Я училась в Школе садовников в 2014/2015 учебном году. Школа дает хороший старт в профессии садовника. Понравилась атмосфера. Очень ценно, что практические занятия проходят в Ботаническом саду. Да и вообще Школа дает возможность почувствовать себя студентом еще раз: зачеты, практические занятия, выездная практика на Биостанции под Звенигородом, общение с преподавателями МГУ.
Спасибо преподавателям!
Желаю Школе процветания и развития!
С уважением,
Андреева Полина, слушательница ШС 2014-2015.
Получая Диплом из рук руководителя проекта" Школа садовника" биологического факультета МГУ, я подумала, что да!, это самое значимое, что произошло со мной за последние пять лет. Прекрасное настроение и атмосфера науки, и новых знаний- это было со мной весь год и останется со мной навсегда. Уже планируем на следующий год пойти на курс лекций по дендрологии. Главное хочу пожелать новым студентам данной программы- вникайте во все программные вопросы, ведите большую домашнюю самостоятельную работу и изучение даже сложных предметов доставит ВАМ одно удовольствие. С уважением и благодарностью ко всем преподавателям. До новых встреч в нашем любимом биологическом...))
Лариса Мусатова, выпускница "Школы садовников" 2014 г.
Мне очень понравились занятия в школе садовников. 9 месяцев интенсивной
работы (ну да, работы) пролетели быстро, наполненно. Основная часть
занятий - лекции. Всесторонний академический подход в подаче материала
сочетался с понятными разъяснениями, аналогиями - преподаватели очень
старались, чтобы мы поняли суть явлений, использовали хороший иллюстрационный
материал.
Практические занятия - замечательная часть курса. В лабораториях, работая
с микроскопом, мы наблюдали за клеткой, разглядывали почвенных обитателей,
строение тычинок и пестиков. Мы работали в саду и в оранжерее, делали
газон и черенковали растения, обрезали кустарники. Это неоценимая практика
и возможность увидеть все своими глазами, задать вопросы, попробовать
самому.
А экскурсии по московским паркам и усадьбам - это долгие прогулки-разговор,
в которых главное ландшафтная архитектура, история, растения.
Понравилась летняя практика - и полезно, и приятно - возможность непосредственно
прикоснуться к растениям, помочь им в трудное время, а также возможность
еще раз пообщаться с замечательными кураторами - знатоками, профессионалами
своего дела.
Школа помогла мне открыть для себя удивительный мир растений, почувствовать,
как все в нем органично устроено, связано. А самое главное дала возможность
читать и понимать литературу, наблюдать и понимать растения.
Матросова Наталия, выпуск "Школы садовников" 2013
Cколько себя помню, всегда любил сады. Может, потому что белый свет
впервые увидел на подмосковной даче, и уроки жизни и уважения к окружающему
миру получал в общении с дедушкиными флоксами, клубникой и яблонями.
Или потому, что учился в МГУ, который сам по себе - огромный сад на
территории Москвы, а потом - в Голландии, стране-цветнике. В последнее
время, охладев к городским увеселениям, я стал все больше времени проводить
на даче, в заграничных поездках тоже первым делам спешил не на торговые
улицы или в музеи, а в исторические сады и парки.
Но каждый раз, занимаясь садом или просто прогуливаясь по нему, я чувствовал:
мне не хватает знаний, объединеных в систему. Недаром в Европе раньше
устройство садов считали сложнейшим из искусств, ставяя его гораздо
выше архитектуры. Создавая сад, вы творите вместе с природой - а значит,
надо понимать ее законы, стать ее другом и приручить стихии - ветер,
воду, землю. А это задача, решить которую вряд ли можно буденновским
наскоком, даже и с помощью интернета.
Так я попал в Школу садовников Ботсада МГУ - и получил ровно то, о
чем мечтал. Курсы истории садово-паркового искусства, с выездами в усадьбы
и парки Москвы. Основы ботаники, физиологии растения, почвоведения,
агрохимии, дендрологии, экологии. И практические занятия - защита растений,
полив, вертикальная планирока, газоноведение, обрезка и прививка, цветоводство,
садово-парковое строительство. Московский университет всегда славился
тем, что здесь учили не только конкретным дисциалинам - а прививали
системный подход, умение спокойно разобрать любую, даже сложную вещь
по полочкам, навести в хаосе порядок и гармонию. Применительно к саду
это значит - сначала придумать его идею исходя из объективных (климат,
почва, освещение, рельеф, имеющиеся насаждения) и субъективных (вкус,
мода) факторов, а потом воплотить ее в жизнь, взяв на вооружение лучшие
достижения ботаники и почвоведния.
Как выяснилось на наших занятиях, сделать так совсем не сложно, и не
сказать чтобы очень дорого. За эту науку хотел бы поблагодарить всех
преподавателей, этих чудесных людей, влюбленных в красоту, не лишенных,
как все творческие натуры, эксцентрики, и оттого особенно симпатичных,
а также очаровательных коллег-слушателей. Спасибо и до новых встреч
в Ботсаду!
Андрей Карагодин, старший научный сотрудник Исторического факультета
МГУ, выпускник "Школы садовников" 2013
Я сажаю, а оно не растет (Жизненная история)
В детстве я живо интересовалась посадками на бабушкином участке, и охотно принимала участие в работах по саду/огороду. Но в суровые перестроечные времена, когда наша семья, как и большинство сограждан, была вынуждена выращивать себе пропитание, то регулярная "обязаловка" по сбору колорадских жуков и прочие столь же увлекательные занятия кверху кормой на солнцепеке надолго отвадили меня от садоводства.
И вот уже в зрелом возрасте я стала хозяйкой большого дачного участка в поселке Абрамцево. На участке росли вековые ели и березы, менее древние яблони и какие-то чахлые кустарники. Предыдущие хозяева участка, несмотря на его сильную затененность и соседство с лесом, умудрялись выращивать разные овощи и цветы. Но цветы были выкопаны и увезены ими на новую дачу, а грядки и карликовый парничок мы с мужем уничтожили как класс. "Дача - для отдыха!" - таков был наш девиз. Мы собирались завести только газон и вечнозеленые растения, чтобы свести дачные хлопоты к минимуму. Но потом бабушка поделилась со мной многолетними цветами, затем мне самой захотелось задекорировать растениями виды на бетон, забор и соседей: И пошло-поехало.
Идеи я черпала из журналов по ландшафтному дизайну, а ассортимент пополняла на близлежащем рынке, где бабульки выставляли выкопанные со своих участков растения прямо в разгар цветения (сейчас-то я не могу смотреть без дрожи на эту ярмарку). Мы даже купили машину жирного черного торфа, чтобы сажать цветочки в "чернозем", а не в нашу рыжую глину.
Но увы, мои старания отнюдь не были вознаграждены по заслугам. Многолетние цветы не обнаруживались на следующий год после посадки, флоксы осмеливались не цвести, пионы хирели, и даже затрапезные бархатцы до конца сезона застывали в размере купленной рассады. Неужели на этом участке ничего кроме хосты расти не может, или мы что-то делаем не так? Почему у меня ничего не растет?
В прочитанных мною издания содержалось много рекомендаций - что сажать и как именно, но ни слова не говорилось - почему именно так. Я решила получить специальное образование, чтобы самой во всем разобраться. В поисках нужных курсов, с помощью любимого сайта gardener.ru я "вышла" на уникальную программу Ботанического сада МГУ "Школа садовников", которую вернее было бы назвать "Научные основы садоводства". Занятия на этих курсах стали одними из моих самых ярких впечатлений так быстро пролетевших 9 месяцев.
Вместе с другими слушателями курсов я наблюдала в микроскопе строение различных органов растений, заглядывала в почвенные разрезы, рассчитывала нормы внесения удобрений, изучала растения в самом Ботаническом саду, да всего и не перечислишь! А выездные занятия по геоботанике на Звенигородской биостанции стали для нас самым настоящим приключение, к счастью с благополучной развязкой.
Теперь, с багажом полученных знаний и навыков, я понимаю, как мало я знала раньше, и как много всего еще предстоит узнать и испытать на практике! Мой дачный участок постепенно начинает преображаться, надеюсь, скоро мечта о рододендронах и древовидном пионе станет реальностью. Хочу выразить огромную благодарность людям, которые не только передали свои знания, но в буквальном смысле открыли мне на глаза на суть явлений:
Константиновой Александре Игоревне, пробудившей интерес к морфологии и систематике высших растений (т.е. ботанике);
Ульяновой Татьяне Юрьевне, открывшей нам науку почвоведение;
Чубу Владимиру Викторовичу, чьи лекции по физиологии растений воспринимались как лихо закрученный детектив, а то и триллер (о, этот непостижимый цикл Кальвина!)
Умаровой А.Б., преподавшей физику почв в доступной для нас форме,
Болышевой Татьяне Николаевне, открывшей нам роль различных элементов в питании растений, под чьим энергичным руководством нами был создан газон в партере Ботсада;
Еременко Надежде, поделившейся с нами своим практическим опытом ландшафтного архитектора;
Дубенюку Антону Павловичу, руководившему нашими практическими занятиями в Аптекарском огороде (филиале Ботсада на Проспекте Мира);
Ефимову Сергею Владимировичу, изменившему наше представление о цветоводстве,
Бойко Григорию Александровичу, заставившему меня пожалеть о том, что я не выбрала профессию дендролога (а ведь писала же в сочинении за 5 класс что хочу стать лесником);
Мурашову Владимиру Владимировичу - за долгие задушевные беседы об экологии и не только о ней, а также яблоки сорта "северный сенап"
Особо хочется поблагодарить Александра Витальевича Раппопорта, организатору и идейному вдохновителю обучения на богатейшей базе Ботанического Сада МГУ, и сказать ему - ЕЩЕ! Ожидается ли "Школа садовников. Advanced level"?
С надеждой на продолжение сотрудничества, Карандеева Екатерина (выпускница
2010 г.)
Когда я пришла в Школу садовников на первое занятие и руководитель курсов Александр Витальевич Раппопорт рассказал о том, что нас ожидает, - я сразу поняла, что получу именно то, что мне надо. Школа садовников - это сочетание глубокого академического подхода и постоянной практической работы. Мы начали с основ: изучение строения и физиологии растения, почвоведение, агрофизика, биология почв. Все эти знания дали нам фундамент для понимания того, как устроен, как живет и развивается сад. Как мы радовались на практических занятиях, когда понимали смысл (а не просто записывали и заучивали) тех или иных методов ухода за растениями в саду. Когда мы подошли к курсу, который для меня лично представлял наибольший интерес - курс ландшафтного дизайна - мы уже были готовы творить самостоятельно, ведь мы знали не просто основной перечень садовых растений и их сортов, но и в какое время они достигают пика формы, как они комбинируются, где их нужно сажать и как за ними ухаживать. Я получила гораздо больше чем рассчитывала. Основы ландшафтной архитектуры и проектирования оказались совсем не основами, а полноценным экскурсом и в историю и в настоящее ландшафтного дизайна. Сезонные работы в саду велись во все времена года и в разных местах - только газонов за время практических занятий было, наверное, штук десять! А еще была работа в самых разных цветниках, в плодовом саду, в оранжерее и даже на биостанции. Жаль, что этот год пролетел так быстро.
Юлия Рубина (выпускница 2010 г.)
© Ботанический сад Биологического факультета Московского
государственного университета имени М.В.Ломоносова