Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.chem.msu.ru/rus/school/rcj2003/i.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 04:51:23 2016
Кодировка: Windows-1251
Школьное химическое образование в России... I. Программа модернизации (реформы) образования в России и ее недостатки
ChemNet
 
Следующий раздел Содержание Школьное химическое образование в России:
стандарты, учебники, олимпиады, экзамены

I. Программа модернизации (реформы) образования в России и ее недостатки

        В Советском Союзе существовала отлаженная система химического образования, основанная на линейном подходе, когда изучение химии начиналось в средних классах и заканчивалось в старших. Во всех школах программа изучения химии была рассчитана на четыре года. Существовала согласованная схема обеспечения учебного процесса, в том числе школьная программа и учебники, система подготовки и повышения квалификации учителей, система химических олимпиад всех уровней, комплекты учебных пособий (Библиотека школы, Библиотека учителя и т.д.), общедоступные методические журналы (<Химия в школе> и т.д.), демонстрационные и лабораторные приборы для школ.

        Образование - консервативная и инертная система, поэтому даже после распада СССР химическое образование, понеся тяжелые финансовые потери, продолжало выполнять свои задачи. Однако, несколько лет назад в России началась реформа системы образования, главная цель которой - поддержка вхождения новых поколений в глобализованный мир, в открытое информационное сообщество. Для этого, по мнению авторов реформы, центральное место в содержании образования должны занимать коммуникативность, информатика, иностранные языки, межкультурное обучение. Как видим, для естественных наук места в этой реформе не предусмотрено.

        Объявлено, что новая реформа должна обеспечить переход на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования. Разработан и во многом уже реализуется план конкретных мероприятий, среди которых главные - переход на 12-летнее школьное обучение, введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) в форме всеобщего тестирования, разработка новых стандартов обучения на основе концентрической схемы, согласно которой к моменту окончания девятилетки ученики должны иметь целостное представление о предмете.

        Эта реформа встретила довольно серьезное сопротивление как в образовательной среде, так и на высоком политическом уровне, поэтому два года назад изменилась риторика: вместо "реформы" стали говорить о "модернизации", но суть осталась прежней.

        Как влияет проведение этой реформы на химическое образование в России? На наш взгляд, резко отрицательно. Дело в том, что среди разработчиков Концепции модернизации российского образования не было ни одного представителя естествознания, поэтому интересы последнего в этой концепции совершенно не учтены. ЕГЭ в той форме, в какой его задумали авторы реформы, сломает систему перехода от средней школы к высшей, которую вузы с таким трудом сформировали в первые годы независимости России [1], и разрушит преемственность российского образования.

        Один из аргументов в пользу ЕГЭ состоит в том, что он, по мнению идеологов реформы, обеспечит равный доступ к высшему образованию для различных социальных слоев и территориальных групп населения. Наш многолетний опыт дистанционного обучения, связанный с проведением Соросовской олимпиады по химии и заочно-очной формой приема на химический факультет МГУ, показывает, что дистанционное тестирование, во-первых, не дает объективной оценки знаний, а, во-вторых, как раз не обеспечивает школьникам равных возможностей. За 5 лет Соросовских олимпиад через наш факультет прошло больше 100 тыс. письменных работ по химии, и мы убедились в том, что общий уровень решений очень сильно зависит от региона; кроме того, чем ниже был образовательный уровень региона, тем больше оттуда присылали идентичных, списанных друг у друга работ.

        Единое тестирование не только не обеспечивает равных возможностей, но и, наоборот, ставит в худшие условия сильных школьников, хорошо знающих предмет. Например, в тесте по химии многие вопросы составлены на основе "бумажных" представлений о предмете. Реальная химия отличается от той, которая заложена в тестах. Грамотный юный химик на многие вопросы ответит правильно с точки зрения предмета, но его ответ будет отличаться от авторского и он получит меньше баллов, чем его соперник, не знающий химии, но выучивший правильные ответы. Наши студенты и сотрудники изучили материалы ЕГЭ по химии и обнаружили большое число некорректных или неоднозначных вопросов, которые нельзя применять для тестирования школьников [2].

        Еще одно существенное возражение против ЕГЭ состоит в том, что само тестирование как форма проверки знаний имеет существенные ограничения. Даже корректно составленный тест не позволяет объективно оценить умение школьника рассуждать и делать выводы. Мы пришли к выводу, что ЕГЭ можно использовать только как одну из форм контроля работы средних школ, но ни в коем случае не как единственный монопольный механизм доступа к высшему образованию.

        Другой отрицательный аспект реформы связан с разработкой новых стандартов образования, которые должны приблизить российскую систему образования к европейской. В проекте стандартов, предложенном в 2002 г. Министерством образования, был нарушен один из главных принципов естественнонаучного образования - предметность. Руководители коллектива, который составлял проект, предлагали подумать о том, чтобы отказаться от отдельных школьных курсов химии, физики и биологии и заменить их единым интегрированным курсом "Естествознание". Такое решение, пусть даже принятое на долгосрочную перспективу, просто похоронило бы химическое, физическое и биологическое образование в нашей стране.


Следующий раздел Содержание



Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору