Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.womenmsu.msu.ru/apendix/expert.doc
Дата изменения: Mon Aug 30 15:52:54 2010
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:35:44 2012
Кодировка: koi8-r

ОБЗОР ЭКСПЕРТНОГО ЗАСЕДАНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ «ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ: МАСШТАБЫ,
ХАРАКТЕР,

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА»


И.Д.Горшкова
С.В.Круглякова
И.Б.Музыченко

15 мая (День семьи) 2003 года, в первый день конференции, которая
проходила в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова,
состоялось экспертное заседание. Прошла основная презентация
социологического исследования, проведенного Советом женщин МГУ (при
поддержке Фонда Форда), и обсуждение его результатов, дискуссии по
интерпретации данных, выступления исследователей и специалистов по разным
дисциплинам (социология, психология, культурология, этнография и др.),
исследующих проблему гендерного насилия в семье. В конференции участвовало
более 100 специалистов из разных регионов России[1] и стран ближнего
зарубежья. На конференции работали представители организаторов исследования
шести из семи регионов России, в которых проводились полевые работы
(Башкортостан, Карелия, Липецкой область, Москва и Подмосковье, Омская
область, Ставропольский край). Заседание вели директор проекта И.Д.
Горшкова и руководитель Общественно-политического центра Горбачев-Фонда
О.М. Здравомыслова.
В начале работы было передано приветствие участникам конференции и
пожелание творческой работы от председателя Совета женщин МГУ профессора
Галины Александровны Китайгородской: Знаменательно, что проблема домашнего
насилия становится предметом пристального и систематического рассмотрения
российских ученых и исследователей. Надеюсь, нынешняя конференция, издание
ее материалов дадут новые импульсы к проведению серьезных работ в этом
направлении и поиску эффективных путей преодоления насилия в отношении
женщин в семье. Организаторы конференции выразили признательность Фонду
Форда за содействие, которое было оказано проекту Совета женщин МГУ.
В вступительном слове Ольга Михайловна Здравомыслова обратила внимание
присутствующих на активный интерес к проблемам гендерного насилия. Разными
исследовательскими группами и общественными организациями проводятся
конференции, круглые столы, встречи, посвященные этой теме. Данная
конференция имеет особый и очень важный фокус: Для того чтобы понять суть
насилия в отношении женщин, нам не хватает серьезных исследований, как на
самом деле выглядит эта ситуация, каковы ее масштабы? Результаты
проведенного исследования, их интерпретации вызывают чрезвычайный интерес,
заставляют думать о более широких и более фундаментальных вещах - о том,
что такое насилие в российской культуре. Несмотря на то что исследований
проходит много, разговоров много, но таких углубленных интерпретаций нам
все равно явно недостает. Поэтому призываю отнестись к этому исследованию
не как к одному из опросов, а как к постановке проблем и гипотез, о нашем
обществе.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВЕТА ЖЕНЩИН МГУ


Первый доклад-презентацию проекта Совета женщин МГУ сделала Ирина
Дмитриевна Горшкова. Он был посвящен методологическим и методическим
аспектам исследования, с основными результатами которого все желающие могли
заблаговременно ознакомиться[2]. При разработке методологии исследования
авторы обратились к общим и частным объяснительным концепциям супружеского
насилия (структурная, интерактивная теории, теории ресурсов, их
соотношения, зависимости, стрессов, социального научения и пр.). Основные
идеи этих подходов были заложены в программе исследования в качестве
гипотез исследования. В розданных материалах конференции были даны
определения четырех видов домашнего насилия и их индикаторы, которые
применялись в опросе. В ходе конференции участники имели возможность
ознакомиться с инструментарием исследования.
В докладе была характеризована выборка, метод, инструментарий, процедура
опроса, особенности проведения полевого этапа исследования. И. Горшкова
выразила искреннюю признательность присутствующим на конференции
региональным руководителям и супервайзерам, которые оперативно и
качественно выполнили полевой этап работы.
Как было подчеркнуто, важнейшей задачей проекта было создание
«чувствительного» к разным видам насилия инструментария. В анкете авторы
практически не использовали термин «насилие», полагая, что принятие
респондентами этого понятия будет означать их осознание проблемы, но не
позволит зафиксировать насилие там, где оно не распознается.
В ходе исследования отмечалась высокая степень сотрудничества и интерес к
исследованию со стороны опрашиваемых: 87% женщин и 70% мужчин хотели бы
узнать результаты исследования, 87% женщин и 77% мужчин считали, что многим
было бы полезно заполнить такую анкету.
В дальнейшем опрос был дополнен качественными исследованиями (фокус-
группы и глубинные интервью) в двух регионах (Ставрополье и Подмосковье),
которые позволили авторам прояснять полученные в ходе количественного
исследования данные. Всего в ходе исследования (включая, качественный этап
и пилотажное исследование) было опрошено около 2400 респондентов.
Докладчица ответила на многочисленные вопросы, которые относились к
различным методологическим и методическим сторонам исследования.

. Какова генеральная совокупность исследования? Почему был выбран метод
квотной выборки? Сколько человек в среднем было опрошено в каждом
регионе? (В.Бодрова)

Опрашивались городские и сельские респонденты семи российских регионов в
возрасте от 18 до 65 лет, состоящие на момент опроса в браке - официальном
или гражданском - не менее одного года. Полноценно использовать метод
случайного отбора не представлялось возможным, так как отсутствует список
всех элементов данной генеральной совокупности. Специалисты по выборке, с
которыми мы проводили консультации перед началом исследования, также
запросили у нас основные параметры, характеризующие генеральную
совокупность. В конечном счете это привело к решению обратиться к
целенаправленной выборке и поиску респондентов по заданным параметрам.
В каждом регионе было опрошено примерно равное количество более - 300
человек. После того как мы получили основные данные по разным видам
насилия, было произведено перевзвешивание с учетом с общей численности
населения в каждом регионе. Отклонения не превышали 2%. Однако если принять
во внимание, что центральный регион (а это более четверти охваченного
исследованием населения) был представлен Москвой и Подмосковьем, где
уровень насилия существенно ниже, можно говорить, что данные о насилии в
целом занижены.

. Какие данные предоставил Госкомстат? (Т.Гурко)

Основные взаимосвязанные параметры выборки по полным семьям (место
проживания, пол, возраст, образование, количество детей, уровень доходов)
были определены на основании данных ежегодных выборочных обследований
бюджетов домохозяйств за последние несколько лет. Ежегодно Госкомстатом
обследуется около 50 тысяч домохозяйств. При определении доли гражданских
браков использовались оценочные данные различных социологических
организаций (в частности, ВЦИОМ, ЦСИ МГУ и пр.).
. Оплачивалось ли участие респондентов? Повлияло ли это на ход опроса?
Мы оплачивали участие всех респондентов. Не принято платить респонденту,
если вы приходите к нему домой. Но когда люди приезжают в назначенное
место, тратят свое время, заполняют анкету больше часа, мы должны
возместить им это время. В каждом отдельном случае (в городе, в селе, в
зависимости от уровня доходов, занятости и пр.) конкретные суммы определяли
региональные руководители. Использовалась практика подарков (например,
пачка чая) за участие в опросе. Также оплачивался труд ректуреров, тех, кто
приглашал подобранных по квотам респондентов, и тех, кто проверял при
приеме анкеты полноту ее заполнения. Присутствующие здесь региональные
руководители и супервайзеры могут подтвердить, что было найдено оптимальное
финансовое решение всех этих вопросов.
По мнению ряда выступавших (А. Клецин, Н. Нарицын), и маркетинговые (в
которых принято платить), и социологические (не всегда принято платить)
исследования ведутся на одних и тех же принципах. Поэтому методически
оплата участия - желательный элемент в этой работе. То, что в этом
исследовании людям были заплачены деньги, положительно его характеризует,
свидетельствует, что этот был качественный и тщательный опрос.
. Поднимались ли вопросы насилия в отношении детей? Почему меньше
исследовались вопросы насилия женщин в отношении мужей?

Авторы очень четко очертили для себя круг исследуемых проблем. Главный
фокус внимания - насилие мужа в отношении нынешней жены. Однако получены
данные о прошлом респондентов (били ли их в подростковом возрасте,
насколько конфликтны отношения между их родителями и пр.), считают ли они
допустимым физическое наказание детей, срываются ли на своих детях. Насилие
жен в отношении мужей фиксировалось при изучении физического насилия. Как
отметил А.Клецин: На самом деле основное достоинство данного исследования
состоит не в том, чтобы объять все («с головы до пят», от «а» до «я»), а в
том, чтобы отчетливо понять, что же именно мы исследуем, и четко это
зафиксировать. Это и сделано.
. Каковы особенности инструментария в разделах, прямо фиксировавших
насилие? Не повышало ли уровень фиксируемого психологического насилия
то, что в мужской и женской анкетах формулировки отличались? Какова
функция признака «Раньше было (насилие), теперь - нет»? Фиксировалось
ли самочувствие респондентов после заполнения анкеты?
Практически все исследователи, обращавшиеся к изучению домашнего насилия,
отмечают высокую латентность явления и сложность его измерения с помощью
инструментария, построенного в строгом соответствии с позитивистскими
требованиями. Это предопределило обращение авторов проекта Совета женщин
МГУ к дополнительным техникам выявления фактов насилия: повышенная доля
зондирующих вопросов, ассиметрия шкал в сторону положительных ответов,
отказ от фильтров, дробность уходов от ответов и пр. В целом при создании
методики и последующей обработке результатов использовался опыт
исследований девиантного поведения.
При определении уровня психологического (и всех остальных видов) насилия
авторы опирались главным образом на данные женской выборки. В этой связи
вариации формулировок при опросе мужчин не влияли на оценки масштабов
насилия, тем более что они практически всегда были ниже женских данных.
Так, например, на вопрос женской анкеты: «Бывает ли у Вас ощущение, что Ваш
муж унижает или пытается Вас унизить, оскорбить, «поставить на место?» -
44% женщин выбрали ответ «Никогда такого не было», на вопрос мужской
анкеты: «Случается ли Вам напоминать Вашей жене о том, «где ее место»?» 47%
мужчин выбрали ответ «Никогда, у меня не возникает такого желания».
Позиция «Раньше было, теперь - нет» была введена для того, чтобы
зафиксировать семьи, в которых в настоящий момент нет насилия, чтобы
попытаться понять, что послужило его прекращению. Но на данном этапе
анализа авторами это еще не рассматривалось.
После заполнения основной анкеты респонденты отвечали еще на 12 вопросов,
в ответах на которые выражали свое отношение к опросу. Согласно ответам:
71% женщин и 57% мужчин отметили, что «анкета заставила о многом
задуматься». При ответе на открытый вопрос один из жителей Сортавалы
написал: «Пока я заполнял анкету, передо мной прошла вся жизнь. И я увидел,
что это был любовный роман, триллер и драма.
Основные результаты исследования были доложены Ириной Игоревной Шурыгиной
(Институт социологии РАН). Во вводной части она отметила, что базовый
анализ проявлений насилия опирался на данные женской выборки, по мужской
выборке сверялись тенденции. Показательно, что ответы мужчин и женщин были
очень сходны в описании ситуаций, но различны в их объяснении.
В докладе были приведены данные по разным видам супружеского насилия:
психологическому, экономическому, физическому. Согласно исследованию,
немногим более 20% женщин совершенно свободны от какого-либо
психологического давления со стороны своих мужей, остальные в той или иной
степени этим задеты. 14% женщин сообщили о том, что хотя бы время от
времени боятся своих мужей (мужчины чаще женщин указывали на страх своих
жен). Менее 50% мужчин твердо заявили, что у них никогда не возникает
желания поставить жену на место. В более чем половине семей мужья
оскорбляют своих жен, в том числе нецензурно, делают им унизительные
замечания, угрожают и пр. Дискомфортные состояния у этих женщин встречаются
в 2,5 раза чаще, чем у женщин, чьи мужья не предпринимают подобных
действий. Чем чаще мужья так себя ведут, тем больше они уверены в страхе
своих жен. Слова, которые муж произносит, или мат, или какие-то запреты,
или угрозы - это все четко соотносится с идеей власти. Очевидно и то, что у
части респонденток конкретные проявления насилия не сопровождаются оценками
того, что муж их «ставит на место». Я лично проводила интервью с женщиной и
видела, как это выстраивается. Это была пожилая жительница Московской
области, которая на вопрос «Оскорбляет ли Вас муж»? сказала: «Да, вчера он
обругал меня матом, и это было при моей подруге», и рассказала очень
подробно, что это было не в первый раз, и когда это началось. И вдруг
момент она заявляет: «Я вообще-то не обращаю внимания на это. Сказал - ну
что на дурака внимание обращать? Еще я буду на это обижаться!» Это
произошло буквально в течение десяти минут: она рассказывала мне этот
случай, который сначала определила как оскорбление, и тут же стала
выстраивать какие-то защитные механизмы и говорить, что все это ерунда и
ничего не значит.
Экономическое насилие было определено как особо скрытая форма насилия из-
за общего низкого достатка семей и того, что в этих семьях семейными
деньгами распоряжается, как правило, жена. При этом в этих бедных семьях у
женщин чувство экономической зависимости выражено довольно сильно: как
самую большую потерю при разводе они рассматривают именно финансовую.
Важным показателем является наличие хотя бы время от времени денег «для
себя»: в каждой пятой семье этот показатель в пользу мужчин. Он резко
увеличивается в тех семьях, где обнаружились признаки насилия в виде
экономических угроз и запретов. Таким образом, явный выигрыш насильника -
перераспределение семейных денег в его пользу. Тесно связаны запреты на
работу и экономическое давление. В докладе была рассмотрена связь между
экономическим насилием и материальным положением семей, соотношением
доходов супругов, способом построения семейного бюджета. Женщины, у которых
доходы значительно ниже или своих доходов нет (при построении бюджета муж
выдает жене часть своих доходов), гораздо чаще подвергаются экономическому
давлению. Получается, что когда считается, что женщина всем распоряжается,
она не выигрывает в деньгах «для себя». Как только мужчина получает большой
контроль над финансами, он сразу в выигрыше. Чем богаче семьи, тем меньше
среди них семей, в которых жена распоряжается деньгами.
После первой части доклада (по психологическому и экономическому насилию)
было проведено обсуждение.
. Существует ли принципиальная разница в проявлениях экономического
насилия в бедных и богатых семьях? В чем она выражается? Каковы
особенности экономического насилия в бедных семьях?

Суть насилия в контроле, власти, и это обнаруживает себя во многом
сходных практиках. И в бедных, и в богатых семьях жены вынуждены просить
деньги у мужей и отчитываться за расходы - размеры этих сумм не столь
важны. Замечено, что в бедных семьях действуют практики, которые, казалось,
были бы логичны только в обеспеченных семьях, - запрет жене работать. С
другой стороны, в бедных семьях конфликты по поводу денег могут носить
более ожесточенный характер, нередко переходящий в физическое насилие.
И.Шурыгина проиллюстрировала это ситуациями из интервью: Семья очень
бедная. Есть дети. Жена зарабатывает больше. Все деньги - у женщины, потому
что она хозяйка. Когда муж к ней приходит и говорит: «Мне нужны ботинки»,
она ему отвечает: «Сначала мы должны заплатить за квартиру, потом накормить
детей, потом что-то купить детям. Тебе на ботинки пока не хватает». Обычно
он входит в положение. Но иногда так гневается, что начинает ее колотить,
пока не получит денег на ботинки. Другой случай. Муж время от времени
впадает в запой, жена прячет деньги и не дает их мужу, потому что их очень
мало, что-то нужно детям, а он все пропьет. Из-за этого он ее регулярно
избивает.

. Как исследовать различные виды насилия? Возможно ли их строгое
разграничение?

Были высказаны различные точки зрения. С одной стороны (В.Бодрова), был
призыв максимально четко разграничить разные виды насилия: «что-то строго
включать в одно насилие, что-то в другое - тогда будет больше
определенности». С другой стороны (Н.Нарицын), выражал сомнение в том, что
это требование можно полностью реализовать: Эти виды действительно
разграничить чрезвычайно сложно, и в любом случае такое разграничение будет
абсолютно искусственным. Одни исследователи будут предлагать одно, другое -
другое. Подчас психологическое насилие используют для того, чтобы денег не
давать. Одно в другое переходит, и четко выкристаллизовать невозможно.
Высказывалась точка зрения, что существуют два вида насилия: физическое и
психологическое. Остальное - сферы, где эти виды насилия находят свое
применение. В экономическом насилии есть психологическое, иначе простое
распределение функций и ролей. Сексуальное насилие связано с физическим, и
как производное в нем имеет место психологическое насилие.
Было высказано соображение о полезности более детального изучения семей
без насилия, в том числе экономического.
Авторы исследования Совета женщин МГУ при выделении различных видов
насилия руководствовались исследовательскими и методическими наработками
кризисных центров. То, что все виды насилия тесно переплетены (человек,
который и бьет, и насилует, и денег не дает, - он и психологически
оскорбляет), не вызывает сомнения, но необходимость структурировать данные
и результаты диктует форма собственно анализа.

. Вопросы методики вопросы фиксации насилия.
Прозвучали соображения о «чувствительности» инструментария: в какой мере
он может быть равно пригоден, чтобы идентифицировать насилие в разных типах
семей (например, в зависимости от уровня доходов)? Разные ситуации обладают
разным потенциалом насилия. Семья бедна или богата объективно,
соответственно разная конфликтность и разные возможности проявления
насилия. И с методической точки зрения они могут либо фиксироваться, либо
не фиксироваться. Это касается и психологической сферы (А.Клецин).
Методика исследования Совета женщин МГУ в соответствии с гипотезами о
значении ресурсов супругов позволила подтвердить, что насилие определеннее
проявляется там, где ресурсы (финансы, время для работы и досуга и пр.)
супругов значительно отличаются.
Одной из сквозных тем во время многочисленных дискуссий была тема насилия
и власти. Часть исследователей высказывали точку зрения, согласно которой,
насилие имеет место в тех семьях, где нарушен «порядок» и мужчина
«вынужден» бороться за власть доказывать свое главенство. Насилие есть там,
где идет борьба за власть. Причем именно борьба. Где власть уже поделена,
где каждый признает и добровольно принимает, что называется, свое место в
семейной иерархии, нет борьбы, нет насилия. А насилие мы наблюдаем тогда,
когда пытаются на это место поставить, принудить, заставить подчиниться.
Когда идет борьба за власть, и для того чтобы борьба закончилась и власть
сохранилась, вожак должен обладать двумя качествами: быть сильным и
справедливым. К сожалению, люди очень часто стремление к власти не
подтверждают стремлением к справедливости, а действуют только с позиции
силы Потому что далеко не всегда сильный оказывается и справедливым
(Н.Нарицын).
По мнению авторов исследования, насилие обнаруживает себя или как
проявление власти (муж занимает в иерархии более высокое по сравнению с
женой положение, его ресурсы значительно выше, внешне отношения
упорядочены, роли супругов достаточно жестко определены), или как борьба за
эту власть (ресурсы мужа значительно ниже). В первом случае насилие «внутри
порядка, нормы» носит скорее поддерживающий, дисциплинирующий характер, оно
может не быть частым, не иметь ярко выраженного характера (что осложняет
его изучение, требует более «чувствительного» аппарата исследования). Во
втором случае происходит более очевидная (в том числе для исследователей и
их способов идентификации насилия) борьба за власть, за «утраченные»
привилегии главы иерархии, не имеющего в реальности ресурсов для воплощения
этого «порядка» в жизнь. Но ресурсом мужа остается социальная номинация
мужчины на роль главы семьи, что и толкает его на применение силы в
отношении жены.
Во второй части доклада И.Шурыгина вела речь об уровне распространенности
физического и сексуального насилия. К половине женщин мужья применяли
физическое воздействие. Около 40% женщин мужья ударили как минимум раз, еще
14% женщин - это те, которых муж попытался ударить, но не ударил. По мнению
докладчицы, эти цифры свидетельствуют о том, что физическое насилие или
ожидание его применения, допустимость его применения обоими сторонами -
норма нашей жизни. Все, что больше половины, больше 50% - уже не
отклонение. Это нормально для данной культуры, для данного общества.
Женщин, которых били больше одного раза, больше, чем тех, кого били
однократно. Хотя это достаточно представленная группа. Действительно, дело
может ограничиться одним ударом и не станет началом цикла физического
насилия. Как показал анализ данных опроса, и особенно качественные
исследования, единственность удара (или просто угрожающего жеста)
объясняется не столько с тем, что женщины нашли какие-то эффективные формы
противостояния насилию, сколько тем, что это трансформировало их поведение.
«Эффективность» стратегии их последующего поведения стала определяться
страхом перед мужем, стремлением избежать конфликтных ситуаций, построением
отношений в рамках заданной иерархии. Эти женщины говорили: «Когда муж
приходит пьяный, я теперь молчу». Или: «Вот я сейчас вижу, когда он злится,
я ним ссорюсь, ссорюсь, потом вижу, что он доходит до определенного
состояния, и я замолкаю».
Но качественное исследование показало и то, что часто женщины, которых
даже не били, ведут себя с мужьями так, как будто их уже били. Как говорила
одна респондентка: «Мой муж меня ни разу не бил, но я знаю, что он бил свою
предыдущую жену, и я его боюсь. Когда я вижу, что он злится, то я лучше
перемолчу. Если он пьяный, я к нему не подойду, а завтра все выскажу».
Когда же спрашиваешь: «А что Вы говорите ему назавтра?», выясняется, что
она и завтра ничего не говорит, и не говорит никогда. Поскольку эти
ситуации тесно связаны с употреблением мужем алкоголя, то получается, что
значительная доля мужей, бьющих или побивших своих жен, - это мужчины,
которые завоевали себе право пить так часто и так сильно, как они хотят, и
при этом они не получают существенных нареканий от своих жен. Неслучайно
мужчины во много раз чаще женщин указывали, что после первого избиения
супружеские отношения улучшились, или по крайней мере не изменились. Что
это значит? Женщина начинает вести себя так, как это удобно мужчине, чтобы
он ее больше не бил. Поэтому отношения для мужчин «становятся лучше». Но
женщины при этом испытывают чувства (прежде всего чувство страха), которые
позволяют им говорить, что отношения ухудшились. Но теперь они не могут
себе больше позволить проявлять свои чувства.
Случаи, когда мужья неоднократно били своих жен, часто связаны с тем, что
жены так или иначе сопротивляются: Я ему все равно денег на водку не дам».
Я спрашиваю женщину: «А он Вас сильно бьет?» Она говорит: «Сильно». «А Вы
его боитесь?». - «Очень боюсь». - «А деньги даете?» - «А денег все равно не
даю». За это она и бывает бита.
Женщин, которых избивают обычно «раз в месяц и чаще» около 3%. Эта доля
примерно одинакова во всех регионах и крайне мало связана с объективными
характеристиками семьи (доходы, образование, место проживания). Бьющие
каждый день - вполне возможно, это люди, которым самим нужна помощь, и
помощь серьезная. Самая типичная ситуация «ударил несколько раз» - это то,
что находится в пределах норм в нашем обществе и не является каким-то
жестоким истязанием. У 90% избитых женщин нет никаких физических
повреждений, или они есть, но незначительные.
В этой связи картины (СМИ, кризисные центры) частных жестоких, ужасающих
избиений не позволяют «нормальной» семье (муж дал жене два-три
подзатыльника за всю жизнь), распознать в своей ситуации насилие и
уничижение личности, о чем свидетельствуют безмолвные женские эмоциональные
страдания.
В ответах на вопрос дают ли жены сдачи, были приведены следующие данные:
только один мужчина из десяти, на кого нападали жены, имел какие-либо
последствий, чаще это были синяки и ссадины. В то же время одна из десяти
женщин, на которых нападали мужья, нуждалась в медицинской помощи.
В докладе прозвучала информация о типичных реакциях жен при первом и
последнем ударах.
В ходе обсуждения второй части доклада было затронуто несколько тем.

. О синдроме избитых жен.
С.Ениколопов обратил внимание на имеющиеся данные о том, что было названо
синдромом избитых жен. Согласно этим данным, риск оказаться избитой в новом
браке повышается у тех женщин, которые были биты в предыдущих. Это
определяется ее виктимным поведением.
С точки зрения авторов, продуктивнее анализировать устойчивость поведения
насильника: по данным Совета женщин МГУ мужчины переносят модель
насильственного поведения из прежнего брака в новый. Практически равное
число (по 60% согласно женской и мужской выборкам) женщин-жертв и мужчин-
насильников во взаимоотношениях с прежними интимными партнерами оказались в
ситуации насилия и в нынешней семье.
. Является ли присутствие третьих лиц фактором, сдерживающим насилие?
Полученные данные свидетельствуют, что насилие всех видов, включая
сексуальное, чаще встречается в нуклеарных семьях с двумя и более детьми.
Присутствие третьих лиц и родителей - сдерживающий фактор. И.Шурыгина
привела пример интервью, в котором женщина рассказала про то, как ее
свекровь спасла, потому что ее муж бил головой об стенку и, может быть,
даже убил бы.
. В какой мере при анализе использовались выделяемые в психиатрии типы
личностей?
И.Шурыгина так прокомментировала этот вопрос: Мы, как социологи,
изначально решили не вмешиваться в психологию и психиатрию насилия, а
смотреть, что есть в культуре такого, что определяет данный уровень
насилия. Мы не сделали великого открытия, отметив, что мужчины
патриархатного типа чаще бьют жен. И жены, которых бьют и подвергают другим
видам насилия, женщины, более патриархатно устроены, чем женщины, с
которыми этого не происходит. Чаще бьют те и бьют тех, кто готов найти
причины (любые), по которым женщина заслуживает физического наказания.
«Очень хорошо» бьют жен мужчины, которые считают, что атмосфера в семье
зависит от женщины. Это культура, а не тип личности. И это предмет нашего
интереса. Как добавил С.Ениколопов, по западным исследованиям причины, по
которым жены, убивают своих мужей не психологичны: Это последнее звено в
долго длящемся насилии. Это сопротивление на опережение - убийства, чаще
без аффектов в отличие от детей, которые убивают родителей с аффектом.

. Каким образом оценивалась патриархатность?

Патриархатность замерялась как на уровне воззрений, представлений о ролях
мужчины и женщины в семье (всего около 40 вопросов), так и на уровне
реального поведения (контроль за различными ресурсами, долей компромиссов и
уступок).

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ЗАСЕДАНИЯ


В начале своего выступления исполнительный директор Ассоциации кризисных
центров помощи женщинам, пострадавшим от насилия «Остановим насилие»
Наталья Ивановна Абубикирова. выразила удовлетворение, что в научном
сообществе сформировался интерес к теме насилия над женщиной и появилось
масштабное исследование, выполненное профессионалами из академических
кругов: Нам это очень важно, потому что у нас не было многих цифр.
Ассоциация имеет богатый опыт проведения локальных исследований,
касающихся всего спектра насилия в отношении женщин. Кризисные центры
рассматривают насилие в семье как абсолютно осознанную систему поведения,
которая связана с тем, что один человек желает получить полный контроль и
добиться желаемого любым способом.
В докладе были упомянуты исследования помощи женщинам, пострадавшим от
насилия (автор - присутствующая на конференции Елена Забадыкина, Санкт-
Петербург) и двухгодичный Иркутский проект по изучению ментальности людей,
совершающих акты насилия. Последнее исследование Ассоциации было проведено
специально для выработки практических рекомендаций органам исполнительной и
законодательной власти.
Центры Ассоциации собирают информацию, статистику об обратившихся к ним
за помощью (в год центры получают 96 тысяч звонков в год). В этой базе
данных выделены 12 направлений (пол, возраст, этническая принадлежность,
род занятий, образование, занятость, состояние здоровья, жилищные условия и
пр., описание истории насилия, частота угроз, семья родителей, местные
службы, куда идут обращения).
Пилотное исследование Ассоциации проводилось в трех городах: Москве,
Екатеринбурге и Саратове (всего 90 анкет). Большинство вопросов анкеты было
направлено на выявление физического насилия, потому что очевидность этого
вида насилия ни у кого не вызывает сомнений. Психологическое насилие очень
трудно доказывается. Эмоциональное (угрозы), экономическое - тоже почти
невозможно доказать. Многие считают, что это даже не насилие: подумаешь, он
считает, что ей надо сидеть дома. Исследование показало, что с возрастанием
продолжительности нахождения в браке с насильственными действиями, у женщин
все больше выявляется хронических заболеваний. Если женщины, находящиеся в
браке менее трех лет, имеют, в основном, травматические повреждения, то
после 7-10 лет нахождения в браке почти у каждой выражены сердечно-
сосудистые, гинекологические и другие заболевания.
Как подчеркнула Н.Абубикирова, скрытого насилия значительно больше, чем
очевидного. Особенно это касается сексуального насилия.
Большинство респондентов вышли из семей, где имело место насилие.
В заключение выступления докладчица, делая ссылку на данные своего
исследования, сказала, что в большинстве случаев с клиентами кризисных
центров происходят значительные изменения к лучшему при условии высокой
квалификации сотрудников, с которыми им приходится сталкиваться в
социальных службах.
Валентина Васильевна Бодрова (Всероссийский центр изучения общественного
мнения) рассказала о результатах исследований в рамках российско-
американского проекта под названием «Мать и дитя», которые были проведены
ВЦИОМ в 2000 г. и 2003 г. В данном проекте насилию в семье был посвящен
небольшой раздел.
Докладчица коснулась методологических и методических отличий
исследования, проведенного ВЦИОМ, от исследования Совета женщин МГУ.
Исследование «Мать и дитя» предполагало опрос женщин репродуктивного
возраста (от 15 до 44 лет) независимо от семейного положения (включая
никогда не состоявших в браке, разведенных и вдов) в трех областных
городах: Великий Новгород, Пермь, Березняки (выборка случайная, маршрутная,
всего опрошено 3900 человек). Метод - интервью «лицом к лицу». В случае
отказов отвечать на вопросы о насилии интервью прекращалось. Предметом
рассмотрения являлось исключительно физическое насилие, которое было
определено как угроза избиения, удары ногой, пощечины, пенки, оплеухи,
подзатыльники, применение оружия в отношении другого человека или угроза
сделать это.
По результатам исследования получилось, что из 3900 опрошенных женщин
физическому насилию подверглось 623 человека. Докладчица описала несколько
тенденций, которые были выявлены в ходе мониторинговых обследований. Первая
тенденция: по мере увеличения степени угроз уменьшается количество случаев
применения физического насилия. Вторая тенденция: чем старше женщины, тем
больше у них шансов подвергнуться насилию. Среди женщин, подвергшихся
насилию в семье, высока доля замужних. Разведенные женщины подвергались
насилию со стороны бывших мужей в большей степени, чем замужние. Женщины,
живущие в гражданском браке, существенно реже подвергаются насилию, чем
замужние.
Говоря о факторах насилия, докладчица отметила: мужчины, имеющие высшее
или незаконченное высшее образование, ведут себя сдержаннее с партнершей.
Женщины с высшим образованием реже других подвергаются различным видам
физического насилия. Совместная жизнь с родителями уменьшает вероятность
насильственных действий со стороны партнера. По мере увеличения числа детей
в семье акты агрессии со стороны мужа становятся реже. Насильственные
действия связаны с репродуктивным поведением - увеличивается число абортов
у жертв. На вопрос, к кому следует обратиться за помощью жертве домашнего
насилия, ответы были следующими: милиция и кризисные центры. Рейтинг
последних за последние три года заметно вырос.
В данных 2003 года фиксируется более низкий уровень насилия, чем в 2000
г. В числе причин, объясняющих этот феномен, было названо ухудшение
экономического положения семей, а также то, что в этих городах на
протяжении нескольких лет американскими и российскими исследователями
ведется работа по созданию кризисных центров в целях профилактики
репродуктивного здоровья. Портрет среднестатистической женщины,
подвергающейся физическому насилию дома, составленный по результатам
исследования, выглядит следующим образом: замужняя женщина в возрасте от 35
до 44 лет, образование среднее или среднее специальное, живет в отдельной
квартире, чаще работающая, чем не работающая, с одним ребенком, редко
выпивающая (один раз в месяц или по случаю праздников).
По мнению участников конференции, эта информация лишний раз подтверждает,
что социальный портрет женщины - жертвы физического насилия - это
социальный портрет наиболее типичной женщины. Насилию подвергаются не
«специальные» женщины, а типичные, потому что это часть нашей «нормальной»
жизни (И.Шурыгина). Как отметила М.Позднякова: Хотелось думать, что насилию
подвергается женщина с элементами виктимного поведения, то есть женщина,
которая своим поведением провоцирует насилие. Оказывается, виктимное
поведение здесь роли не играет.
С данной точкой зрения не согласился Н.Нарицын. Он отмечает, что
виктимное поведение среди россиян очень распространено вследствие
массированной пропаганды насилия на телевидении и в СМИ, с одной стороны. С
другой - наши сограждане, по его словам, из-за всеобщей
идеологизированности привыкли жить в духе романтических, идеологических
мифах горьковских Челкашей или Данко. Сейчас, когда многие из этих мифов
разрушены, люди оказались не готовы к животной жизни по законам джунглей.
Это тотальная виктимность.
Философское видение насилия было предложено Валерием Владимировичем
Савчуком (Санкт-Петербургский государственный университет). В начале
выступления докладчик поделился впечатлениями от первой части заседания.
Когда я столкнулся со словосочетанием «домашнее насилие», оно показалось
мне несколько легковесным, как домашнее рукоделие, домашние ссоры, домашнее
хозяйство,- нечто, что существенно ограничивает и занижает содержание
категории «насилие». Есть настоящее, «подлинное» насилие, а есть его
несущественный модус - насилие домашнее. Прослушав доклады, я вдруг понял,
что ситуация здесь вырисовывается прямо противоположая: феномен насилия со
всей глубиной, неоднозначностью и противоречиворстью содержания вообще ушел
в тень, а сверхзначимостью стало обладать только домашнее (охватывающее при
этом лишь насилие над женщиной, оставляя вне сферы внимания насилие над
мужчинами, детьми, стариками и животными) как микрокосм, разросшийся до
макрокосма и совпавший с ним. Это и есть самое серьезное, самое настоящее,
самое подлинное и трогающее человека насилие.
В.Савчуком было предложено рассматривать насилие не в идеологическом или
политико-правовом, или журналистском аспекте, а подходить к нему с
исследовательской точки зрения и рассматривать в соотношении с
фундаментальными категориями. Например, содержание-форма, свобода-
принуждение, теория-практика, наука-идеология и т.п.
В докладе были подняты следующие вопросы: бытование термина «насилие»;
что такое насилие как таковое и чем отличается онтологический подход от
психологического, социологического подходов; как быть с позитивными формами
насилия; как можно уменьшить или избежать насилия в обществе, локализовав и
канализировав насилие в определенных пространственно-временных точках; как,
наконец, сделать легитимное государственное педагогическое насилие
максимально контролируемым и прозрачным для критики; тема насилие в
искусстве, в частности аутодеструктивное насилие в актуальном искусстве, в
том числе лидерство женщин-перфомансисток в проявлении аутодеструктивных
акций в зарубежном и отчасти отечественном искусстве.
Опираясь на Аристотеля, В. Савчук проводит идею, что существо насилия
проявляется в непосредственном - тактильном - воздействии на человека (это
средоточие насилия). Докладчик назвал сложными и проблематичными для
анализа опосредованные формы насилия, например психологическое и
эстетическое насилие. Есть опасность утратить четкость определения границ
насилия, которое в этом случае окажется неотличимым от насилия и
принуждении, норм морали и поведения, с географическим детерминизмом,
экономическими условиями общества, историческими, культурными,
традиционными и массой других условий. Или: как отличить диалог и
психологический конфликт, в которых активны обе стороны, от системного или
психологического насилия.
При ценностном подходе выявляется интерпретационный или конвенционный
характер насилия - одни и те же действия в разных контекстах могут
интерпретироваться прямо противоположным образом. Если ребенка шлепнуть во
время игры и сказать, что это игра или шутка, он засмеется и не заметит
боли. Если же ему сказать, что это наказание, он обидится и расплачется. По
мнению докладчика, это важно учитывать при проведении опросов, когда может
быть задан соответствующий контекст и мы получим ту информацию, которую
хотим получить.
Часть доклада была посвящена теме «Насилие в актуальном искусстве».
Аутодеструктивные перфомансы выказывают ту атомарность, стерильность
отношений и глубоко эшелонированное отношение к власти, которая как бы в
лайковых перчатках заменяет «нормальное» насилие так называемым
опосредствованным или системным. Насилие в отечественном художественном
пространстве реализует себя не столько в ауто- (оно больше присущее
западному искусству), сколько в деструктивных, агрессивных формах.
Художники сканируют и возвращают нам формы того, каким образом бытует
сегодня человек в обществе. Не проводя различий между бытованием мужского и
женского тела, докладчик предпочел говорить о теле соотечественника вообще,
попадающем в эти агрессивные процессы мутации, которые переживют
социальные, экологические, экономические, психологические, масс-медиальные
и прочие, прочие контексты. В этой связи «недостаток насилия» на Западе
вызывает потребность в аутодеструктивных действиях. У нас же, где оно в
избытке проходит, самоорганизация порядка, провокация желания покоя и
выражения себя в насилии над аудиторией, зрителями, случайными прохожими.
На примере репрезентации человеческого тела (женского или мужского,
детского) в пространстве масс-медиа, рекламы было проиллюстрировано, как
формы организации нашего взгляда и нашей способности видеть маркируют нечто
как норму или патологию, как «приличное» или «неприличное. Очень серьезные
процессы мутации приводят нас к тому, что мы насилие над одними не
воспринимаем как насилие. И напротив, в другом пространстве мы подозреваем
человека, который снимает обнаженных детей, или мужчин в непристойности, в
запретных влечениях. Ситуация по отношению к началу века изменилась на
противоположную совершенно некоторые качествах или взглядах, которые были
не присущи какое-то время назад. Сколь трудно было в начале ХХ века
избавиться от эротической составляющей в изображении обнаженной или
полуобнаженной женщины, энергия которой просвечивает по сей день, столь же
трудно, в сравнении с женским ню, сделать сегодня неэротичную фотографию
обнаженного мужчины, юноши и даже ребенка.
Эстетическое насилие, насилие взгляда - отдельная и малоразработанная у
нас тема.
Доклад вызвал заинтересованную реакцию участников заседания. Вопросы и
комментарии переходили в многостороннее обсуждение, которое касалось
различных аспектов понимания насилия.

. Отмечалась важность концептуального определения насилия и понимание его
возможных интерпретаций и перспектив.

Как иллюстрация приводился пример возможной интерпретации
насильственности форм внедрения «ненасильственных» правовых норм. В этой
логике, «что может быть определено как насилие-ненасилие», было предложено
рассуждение-интерпретация понятий «мужчина-женщина»: мужчина и женщина у
нас существуют странным образом в бесконечно чистой бинарной оппозиции есть
основания в утверждать, что мужчина есть форма существования женщины,
женщина - форма существования мужчины Мужчина и женщина - это некие
конструкты или форма поведения, или форма жеста, мы тоже начинаем понимать,
что не так все просто, не так все однозначно разделить людей на мужчин и
женщин.
При таком подходе понятие «насилие над женщиной» оказывается шаткой
конструкцией, в которой становится сложно определить не только, что есть
насилие, но и то, что есть женщина.
. «Объективность» мыслителей и политический пафос исследований домашнего
насилия.

Е.Забадыкина озвучила тезис, согласно которому решение проблемы насилия в
семье лежит в плоскости борьбы с дискриминацией женщины вообще. Апелляция к
насилию в чистом виде на данном этапе мало способствует борьбе с этим
социальным злом. Этот вопрос имеет политический контекст и приобретает
политическую окраску.

. Потенциал закона о предотвращении насилия в семье.

Звучали призывы учитывать очень низкий тектонический фон в виде
культурного насилия, которое легитимизирует любое насилие, но никаких
сдвигов с помощью закона о предотвращении насилия не произойдет. Как было,
так и будет, с той лишь разницей, что инициаторы станут объектом осмеяния,
закроются кризисные центры.
В комментарии, который дала И.Калабихина, прозвучало предостережение от
излишне широких, в том числе академических, философских трактовок насилия,
насилия вообще, «бесполого» насилия, трактовок «справедливого насилия со
стороны вожака», на которых лежит печать длительного мономужского
присутствия в науке. При этих трактовках утрачивается острота проблемы:
основной объект насилия во взаимоотношениях мужчин и женщин - женщина. Если
сейчас в западном обществе и достигнут прогресс в этом вопросе, то это
сделано в первую очередь благодаря феминистским кругам, которые ставят
вопросы насилия конкретно. Именно такой подход позволяет изменить ситуацию
к лучшему. Звучала мысль о контекстуальных различиях восприятия насилия,
особенно таких его сложных форм, как психологическое и экономическое, и в
настоящий момент, безусловно, ощущения мужчин и женщин по поводу этих форм
различны. Также различны ощущения исследователей - сторонников
«традиционных» и феминистских ценностей - о пользе и пригодности тех или
иных трактовок насилия.
Выступление Шауры Рашитовны Шакуровой (Центр предупреждения конфликтов,
Уфа), которая использовала данные башкирской выборки исследования Совета
женщин МГУ, было посвящено диагностике понятия «насилие» у народа,
культурно принадлежащего исламу. Была дана характеристика образа жизни
семьи, который диктует ислам. Как в исламе понимаются права и обязанности
женщин в браке? Согласно исламу жена не может быть объектом насилия со
стороны мужа, в хадисе сказано: Я поинтересовался у пророка, да благословит
его Аллах и приветствует, о том, как должны обходиться с женщинами. Он
сказал: «Корми их так, как кормишься сам; одевай их так, как одеваешься
сам; еще не бей их и не осыпай упреками». Женщина тоже не должна терпеть
недостойного отношения, то есть она не должна быть жертвой. «Как в
башкирском, так и в татарском языке нет языковых пластов, которые
свидетельствуют о толерантности к насилию. Допустим, если в русском языке
есть поговорка «бьет - значит любит», то у нас таких поговорок нет. Это,
может быть, свидетельствует о высокой идентификации насилия, поскольку и
культурно предопределено, что женщину нельзя бить. Вместе с тем среди
богословов имеют место споры. Говорится, что иногда позволяется женщину
хлопнуть - чуть-чуть, как ребенка. Как это интерпретировать? Это насилие,
это доминирование? Что это? И как женщина сама это воспринимает?
Касаясь проблемы сексуальных отношений, выступающая отметила, что в
исламской семье для жены недопустимо отказывать мужу, если он пожелал
вступить с ней в половую связь. Это обусловлено тем, что ислам признает
брачные отношения единственным законным средством удовлетворения
естественных половых влечений. То есть лишение мужа такого права может
провоцировать его на искушение. Право на удовлетворение желания взаимное.
Такое же право имеет и жена. Жене и мужу не полагается обсуждать семейные
дела с другими. Интимные отношения супругов являются закрытой темой. И
также женщина должна повиноваться мужу. Если это исламская семья, то роли
распределены. Однако исламские правила одни, а реальные практики совершенно
иные.
В поле рисследования попали респонденты трех национальностей: башкиры,
татары и русские. Самый высокий уровень насилия был зафиксирован среди
башкир. Хотя из опрошенных башкир, 50 % составили жители сельской
местности, где традиции патриархата являются достаточно сильными, но
исламские каноны не предполагают насилия. Дополняется картина тем, что
среди башкирок большое число абортов, что тоже осуждается исламской
традицией. Есть какая-то связь между абортами и насилием. То ли телесность
свою женщина не ценит и позволяет с собой это делать - тогда ее можно
бить?!
То, что женщина терпит побои, докладчица объяснила значимым статусом
замужней женщины в культурных сообществах (и в исламском, и в
православном). Статус незамужней женщины достаточно оскорбителен. Я помню,
когда бабушки, мои респондентки, говорили, что в доме должно пахнуть
мужчиной, даже если он пьет.
По ходу выступления и после него возникали вопросы: как же сочетается
более глубокая патриархатность башкирских сельских семей, выражающаяся в
культурном следовании исламу, который запрещает бить жен, с зафиксированным
высоким уровнем насилия. Можно ли говорить, что религия не сдерживает
насильников, или насильники не придерживаются религиозных норм? Во всяком
случае, как следует из данных исследования, культурная принадлежность семьи
к исламу не защищает женщин от насилия со стороны мужчин. Отсутствие
поговорок про избиения жен: не есть ли это свидетельство культурной нормы
«полной немоты» страдающей стороны, которой категорически запрещено
обсуждать любые вопросы своей жизни с посторонними?
И. Шурыгина затронула тему психологического насилия в отношении мужей и
избиений в сельских семьях: Требования к мужчинам предъявляются чаще в
городах и в образованных семьях, но в таких семьях и жен меньше бьют. Что
касается деревень, где бьют намного чаще и сильнее, то совершенно никаких
обязанностей у мужчин нет. Там в рамках культурной традиции требования к
мужчинам минимальны (например, хотя бы эпизодически включаться в работы,
требующие физической силы).
Об опосредованном влиянии культуры на поведение человека говорила Мария
Григорьевна Котовская (Институт этнологии и антропологии РАН). Невозможно
представить себе ни одной культуры, чтобы она через свое обычное право так
или иначе не влияла прежде всего на организацию семьи, а следовательно, и
на супружеские отношения и, на те обычаи, которые контролируют, задерживают
или, наоборот, стимулируют определенные формы насилия.
В традиционной семье достаточно регламентированы роли, которые выполняют
мужчины и женщины, что в принципе снимает определенные формы насилия.
Резкое насилие, по мнению М.Котовской, возникает там, где люди не могут
определенно договориться, кто что делает. Но когда в традиционной семье
насилие убирается через обычаи, оно проявляется в другой форме, например
через обычаи избегания, когда женщину на Кавказе просто не сажают за стол.
Что это - насилие? По нормам европейской женщины, это, конечно, глубокое
психологическое насилие. По нормам женщины, живущей на Кавказе, - это
обычай, традиция.
В исламских странах есть определенные законы, которые охраняют женщину, в
том числе экономически. Попробуйте в любой традиционной семье побить жену,
- да за нее род вступится. Вы пожалеете о том, что на нее руку подняли. Но
есть такой феномен, как удаление клитора у девочки. Для того, чтобы женщина
не испытывала сексуального наслаждения, удовлетворения. Это тоже форма
очень острого насилия.
По мнению М.Котовской, было бы несправедливо говорить, что нет насилия по
отношению к мужчинам, так как мы живем в мире репрессивной культуры по
отношению ко всем. Но наиболее резко насилие проявляется по отношению к
слабым и мало защищенным. Прозвучала трактовка зафиксированного в
исследовании Совета женщин МГУ высокого уровня насилия в Бурятии. В
буддизме есть такое представление, что женщина рождает человека и облекает
его через это рождение на страдание. Женщина в этой культуре ниже из-за
того, что она воспроизводит бесконечный цикл перерождения.
В представлении выступавшей, эгалитарная семья - это конфликтная семья,
которая не выработала нормы поведения, никто не знает, что кто должен
делать. На разных этапах семейной жизни роли меняются. Иногда молодые
мужчины (по опросам студенческих семей), особенно приезжающие из провинции,
становящиеся примаками в семьях москвичей, испытывают психологическое
насилие. Они становятся жертвами на каком-то этапе. Потом эта семья растет,
развивается, меняется ее положение. Меняются роли жертвы и палача на
протяжении разных этапов жизни семьи. Этого не может быть в традиционной
семье, где регламентированы отношения не только между полами, но и между
возрастами. В эгалитарной, современной семье, все это нарушено, а новые
правила пока не выработаны, она становится объектом различных сложных
процессов, которые происходят внутри нее.
Это выступление вызвало очередную дискуссию, которую открыла И.Шурыгина,
обратив внимание на то, что последнее исследование противоречит трактовке:
«там, где все традиционно расписано - нет насилия». Картина иная: чем
патриархальнее семья, тем сильнее выражено насилие - не насилие вообще, как
нечто глубоко онтологическое, а насилие мужчины над женщиной. Эмпирические
данные свидетельствуют, что по всем видам насилия, особенно когда выделяешь
группы, в которых это насилие выражено жестоко, тяжело, всегда получается,
что это или мужская власть, или в меньшей степени это случаи, когда мужчины
считают необходимым за эту власть бороться. Это происходит не потому, что у
них какие-то «специально» властные жены, а потому, что эти мужчины считают,
что власть у них безусловно должна быть. Тут исходная позиция такая: я
должен быть главным, по каким-то причинам жена не считает, что я - главный.
Дальше идет насилие.
Случай из нашего интервью. Юный муж юной жене объясняет: «Я - мужик, а ты
- моя портянка». Это тот стержень, на котором строится крайне жестокое
насилие, которое имеет место в этой семье. Любую культуру (мусульманскую,
православную) можно называть традиционной, и в то же время это будет
патриархатная культура, создающая и поддерживающая не просто порядок, а
иерархический порядок, принципиально допускающий силу как средство
воздействия на слабых и младших.
В ходе полемики звучали призывы к более четкому использованию понятий
«патриархатная семья», «патриархальная семья», «властные отношения», не
путать патриархальную деревенскую семью и патриархат как отношения власти.
Как отметил А.Клецин, насилие начинается там, где тот, кто его применяет,
считает, что он имеет право власти на основе какого-то формального
свойства. Скажем, на том основании, что: «я - мужчина, значит, мне дано
право, не потому, что я действительно знаю, как эту задачу решить лучше, не
потому что я могу это лучше организовать и подчинить своему руководству», а
только на том основании, что я родился во вторник, что я -представитель
арийской расы, что я - коммунист, в конце концов, что я - родился мужчиной
с теми генитальными признаками, и за это мне дана стопроцентная власть».
Когда больше ничего другого не подтверждается, кроме грубой силы в качестве
аргумента власти, вот тогда начинается насилие.
В традиционной семье (или с другим названием) тот, кто берет в руки
лидерство и право лидерства признается за ним как за действительно
единственным лидером, кто самым оптимальным образом может организовать
семейный быт, семейную экономику и все остальное, и остальные члены семьи
это добровольно принимают как лучший вариант естественного развития
событий, там нет насилия. Нет в нем необходимости.
Но, как отметила Н.Шведова, не бывает единого лидера на всю жизнь, даже
если это в семье делегируется, потому что не может быть априори
«справедливого властелина». Если под традиционной семьей подразумевать
отношения власти, то есть патриархатные отношения - соподчинение,
отсутствие гендерного паритета во власти, - не может быть раз и навсегда
избранного лидера, единственного в семье, потому что в чем-то она, в чем-то
он в какой-то конкретный период могут стать лидером. Поэтому только диалог,
только паритетные начала, только процесс будет вечным в своем
цивилизованном развитии.
Было выражено несогласие, что происходит игра с терминами
«патриархальный» и «патриархатный». По мнению А.Клецина: патриархальная
семья была в любом случае патриархатной, и не потому, что там мужчины
такие. Существовал просто исторический этап развития индивидуальности,
отношений ее с общностями. Все люди - мужчины, женщины, дети, которые
состояли в патриархатных или патриархальных семейных отношениях, - были не
столько индивидуальностями, сколько представителями определенной общности:
рода, класса, сословия и пр. Поэтому для них это построение семейных
отношений было естественным и нормальным. Говоря о «традиционном порядке, в
котором нет насилия», отмечалось, что патриархатные, традиционные семьи -
патриархальные были внешне, - формально намного устойчивее. Разводов там
практически не было и т.д. Но эта устойчивость компенсировалась жесткой
структурой. Это был порядок, но определенный, иерархический, то есть,
мужское над женским, старшее над младшим.
Полемика развернулась по поводу оппозиции двух взглядов: «если нет
субъективного ощущения насилия, то это не есть насилие» и «не важно,
понимает жертва происходящего с ней как насилие, важно, что мы -
исследователи, активисты, исходя из необходимости бороться с ним и своих
критериев, констатируем, что это есть насилие».
В качестве примера неосознаваемого насилия одной из участниц конференции
было приведено насилие в отношении ребенка, который может не понимать
смысла сексуальных прикосновений взрослых людей. Получается, что человек,
который сильнее, для осуществления своего желания власти и контроля,
совершает некие деяния. Является ли это сексуальным домогательством, при
том что ребенок не знает, что это насилие?! Любой человек страдает от того,
что другой человек осуществляет власть и контроль. Он может быть взрослым.
Он может быть женщиной, мужчиной, пожилым, молодым. Какая разница? Над ним
совершается некоторое деяние без его желания.
По мнению И.Шурыгиной, когда говорят, что пока к женщине не пришли со
своими рассказами «злые феминистки», она жила счастливо и не знала что то,
что ее бьет муж, - это насилие - это лукавство. Я это могу утверждать хотя
бы потому, что я лично разговаривала с женщинами, которых били, и они мне
говорили, что им было больно и они страдали. То, что приносит страдание,
несомненно, насилие. И исследование, которые мы провели показывает, что в
результате этих актов давления, действий слов или угроз выстраиваются
властные отношения, и каждому члену семьи становится ясно, кто главнее. И
жена понимает, что она должна делать, чтобы ее не побили снова. Ни она, ни
он не обязаны говорить: «Да, это у нас произошло насилие». И только мне как
исследователю можно это зафиксировать. Женщина говорит: «Муж меня ударил, я
стала его бояться, и когда он сердится, я стараюсь его не сердить. Я знаю,
кто в доме главный». А мужчина говорит: «Я ее даже больше не ставлю на
место, потому что она это его и так знает». Все это - результат насилия.
В конце заседания ведущая И.Д. Горшкова поблагодарила за внимание к
результатам проведенного исследования, всех выступивших за содержательные
доклады, за активное и заинтересованное участие в многочисленных дискуссиях
и выразила удовлетворение состоявшимся диалогом и тем, что у всех желающих
была возможность изложить свою точку зрения, включиться в полемику, которая
всегда оставалась корректной.
А.Клецин от имени присутствующих выразил авторам проекта благодарность за
возможность узнать о проведенном исследовании и принять участие в его
обсуждении: Мы присутствовали при презентации очень важного проекта. Я
думаю, что значение его мы поймем со временем в своей практике - как в
исследовательской, так и в конкретной. Поэтому я предлагаю поблагодарить
тех, кто исследование провел, оказал ему поддержку, и пожелать им успехов.


-----------------------
[1] Барнаул, Белгород, Воронеж, Екатеринбург, Иркутск, Нальчик, Нижний
Новгород, Омск, Рязань, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Саранск, Ставрополь,
Талдом, Уфа, Ярославль, а также из Молдавии, Армении, Азербайджана.
[2] За месяц до конференции данные были размещены на сайте Совета женщин
МГУ http://www.msu.ru/info/unions/trade/information/women/index.htm#, и
сайте Горбачев-Фонда www.gorby.ru