Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.acur.msu.ru/docs/032700_2.doc
Дата изменения: Mon Sep 27 15:02:18 2010
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:49:20 2012
Кодировка: koi8-r

Приложение

|Утвержден |
|приказом Министерства образования и |
|науки Российской Федерации |
|от «____»__________2010 г. ?____ |


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по направлению подготовки

032700 Филология

(квалификация (степень) «магистр»)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой
совокупность требований, обязательных при реализации основных
образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 032700
Филология образовательными учреждениями высшего профессионального
образования (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими
государственную аккредитацию, на территории Российской Федерации.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее
учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии,
выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный
стандарт высшего профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных
программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень)
приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
|Наименование |Квалификация |Нормативный срок |Трудоем-кос|
|ООП |(степень) |освоения ООП (для |ть |
| | |очной формы |(в зачетных|
| | |обучения), включая| |
| | |последипломный |единицах) |
| | |отпуск | |
| |Код в соот- |Наимено- | | |
| |ветствии |вание | | |
| |с принятой | | | |
| |классифи-кацие| | | |
| |й ООП | | | |
|ООП | | | | |
|магистратуры |68 |магистр |2 года |120**) |


*) одна зачетная единица равна 36 академическим часам;

**) трудоемкость основной образовательной программы по очной форме
обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-
заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания
различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно
нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого
совета высшего учебного заведения.
Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным
заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему
направлению подготовки.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ
4.1. Профессиональная деятельность магистров по направлению подготовки
032700 Филология осуществляется в области филологии и гуманитарного знания,
языковой, межличностной и межкультурной коммуникации, образования, культуры
и управления.
4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров по направлению
подготовки 032700 Филология являются:
языки (отечественные и иностранные) в их теоретическом и практическом,
синхроническом, диахроническом, социокультурном и диалектологическом
аспектах;
художественная литература (отечественная и зарубежная) и устное
народное творчество в их историческом и теоретическом аспектах с учетом
закономерностей бытования в разных странах и регионах;
различные типы текстов - письменных, устных и виртуальных (включая
гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов);
устная и письменная коммуникация.
4.3. Магистр по направлению подготовки 032700 Филология готовится к
следующим видам профессиональной деятельности:
научно-исследовательская в научных и научно-педагогических
учреждениях, организациях и подразделениях;
педагогическая в системе среднего (полного) общего, среднего
профессионального и высшего профессионального образования;
прикладная (переводческая, редакторская, экспертная) в
учреждениях образования, культуры, управления, средств массовой
информации; в области языковой и социокультурной коммуникации и других
областях социально-гуманитарной деятельности;
проектная деятельность в образовательных и культурно-
просветительских учреждениях, литературных и литературно-
художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно-
организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной
сферах;
организационно-управленческая во всех вышеперечисленных сферах.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в
основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением
совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего
учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Магистр по направлению подготовки 032700 Филология должен быть
подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной
направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:
научно-исследовательская деятельность:
самостоятельное пополнение, критический анализ и применение
теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных
наук для собственных научных исследований;
самостоятельное исследование системы языка и основных закономерностей
функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом
аспектах; изучение устной и письменной коммуникации с изложением
аргументированных выводов;
квалифицированный анализ, комментирование, реферирование и обобщение
результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с
использованием современных методик и методологий, передового отечественного
и зарубежного опыта;
участие в работе научных коллективов, проводящих исследования по
широкой филологической проблематике, подготовка и редактирование научных
публикаций;
педагогическая деятельность:
квалифицированная интерпретация различных типов текстов, в том числе
раскрытие их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и
литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации
филологических знаний;
проведение учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе
в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего
профессионального образования;
проведение практических занятий по филологическим дисциплинам в
образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
подготовка учебно-методических материалов по отдельным филологическим
дисциплинам;
подготовка методических пособий и организация профориентационной
работы;
прикладная деятельность:
создание, редактирование, реферирование и систематизирование всех
типов деловой документации, инициативная квалифицированная работа в
качестве референтов и пресс-секретарей в органах государственного
управления, учреждениях образования и культуры, в представительных органах
субъектов федерации;
квалифицированная трансформация различных типов текстов (изменение
стиля, жанра, целевой принадлежности текста), в том числе создание на базе
трансформируемого текста новых текстов; создание, редактирование и
реферирование публицистических текстов, аналитических обзоров и эссе;
продуцирование самостоятельных, обладающих смысловой, эстетической и
практической ценностью словесных конструктов - деловой документации,
рекламных, пропагандистских, публицистических и других текстов, сценариев
информационных кампаний; планирование и осуществление публичных выступлений
с применением навыков ораторского искусства;
квалифицированный перевод различных типов текстов, в том числе
художественных произведений, со снабжением их необходимым редакторским и
издательским комментарием и научным аппаратом; квалифицированное синхронное
или последовательное сопровождение международных форумов и переговоров,
обеспечение приема делегаций из зарубежных стран, переводческая
деятельность в аппаратах Министерства Иностранных Дел Российской Федерации,
посольств, дипломатических миссий, российских и международных организаций и
учреждений;
проектная деятельность:
проектирование, конструирование, моделирование структуры и
содержания образовательного процесса в области филологии: разработка
образовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов
(дисциплин) и их методического обеспечения, включая учебные пособия
инновационного типа и дидактический инструментарий;
разработка проектов, связанных с профильным гуманитарным
образованием в средней и высшей школе;
разработка проектов в области пропаганды филологических знаний:
создание проектов по мониторингу уровня речевой деятельности в
регионе, поддержание речевой культуры, проектирование филологических
лекториев, праздников, фестивалей, торжественных мероприятий,
посвященных знаменательным датам, обладающим высокой культурной
значимостью;
разработка проектов в сфере межкультурной коммуникации,
межнационального речевого общения, речевого этикета в поликультурной
среде;
разработка книгоиздательских проектов;
разработка проектов в области перевода с родного языка на
иностранный и с иностранного языка на родной;
разработка филологических проектов в рамках грантовой
деятельности;
организационно-управленческая деятельность:
организация и проведение учебных занятий и практик, деятельности
студенческих обществ, воспитательной работы среди учащихся;
организация и проведение семинаров, научных дискуссий и конференций,
планирование деятельности и творческое управление секретариатами и
производственными коллективами, созданными для решения конкретных задач в
гуманитарной сфере; редакционными отделами, рабочими группами по изучению и
каталогизации архивных и других материалов;
организация переводческого обеспечения различных форм совещаний
консультаций, деловых переговоров;
организация процесса редактирования, комментирования, распространения
различных типов текстов.



V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
МАГИСТРАТУРЫ
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными
компетенциями (ОК):
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и
общекультурный уровень (ОК-1);
способность к самостоятельному обучению новым методам исследования,
изменению научного и научно-производственного профиля своей
профессиональной деятельности (ОК-2);
свободное владение русским и иностранным языками как средством
делового общения (ОК-3);
способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, нести
ответственность за собственные решения (ОК-4);
способность самостоятельно приобретать с помощью информационных
технологий и использовать в практической деятельности новые знания и
умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных
со сферой деятельности (ОК-5);
способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к
новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои
возможности (ОК-6).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными
компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в
области филологии и динамики ее развития, системы методологических
принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);
способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной
области филологии (ПК-2);
владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими,
стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах
коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных
задач (ПК-3);
по видам деятельности в соответствии с профильной направленностью ООП
магистратуры:
научно-исследовательская деятельность:
способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и
применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других
гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);
владение навыками самостоятельного исследования системы языка и
основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в
синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной
коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);
владение навыками квалифицированного анализа, комментирования,
реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных
другими специалистами, с использованием современных методик и методологий,
передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);
владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих
исследования по широкой филологической проблематике, подготовки и
редактирования научных публикаций (ПК-7);
педагогическая деятельность:
владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов
текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой,
анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и
популяризации филологических знаний (ПК-8);
владение навыками проведения учебных занятий и внеклассной работы по
языку и литературе в учреждениях общего и среднего специального
образования; практических занятий по филологическим дисциплинам в
образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ПК-9);
владение навыками подготовки учебно-методических материалов по
отдельным филологическим дисциплинам (ПК-10);
способность к подготовке методических пособий и организации
профориентационной работы (ПК-11);
прикладная деятельность:
способность к созданию, редактированию, реферированию и
систематизированию всех типов текстов официально-делового и
публицистического стиля (ПК-12);
способность к трансформации различных типов текстов ( изменению стиля,
жанра, целевой принадлежности текста) (ПК-13);
готовность к планированию и осуществлению публичных выступлений с
применением навыков ораторского искусства (ПК-14);
владение навыками квалифицированного синхронного или последовательного
сопровождения международных форумов и переговоров (ПК-15);
проектная деятельность:
умение выстраивать прогностические сценарии и модели развития
коммуникативных и социокультурных ситуаций (ПК-16);
знание теории и владение практическими навыками проектирования,
конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного
процесса в области филологии (ПК-17);
способность и готовность к участию в разработке научных, социальных,
педагогических, творческих, рекламных, издательских и других проектов (ПК-
18);
организационно-управленческая деятельность:
умение планировать комплексное информационное воздействие и
осуществлять руководство им (ПК-19);
владение навыками организации и проведения учебных занятий и практик,
семинаров, научных дискуссий и конференций (ПК-20);
владение навыками организации и управления научно-исследовательскими и
производственными работами при решении конкретных задач в соответствии с
профилем магистерской программы

(ПК-21).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают
изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и
вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная)
часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений,
навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин
(модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, умения, навыки
для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2
Структура ООП магистратуры
|Код |Учебные циклы, разделы и |Трудо-ем|Перечень дисциплин|Коды |
| |проектируемые результаты их |кость |для разработки |фор-мир|
| |освоения |(зачет-н|примерных |у-емых |
| | |ые |программ, а также |ком-пет|
| | |едини-цы|учебников и |ен-ций |
| | |)1) |учебных пособий | |
|М.1 |Общенаучный цикл |15-20 | | |
| |Базовая часть |3-6 |Филология в |ОК-1 |
| |В результате изучения базовой | |системе |ОК-2 |
| |части учебного цикла студент | |современного |ОК-5 |
| |должен: | |гуманитарного |ОК-6 |
| |знать, понимать и глубоко | |знания |ПК-1 |
| |осмысливать философские | | |ПК-4 |
| |концепции в области филологии,| | | |
| |место гуманитарных наук и роль| | | |
| |филологии в выработке научного| | | |
| |мировоззрения; знать | | | |
| |современную научную парадигму | | | |
| |в области филологии и динамику| | | |
| |ее развития; систему | | | |
| |методологических принципов и | | | |
| |методических приемов | | | |
| |филологического исследования; | | | |
| |иметь углубленные знания в | | | |
| |избранной конкретной области | | | |
| |филологии; | | | |
| |уметь: совершенствовать и | | | |
| |развивать свой | | | |
| |интеллектуальный уровень, | | | |
| |адаптироваться к изменению | | | |
| |профиля деятельности; | | | |
| |использовать фундаментальные | | | |
| |знания по филологии в сфере | | | |
| |профессиональной деятельности;| | | |
| | | | | |
| |владеть: основами методологии | | | |
| |научного познания при изучении| | | |
| |различного вида текстов и | | | |
| |коммуникаций; методами и | | | |
| |приемами речевого воздействия | | | |
| |в различных сферах | | | |
| |коммуникации. | | | |
| |Вариативная часть | | | |
| |(знания, умения, навыки | | | |
| |определяются ООП вуза) | | | |
|М.2 |Профессиональный цикл |35-45 |Информационные |ОК-1-3 |
| |Базовая часть |5-8 |технологии | |
|Продолжение цикла М.2 |
| |В результате изучения базовой | |Деловой |ОК-5-7 |
| |части учебного цикла студент | |иностранный язык |ПК-1 |
| |должен: | | |ПК-2 |
| |знать: современные | | |ПК-3 |
| |информационные технологии, | | |ПК-4 |
| |применяемые при сборе, | | |ПК-5 |
| |хранении, обработке, анализе и| | |ПК-6 |
| |передаче филологической | | |ПК-7 |
| |информации; | | |ПК-8 |
| |уметь: самостоятельно | | |ПК-9 |
| |использовать современные | | |ПК-10 |
| |информационные технологии для | | |ПК-11 |
| |решения | | |ПК-12 |
| |научно-исследовательских и | | |ПК-13 |
| |производственно-технологически| | |ПК-14 |
| |х задач профессиональной | | |ПК-15 |
| |деятельности; | | |ПК-16 |
| |владеть: коммуникативными | | |ПК-17 |
| |стратегиями и тактиками, | | |ПК-18 |
| |риторическими, стилистическими| | |ПК-19 |
| |и языковыми нормами и | | |ПК-20 |
| |приемами, принятыми в разных | | |ПК-21 |
| |сферах коммуникации, адекватно| | | |
| |использовать их при решении | | | |
| |профессиональных задач. | | | |
| |Вариативная часть | | | |
| |(знания, умения, навыки | | | |
| |определяются ООП вуза) | | | |
|М.3 |Практики и |35-40 | |ОК-1-6 |
| |научно-исследовательская | | |ПК1-21 |
| |работа | | | |
| |практические умения и навыки | | | |
| |определяются ООП вуза | | | |
|М.4 |Итоговая государственная |15-20 | |ОК-1-6 |
| |аттестация | | |ПК1-21 |
| |Общая трудоемкость |120 | | |
| |основной образовательной | | | |
| |программы | | | |


1) Трудоемкость цикловМ.1,М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей
и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
МАГИСТРАТУРЫ
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и
утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие
программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие
материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а
также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой
государственной аттестации, календарный учебный график и методические
материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной
технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные
образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики,
техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены
возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников
(компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления,
системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать
социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации
личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать
широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм
проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных
симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций,
психологических тренингов, групповых дискуссий, отчетов о результатах
работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских
телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и
развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных
форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида
(видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-
исследовательской, педагогической, прикладной, проектной, организационно-
управленческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на
регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются
ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой
корректировки индивидуальных учебных планов магистра. В рамках учебных
курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и
зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-
классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах,
определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента
обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном
процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий.
Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут
составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть
включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной
деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем
сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать
дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов
вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору
обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может
составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды
аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению
основной образовательной программы и факультативных дисциплин,
устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для
изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и
не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом
самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при
освоении основной образовательной программы в очной форме обучения
составляет 14 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения
максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с
Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального
образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. ? 71 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2008, ? 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или
правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени
обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами,
регламентирующими порядок прохождения службы[1].
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность
участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную
разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями
при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что
избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них
обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это
предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных
технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной
коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных
лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций
на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр,
тренингов), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам,
составленным на основе результатов исследований научных школ вуза,
учитывающих региональную и профессиональную специфику (при условии
реализации содержания образования и формирования компетенций выпускника,
определяемых настоящим ФГОС).
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и
практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у
обучающихся умения и навыки в области информационных технологий и
иностранного языка, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части,
рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся
соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение
дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные
дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы
получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на
будущую профессиональную подготовку;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии
соответствующих документов на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на
основе аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания,
предусмотренные ООП вуза.

7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она
представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на
профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП
магистратуры по данному направлению подготовки могут предусматриваться
следующие виды практик:
научно-исследовательская,
педагогическая,
прикладная,
проектная,
организационно-управленческая,
другие виды практики.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи,
программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в
лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим
потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является
обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и
направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в
соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут
предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-
исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление
с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы
исследования; написание реферата по избранной теме;
проведение научно-исследовательской работы;
корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
составление отчета о научно-исследовательской работе;
публичная защита выполненной работы.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов
научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы,
обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-
исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской
работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение
в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить
уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций
обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с
формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня
культуры.
7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-
педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее
профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в
соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися
научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному
процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не
менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и
ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не
менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям
ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны
иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом
ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом,
документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и
установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не
менее 12 процентов преподавателей.
При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных
и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей,
обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата,
доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о
присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления
эквивалентности) и ученые звания.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП
магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником
вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за
рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру
признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора
соответствующего профиля; стаж работы в образовательных учреждениях высшего
профессионального образования не менее трех лет.
Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на
полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП
магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более чем одной
ООП магистратуры.
Непосредственное руководство магистрами осуществляется
руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается
одновременное руководство не более чем тремя магистрами.
Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные
исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских
(творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах
и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных
конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет
проходить повышение квалификации.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-
библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам
и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-
методической литературы
7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической
документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям)
основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных
дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной
сети образовательного учреждения.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-
библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам
и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-
методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления
одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25
процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или
электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам
общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет,
из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать
официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические
издания в расчете один-два экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность
индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и
организациями должен осуществляться с соблюдением требований
законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и
международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной
собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным
профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым
системам.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП
магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих
основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно
осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования
высшего учебного заведения[2].
7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно
располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех
видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной,
практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных
учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и
противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень
материально-технического обеспечения включает в себя специализированные
кабинеты и лаборатории, оснащенные современным оборудованием, комплектами
учебно-методической и научной литературы по теоретической и прикладной
филологии, позволяющими изучать функционирование языка, литературы,
фольклора, различные типы текстов, как письменных, так и устных и
виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных
объектов), обеспечивающих разные виды коммуникации; устанавливать
закономерности строения и функционирования исследуемых объектов, их связи
со средой обитания, решать научно-исследовательские и практические задачи в
соответствии с профилем магистерской программы.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого
обучающегося рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в
соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Доступ студентов к сетям типа
Интернет должен составлять не менее 100 часов в год на человека.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
МАГИСТРАТУРЫ
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества
подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с
привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений
обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для
оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими
образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности,
планах, инновациях.
Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий
контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую
государственную аттестацию выпускников.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации по каждой дисциплине разрабатываются вузом
самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца
обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных
достижений поэтапным требованиям соответствующей магистерской программы
(текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств,
включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля,
позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.
Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными
отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки,
соответствовать целям и задачам магистерской программы и её учебному
плану. Они призваны обеспечивать оценку качества универсальных и
профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения
модулей, дисциплин, практик должны учитываться связи между включенными в
них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество
сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень
готовности выпускников к профессиональной деятельности в целом.
При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку
способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести
поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных
специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального
поведения.
Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые оценки и
взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование
студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских и других
работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей
и работодателей.
8.4. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания
содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также
работы отдельных преподавателей.
8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения
системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей
профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной
дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться
работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели,
читающие смежные дисциплины.
8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление
соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям
ФГОС ВПО.
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной
квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый
по решению ученого совета вуза.
8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной
квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.
Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры
выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и
выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой
самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу,
связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым
готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической,
прикладной, проектной, организационно-управленческой).
Выпускная квалификационная работа в соответствии с содержанием ООП
магистратуры может быть выполнена в виде:
магистерской диссертации, которая представляет собой самостоятельное
логически завершенное исследование, связанное с решением научной или научно-
практической задачи;
проекта, посвященного решению прикладной (практикоориентированной)
задачи в профессиональной области;
эссе и других форм критического анализа различных типов текстов.
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны
показать способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания,
умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции,
самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной
деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно
аргументировать и защищать свою точку зрения.
8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами
самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика
экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и
соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих
конкретные компетенции.
-----------------------

[1] Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября
1999 г. ? 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, ? 38, ст. 4534)


[2] Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об
образовании» от 10 июля 1992 г. ? 3266 -1 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996, ? 3, ст. 150; 2002, ? 26, ст. 2517;
2004, ? 30, ст. 3086; ? 35, ст. 3607; 2005, ? 1, ст. 25; 2007, ? 17,
ст. 1932; ? 44, ст. 5280)