Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.amstud.msu.ru/full_text/texts/dementyev/part2/glava5_3.htm
Дата изменения: Wed Nov 2 00:40:05 2011 Дата индексирования: Sat Feb 2 21:40:20 2013 Кодировка: koi8-r |
Свою
лепту внес и созданный Конце Институт
социально-экономической истории в
Гейдельберге, выпустивший капитальный
труд "Социальная история семьи в Европе
нового времени" (1976) и ряд других работ.
Но и в этих институтах не фетишизируются
количественные методы, поскольку даже
самые точные цифровые показатели,
допустим, структуры семей, почти ничего не
могут сказать о содержательной, духовной
стороне семейного уклада. Мало поддаются
подсчетам и такие основополагающие для
истории повседневности аспекты как
факторы сознания, образы поведения, формы
социально-политического авторитета.
Поэтому количественные методы получили
сравнительно скромное распространение в
западногерманской истории
повседневности.
Она
значительно расширила горизонты
западногерманской науки. Ее палитра
благодаря изучению совершенно новых и
нетрадиционных проблем и сюжетов стала
гораздо многокрасочней. Хотя, из-за того,
что специфические источники истории
повседневности содержат большое
количество пробелов, эта литература носит
во многом импрессионистский характер.
Но
даже отдельные штрихи высвечивают прежде
неизвестные и темные уголки прошлого. Так,
используя многочисленные воспоминания,
дневники и письма в семейных архивах,
Рольф Энгельзинг в книге "Неграмотность
и чтение" (1973) показал, что читали широкие
круги немецкого населения в начале эпохи
капитализма. Эти же вопросы, только в
период с конца ХVIII до начала XX века, исследовал
Рудольф Шенда в работе "Народ без книги"
(1970). Любопытные проблемы преступности,
ее распространенности и отдельных
видов в предреволюционной Пруссии
показаны Дирком Блазиусом в книге "Буржуазное
общество и преступность" (1976), а условия
жизни и их влияние на быт и семейное
положение - Клаусом Тенфельде в монографии
"Социальная история горняков Рура в XIX
веке" (1977). Неизвестный прежде мир
бродяг и нищих в Баварии, Швабии и
Франконии во второй половине ХVIII века
встает со страниц книги Карстена
Кютхера "Люди на улице" (1983), а жизнь и
положение работниц в годы первой мировой
войны - в произведении Уты Даниэль "Работницы
в военном обществе" (1989).
Общей
чертой этих и множества других работ
подобного рода является их чисто
эмпирический характер, отказ от каких-либо
обобщений и выводов теоретического
плана. Выгодно отличается в этом отношении
подготовленный под руководством
директора Института современной истории Мартина
Брошата (1926-1989) шеститомник "Бавария
во времена национал-социализма" (1977-1983).
На широкой источниковой базе,
материалах полицейских и гестаповских
архивов, опросах населения показана
объемная панорама, свидетельствующая о
том, что далеко не все население Баварии
поддерживало нацистский режим, что среди
людей было весьма распространено
чувство недовольства, вмешательством
нацистских властей в личную жизнь, в
церковные дела, в мир искусства и науки. Неприятие
фашистской системы колебалось от
активного организованного или
индивидуального сопротивления до
внутреннего неподчинения и проявлений
нонконформизма, что вообще характерно для
тоталитарных обществ. На материалах
повседневной жизни подтвержден вывод о
том, что наиболее упорное сопротивление
режиму оказывали рабочие. Осталось
чуждым нацистской пропаганде и большинство
баварского крестьянства в силу иммунитета
к мировоззренческой фразеологии,
равнодушия к общественно-политической жизни
и значительного влияния католической
церкви в деревне.
В
целом, направление повседневной истории
крайне неоднородно, его спектр
простирается от серьезных исследований на
высоком научном уровне до мелкотемных
полулюбительских работ, потонувших в
океане деталей и частностей. Но и в этом
направлении заметно усиливается внимание
к теоретико-методологическим основам
исследования, нашедшее отражение в
крупных коллективных сборниках "История
в повседневной жизни - повседневность в истории"
(1982) и "История снизу" (1984).
Проблема
национал-социализма. Вполне
понятно, что тема нацизма стала одним из
центральных сюжетов историографии ФРГ.
Представители всех направлений обращались
и обращаются к исследованию этого
трагического феномена немецкой истории,
элементы которого живы до сих пор.
Необычайно широк разброс мнений, от
попыток прямой реабилитации национал-социализма
до его безоговорочного осуждения, от
персонификации всего нацизма в фигуре
Гитлера до анализа его политического и
социального содержания. Между этими
полюсами лежат сотни оценок, взглядов,
концепций, отличных друг от друга либо
принципиально, либо только в нюансах.
В
50-е гг. исследования нацизма велись в
основном с позиций доктрины тоталитаризма,
но с ее отходом на второй план встала
настоятельная задача определения
сущности собственно фашизма.
Одним
из первых крупных исследований,
возродивших понятие фашизма, стала книга Эрнста
Нольте (1923 г.р.) "Фашизм в его эпоху"
(1963), созданная на основе метода, который
сам автор определил как "феноменологический".
Это означало, что, учитывая вождистский
принцип фашистской идеологии,
единственный надежный источник для
понимания и объяснения этого явления -
речи и произведения фашистских лидеров
Муссолини, Гитлера и вождей помельче.
При
рассмотрении проблемы зарождения фашизма
Нольте выдвинул броскую формулу - "Фашизм
- это антимарксизм", из чего логически
следовал вывод, что не будь
социалистической революции в России, не
было бы в Европе и фашизма. Он заявил, "что
капитализм является почвой фашизма, но
саженцы прорастают только тогда, когда
есть слишком большая доза марксистского
удобрения"[1].
Такое определение схватывало важнейшую
сущностную черту фашизма, но было все же
явно недостаточным, ибо ничего не говорило
о фашизме как о социальном явлении и
уводило исследование в область
предположительных версий, а не реальных
процессов и следствий. Понимая фашизм как
чисто идеологическое явление, Нольте попытался
разработать его типологию от низшей
авторитарной ступени через ранний фашизм
и оформившийся фашизм к высшей -
радикальному фашизму или тоталитаризму.
Но
речь шла здесь скорее о классификации, чем
о собственно типологизации фашизма.
Чувствуя этот недостаток, Нольте в дальнейшем
создал идеально-типическую модель фашизма,
выделив в качестве основополагающих
элементов шесть его черт: антимарксизм,
антилиберализм, принцип вождизма,
создание партийной армии,
антиконсервативные модернистские
тенденции, стремление к тоталитарному
господству. Не все эти черты являются, по
мнению Нольте, равнозначными, но он не
определил - какие из них являются
сущностными, а какие - второстепенными.
Схема Нольте была известным шагом вперед,
поскольку позволяла установить особенности
различных форм фашизма, хотя только в
идеологической сфере. Но, по сути, она
представляла лишь предварительный этап
типологического анализа. Ее абстрактно-социологизирован-ный
характер не удовлетворил большинство
историков.
Более
значительный вклад в конкретное
исследование проблемы внесла книга Карла
Дитриха Брахера (1922 г.р.), давшая комплексный
анализ национал-социализма от его
зарождения до краха и современного
наследия[2].
В нашей литературе Брахера часто относили
к консервативному крылу на том
основании, что он стоит на позициях
доктрины тоталитаризма. При этом не
учитывается, что Брахер последовательно
выступает против и левого, и правого радикализма.
Он высказывался за запрещение
деятельности неофашистской партии в
ФРГ, против принятия чрезвычайного законодательства,
т.е. занимал позицию типичного
либерального ученого, сторонника
парламентарно-демократической системы.
Изложенная в ней и ряде других работ
концепция Брахера исходит не из
изолированной трактовки фашизма, а берет
его в контексте всей эпохи. Движущие ее
силы Брахер находит в демократии,
социализме и национализме. В этом треугольнике
сконцентрировались все тенденции после
первой мировой войны. Он справедливо
считает, что война явилась фактическим
завершением XIX века и определила как
революции, так и диктатуры нового типа,
неизвестного в прошлом. Два движения-антипода:
коммунизм и фашизм поставили под вопрос
само существование старого
европейского общества и его культуры. В
разоренных войной государствах - Италии и
Германии поднимается националистически-авторитарная
волна, революционная по общеисторической
сути, ибо она была направлена на
уничтожение либерально-демократического
парламентаризма. В Германии
парламентарная демократия оказалась
особенно слабой из-за глубокого разлада
общественных сил, не сумевших или не
успевших адаптироваться в эту систему.
Брахер
подчеркнул, что цели и представления
нацистов определяла их близость к
реакционному консерватизму, которая и
привела их к победе. Он возражал против
тезиса о фашизме как инструменте
монополистического капитализма, но
указывал, что еще до прихода к власти
установились теснейшие связи между
крупными промышленниками и национал-социалистической
партией. После 1933 г. регламентирующая
экономическая политика нацизма не только
не тормозила процесс концентрации в
экономике, но, наоборот, государственная
машина действовала в интересах и на пользу
крупной индустрии. Однако простым и
прямолинейным этот процесс не был,
поскольку в личности Гитлера, как и
фашизме вообще, причудливо смешивались
"романтически-иррационалистические и
технократически-модернизирующие''
элементы. Поэтому, однозначной политика
нацистов не была.
Рассматривая
гибель Веймарской демократии, Брахер
особо подчеркнул роковую
роль президиальных кабинетов на
последней стадии существования
республики. Он опроверг распространенное
мнение о Брюнинге как защитнике
конституции и сделал вывод, что его
кабинет подготовил процесс "авторитарных
перемен", с которой были согласны
широкие круги крупной буржуазии,
руководители рейхсвера и сам президент
Гинденбург, который "привел страну к
авторитарной системе"[3].
Заметно в этом случае, что личностный
фактор выдвинут автором на передний план.
Неудивительно поэтому, что Брахер
весьма высоко оценил появившуюся в 1973 г.
фундаментальную биографию Гитлера,
созданную известным публицистом Иоахимом
Фестом в персоналистском ключе[4].
Книга
Феста произвела сенсацию. Несмотря на
внушительный объем в 1200 страниц и
высокую цену, первое издание разошлось почти
мгновенно. За ним последовал ряд новых,
книга вышла также в десятках зарубежных
переводов и была даже экранизирована.
Читаемая
как увлекательный роман, написанная
прекрасным стилем, биография Гитлера,
естественно, поставила в центр истории
своего героя, единолично сокрушившего
первую немецкую демократию. Фест
проявил себя подлинным мастером
психологического анализа, но
практически обошел молчанием социальную
природу фашизма как общего явления. Его
взаимоотношения с финансово-промышленными
кругами и тесная связь между ними не
отрицается, но маячит далеко на заднем
плане книги и ограничивается кругом личных
контактов фюрера с магнатами Рура и Рейна.
Гитлер
в книге Феста представлен как личность,
наиболее полно воплотившая интересы,
предрассудки и мироощущение немецко-австрийского
мелкого буржуа. Но его чудовищная по
масштабу воля к власти обусловила
установление нацистской диктатуры и продемонстрировала
"поразительную силу влияния личности на
исторический процесс". Не одобряя
человеконенавистническую политику
Гитлера, особенно его зоологический
антисемитизм, Фест объясняет это
фанатизмом фюрера, несокрушимой верой в
свое предначертание, вытекающей в свою
очередь из психопатологических особенностей
его личности, поданных в книге необычайно
ярко в стиле фрейдизма и бихевиоризма.
Книга
Феста продемонстрировала богатейшие
познания автора, но оставила открытыми
слишком большое количество вопросов относительно
места и социальной природы нацизма, если,
конечно, не считать, что этот феномен
исчерпывается Гитлером. А к началу 80-х гг.
определилась тенденция к изучению фашизма
именно как социального явления.
Возросло внимание к проблеме отношений
между отдельными классами и
социальными группами, с одной стороны, и
национал-социалистической партией, с
другой. В связи с этим участились
попытки определить, играл фашизм
стимулирующую или тормозящую роль в
развитии индустриального общества, был ли
он модернизаторской или консервативной
силой? Наконец, существует ли общее
явление фашизма или только его отдельные
национально-конкретные типы? Такие
подходы характерны, прежде всего, для представителей
социальной и социально-критической
историографии.
В
большой работе "Подъем национал-социализма.
Кризис и революция в Германии" (1975) Герхард
Шульц (1924 г.р.) придерживается тезиса о
фашизме как революционном проявлении
крайнего национализма, охватывающего
широкие массы в ходе первой мировой войны
и послевоенное трудное десятилетие. В этот
период происходит быстрая политизация и
радикализация масс, нарастает грандиозная
и противоречивая, эмоционально-революционная
волна, из которой и выплеснулся нацизм. Его
роднила с
ультраконсерватизмом, марксизмом и
анархизмом принципиально схожая
радикальная платформа, хотя все эти
движения боролись друг против друга.
В
книге Шульца рисуется единая цепочка
экстремизма, звеньями которой были
столь различные внешне явления как
движение фашистов в Италии, Баварская
советская республика, Советская республика
в Венгрии, создание хеймвера в Австрии,
кемалистское движение в Турции,
возникновение зародыша национал-социализма
в Мюнхене. Левый и правый радикализм
понимается автором как общее
насильственное, находящееся во власти
эмоций и идеологических императивов
политическое движение, которое не
поддается рациональному познанию.
Поэтому, само единое понятие фашизма кажется
Шульцу неуместным, в лучшем случае - это
идеально-типичес-кая конструкция с
довольно ограниченной эвристической
ценностью. Тем не менее, и на ее основе
можно выделить ряд отдельных видов
фашизма.
Подобную
задачу попытался решить видный
исследователь этой проблемы Вольфганг Шидер (1935 г.р.). Он выделил
три основных типа фашистского господства
в аграрных (Венгрия, Испания, Румыния),
аграрно-индустриальных (Италия) и
высокоразвитых промышленных (Германия)
странах. Ценным здесь было то, что это явление
трактовалось не в рамках идеологических
постулатов, а увязывалось с внешними
условиями своего возникновения и развития,
т. е. как явление социально-историческое.
Но многообразие форм проявления фашизма
столь велико, что Шидер пришел к выводу о
невозможности рассматривать их как
варианты одного и того же феномена.
Поэтому, однозначного определения фашизма
нет и быть не может, существует не фашизм, а
фашизмы.
Анализ
проблемы, как считает Г. А. Винклер, должен
исходить из поиска ответов на три вопроса.
Какими конкретными условиями объясняется
тот факт, что в одних государствах
установились фашистские режимы, в других -
либерально-демократические институты
сумели отстоять свою власть? В чем
специфичное содержание фашистской
политики и какими факторами оно
определяется? Каково историческое место
фашизма и его соотношение с прочими
структурами господства?[5]
Винклер
пришел к выводу о том, что фашизм победил в
тех странах, где сложились своеобразные
обстоятельства, вытекающие во многом из их
прошлой истории. Наиболее важными из них
являются следующие.
Все
эти страны в свое время запоздали в
развитии, поэтому процесс перехода от
капитализма свободной конкуренции к
образованию и господству монополий
принял там форсированный характер.
Выбитые из колеи традиционного привычного
существования, средние слои не успели
адаптироваться к новым условиям и
оказались чрезвычайно восприимчивыми к
радикальные лозунгам и враждебными к
либерально-парламентарной системе
правления. В обществе сохранили влияние
сильные доиндустриальные группы
земельной аристократии, военных и
бюрократии, ставшие союзниками
консервативных магнатов тяжелой
промышленности и фашистских движений в их
борьбе против парламентаризма и
демократии. Слабая парламентарная система
в этих странах деградировала до паралича
власти, не могла обеспечить
стабильность в обществе, что вело к
нарастанию недовольства, беспокойства и
ощущению кризиса. Чувство национального
унижения вследствие проигранной войны (Германия,
Венгрия) или украденной победы (Италия,
Румыния) создавало благоприятную почву
для экстремистского национализма. Большая
роль в этом принадлежала также
участникам войны, которые не смогли
возвратиться к упорядоченной мирной жизни
и внесли в общество дух милитаризма и
насилия.
Таким
образом, в тех странах, где феодально-абсолютистское
наследие и пережитки были ликвидированы
еще в первой стадии промышленного
переворота, предпосылки широких
фашистских движений были весьма
ограничены. Поэтому, различные пути выхода
из величайшего экономического кризиса
1929-19ЗЗ гг. были обусловлены не самим
кризисом, а различным историческим
прошлым этих государств. Отсюда Винклер
делает заслуживающий внимания и дальнейших
исследований вывод о том, что "условия
возникновения фашизма связаны с
феодализмом и абсолютизмом по крайней
мере, настолько же, что и с капитализмом"[6].
Сама
фашистская верхушка представляет из себя
клику деклассированных авантюристов,
манипулирующих по своему усмотрению
одураченной массами и навязывающих свою
волю традиционным элитам. Но это вовсе не
означает, подчеркнул Винклер, что национал-социализм
можно объяснить исключительно личностью
Гитлера, хотя полностью игнорировать
эту фигуру также было бы неверно. Винклер
считает, что в Гитлере своеобразно
переплелись три социальных
общественных типа. Это был мелкий буржуа,
проникнутый духом германского
национализма и антисемитизма. В
психологическом ракурсе он воплощал
тип человека, который ненавидел буржуазное
общество в силу своего люмпенского
существования, но одновременно жаждал
не только быть признанным в этом мире, но и
повелевать им. Наконец, это был участник
войны, после которой он оказался навсегда
отравленным ядом милитаризма. Только учитывая
все эти объективные и субъективные
факторы, можно найти ответ на вопрос -
почему в фашизме так много иррационализма,
неподвластного разумной человеческой
логике. Во многом, по убеждению Винклера,
это вызвано тем, что политика, основанная
на чисто идеологических принципах, в конце
концов, подчинила себе экономику и
опрокинула расчеты тех кругов тяжелой
промышленности и земельной аристократии,
которые решающим образом содействовали
приходу фашистов к власти, но не смогли
удержать их под своим влиянием и контролем
в дальнейшем.
Стратегические
цели нацизма, сделал заключение Винклер,
не были продиктованы конкретными
экономическими интересами ни крупного
капитала, ни средних слоев. Хотя идеология
национал-социализма имела
среднесословные корни, политические цели
руководителей фашистского движения не
выражали ничьих интересов, кроме своих
собственных. А поскольку это была группа
деклассированных элементов, то проблема
социальной природы нацизма лишается смысла
вообще.
В
целом западногерманская историография
внесла значительный вклад в разработку
научной концепции фашизма. Она дала
огромное количество нового
документального материала, проследила
несомненную преемственность развития
Германии в XIX - первой половине XX века,
детально исследовала проблему массовой
базы нацизма, его экономическую,
социальную и военную политику. Но какой-то
единой теории фашизма так и не было
создано, прежде всего, потому, что
большинство историков ФРГ считает, что это
явление вообще нельзя определить
однозначно, в виде всеобъемлющей формулы.
"Спор
историков". Во второй
половине 80-х гг. в западногерманской
историографии развернулась широкая
дискуссия о сущности и уроках нацизма,
принявшая весьма ожесточенный характер.
Начало
полемики было положено статьями видных
историков консервативной ориентации,
кёльнского профессора Андреаса
Хилльгрубера (1925-1989) и Эрнста Нольте,
появившимися в апреле-июне 1986 г. в
авторитетных газетах "Вельт" и "Франкфуртер
алльгемайне". Они выдвинули тезис о том,
что преступления национал-социализма не
представляют собой чего-то особенного и
уникального в драматической истории XX
века. Массовое уничтожение неарийских
народов нацистами можно понять и
объяснить только на фоне других
преступлений, прежде всего "совершенных
сталинским режимом". Между массовыми
убийствами по классовым причинам и
убийствами по причинам расовым нет
никакой принципиальной разницы,
наоборот, между ними существует причинно-следственная
связь. В поддержку этих тезисов выступили
также Иоахим Фест и боннский профессор Клаус
Хильдебранд (1941 г.р.), автор больших
работ "Внешняя политика Германии в 1933-1945
гг." (1971), "Третья империя" (1979) и "Ушедший
рейх. Внешняя политика Германии от
Бисмарка до Гитлера" (1995). Они
подчеркнули, что история национал-социализма
полностью вписывается в свойственную ХХ
веку "обще-тоталитарную тенденцию".
Фактически
это означало попытку сдвинуть вправо
основы общественного сознания в
Федеративной республике, усилить неоконсервативные
настроения среди ее населения,
восстановить национальную
идентичность немцев со своей историей,
какой бы горькой она не была. Резко
критическую статью против таких апологетических
устремлений опубликовал в ответ один из
лидеров неомарксистской Франкфуртской
школы Юрген Хабермас. Он отметил, что суть
проблемы лежит не в научных, а в
политических расчетах: создать заново
образ коварного и алчного врага в лице Советского
Союза с его столь же преступным, но в
отличие от Германии так и не преодоленным
прошлым.
В
ходе дискуссии, вызвавшей оживленные
отклики в Италии, Соединенных Штатах,
Великобритании, Франции, Израиле,
возродился забытый, казалось бы, тезис о
превентивной войне Гитлера против СССР.
Консервативные авторы дружно утверждают,
что к лету 1941 г. у Германии оставалась
последняя возможность упредить другого
агрессора, поэтому немцам следует
избавиться от комплекса вины за свое
историческое прошлое. Снова оживились
сторонники доктрины тоталитаризма,
делающие основной упор на сходстве кровавого
гитлеровского террора и чудовищных
преступлений сталинизма. При этом
упорно подчеркивается "первичность"
коммунистического террора и "вторичность"
аналогичных деяний нацистов.
Несмотря
на необычайную активность и
разрекламированность
правоконсервативного наступления, его
приверженцы составили явное
меньшинство в западногерманской
исторической науке. Встревоженные
оживлением направленных вправо традиций
немецкой истории, угрозой
демократическому развитию против
консервативной волны выступило
внушительное число ученых либеральной,
демократической и даже умеренно-консервативной
ориентации.
Большую
активность проявил в этом отношении
бохумский профессор, член Исторической
комиссии при Правлении СДПГ Ганс
Моммзен (1930 г.р.). В его многочисленных
статьях дан подробный аргументированный
анализ несостоятельности и политических
причин оживления консервативных ученых.
Моммзен с основанием показал, что за
дискуссией скрывается проблема не столько
прошлой, сколько будущей истории, чтобы
сделать консервативные настроения
платформой широкого общественного
консенсуса и базой нового национального,
вернее националистического, возрождения.
Обе
стороны использовали в "споре историков",
к которому оказались подключенными
также философы, социологи, политологи и
журналисты, практически все имеющиеся и
возможные аргументы, но ни к какому
согласию, естественно, не продвинулись. К
концу 80-х гг. дискуссия несколько
приутихла, хотя эти споры могут
в любой момент вспыхнуть с удвоенной
силой, поскольку современная историческая
наука в ФРГ представляет собой весьма
пестрое зрелище и какой-либо единой
парадигмы в ней не существует ни в
теоретико-методологическом отношении,
ни в конкретно-исторической проблематике.
Историческая
наука после воссоединения. С
1990 года немецкая историческая наука
оказалась в новой ситуации. Ее составной
частью стала восточногерманская
историография, которая за почти
полувековой раскол приобрела собственное
лицо и отличительные черты. Была у нее своя
специфика и по сравнению с другими
восточноевропейскими странами. В Польше,
Венгрии и Югославии уже с конца 50-х годов
историческая наука была более гибкой и
открытой для влияния западных концепций.
Там, особенно в Польше, марксизм никогда не
обладал монопольным господством в
культуре и науке. Напротив, с 70-х годов
историография в Чехословакии, Румынии и
Болгарии сравнительно отставала по
профессиональному уровню развития от
исторической науки ГДР, сохранившей все же
некоторые традиции немецкого
исторического мышления и культуру
исследования. Там сложился ряд научных
центров и школ, имевших значительный
мировой авторитет.
Это
касается центров по изучению истории
Ганзы и Скандинавии в Грайфсвальде, по
истории политических партий в Йене, по
сравнительной истории революций нового
времени и формирования социальных классов
в Лейпциге, по истории стран Латинской
Америки в Ростоке. Что же касается
аграрной истории, то один из ведущих
сегодня немецких ученых, билефельдский
профессор Ганс-Ульрих Велер справедливо
заметил, что он может назвать только двух-трех
специалистов в ФРГ, такого же уровня и
компетенции, что ученые-аграрники из
бывшей ГДР.
После
воссоединения историческая наука ФРГ
получила в свое распоряжение
богатейшие фонды архивных материалов в
Потсдаме и Мерзебурге, а также документы
бывшего Центрального партийного архива
СЕПГ, на основании которых специальная
комиссия бундестага, в работе которой в качестве
экспертов участвовали и видные историки,
опубликовала к середине 90-х годов
девять внушительных томов документации о
режиме СЕПГ и методах ее диктатуры.
В
целом историческая наука ГДР оставалась
апологетической наукой, создающей
партийные легенды, в ней
совершенно не было плюрализма мнений и
концепций, кроме разногласий по частным
вопросам. Хотя, с другой стороны, от
историков требовалось и точное следование
фактам и они стремились иметь минимальное
свободное пространство, необходимое и в
интересах их международной репутации. Но
обычно на первый план выдвигались
подходящие факты, а неудобные
замалчивались, что приводило к появлению
многочисленных "белых пятен",
прежде всего в истории самой ГДР.
После
воссоединения в шести
восточногерманских университетах возникла
сложная ситуация, связанная с тем, что их
обновление собственными силами
оказалось невозможным. Большинство
историков, у которых с падением Берлинской
стены буквально за одну ночь ушла почва из-под
ног, пассивно ожидало дальнейшего
развития событий или под покровом
демократических рассуждений фактически
бойкотировало и тормозило проведение
необходимых реформ.
Стремясь
спасти свое положение, многие из тех, кто
прежде эйфорически исполнял гимн
социалистическому "наследию и традиции",
теперь запели песню о необходимости
закрытия "белых пятен". Гротескно
выглядело то, что громче всех заговорили о
важности исторической объективности
именно те историки, которые прежде всего
несли ответственность за многочисленные
искажения, умолчания, гонения на
инакомыслящих и являлись самыми непримиримыми
и активными идеологическими противниками
и критиками "реакционной буржуазной"
историографии ФРГ. Сложность ситуации
была связана и с тем, что из архивов
министерства госбезопасности ГДР стало
ясно, что многие историки неофициально в
той или иной форме тесно сотрудничали с
ведомством "штази", травили
диссидентов и доносили на них.
С
1992 года, когда стало очевидно, что реформа
университетов топчется на месте, было
принято решение временно закрыть
исторические факультеты и возобновить их
работу заново после набора преподавателей
по принятой в ФРГ процедуре и проверке их
квалификации, в целом независимо от
политических убеждений. Наиболее же
быстрым и оптимальным решением стало
приглашение в восточные земли ученых из
западногерманских университетов. Так,
например, с 1991 года профессором новейшей
истории и директором Института
исторических наук в Берлинском
университете стал один из крупнейших
немецких историков, до этого почти
двадцать лет проработавший во Фрейбурге
Генрих Август Винклер.
Надо
отметить, что в новых землях ФРГ не
устраивалось никакой "охоты на ведьм".
Значительная часть историков по возрасту
была отправлена на пенсию, другие
продолжают работать в прежних
университетах или в новых научных центрах
вроде Берлинского исследовательского
центра по истории и теории науки.
Сохранились и продолжают выходить
исторические журналы, но с новым
руководством. Так, издание главного в ГДР
"Журнала исторической науки"
возглавили известные учение В. Бенц, Э.
Шуберт, П. Штейнбах, Г. Иггерс из CША,
а также историки бывшей ГДР - Ф. Клейн и
Л. Томас.
В
90-е годы развитие немецкой исторической
науки определяется несколькими
тенденциями, характерными и для мировой
историографии.
В
ней осуществляется сейчас ряд крупных
научно-исследовательских проектов. С 1992
года под патронатом фонда Фольксвагенверк
началась работа над проектом "Диктатуры
в Европе ХХ века", в котором ведущая роль
отводится Исследовательскому центру
современной истории в Потсдаме под руководством
Юргена Кокки.
Под
эгидой фонда Фридриха Эберта
осуществляется другой крупный проект - "История
рабочих и рабочего движения в Германии с
конца ХVIII века" под руководством
мюнхенского профессора Герхарда Августа
Риттера. Из запланированных 12 (возможно,
их будет больше) вышло уже шесть томов, в
том числе фундаментальный труд Г. А.
Риттера и К. Тенфельде "Рабочие в
кайзеровской Германии 1871-1914" (1992). В нем
впервые удачно и органично сочетаются
социальная история рабочего класса с
политической историей его организации -
партий и профсоюзов. Книга опровергла
целый ряд распространенных легенд и мифов.
Вместо марксистской легенды о всемирно-исторической
миссии пролетариата авторы показали
реальный жизненный мир рабочих и их организаций,
совершенно различную ментальность и
историческую судьбу отдельных
категорий рабочего класса, его
воздействие на формирование современного
социального государства и его
регулируемой рыночной экономики.
Рабочие
в книгах этой
серии берутся в широком
смысле, не только фабрично-заводские, но и
лица, занятые в ремесле и сельском
хозяйстве, в домашних промыслах или в
прислуге, то есть может быть точнее было бы
говорить не о рабочих, а о людях
наемного физического труда. По богатству
материала и убедительности интерпретаций
эта серия уникальна в том смысле, что ни
в одной другой
национальной историографии нет аналогов.
В
этом же направлении исследования
социальных классов и слоев общества, но
уже в европейском масштабе, с 1991 года
началось издание большой серии "Буржуазия",
в которой появился ряд таких интересных
работ как книга Х. Бергхоффа "Английские
предприниматели, 1870-1914" (1991), М. Винфорт
"Монархия в буржуазном обществе" (1993),
Г.-Ф. Будде "На пути в гражданскую
жизнь. Детство и воспитание в
немецких и английских буржуазных семьях
1840-1914" (1994). Замысел этой серии состоит в
том, чтобы на конкретном материале
выяснить, что такое буржуазия? И есть ли
вообще такая единая социальная формация?
Или насколько применимо понятие "буржуазия",
родившееся в ХIХ веке к реалиям века
двадцатого? Насколько обоснована
концепция, по которой буржуазное общество
- это переходное общество между
сословным прошлым и демократическим
будущим?
Нынешние
интеграционные процессы в Европе
послужили толчком к изданию серии "Европейская
история", которая должна в 65 книгах
историков из ряда стран осветить историю
континента от античности до наших дней не
в хронологическом порядке, а по
отдельным проблемам. Серия была задумана
профессором Технического университета
в Берлине и руководителем Центра по
изучению антисемитизма Вольфгангом
Бенцем, сегодня одной из самых заметных
фигур в немецкой исторической науке, а в ее
Научном совете представлены видные
ученые Натали Дэвис, Рихард ван Дюльмен,
Бронислав Геремек, Эрик Хобсбоум, Герман
Грамль и другие. К 1998 году вышло уже более
двадцати книг серии, созданных историками
из Германии, Франции, Великобритании, США,
Польши, Венгрии. Этот действительно
международный проект, охватывающий все
аспекты европейской истории, политики,
экономики, культуры, фopмы
жизни, мир символов и представлений,
является одним из самых показательных
примеров эволюции национальных
историографий к единому содружеству
ученых.
Сейчас
еще трудно судить, какие изменения и
последствия для немецкой исторической
науки влечет объединение страны. Но
некоторые тенденции как позитивного, так и
негативного плана проявляются уже
довольно отчетливо.
Марксистский
подход даже в области социальной истории
ослабел, что сказалось в обращении к чисто
эмпирическим исследованиям.
Поскольку
понять и объяснить события 1989-1990 годов на
Востоке Европы в категориях классового
анализа невозможно, то явно возрос интерес
к политической стороне истории и роли в
ней личности.
Появилась
новая и большая проблема причин и
механизма падения "реального
социализма", а это открывает
благоприятные перспективы как раз для
социального подхода к истории, тем более
что история ГДР и ФРГ в определенном
смысле представляет идеальный случай для
сравнительно-исторического
компаративного исследования.
Возрос
интерес к проблеме национального в
истории, поскольку неоднозначность
объединительного процесса сказалась в
усилении "нового немецкого
национализма" и правого консерватизма,
которые казались давно преодоленными,
но в 90-е годы явно оживились особенно в
сфере исторической мысли и исторической
науки, как в старых, так и в новых землях
ФРГ. Но сейчас все это находится еще в
стадии становления и кристаллизации, а
делать прогнозы, занятие для историка
неподходящее.
[1]
Nolte
E.
Kapitalismus - Marxismus -
Faschismus. - Merkur, 1973, Nr. 298, S. 124.
[2]
Bracher К.
D.
Die deutsche Diktatur. Entstehung, Struktur, Folgen des Nationalsozialismus.
Köln-Berlin,
1969.
[3]
Bracher К.
D., Sauer W., Schulz G.
Die nationalsozialistische Machtgreifung.
КöIn-Opladen,
1960, S. 35.
[4]
Fest
J. C.
Hitler. Eine Biographie. Frankfurt a. M.-Berlin-Wien, 1973.
[5]
Winkler
H. A.
Revolution, Staat, Faschismus. Göttingen,
1978, S.
67.
[6]
Ibid.,
S. 83.