Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronet.ru/db/msg/1221098/18.html
Дата изменения: Tue Mar 13 18:07:12 2007
Дата индексирования: Wed Dec 26 06:50:05 2007
Кодировка: Windows-1251
Астронет > 8. ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЛНЦА,БОЛЬШИХ ПЛАНЕТ И ЛУНЫ
Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод
 

На первую страницу Преподавание астрономии в школе (сборник статей)
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>


8. ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЛНЦА,БОЛЬШИХ ПЛАНЕТ И ЛУНЫ

Это пособие представляет попытку несколько "оживить" обыкновенную цифровку таблицы путем введения в нее некоторого движения, изменения, с тем чтобы у зрителя возникали моменты, повышающие его внимание и интерес.

По своему устройству пособие это очень несложно. Лицевая часть его в-в имеет несколько прямоугольных вырезов, "окошек", расположенных, как показано на рис. 16. Сквозь эти окошки видны цифры и надписи, написанные на подвижном круге а-а, вращающемся под лицевой частью пособия. Вращая этот круг, устанавливаем в верхнем (наиболее крупном) окошке обозначение той величины, которая нас интересует, например: "средняя плотность". Тогда в остальных окошках мы прочтем соответствующие цифры для Солнца, планет и Луны.

рис.16

Около окошек, кроме названий соответствующих небесных тел, можно расположить еще и рисунки , перерисованные (или сфотографированные) из книг и, по возможности, раскрашенные. В таком виде пособие выглядит живее.

Подвижный круг допускает шестнадцать различных установок; при каждой из них в окошечках появляются соответствующие цифровые данные. В частности, это могут быть, например, данные, сведенные в прилагаемой к учебнику таблице.

Детали сборки пособия те же, что и на рис. 11. Круг а-а вращается на шарнире д такого же устройства, какое описывалось выше. Между лицевой частью в-в и несущей б-б вклеены прокладки е (см. выше аналогичное устройство пособия 5).

Чтобы правильно расположить надписи на вращающемся круге а-а, их надо вписать уже после того, как круг укреплен на своем шарнире. Разделим этот круг радиальными линиями на шестнадцать равных секторов. Накладываем (но не приклеиваем) лицевую часть в-в с уже прорезанными окошечками и точно выравниваем ее по углам с б-б. Поворачиваем круг а-а так, чтобы одна из делящих его радиальных линий проходила точно через середину верхнего окошечка. Закрепив круг а-а и деталь в-в в этом положении, вычертим карандашом на круге а-а все окошечки, прорезанные в в-в. Затем повернем круг а-а до совпадения следующей радиальной линии с центром верхнего окошечка, снова вычертим все окошки и т. д., пока не будут обозначены места окошек на круге а-а для всех его шестнадцати положений. В подготовленные таким образом места вписываем тушью соответствующие тексты и цифры, внимательно следя, чтобы не ошибиться местом. (Окошечки в в-в размещены так, что надписи на круге а-а могут перекрыть друг друга, см. размеры на рис. 16).

Лицевую часть в -в наклеиваем после того, как все надписи вписаны, места их проверены и все вспомогательные карандашные линии стерты.

Целесообразность этого пособия, быть может, является дискуссионной. Тем более представляется интересным выяснить на практике, имеет ли смысл его употребление, если не на уроках, то, может быть, для индивидуальной работы учащихся, при подготовке урока, на кружке и т. д. Назначение этой подвижной цифровой таблицы -не столько помочь учащимся запомнить цифры, сколько побудить хотя бы только ознакомиться с ними. Ведь подавляющее большинство учащихся обычно вовсе не уделяет никакого внимания цифровым материалам!

Можно было бы дать еще много примеров плоскостных пособий с подвижными частями, подобных тем, которые здесь описаны. Но и приведенных здесь примеров достаточно, чтобы познакомиться с основными типами таких пособий и увидеть возможность разработки их для иллюстрации многих и разнообразных тем не только из астрономии, но и из математики, физики, географии и др. В связи с этим автор хотел бы надеяться, что ознакомление с описанными здесь пособиями не только даст учителям возможность изготовить и использовать в своей работе некоторые из них, но и может побудить наиболее инициативных учителей к самостоятельному составлению новых пособий аналогичного устройства.


<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: преподавание астрономии - школьный курс астрономии - практические работы - методика преподавания - методические материалы
Публикации со словами: преподавание астрономии - школьный курс астрономии - практические работы - методика преподавания - методические материалы
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Оценка: 3.6 [голосов: 15]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования