Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.abiturcenter.ru/doc/mk.doc
Дата изменения: Mon Dec 22 17:13:12 2003
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:34:44 2012
Кодировка: koi8-r

("Московский комсомолец", 20.09.1995 г.)

ALMA MATER

Заботиться о предстоящем поступлении в вуз надо загодя. Ни для кого не
станет новостью, что образование, преподносимое в обычной средней школе,
для поступления в более-менее приличный институт, прямо скажем, не тянет.
Поэтому богатые родители нанимают для своих балбесов персонального
репетитора, а менее предприимчивым гражданам приходится довольствоваться
подготовительными курсами, имеющимися практически при всех столичных вузах.
Первые в стране курсы довузовской подготовки появились больше 30 лет
назад. Инициатором нововведения стал МГУ. До середины 50-х годов авторитет
школы был незыблем, поскольку предполагалось, что большинство ее
выпускников станет впоследствии студентами. Таким образом, создав
подготовительные курсы, государство официально признало, что десятилетки не
всегда достаточно для продолжения образования
Вскоре подобные курсы заработали почти во всех вузах страны. Поначалу
народ, жаждущий знаний, просто ломился туда. Если учесть, что уровень
среднего образования все падал и падал, а конкурсы в вузы оставались
высокими, это вполне объяснимо. Но профессора доценты тоже не лыком шиты.
Сообразив, что на массовых курсах много не заработаешь, ученые мужи
переметнулись на ниву частного репетиторства. И к началу 80-х довузовская
подготовка оказалась в глухом тупике: с одной стороны, школы уже
окончательно отказались от роли гаранта высокого уровня знаний, с другой -
курсы при вузах тоже были уже не те. Поэтому все здравомыслящие люди
пользовались услугами все тех же частных репетиторов, благо цены на услуги
последних были вполне сносными.
К началу 90-х в связи с известными экономико-политическими событиями
репетиторы стали народу не по карману. В качестве альтернативы появились
кооперативные курсы. От своих предшественников они выгодно отличались
солидной оплатой преподавательского труда вне зависимости от ученых
степеней и знаний. Словом, стало ясно, что если продолжать в том же духе,
то государственные курсу исчезнут как класс.
Первым спохватился все тот же МГУ. 15 октября 1992 года подготовительные
курсы при нем были круто реорганизованы. Главной победой стало появление
единого органа, отвечающего за все формы довузовской подготовки - учебно-
научного центра довузовского образования МГУ. Ныне им руководит Игорь
Владимирович Кривченков.
- Игорь Владимирович, что конкретно изменилось в результате такой
реорганизации?
- Наш центр стал самостоятельным предприятием, административно не
подчиненным руководству МГУ. Мы стали подчиняться только высшему органу
управления - Учёному совету. Раз в год он заслушивает общие итоги нашей
деятельности и утверждает перспективные планы развития. То есть отпала
необходимость согласовывать по мелочам все свои действия с чиновниками
университета и вышестоящих организаций. Таким образом, мы перешли на
договорную оплату преподавательских часов. Кроме того, опять же сняли
формальную связь оплаты с учеными званиями и стажем работы.
- И что в результате?
- В результате за прошедшие три года контингент учащихся подготовительных
курсов значительно вырос. В основном мы перешли на 8-месячные ПК: 4 занятия
в неделю по 4 часа в вечернее время. Сейчас на вечерних курсах обучается
больше 1000 будущих абитуриентов.
А как обстоят дела в других столичных вузах?
- В большинстве из них произошла та же реорганизация, что и в МГУ. Курсы
стали работать на правах малых предприятий. Но здесь наблюдается другой
крен: многие курсы превратились в чисто коммерческие организации,
заботящиеся только о повышении взимаемой с учащихся платы. Хотя с
увеличением количества учащихся себестоимость обучения пропорционально
падает.
- А сколько стоит такое удовольствие у вас и сколько - в других вузах?
В прошлом году мы брали от 200 до 500 тысяч рублей за 2 месяца в
зависимости от факультета. В абсолютном большинстве других вузов стоимость
была на порядок выше.
- Сейчас на многих курсах очень любят получать деньги, но совсем не любят
учить. Есть ли какой-нибудь нормативный акт, регламентирующий деятельность
таких не слишком ответственных товарищей?
- Все акты давно устарели. Мне представляется - может, это звучит и
крамольно, - что от появления такого документа будет больше вреда, чем
пользы. Нет ничего хуже, чем административное регулирование учебного
процесса, проводимое неквалифицированными чиновниками. Я думаю, со временем
все образуется. А вообще все зависит от руководства вуза. Если оно не хочет
себя дискредитировать, то не допустит коммерциализации образования. У нас,
например, на некоторые ПК огромный конкурс - до 10 человек на место. Мы
могли бы запросто вздуть цену, ничего при этом не потеряв, но мы этого не
делаем. Принципиально.
- На какие подготовительные курсы, по вашему мнению, идти не стоит?
- Мне бы не хотелось говорить о конкретных вузах. Сейчас многие курсы
обещают своим выпускникам преимущества на вступительных экзаменах. На мой
взгляд, это просто вымогательство. Единственным критерием всегда должны
быть знания и подготовка, а не размер кошелька родителей. Но пусть это
останется на совести вузовского руководства.
Так что разобраться в многообразии подготовительных курсов не так-то
просто. Но если вам дают стопроцентную гарантию поступления, сулят поблажки
на экзаменах, требуя при этом всего ничего - заплатить побольше денег, -
задумайтесь. Не зря ведь говорят, что в жизни ничего не бывает бесплатно.
Конечно, при выборе подготовительных курсов прежде всего надо обращать
внимание на фирму-учредителя. И если выбранные вами курсы содержит солидное
и уважаемое заведение, половину ваших тревог и забот можно забыть.