Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.botsad.msu.ru/obuchenie_otzyz.htm
Дата изменения: Mon Nov 9 21:06:22 2015
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:35:39 2016
Кодировка: Windows-1251
дополнительное образование, ландшафтный дизайн, садоводство, посадка деревьев, цветники, саженцы, курсы ландшафтного дизайна, школа садовников - Ботанический сад Московского университета

Ботанический сад Биологического факультета
Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

дополнительное образование
отзывы

Рекомендую обучение в школе садовников МГУ всем, кто хочет разбить или усовершенствовать свой сад или отдельные растения в нем. Когда я пришла учиться, у меня была цель - научиться делать красивый газон, а также лучше разбираться в большом ассортименте плодовых и декоративных растений, тонкостях ухода и посадки. Все, что мне хотелось, я узнала, и даже больше. Впрочем, чем больше узнаешь, тем больше понимаешь, что учиться искусству садовников можно и нужно всю жизнь. А школа дает базу и намечает отправные точки и направления. В процессе учебы меняется восприятие зеленых насаждений в городе, в парках, на дачах, в полях. Глаз становится наметанным, начинаешь замечать ошибки или интересные идеи в посадках, газонах, структуру почвы, болезни растений, дренажи или их отсутствие и т.д.. Все, мир для вас уже не такой, как прежде. Да и вообще, приятно было прийти на занятия на биологический факультет или в ботанический сад МГУ и на пару часов отрешиться от житейских и семейных забот и погрузиться в мир ученых, растений, научных исследований. Еще мне очень понравилась поездка на биобазу, вспомнились веселые студенческие времена. Но мы там не только веселились, но еще и много узнали о родной местной флоре и научились определять растения. Спасибо всем преподавателям, руководителю школы и нашей старосте Насте! Всем желаю здоровья, успешной работы и хорошего финансирования всех проектов!

Татьяна Пономарева, выпускник Школы садовников 2014-2015 г.


Я училась в Школе садовников в 2014/2015 учебном году. Школа дает хороший старт в профессии садовника. Понравилась атмосфера. Очень ценно, что практические занятия проходят в Ботаническом саду. Да и вообще Школа дает возможность почувствовать себя студентом еще раз: зачеты, практические занятия, выездная практика на Биостанции под Звенигородом, общение с преподавателями МГУ.
Спасибо преподавателям!
Желаю Школе процветания и развития!

С уважением,
Андреева Полина, слушательница ШС 2014-2015.



Получая Диплом из рук руководителя проекта" Школа садовника" биологического факультета МГУ, я подумала, что да!, это самое значимое, что произошло со мной за последние пять лет. Прекрасное настроение и атмосфера науки, и новых знаний- это было со мной весь год и останется со мной навсегда. Уже планируем на следующий год пойти на курс лекций по дендрологии. Главное хочу пожелать новым студентам данной программы- вникайте во все программные вопросы, ведите большую домашнюю самостоятельную работу и изучение даже сложных предметов доставит ВАМ одно удовольствие. С уважением и благодарностью ко всем преподавателям. До новых встреч в нашем любимом биологическом...))

Лариса Мусатова, выпускница "Школы садовников" 2014 г.


Мне очень понравились занятия в школе садовников. 9 месяцев интенсивной работы (ну да, работы) пролетели быстро, наполненно. Основная часть занятий - лекции. Всесторонний академический подход в подаче материала сочетался с понятными разъяснениями, аналогиями - преподаватели очень старались, чтобы мы поняли суть явлений, использовали хороший иллюстрационный материал.

Практические занятия - замечательная часть курса. В лабораториях, работая с микроскопом, мы наблюдали за клеткой, разглядывали почвенных обитателей, строение тычинок и пестиков. Мы работали в саду и в оранжерее, делали газон и черенковали растения, обрезали кустарники. Это неоценимая практика и возможность увидеть все своими глазами, задать вопросы, попробовать самому.

А экскурсии по московским паркам и усадьбам - это долгие прогулки-разговор, в которых главное ландшафтная архитектура, история, растения.

Понравилась летняя практика - и полезно, и приятно - возможность непосредственно прикоснуться к растениям, помочь им в трудное время, а также возможность еще раз пообщаться с замечательными кураторами - знатоками, профессионалами своего дела.

Школа помогла мне открыть для себя удивительный мир растений, почувствовать, как все в нем органично устроено, связано. А самое главное дала возможность читать и понимать литературу, наблюдать и понимать растения.

Матросова Наталия, выпуск "Школы садовников" 2013


Cколько себя помню, всегда любил сады. Может, потому что белый свет впервые увидел на подмосковной даче, и уроки жизни и уважения к окружающему миру получал в общении с дедушкиными флоксами, клубникой и яблонями. Или потому, что учился в МГУ, который сам по себе - огромный сад на территории Москвы, а потом - в Голландии, стране-цветнике. В последнее время, охладев к городским увеселениям, я стал все больше времени проводить на даче, в заграничных поездках тоже первым делам спешил не на торговые улицы или в музеи, а в исторические сады и парки.

Но каждый раз, занимаясь садом или просто прогуливаясь по нему, я чувствовал: мне не хватает знаний, объединеных в систему. Недаром в Европе раньше устройство садов считали сложнейшим из искусств, ставяя его гораздо выше архитектуры. Создавая сад, вы творите вместе с природой - а значит, надо понимать ее законы, стать ее другом и приручить стихии - ветер, воду, землю. А это задача, решить которую вряд ли можно буденновским наскоком, даже и с помощью интернета.

Так я попал в Школу садовников Ботсада МГУ - и получил ровно то, о чем мечтал. Курсы истории садово-паркового искусства, с выездами в усадьбы и парки Москвы. Основы ботаники, физиологии растения, почвоведения, агрохимии, дендрологии, экологии. И практические занятия - защита растений, полив, вертикальная планирока, газоноведение, обрезка и прививка, цветоводство, садово-парковое строительство. Московский университет всегда славился тем, что здесь учили не только конкретным дисциалинам - а прививали системный подход, умение спокойно разобрать любую, даже сложную вещь по полочкам, навести в хаосе порядок и гармонию. Применительно к саду это значит - сначала придумать его идею исходя из объективных (климат, почва, освещение, рельеф, имеющиеся насаждения) и субъективных (вкус, мода) факторов, а потом воплотить ее в жизнь, взяв на вооружение лучшие достижения ботаники и почвоведния.

Как выяснилось на наших занятиях, сделать так совсем не сложно, и не сказать чтобы очень дорого. За эту науку хотел бы поблагодарить всех преподавателей, этих чудесных людей, влюбленных в красоту, не лишенных, как все творческие натуры, эксцентрики, и оттого особенно симпатичных, а также очаровательных коллег-слушателей. Спасибо и до новых встреч в Ботсаду!

Андрей Карагодин, старший научный сотрудник Исторического факультета МГУ, выпускник "Школы садовников" 2013


Я сажаю, а оно не растет (Жизненная история)

В детстве я живо интересовалась посадками на бабушкином участке, и охотно принимала участие в работах по саду/огороду. Но в суровые перестроечные времена, когда наша семья, как и большинство сограждан, была вынуждена выращивать себе пропитание, то регулярная "обязаловка" по сбору колорадских жуков и прочие столь же увлекательные занятия кверху кормой на солнцепеке надолго отвадили меня от садоводства. И вот уже в зрелом возрасте я стала хозяйкой большого дачного участка в поселке Абрамцево. На участке росли вековые ели и березы, менее древние яблони и какие-то чахлые кустарники. Предыдущие хозяева участка, несмотря на его сильную затененность и соседство с лесом, умудрялись выращивать разные овощи и цветы. Но цветы были выкопаны и увезены ими на новую дачу, а грядки и карликовый парничок мы с мужем уничтожили как класс. "Дача - для отдыха!" - таков был наш девиз. Мы собирались завести только газон и вечнозеленые растения, чтобы свести дачные хлопоты к минимуму. Но потом бабушка поделилась со мной многолетними цветами, затем мне самой захотелось задекорировать растениями виды на бетон, забор и соседей: И пошло-поехало. Идеи я черпала из журналов по ландшафтному дизайну, а ассортимент пополняла на близлежащем рынке, где бабульки выставляли выкопанные со своих участков растения прямо в разгар цветения (сейчас-то я не могу смотреть без дрожи на эту ярмарку). Мы даже купили машину жирного черного торфа, чтобы сажать цветочки в "чернозем", а не в нашу рыжую глину. Но увы, мои старания отнюдь не были вознаграждены по заслугам. Многолетние цветы не обнаруживались на следующий год после посадки, флоксы осмеливались не цвести, пионы хирели, и даже затрапезные бархатцы до конца сезона застывали в размере купленной рассады. Неужели на этом участке ничего кроме хосты расти не может, или мы что-то делаем не так? Почему у меня ничего не растет? В прочитанных мною издания содержалось много рекомендаций - что сажать и как именно, но ни слова не говорилось - почему именно так. Я решила получить специальное образование, чтобы самой во всем разобраться. В поисках нужных курсов, с помощью любимого сайта gardener.ru я "вышла" на уникальную программу Ботанического сада МГУ "Школа садовников", которую вернее было бы назвать "Научные основы садоводства". Занятия на этих курсах стали одними из моих самых ярких впечатлений так быстро пролетевших 9 месяцев. Вместе с другими слушателями курсов я наблюдала в микроскопе строение различных органов растений, заглядывала в почвенные разрезы, рассчитывала нормы внесения удобрений, изучала растения в самом Ботаническом саду, да всего и не перечислишь! А выездные занятия по геоботанике на Звенигородской биостанции стали для нас самым настоящим приключение, к счастью с благополучной развязкой.

Теперь, с багажом полученных знаний и навыков, я понимаю, как мало я знала раньше, и как много всего еще предстоит узнать и испытать на практике! Мой дачный участок постепенно начинает преображаться, надеюсь, скоро мечта о рододендронах и древовидном пионе станет реальностью. Хочу выразить огромную благодарность людям, которые не только передали свои знания, но в буквальном смысле открыли мне на глаза на суть явлений:
Константиновой Александре Игоревне, пробудившей интерес к морфологии и систематике высших растений (т.е. ботанике);
Ульяновой Татьяне Юрьевне, открывшей нам науку почвоведение;
Чубу Владимиру Викторовичу, чьи лекции по физиологии растений воспринимались как лихо закрученный детектив, а то и триллер (о, этот непостижимый цикл Кальвина!)
Умаровой А.Б., преподавшей физику почв в доступной для нас форме,
Болышевой Татьяне Николаевне, открывшей нам роль различных элементов в питании растений, под чьим энергичным руководством нами был создан газон в партере Ботсада;
Еременко Надежде, поделившейся с нами своим практическим опытом ландшафтного архитектора;
Дубенюку Антону Павловичу, руководившему нашими практическими занятиями в Аптекарском огороде (филиале Ботсада на Проспекте Мира);
Ефимову Сергею Владимировичу, изменившему наше представление о цветоводстве,
Бойко Григорию Александровичу, заставившему меня пожалеть о том, что я не выбрала профессию дендролога (а ведь писала же в сочинении за 5 класс что хочу стать лесником);
Мурашову Владимиру Владимировичу - за долгие задушевные беседы об экологии и не только о ней, а также яблоки сорта "северный сенап"
Особо хочется поблагодарить Александра Витальевича Раппопорта, организатору и идейному вдохновителю обучения на богатейшей базе Ботанического Сада МГУ, и сказать ему - ЕЩЕ! Ожидается ли "Школа садовников. Advanced level"?

С надеждой на продолжение сотрудничества, Карандеева Екатерина (выпускница 2010 г.)


Когда я пришла в Школу садовников на первое занятие и руководитель курсов Александр Витальевич Раппопорт рассказал о том, что нас ожидает, - я сразу поняла, что получу именно то, что мне надо. Школа садовников - это сочетание глубокого академического подхода и постоянной практической работы. Мы начали с основ: изучение строения и физиологии растения, почвоведение, агрофизика, биология почв. Все эти знания дали нам фундамент для понимания того, как устроен, как живет и развивается сад. Как мы радовались на практических занятиях, когда понимали смысл (а не просто записывали и заучивали) тех или иных методов ухода за растениями в саду. Когда мы подошли к курсу, который для меня лично представлял наибольший интерес - курс ландшафтного дизайна - мы уже были готовы творить самостоятельно, ведь мы знали не просто основной перечень садовых растений и их сортов, но и в какое время они достигают пика формы, как они комбинируются, где их нужно сажать и как за ними ухаживать. Я получила гораздо больше чем рассчитывала. Основы ландшафтной архитектуры и проектирования оказались совсем не основами, а полноценным экскурсом и в историю и в настоящее ландшафтного дизайна. Сезонные работы в саду велись во все времена года и в разных местах - только газонов за время практических занятий было, наверное, штук десять! А еще была работа в самых разных цветниках, в плодовом саду, в оранжерее и даже на биостанции. Жаль, что этот год пролетел так быстро.

Юлия Рубина (выпускница 2010 г.)

© Ботанический сад Биологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

cлушатели курсов повышения квалификации во время самостоятельной работы

cлушатели курсов повышения квалификации во время самостоятельной работы


школа садовников, экскурсия в рамках курса ландшафтного дизайна

экскурсия в рамках курса Цветоводство


школа садовников, практическое занятие в рамках курса Цветоводство в оранжерее 
        Ботанического сада

практическое занятие в рамках курса Цветоводство в оранжерее Ботанического сада


школа садовников, практическое занятие в рамках курса  садоводство - сезонные работы в Ботаническом 
        саду МГУ

практическое занятие в рамках курса Сезонные работы в Ботаническом саду МГУ


практическое занятие в рамках курса Геоботаника в Звенигороде

практическое занятие в рамках курса Геоботаника в Звенигороде


во время практического занятия в рамках курса цветоводства - геоботаника 
        в Звенигороде

во время практического занятия в рамках курса Геоботаника в Звенигороде


фотография на память выпускников курсов

фотография на память выпускников курсов