На основе химических представлений учащимся предлагается взглянуть на драгоценные и отделочные камни, стекло, фаянс, фарфор, краски, продукты питания, современные материалы. В программе расширен круг объектов, которые описываются и обсуждаются лишь на качественном уровне, не прибегая к громоздким химическим уравнениям и сложным формулам. Мы обращали большое внимание на стиль изложения, который позволяет вводить и обсуждать химические понятия и термины в живой и наглядной форме. В этой связи постоянно подчеркиваются междисциплинарные связи химии с другими науками, не только естественными, но и гуманитарными.

        Новая программа реализована в комплекте школьных учебников для 8-9 классов, которые сданы в печать. При создании учебников мы учитывали изменение социальной роли химии и общественного интереса к ней, которое вызвано двумя основными взаимосвязанными факторами. Первое - это <хемофобия>, т.е. отрицательное отношение общества к химии и ее проявлениям. В этой связи важно на всех уровнях объяснять, что плохое - не в химии, а в людях, которые не понимают законов природы или имеют нравственные проблемы. Химия - очень мощный инструмент, в законах которой нет понятий добра и зла. Пользуясь одними и теми же законами, можно придумать новую технологию синтеза наркотиков или ядов, а можно - новое лекарство или новый строительный материал. Другой социальный фактор - это прогрессирующая химическая безграмотность общества на всех его уровнях - от политиков и журналистов до домохозяек. Большинство людей совершенно не представляет, из чего состоит окружающий мир, не знает элементарных свойств даже простейших веществ и не может отличить азот от аммиака, а этиловый спирт от метилового. Именно в этой области грамотный учебник по химии, написанный простым и понятным языком, может сыграть большую просветительскую роль.

        При создании учебников мы исходили из следующих постулатов.

Основные задачи школьного курса химии:

  1. Формирование научной картины окружающего мира и развитие естественнонаучного мировоззрения. Представление химии как центральной науки, направленной на решение насущных проблем человечества.
  2. Развитие химического мышления, умения анализировать явления окружающего мира в химических терминах, развитие способности говорить и думать на химическом языке.
  3. Популяризация химического знания и внедрение представлений о роли химии в повседневной жизни и ее прикладном значении в жизни общества. Развитие экологического мышления и знакомство с современными химическими технологиями.
  4. Формирование практических навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
  5. Пробуждение живого интереса у школьников к изучению химии как в рамках школьной программы, так и дополнительно.

Основные идеи школьного курса химии

  1. Химия - центральная наука о природе, тесно взаимодействующая с другими естественными науками. Основное значение для жизни общества имеют прикладные возможности химии.
  2. Окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определенной структурой и способны к взаимным превращениям. Существует связь между структурой и свойствами веществ. Задача химии состоит в создании веществ с полезными свойствами.
  3. Окружающий мир постоянно изменяется. Его свойства определяются химическими реакциями, которые в нем протекают. Для того, чтобы управлять этими реакциями, необходимо глубоко понимать законы химии.
  4. Химия - мощный инструмент для преобразования природы и общества. Безопасное применение химии возможно только в высокоразвитом обществе с устойчивыми нравственными категориями.

Методические принципы и стиль учебников

  1. Последовательность изложения материала ориентирована на изучение химических свойств окружающего мира с постепенным и деликатным знакомством с теоретическими основами современной химии. Описательные разделы чередуются с теоретическими. Материал равномерно распределен по всему периоду обучения.
  2. Постоянная демонстрация связи химии с жизнью, частое напоминание о прикладном значении химии, научно-популярный анализ веществ и материалов, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни.
  3. Высокий научный уровень и строгость изложения. Химические свойства веществ и химические реакции описываются так, как они идут на самом деле. Химия в учебниках - реальная, а не <бумажная>.
  4. Дружелюбный, легкий и беспристрастный стиль изложения. Простой, доступный и грамотный русский язык. Использование <сюжетов> - коротких, занимательных рассказов, связывающих химические знания с повседневной жизнью - для облегчения восприятия. Широкое использование иллюстраций, которые составляют около 15% объема учебников.
  5. Широкое использование простых и наглядных демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ для изучения экспериментальных аспектов химии и развития практических навыков учащихся.

        В дополнение к учебникам планируется издание методических указаний для учителей, книг для чтения для учащихся, задачника по химии и компьютерной поддержки в виде компакт-дисков, содержащих электронный вариант учебника, справочные материалы, демонстрационные опыты, иллюстрации, анимационные модели, программы для решения расчетных задач.

        Мы надеемся, что эти учебники позволят многим школьникам по-новому взглянуть на наш предмет и покажут им, что химия - не только полезная, но и очень увлекательная наука.


Предыдущий раздел Следующий раздел Содержание



Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору