|   | 
							
								| 
Состояние химизации агропромышленного
комплекса РоссииРоссия располагает значительным сырьевым,
научно-техническим, производственным и
потребительским потенциалом, необходимым для
развития промышленности минеральных удобрений.
Количество удобрений, используемых для
повышения плодородия почв - один из факторов,
определяющих решение проблемы экономической и
продовольственной безопасности страны. Сельскохозяйственный сектор имеет в своем
распоряжении 117 млн.га пашни, но используется она
в последние годы не полностью. Посевные площади
составили в 1997 г. - 96,4 млн.га, а в 1998 г. - 90,9 млн.га.
Основное уменьшение произошло за счет площадей,
занятых под зерновые культуры, сахарную свеклу,
лен-долгунец. Резкое сокращение производства
зерна (до 70 млн.т) и других сельскохозяйственных
культур в последние годы связано как сокращением
посевных площадей, так и со снижением применения
минеральных удобрений (табл. 1). Табл. 1 Внесение удобрений на 1 га пашни,
кг питательных веществ 
  
    |  | 1965г. | 1975г. | 1987г. | 1990г. | 1991г. | 1992г. | 1993г. | 1994г. | 1995-1998гг. |  
    | Всего, в том числе: | 19,7 | 59,9 | 106,3 | 85,0 | 78,0 | 43,0 | 28,9 | 10,9 | 11,0 |  
    | N | 6,5 | 24,1 | 46,0 | 85,0 | 33,0 | 21,0 | 16,4 | 7,0 | 7,0 |  
    | P2O5 | 6,1 | 17,2 | 33,0 | 31,0 | 25,0 | 11.0 | 7,0 | 2,3 | 2.0 |  
    | К20 | 7,1 | 17,2 | 27,0 | 19,0 | 20,0 | 11,0 | 5,5 | 1.6 | 2,0 |  
    | Урожайность зерна, п/га | 9- 16 | 10-16 |   | 14-18 |   |   | 11-14 |  В конце 80-х годов потребление фосфорсодержащих
удобрений превышало 30 кг P2O5 /гa, в
настоящее время оно составляет лишь P2O5/гa.
Соответственно, внесение азотных удобрений
снизилось с 46 до 7 кг/га, а калийных с 27 до 2 кг/га.  Потребность в минеральных удобрениях (по
данным ЦИНАО) находится на уровне 12-16 млн.т
питательных веществ, которые вполне способна
удовлетворять наша промышленность: существующие
общие мощности минеральных удобрений составляют
19,7 млн.т, в том числе 8,2 млн.т N, 4,9 млн.т P2O5,6,6млн.т
K2O, однако используются они далеко не
полностью (табл.2). Таблица 2 Производство минеральных удобрений,
млн.т питательных веществ 
  
    |  | 1991г. | 1995г. | 1996г. | 1997г. | 1998г. |  
    | Всего, в том числе: | 15.04 | 9,74 | 9,35 | 9,53 | 9,7 |  
    | N | 6,68 | 4,98 | 4,69 | 4,29 | 4,40 |  
    | P2O5 | 4,09 | 1,93 | 1,97 | 1,80 | 1,80 |  
    | K2O | 4,27 | 2,83 | 2,67 | 3,44 | 3,50 |  При этом значительная доля минеральных
удобрений экспортируется, а потребление их в
сельском хозяйстве не возрастает (табл.3) из-за
отсутствия средств у сельскохозяйственных
товаропроизводителей на их приобретение. Таблица 3. Распределение минеральных удобрений
на внешнем и внутреннем рынках, млн.т питательных
веществ 
  
    |  | Экспорт | Потребление
    на внутреннем рынке |  
    |  | 1996г. | 1997г. | 1998г. | 1996г. | 1997г. | 1998г. |  
    | Всего, в том числе: | 7,32 | 7,96 | 7.0 | 1,58 | 1,66 | 1,65 |  
    | N | 3,72 | 3,19 | 2,85 | 0,98 | 1,0 | 1,0 |  
    | P2O5 | 1,20 | 1,37 | 1,15 | 0,38 | 0,36 | 0,40 |  
    | K2O | 2,40 | 2,90 | 2,90 | 0.22 | 0,30 | 0,25 |  Наряду со снижением потребления минеральных
удобрений резко нарушилось и соотношение
используемых в растениеводстве питательных
веществ, что также отражается на эффективности
их использования. Применяемые сегодня меры по подъему
агрохимической отрасли и аграрного сектора
экономики путем государственных дотаций не
приводят к желаемым результатам. Ежегодные
постановления Правительства (последнее время 2
  раза в год), предлагающие компенсацию части
стоимости применяемых удобрений (20-30%)не влияют
на рост их потребления. Очевидно, что такое
решение проблемы не устраивает ни потребителей (
им необходимо изыскать еще 70-80%  средств для
закупки средств химизации), ни производителей,
так как платежеспособный спрос на рынке не
расширяется. Если применяемая финансово-экономическая
система в течение 8 лет не работает, пора подумать
о ее дееспособности. Реализация удобрений по
себестоимости или по толлинговой схеме также не
оживляет рынок. Поэтому основная масса удобрений
экспортируется. В то же время, установление
экспортных пошлин не только не стимулирует рост
внутреннего потребления, но приведет к снижению
валового национального продукта, уменьшению
рабочих мест, еще более низкому использованию
производственных мощностей большой группы
заводов. Таким образом, и этот шаг не будет
способствовать развитию производства и
внутреннего рынка средств химизации. Что же касается цен на минеральные удобрения,
то их величина на внутреннем и внешнем рынке
может расходиться, поскольку они формируются
спросом и предложением. Мировой опыт
подтверждает, что в большинстве развитых стран
(США, Канада и др.) внутренние цены выше цен на
внешнем рынке, что обусловлено поддержкой
государством (прямо или косвенно) собственного
производителя. Во всем мире активный процесс химизации
сельского хозяйства всегда находится под
контролем и вниманием государства, которое
воздействует на него разными путями: дотацией,
снижением налогов, компенсацией дешевыми
потребительскими товарами. Такие действия
возможны, но они затруднены в нашей стране из-за
громоздкости территории и ряда условий:
климатических, погодных и, что самое главное,
из-за разного уровня экономического состояния
хозяйств. Следствие этих различий - не целевое
использование средств, отпускаемых государством
на химизацию. Удобрения эффективны при правильном их
применении - это непреложный факт. Они
самоокупаемы и могут создавать прибыль за счет
прибавки урожая от их применения, которая вполне
обеспечивает развитие сырьевых,
производственных и сервисных объектов. Поэтому
все усилия должны быть направлены на создание
гарантированного отечественного спроса.
Механизм таких действий должен быть тщательно
проработан и реализован на практике. Смысл такого механизма заключается в том, что
дотации государства необходимо сосредоточить в
Федеральном стабилизационном агрохимическом
фонде, который должен быть гарантом расчетов
регионов с производителем. Стабилизационный
агрохимический фонд является накопительным.
Условия - рыночные, гарантии - государственные.
Средства фонда направляются только на процесс
химизации сельского хозяйства. В рамках фонда
разрабатывается методика отчислений налогов,
платежей, величин преференций, паритеты цен на
сельскохозяйственную и промышленную продукцию в
зависимости от уровня используемых средств
химизации. Некоторых специалистов смущает сочетание
рыночной экономики и активное воздействие на
рассматриваемый процесс государства. Но он
существует во всех развитых странах мира, бюджет
которых сбалансирован, прежде всего, из-за
рентабельности собственных производителей.
Такой подход позволит не только в принципе
изменить ситуацию на внутреннем рынке средств
химизации, но и в короткие сроки вывести
отечественное сельское хозяйство на уровень
передовых стран. П.В.Классен,Ю.А. Забелешинский ОАО "НИУИФ им. Я.В.Самойлова"
 |  |  |