I. Программа модернизации (реформы) образования в России и ее недостатки
В
Советском Союзе существовала отлаженная система химического образования, основанная
на линейном подходе, когда изучение химии начиналось
в средних классах и заканчивалось в старших. Во всех школах программа изучения
химии была рассчитана на четыре года. Существовала согласованная схема
обеспечения учебного процесса, в том числе школьная программа и
учебники, система подготовки и повышения квалификации учителей, система
химических олимпиад всех уровней, комплекты учебных пособий (Библиотека школы,
Библиотека учителя и т.д.), общедоступные методические журналы (<Химия в школе>
и т.д.), демонстрационные и лабораторные приборы для школ.
Образование
- консервативная и инертная система, поэтому даже после распада СССР химическое
образование, понеся тяжелые финансовые потери, продолжало выполнять свои
задачи. Однако, несколько лет назад в России началась реформа системы образования,
главная цель которой - поддержка вхождения новых поколений в глобализованный
мир, в открытое информационное сообщество. Для этого, по мнению авторов
реформы, центральное место в содержании образования должны занимать
коммуникативность, информатика, иностранные языки, межкультурное обучение. Как
видим, для естественных наук места в этой реформе не предусмотрено.
Объявлено,
что новая реформа должна обеспечить переход на сопоставимую с мировой систему показателей
качества и стандартов образования. Разработан и во многом уже реализуется план
конкретных мероприятий, среди которых главные - переход на 12-летнее школьное
обучение, введение единого государственного экзамена
(ЕГЭ) в форме всеобщего тестирования, разработка новых стандартов обучения на
основе концентрической схемы, согласно которой к моменту окончания девятилетки
ученики должны иметь целостное представление о предмете.
Эта реформа встретила довольно
серьезное сопротивление как в образовательной среде, так и на высоком
политическом уровне, поэтому два года назад изменилась риторика: вместо "реформы"
стали говорить о "модернизации", но суть осталась прежней.
Как
влияет проведение этой реформы на химическое образование в России? На наш
взгляд, резко отрицательно. Дело в том, что среди разработчиков Концепции модернизации
российского образования не было ни одного представителя естествознания, поэтому
интересы последнего в этой концепции совершенно не учтены. ЕГЭ в той форме, в
какой его задумали авторы реформы, сломает систему перехода от средней школы к
высшей, которую вузы с таким трудом сформировали в первые годы независимости
России [1], и разрушит преемственность российского образования.
Один
из аргументов в пользу ЕГЭ состоит в том, что он, по мнению идеологов реформы,
обеспечит равный доступ к высшему образованию для различных социальных слоев и
территориальных групп населения. Наш многолетний опыт дистанционного обучения,
связанный с проведением Соросовской олимпиады по химии и заочно-очной формой
приема на химический факультет МГУ, показывает, что дистанционное тестирование,
во-первых, не дает объективной оценки знаний, а, во-вторых, как раз не
обеспечивает школьникам равных возможностей. За 5 лет Соросовских олимпиад
через наш факультет прошло больше 100 тыс. письменных работ по химии, и мы
убедились в том, что общий уровень решений очень сильно зависит от региона;
кроме того, чем ниже был образовательный уровень региона, тем больше оттуда
присылали идентичных, списанных друг у друга работ.
Единое
тестирование не только не обеспечивает равных возможностей, но и, наоборот,
ставит в худшие условия сильных школьников, хорошо знающих предмет. Например, в
тесте по химии многие вопросы составлены на основе "бумажных"
представлений о предмете. Реальная химия отличается от той, которая заложена в
тестах. Грамотный юный химик на многие вопросы ответит правильно с точки зрения
предмета, но его ответ будет отличаться от авторского и он получит меньше
баллов, чем его соперник, не знающий химии, но выучивший правильные ответы.
Наши студенты и сотрудники изучили материалы ЕГЭ по химии и обнаружили большое
число некорректных или неоднозначных вопросов, которые нельзя применять для
тестирования школьников [2].
Еще
одно существенное возражение против ЕГЭ состоит в том, что само тестирование
как форма проверки знаний имеет существенные ограничения. Даже корректно
составленный тест не позволяет объективно оценить умение школьника рассуждать и
делать выводы. Мы пришли к выводу, что ЕГЭ можно использовать только как одну
из форм контроля работы средних школ, но ни в коем случае не как единственный
монопольный механизм доступа к высшему образованию.
Другой
отрицательный аспект реформы связан с разработкой новых стандартов образования,
которые должны приблизить российскую систему образования к европейской. В
проекте стандартов, предложенном в 2002 г. Министерством образования, был
нарушен один из главных принципов естественнонаучного образования -
предметность. Руководители коллектива, который составлял проект, предлагали
подумать о том, чтобы отказаться от отдельных школьных курсов химии, физики и
биологии и заменить их единым интегрированным курсом
"Естествознание". Такое решение, пусть даже принятое на долгосрочную
перспективу, просто похоронило бы химическое, физическое и биологическое
образование в нашей стране.