III. Новый государственный стандарт школьного химического образования
Проблема
стандарта возникла в начале 90-х годов прошлого века, когда при активном
участии тогдашнего министра образования Э.Днепрова школьное образование взяло
курс на вариативность. За короткий срок в стране были написаны многочисленные
авторские программы, учебники, пособия по химии, при этом качество многих из
них было более чем сомнительным. Каждый учитель получил право сам выбирать,
чему и как учить. В результате достаточно быстро выяснилось, что содержание образования
перегружено второстепенной информацией, не имеющей значения ни для дальнейшего
развития учеников, ни для окружающей жизни. Актуальным стал вопрос о
стандартизации содержания школьного образования.
В
июне 2002 г. законопроект "О государственном стандарте общего
образования" был принят Государственной Думой РФ в первом чтении. В
соответствии с ним, утверждению стандарта должно предшествовать общественное
обсуждение проекта. Для разработки стандартов Министерство образования РФ
совместно с Академией образования создали временный научный коллектив под
руководством академиков РАО Э.Днепрова и В.Шадрикова, который уже через
несколько месяцев опубликовал свой проект [11]. Общественное обсуждение,
которое состоялось во многих школах, вузах, Российской Академии Наук, показало
несостоятельность этого проекта. Так, президиум РАН в своем постановлении
отметил, что "проект ... государственного стандарта общего образования,
подготовленный Минобразованием России, неудовлетворителен. Его принятие
приведет к катастрофическому снижению уровня школьного образования в нашей
стране с последующим неизбежным падением ее оборонного и экономического
потенциала" [12]. После этого были созданы новые рабочие группы по
доработке стандартов. Один из авторов статьи (Н.Е.К.) возглавил рабочую группу
по химии. Проект стандарта по химии был полностью переработан и в настоящее
время он готов к законодательному утверждению.
В
рамках принятой в России концентрической схемы разработано три стандарта
по химии: (1) основное общее образование (8-9 классы), (2) базовое
среднее (10-11 классы) и (3) профильное среднее образование (10-11
классы).
Принимаясь
за разработку стандарта химического образования, авторы исходили из тенденций
развития современной химии и учитывали ее роль в естествознании и в обществе.
Современная химия ‑ это фундаментальная
система знаний об окружающем мире, основанная на богатом экспериментальном
материале и надежных теоретических положениях. Научное содержание стандарта
базируется на двух основных понятиях: <вещество> и <химическая реакция>.
<Вещество> - главное понятие химии. Вещества окружают
нас везде: в воздухе, пище, почве, бытовой технике, растениях и, наконец, в нас
самих. Часть из этих веществ нам дана природой в готовом виде (кислород, вода,
белки, углеводы, нефть, золото), другую часть человек получил путем небольшой
модификации природных соединений (асфальт или искусственные волокна), но самое
большое число веществ, которые раньше в природе не существовали, человек
синтезировал самостоятельно. Это - современные материалы, лекарства,
катализаторы. На сегодняшний день известно около 20 млн. органических и около полумиллиона
неорганических веществ, и каждое из них обладает внутренней структурой. Органический
и неорганический синтез достиг такой высокой степени развития, что позволяет
синтезировать соединения с любой заранее заданной структурой. В связи с этим,
на первый план в современной химии выходит прикладной
аспект, в котором упор делается на связи
структуры вещества с его свойствами, а основная задача состоит в поиске и
синтезе полезных веществ и
материалов, обладающих заданными свойствами.
Самое
важное в окружающем мире состоит в том, что он постоянно изменяется. Второе
главное понятие химии - это <химическая
реакция>. Каждое мгновение в мире происходит неисчислимое множество
реакций, в результате которых одни вещества превращаются в другие. Некоторые
реакции мы можем наблюдать непосредственно, например ржавление железных
предметов, свертывание крови, сгорание автомобильного топлива. В то же время,
подавляющее большинство реакций остаются невидимыми, но именно они определяют
свойства окружающего нас мира. Для того, чтобы научиться этим миром управлять,
человек должен глубоко понять природу реакций и те законы, которым они
подчиняются. Задача современной химии состоит в изучении функций веществ в сложных химических и биологических системах,
анализе связи структуры вещества с его функциями и синтезе веществ с заданными
функциями.
Исходя
из того, что стандарт должен служить инструментом развития образования, было
предложено разгрузить содержание основного общего образования и оставить
в нем только те элементы содержания, образовательная ценность которых
подтверждена отечественной и мировой практикой преподавания химии в школе. Минимальная
по объему, но функционально полная система знаний, представленная в стандарте основного
общего образования, структурирована по шести содержательным блокам:
- Методы познания веществ и химических явлений
- Вещество
- Химическая реакция
- Элементарные основы неорганической химии
- Первоначальные представления об органических веществах
- Химия и жизнь
Стандарт базового среднего
образования разбит на пять содержательных блоков:
- Методы познания химии
- Теоретические основы химии
- Неорганическая химия
- Органическая химия
- Химия и жизнь
Последние
блоки в каждом стандарте были введены для усиления практической жизненной
направленности обучения. С этой же целью в разделах "Требования к уровню
подготовки выпускников" перечислены ситуации повседневной жизни и
практической деятельности, в которых необходимо использовать знания и умения,
приобретенные на уроках химии.
Преемственность
между общим и средним образованием обеспечивается тем, что основу обоих стандартов
составляют Периодический закон Д.И.Менделеева, теория строения атомов и
молекул, теория электролитической диссоциации и структурная теория органических
соединений.
Два
уровня образовательного стандарта среднего (полного) образования - базовый и
профильный - существенно различаются по своим целям и содержанию. Стандарт базового
среднего уровня призван прежде всего обеспечить выпускнику средней школы
возможность ориентироваться в общественных и личных проблемах, связанных с химией.
В стандарте профильного уровня система знаний значительно расширена, в
первую очередь за счет представлений о строении атомов и молекул, а также
закономерностях протекания химических реакций, рассматриваемых с точки зрения
теорий химической кинетики и химической термодинамики. Тем самым обеспечивается
подготовка выпускников средней школы к продолжению химического образования в высшей
школе.
В
настоящее время все три стандарта по химии проходят общественное обсуждение и
готовятся к законодательному утверждению.