Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.chem.msu.ru/rus/journals/xr/exhib99.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Fri Feb 28 04:08:33 2014
Кодировка: Windows-1251
"Химия-99": всеобщая эйфория
ChemNet
 

"Химия-99": всеобщая эйфория

6-10 сентября в "Экспоцентре" в Москве прошла Всемирная выставка "Химия-99", собравшая более 500 участников, из которых около половины - российские предприятия. По единодушному мнению ее участников и посетителей прошедшая выставка оказалась очень удачной, положительно отличась от предыдущих многочисленностью и разнообразием предложений российских производителей и заинтересованностью потенциальных покупателей.

Беглый осмотр представленных на выставке экспозиций действительно порадовал значительным относительным увеличением российских экспонентов по сравнению с предыдущей выставкой 97 года. Красочно оформленные стенды ничуть не уступали иностранным. Очень внушительно выглядели Казаньоргсинтез, Узловский "Пластик", Чебоксарский Химпром. Практически исчезли американские, японские и итальянские производители, полностью отсутствовали австрийцы. Веселым роем вились вокруг российских стендов желающие заключить контракты, чем никак не могли похвастать иностранные компании. Российские стендисты пребывали в состоянии эйфории, настроение посетителей в целом тоже было вполне оптимистичным. По мнению многих из них на нынешней выставке российские производители представили много новой продукции, в частности много новых предложений по лакокрасочным изделиям, реактивам для кожевенной продукции, лабораторному оборудованию, бытовой химии.

И все же, некоторые экспоненты считают, что участие в специализированных выставках куда полезнее, чем в выставках "широкого профиля". Например, представители ОАО "Пластик" отметили, что на выставке "Интерпластика" интерес к их продукции был явно выше. Представители НПФ "Пигмент" посетовали на постоянный, узкий круг потребителей, кочующих от выставки к выставке, хорошо знакомых с их продукцией, и цель прихода которых - узнать о новинках, без явного намерения заключить какие-либо новые контракты.

Ярким положительным моментом выставки было практически полное отсутствие российских фирм-посредников, торгующих иностранной продукцией. Хотя, не обошлось без исключений. Так, например, АО "Национальные ресурсы", несмотря на свое красноречивое название, предлагало иностранные технологии и оборудование для очистки воды. По их мнению, зачастую хорошие отечественные разработки практически неприменимы, многие из них решают частные задачи - рынок их сбыта не продуман. Импортные же технологии - отработанные - "вентили не текут и клапаны закрываются". Корпуса отечественных фильтров, в том числе их дизайн - и вовсе не выдерживают никакой критики. Отечественные мембраны, учитывая их качество и быстрый выход из строя, оказываются дороже, чем американские. Если же говорить в целом об отечественных системах очистки воды, то, как считают представители АО "Национальные ресурсы", "все они сырые и не доведенные до ума, то есть попросту полуфабрикаты".

Несмотря на изменившуюся с 1997 года экономическую ситуацию, в выставке участвовали много иностранных фирм-производителей аналитического и лабораторного оборудования: Перкин Эльмер, Вариан, Донау Лаб, Сартуриус, Интерлаб (Хьюлетт Паккард), Мерк (?), Неолаб и др. Присутствовали и отечественные компании, в основном те, которые можно видеть и на других, более специализированных выставках и научных конференциях: Аквилон, Химлабораторприбор, СиСиЭс, АО "Экрос", ОАО Цвет, ЗАО "Аврора".

ОАО "Цвет" представило новый газовый хроматограф по очень привлекательной цене - 78 тыс. руб. (приблизительно 3 тыс. долл.). Как нам рассказал его директор Я.И.Яшин, хроматографы покупают очень хорошо. Раньше в своих разработках ОАО "Цвет" использовало только отечественные комплектующие, теперь же приборы строят на основе электроники Интел, что позволяет разработчикам быть уверенным в устойчивой работе хроматографов. В последнее время в ОАО "Цвет" стали уделять больше внимания методикам, предлагать комплексы для различных видов анализов и "лаборатории под ключ", ориентируясь на узковедомственного потребителя.

Российская академия наук сделала общий стенд, на котором можно было видеть плакаты десятка институтов: химической физики, биохимической физики, элементорганических соединений, физической химии, общей и неорганической химии, микробиологии, структурной макрокинетики, проблем технологии микроэлектроники и особо чистых материалов и Геохи РАН. Впечатление от стенда создалось весьма грустное: кроме уже виденных на выставках двухлетней давности плакатов с мелко набранными текстами институты больше ничего не выставили. Несколько лучше выглядела экспозиция институтов Сибирского отделения РАН, выделенная в отдельный стенд: там были представлены и более материальные экспонаты, например, высокоэффективный газожидкостной хроматограф, представленный институтом хроматографии СО РАН.

По мнению эксперта Центра РБМ Российского Союза промышленников и предпринимателей Лилии Гусевой в целом прошедшая выставка не тянет на Всемирную. Относительно небольшое присутствие иностранных компаний скорее говорит об отсутствии у них интереса к нищей, неплатежеспособной России, чем об успехах отечественной химической промышленности. Традиционно конкурентоспособными могут быть названы российские каучуки, шины, крупнотоннажная химия, теперь к ним присоединились лаки-краски и синтетические моющие вещества.

Относительное уменьшение импортной химической продукции на российском рынке вызвано неспособностью отечественных предприятий ее покупать. Однако это не означает расширения сегмента рынка российских производителей, поскольку сотни видов продуктов у нас просто не производятся, что обеспечивает открытость нашего рынка для импортеров. Производителям просто приходится отказываться от нужной им продукции за счет снижения качества конечного продукта. Отсутствие финансов у российских производителей подтвердил и на состоявшейся перед открытием выставки пресс-конференции Заместитель Министра экономики РФ В.С. Евсюков, сообщивший, что бартер между российскими предприятиями пока не удалось сократить: в химическом секторе промышленности он составляет сегодня 20%.

Относительно неплохо себя чувствуют монополисты и предприятия, практически целиком ориентированные на экспорт.

Некоторые участники выставки признались, что не очень-то надеются на эффективность состоявшихся на выставке переговоров и дальнейшее развитие отношений, однако, по их мнению, одна из важнейших целей их присутствия - подтвердить свой имидж и статус.

Татьяна Зимина


Быстрая навигация по серверу:
Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
webmaster@www.chem.msu.su