'Экспертно-аналитическое обеспечение повышения качества программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на основе мониторинга эффективности внедрения федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в организациях, осуществляющих образовательную деятельность'
Краткая информация о проекте
В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в соответствии с решением научно-координационного совета Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (протокол от 10 сентября 2014 года ?ПНКСФЦПРО-20), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. ? 61 между Министерством образования и науки Российской Федерации и Ассоциацией классических университетов России заключен государственный контракт ? 05.043.11.0040 от 11 ноября 2014 года.
Основная цель проекта: экспертно-аналитическое обеспечение повышения качества программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на основе мониторинга эффективности внедрения федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в организациях, осуществляющих образовательную деятельность'
В рамках выполняемого двухгодичного проекта будет проведено мониторинговое исследование эффективности внедрения федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, для выявления нормативно-методических, организационных и ресурсных проблем, связанных с переходом на реализацию программ аспирантуры как программ высшего образования, подготовить соответствующие экспертно-аналитические справки и рекомендации для Минобрнауки России.
Работа выполняется в два этапа:
Основные результаты I этапа (ноябрь - декабрь 2014 год) проекта:
1. |
Создан Реестр основных образовательных программ (ООП), разработанных на основе ФГОС по направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. В реестре приведены количественные оценки численности обучающихся на программах аспирантуры различных направленностей (профилей) в рамках направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в 2014 году. В нем же предложены новые коды для ООП подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, учитывающие как направление подготовки, так и направленность (профиль) программы. |
2. | Разработан перечень соответствия компетенций и квалификаций по направлениям подготовки аспирантуры профессиональным стандартам и квалификационным требованиям к должностям (в соответствии с едиными тарифно-квалификационными справочниками должностей (ЕТКС)), в части требований к трудовым функциям исследователей, научных работников и преподавателей высшей школы. |
3. | Проведен экспертный анализ реализуемых основных образовательных программ аспирантуры на предмет возможности получения необходимых компетенций в соответствии с требованиями к трудовым функциям исследователей и преподавателей высшей школы, содержащимися в профессиональных стандартах. |
4. | Экспертами разработаны критерии и индикаторы оценки эффективности внедрения ФГОС по направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Выбор критериев отражает ключевые требования ФГОС к организации и реализации образовательного процесса в аспирантуре, соответствующие современным представлениям о подготовке научно-педагогических кадров. |
Практическая значимость результатов работ.
Итоги выполненных работ позволяют на втором этапе реализации проекта контракта провести комплексный мониторинг эффективности внедрения ФГОС по направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, выявить и систематизировать нормативно-методические, организационные и ресурсные проблемы, связанные с переходом на реализацию программ аспирантуры как программ высшего образования и подготовить соответствующие экспертно-аналитические справки и рекомендации для Минобрнауки России.
II этап (январь - ноябрь 2015 года) предполагает следующие мероприятия:
1. | Проведение экспертизы эффективности внедрения ФГОС по направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (образовательных и научных); |
2. | Выявление и анализ основных проблем в области внедрения ФГОС по направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре; |
3. | Экспертная разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-методического, организационного, информационного и ресурсного обеспечения реализации ФГОС по направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. |