Электронный образовательный ресурс «Планетарий»
Н. Н. Гомулина,
19 января 2010
Школьное астрономическое образование в настоящее время кардинально изменилось по сравнению с ХХ веком или началом ХХI века. К 2009 году в школе практически исчез предмет «астрономия» в 11 классе, элементы астрономических знаний стали важной структурной единицей учебников по физике в основной и старшей школе.
[Цитировать][Ответить][Новое сообщение]
Форумы >> Обсуждение публикаций Астронета |
Список / Дерево Заголовки / Аннотации / Текст |
- >> Электронный образовательный ресурс «Планетарий»
(Н. Н. Гомулина,
19.01.2010 11:00, 14.1 КБайт, ответов: 1)
Гомулина Н.Н.
Электронный образовательный ресурс «Планетарий»
Школьное астрономическое образование в настоящее время кардинально изменилось по сравнению с ХХ веком или началом ХХI века. К 2009 году в школе практически исчез предмет «астрономия» в 11 классе, элементы астрономических знаний стали важной структурной единицей учебников по физике в основной и старшей школе. Большая часть учащихся получает в старшей школе гуманитарное образование, в старших классах вместо предмета «физика» учащимися изучается предмет «естествознание». Все это приводит к корректировке концепции школьного астрономического образования, появляется необходимость в достаточно большом количестве электронных образовательных ресурсов (ЭОР), простых, доступных и интересных.
По гранту Министерства образования и науки ООО «ФИЗИКОН» («Компетентум Обучение») был разработан электронный образовательный ресурс – информационный источник сложной структуры «Планетарий» (ИИСС) в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования»
«Планетарий» можно бесплатно скачать с федерального образовательного портала «Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/.
Рисунок 1. Главная страница ИИСС «Электронный Планетарий».
Рисунок 2. Возможности ИИСС.
ИИСС «Планетарий» – это интерактивный программный модуль, дающий возможность пользователю «виртуально» наблюдать земное небо из любой точки земного шара в любое время дня и ночи. Элементы управления позволяют изменять направление взгляда наблюдателя, масштаб изображения, показать информацию об объекте и т.п. Основные разделы ИИСС – «Звездное небо», «Солнечная система», «Галактика», «Виртуальный телескоп», «Модели», «Практика», «Учителю».
Безусловно, успех данному ЭОР обеспечен авторским коллективом, профессионалами школьного астрономического образования: Гомулина Н.Н., канд. пед. наук, доцент; Чаругин В.М., доктор физ.-мат. наук., профессор; Галкина Т.А., канд. пед. наук; Угольников О.С., канд.физ.-мат.наук.
Научная редакция ЭОР – канд. физ.-мат. наук, доцента Сурдина В.Г.
Уникальность данного ЭОР заключается:
- В разделе «Модели» - 57 интерактивных моделей. Практически все модели новые по сравнению с курсом «Открытая Астрономия 2.6».
- В раздел «Практика» включены сложные олимпиадные задачи с решениями, тест с тестовыми заданиями на перестановку, задачи с пошаговым решением, тематические тестовые задания в параметризованном виде, что увеличивает количество тестов до десятков тысяч вариантов.
- В раздел «Учителю» включены поурочное планирование по физике, астрономии и естествознанию с использованием ИИСС; методика организации поисковой работы; методика организации учебно-исследовательской работы учащихся; задания для интеллектуальных марафонов для учащихся 5- 6 классов; задания для проектной деятельности учащихся; методические рекомендации по работе с интерактивной моделью «Виртуальный телескоп», поурочные тематические методические рекомендации.
Рисунок 3. Интерактивная модель «Виртуальный телескоп».
В ИИСС «Планетарий» функционируют различные варианты параметризации тестовых заданий:
- Варьирование численных значений в задачах, которые будут новыми при каждом открытии тестового задания.
- Автоматическое перемешивание дистракторов (вариантов ответов на тестовые задания).
- Подстановка совершенно других заданий.
Тестовые задания представлены не только простейшей формой (четыре варианта ответов (дистракторов), один из которых – верный), но и тестовыми заданиями на классификацию, поиск соответствия, выбор нескольких верных ответов и т.п.
Рисунок 4. Тестовые задания в виде поиска соответствия.
ИИСС «Электронный Планетарий» рекомендуется использовать в различных ситуациях, когда печатные средства обучения не могут обеспечить тех возможностей, которые имеются у данного информационного источника. Прежде всего, это:
- Расширение возможностей визуализации астрономических объектов. В данный источник содержит более тысячи современных фотографий астрономических объектов, рисунки, модели уроков с применением информационных технологий. Именно для таких целей были созданы анимации в виде слайд-шоу.
- Использование интерактивных моделей ИИСС «Планетарий», которые невозможно воспроизвести в печатном виде. Это интерактивные модели типа «Столкновение галактик», «Эволюция Вселенной» и т. п.
- Показ видеофрагментов, которые помогают учащимся вникнуть более детально в те или иные физические процессы и явления, изучить важные теоретические вопросы.
- Пошаговое решение задач в разделе «Практика». Большая часть приведенных пошаговых задач – из курса физики с астрономическим содержанием.
- Создание заданий для интеллектуальных марафонов и других мероприятий для разных возрастов учащихся, начиная с начальной школы. Проверка таких заданий легко осуществляется с помощью электронного планетария.
- Использование моделей уроков. В каждой модели урока приведены тестовые задания, задачи с решениями.
- Организация творческой, учебно-поисковой деятельности учащихся. Методика организации такой деятельности подробно описана в разделе «Учителю».
- Организация групповой деятельности учащихся. Методика организации групповой деятельности учащихся подробно описана в разделе «Учителю».
ИИСС «Планетарий» содержит разделы, которые можно использовать с интерактивной доской. Авторы ИИСС считают, что основными разделами, в которых было необходимо включать особенности, характерные для интерактивных досок, это разделы, которые изучаются и в основной школе: «Солнечная система», «Галактика».
Рисунок 5. Раздел «Галактика» выполнен специально для интерактивной доски. По клику можно попадать на соответствующие разделы ИИСС. Появляются поясняющие надписи и осуществляется переход на другие страницы ЭОР.
В разделе «Солнечная система» представлены современные данные о планетах, малых телах Солнечной системы.
Рисунок 6. Раздел «Солнечная система». По клику можно перейти на информацию об объектах Солнечной системы.
Рисунок 7. Марс.
Рисунок 8. Внесолнечные планеты – экзопланеты.
Рисунок 9. Структура Галактики.
Таким образом, появился новый электронный образовательный ресурс по астрономии, характеризующийся уникальными методическими компонентами. ЭОР «Планетарий» к тому же можно совершенно бесплатно скачать из Интернета!
ЭОР "Планетарий" - Re: Электронный образовательный ресурс «Планетарий» (Александр Козловский, 20.01.2010 19:47, 286 Байт) Обучающие программы Наталии Николаевны всегда отличаются высоким уровнем профессионализма в области образования Данный планетарий практически совершенен на данное время и дает начинающим любителям астрономии и просто школьникам великолепный стимул к дальнейшему познанию Вселенной!