Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.womenmsu.msu.ru/apendix/table.doc
Дата изменения: Mon Aug 30 15:52:57 2010
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:35:15 2012
Кодировка: koi8-r

ОБЗОР КРУГЛОГО СТОЛА
«ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ НАСИЛИЯ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ И РОЛЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ»

Горшкова И.Д., Градскова Ю.В.

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

23 апреля 2002 года в Московском государственном университете им.
М.В.Ломоносова Совет женщин МГУ (Председатель - профессор Китайгородская
Г.А) и Лаборатория развития гендерного образования факультета
педагогического образования (заведующая лабораторией, доцент Костикова
И.В.) при поддержке Фонда Форда провели круглый стол «Гендерный подход к
проблеме насилия: исследовательские стратегии и роль образовательных
программ». Круглый стол состоялся в рамках традиционных для МГУ весенних
Ломоносовских чтений, однако, его тема впервые стала поводом для крупного
научного собрания в стенах Московского университета. В центре внимания
участников научных чтений оказалась проблема, долго считавшаяся "бытовой",
"незначительной", и, одновременно, почти несуществующей - проблема насилия
в семье. Участниками дискуссии стали социологи из различных
исследовательских центров (Института социологии РАН, Всероссийского центра
изучения общественного мнения, Центра социологических исследований МГУ и
др.), философы, психологи, этнографы, экономисты, представители
общественных организаций, кризисных центров, преподаватели ВУЗов, школьные
учителя, студенты и аспиранты. Разнообразие исследовательского опыта
участников дискуссии обеспечило ее оживленный характер.
Тема круглого стола была оценена большинством участников как
недостаточно исследованная. В то же время, проблема насилия в семье, будучи
тесно связанной с общими социально-экономическими и культурными
процессами, чрезвычайно актуальна для России. Были отмечены многоплановость
проблемы, методологические и методические сложности исследования явлений,
сопровождающих насилие, а также важность регулярных встреч специалистов,
занимающихся этой проблемой, для совместного поиска путей преодоления
трудностей при исследовании данного феномена. Организаторам круглого стола
представлялся чрезвычайно нужным разговор об уроках, которые могут быть
извлечены из опыта тех исследований, которые уже проведены: что в их
результате стало ясным в ситуации вокруг насилия в семье, что не удается
фиксировать, почему.
Первая часть круглого стола представляла собой дискуссию вокруг
сообщения Т.Ю.Забелиной (Московская гуманитарно-социальная академия).
Выступавшая констатировала длительное отсутствие серьезных крупномасштабных
эмпирических исследований, которые были бы посвящены теме насилия в семье.
Чаще проводятся небольшие исследования силами общественных организаций, и
поэтому можно «наблюдать некий крен в сторону самодеятельности. Любая НПО
сейчас проводит социологические исследования, и из-за этого получается
искаженная картина». Также было обращено внимание на некорректное
использование официальных статистических данных. «Достаточно сказать об
этой цифре, которая лет шесть уже гуляет по всем издания: про четырнадцать
тысяч убиенных женщин. На самом деле это общее число погибших. Эти цифры
потом пытались опровергнуть, но не удалось, поскольку информацию подхватили
западные СМИ». Далее Т.Забелина сообщила о своей работе в региональной
кампании 2001-02 гг. в защиту прав женщин на жизнь без насилия, которая
проходит под патронажем ЮНИФЕМ в государствах СНГ и Литве. В рамках этой
кампании было проведено исследование об осведомленности населения о
насилии. Его методологией исследования стало сочетание количественного и
качественного подходов. Ограничения данного проекта были связаны с
недостаточным финансированием, сжатыми сроками. Проблемами стало:
«перегруженность» анкеты, неполное обеспечение репрезентативности выборки
(чаще опрашивались молодые женщины из столицы и крупных городов с более
высоким уровнем образования, реже мужчины, селяне, люди со средним и ниже
среднего образованием), трудности общения с респондентами при проведении
опроса: «люди стесняются, затрудняются в определениях, им было не все
понятно в анкете., они очень далеки от этого. Мнительность, непривычка
говорить на подобные темы тормозит реакции». С другой стороны, по мнению
авторов проекта, само проведение исследования имело воспитательные и
просветительские эффекты: «Когда мы беседовали с людьми, когда мы собирали
информацию, мы одновременно и растолковывали некоторые вещи».
В целом же результаты исследования свидетельствуют, что насилие в
основном понимается как грубая, явная акция (физическая и сексуальная),
которая осуществляется вне семьи. По мнению авторов, нет достаточного
понимания каких видов внутрисемейного насилия, как психологическое и
экономическое. Сексуальное насилие в семье практически не распознается.
Хуже всего обстоит дело с восприятием сексуальных домогательств на рабочем
месте. Только 2-3% респондентов говорят о насилии в своих семьях, еще 28-
44% отмечают что то или иное проявление насилия в их семьях "бывает, но
редко". И все же, российская группа исследователей косвенным образом через
уклончивые ответы респондентов предположила его значительную
распространенность. Было отмечено, что женщины старшего возраста более
серьезно оценивают насилие, имея в виду его последствия. Самой
распространенной по ответам опрошенных является вербальная форма агрессии и
насилия. Наиболее актуальна проблема вербального насилия и ограничения
свободы в форме давления и запретов для самой младшей и для самой старшей
группы респондентов. В качестве одной из серьезных общественных и
исследовательских проблем было отмечено отсутствие статистики насилия.
Кризисные центры дают неполную информацию (так как не все пострадавшие от
насилия обращаются к ним за помощью), а МВД имеет свои собственные
классификации - хулиганство, убийство - и не выделяет особо случаи насилия
в семье. В этой связи одной из участниц круглого стола была сделана ссылка
на информацию из журнала «Диалог женщин», согласно которой за год в России
от насилия страдают столько женщин, сколько за это же время во всем мире.
Выступление Т.Забелиной вызвало оживленную реакцию, ей были заданы
многочисленные вопросы, которые касались ориентировочных оценок уровня
домашнего насилия, использовавшегося инструментария, формулировок вопросов
исследования, результатов от сочетания количественного и качественного
подходов. Особое внимание привлекло утверждение об особой чувствительности
к насилию старшего поколения. Другие участники дискуссии другие делились
противоположными наблюдениями, согласно которым молодежь чаще и тоньше
распознает насилие. Ю.В.Градскова (Лаборатория развития гендерного
образования факультета педагогического образования МГУ) также обратила
внимание на то, что по данным, полученным в результате анализа обращений
женщин в Центр психологической помощи женщинам "Ярославна", у
представительниц молодого поколения (моложе 30 лет) "порог отсчета" насилия
всегда оказывается ниже. Данные обращений на телефон доверия показывают,
что представительницы молодого поколения готовы расценивать как насилие то,
что многими представительницами старшего поколения не считается
проявлениями насилия: «В видах насилия у молодежи больше репертуар. Я в
своих исследованиях всегда сталкивалась с тем, что порог, от которого
отсчитывается насилие, у молодежи всегда ниже, то есть, если для старшего
поколения то, что до побоев еще считается конфликтами, то для молодежи
оскорбление - уже насилие».
Своими соображениями о природе получаемых данных, методологии
измерения социальных явлений поделилась В.В.Бодрова (ВЦИОМ). «Каждое
исследование имеет определенную цель, задачу. Проводятся различные
исследования, и природа цифр бывает настолько далека друг от друга, что
просто несопоставимы». Был затронут вопрос об использовании зарубежного
опыта при исследованиях по данной проблеме. В.В.Бодровой представляется
целесообразным использовать в отечественных исследованиях зарубежные
методики, анкеты, адаптированные к российским условиям. Выступавшая
привела данные, которые были получены в ходе одного из екатеринбургских
опросов, посвященных репродуктивному поведению, а именно то, что каждая
восьмая девушка получила свой первый сексуальный опыт в ситуации насилия.
Еще раз было подчеркнуто, что исследователям необходимо больше писать о
своей методологии, «как цифры получены, и даже те цифры, которые получены,
надо оговорить, что они не репрезентативны, не для глобальных выводов, они
только для выводов, связанных с этой задачей, тогда мы будем правильно
понимать, что у нас происходит. Тогда мы будем действительно выяснять,
какие взаимодействия, какая корреляция существует между общей криминальной
ситуацией и криминальной ситуацией в семье». В этой связи крайне важны
методологические семинары, встречи, подобной данному круглому столу для
тех, кто проводит исследования в области насилия.
Отвечая на вопрос ведущей круглого стола Горшковой И.Д., какие данные,
получаемые социологическими методами, помимо общих о распространенности
домашнего насилия могут представлять интерес, назывались возможные аспекты
исследования темы домашнего насилия, в том числе:
- сравнение межпоколенных отношений к насилию, выявление различий в
восприятии насилия в разных возрастных группах;
- изменение уровня насилия в семье на протяжении последних лет, его связь с
общим уровнем насилия в стране, например, с уровнем убийств;
- что в личности женщины вызывает насилие;
- влияние длительного насилия, психоэмоционального напряжения,
интегрированных форм семейного насилия на запуск хронических заболеваний,
употребление наркотиков, алкоголя, личных социальных заболеваний, вплоть до
личностных изменений, изменения психологического статуса здоровья;
- восприятие насилия мужчинами;
- как меняются модели насилия в разных культурах и типах общества;
- роль СМИ в формировании общественного мнения о домашнем насилии как
преступлении.
Л.С.Шилова (Институт социологии РАН) поделилась своим видением
подходов к изучению насилия, подчеркнув, что исследователи этой проблемы не
должны ставить своей задачей проведение исследований, сходных со сбором
статистической информации, подменяющих статистику. По ее мнению, наиболее
актуальным является опосредованное выяснение типичного и нетипичного
качественными методами. Т.А.Клименкова (Московский центр гендерных
исследований) отметила важность определения самого понятия насилия и его
гендерной составляющей, прояснение этого вопроса внутри исследовательской
команды еще до начала исследования. «Нам нужно знать, что такое насилие в
гендерном смысле, нам необходим серьезный инструмент для составления
программы, инструментария исследования, потому что анкеты, которые я видела
до сих пор - это все одно и то же. Необходимо серьезно оперировать понятием
«гендер», так как оказывается, что понимание у всех разное, и когда мы
начинаем проводить исследования, не зная единого смысла, все получается по-
разному. Надо сначала понять, а потом проводить исследования...
Отечественные исследователи часто любят замахиваться на все сразу. На самом
деле, нужно все аккуратно посчитать, на какой вопрос мы можем найти ответ,
что мы можем решить в рамках данного проекта, а что - нет».
Вторая часть круглого стола была открыта выступлением доцента кафедры
народонаселения экономического факультета МГУ И.Е. Калабихиной. Она
поделилась своими наблюдениями в связи с исследованием, которое было
проведено в 1999 г. при поддержке Мирового банка в нескольких регионах
России. Половина исследований проходила в сельской местности. Генеральной
темой исследования были гендерные стратегии выживания в условиях социально-
экономической трансформации, и вопрос насилия в семье не был основным. Тем
не менее, от респондентов (проводились фокус-группы и глубинные интервью
среди различных социальных групп женщин - от вынужденных переселенцев до
женщин-предпринимательниц) была получена довольно объемная информация о
насилии. Публикаций по результатам исследований пока не было, это связано с
правами Мирового Банка на этот материал. Сейчас запланировано издать книгу.
Для выявления ситуаций насилия в числе прочего использовалась техника
ролевой игры, когда ведущая фокус-группы предлагала объяснить женщинам-
участницам опроса, что ей надо делать, если муж ее бьет. Выступающая особо
подчеркнула, что представительницы разных поколений рекомендуют в этом
случае приблизительно одинаковые варианты действий, что позволяет
предположить наличие значительного сходства в их опыте столкновения с
домашним насилием. Это, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии
динамики в ситуации домашнего насилия в межпоколенном аспекте. Некоторые
участницы фокус-групп показали нетерпимое отношение к домашнему насилию.
Так, в качестве примера было приведено такое высказывание респондентки:
"Самая ужасная вещь, которая может с нами произойти, это насилие в доме,
это самое страшное, что может произойти в нашей жизни, и почему наши
женщины думают, что если они однажды вышли замуж за какого-то человека, то
этот человек должен управлять ее жизнью. И она обязана теперь на всю жизнь,
каков бы он ни был, слушаться, уметь жить с ним, приноровиться, промолчать
и так далее".
И.Е.Калабихина отметила различия в стремлениях
преувеличить/преуменьшить размеры домашнего насилия для мужчин -
представителей различных социальных групп. Наблюдения по этническим группам
оказались осложнены тем, что многие из них были беженцами. В этих случаях
все смыслы и понятия оказываются видоизмененными. При глобальной травме -
потеря близких, дома - насилие в семье уходит на второй план, хотя также
присутствует, и, возможно, носит не менее, а может быть более жесткий
характер.
Говоря в целом о своих впечатлениях, И.Е.Калабихина заметила:
«Удивительное ощущение у меня осталось от масштабов и безвыходности
ситуации на сегодняшний день и неизменности ее во времени. Безвыходности
прежде всего для самой женщины. Они копаются в себе, не могут разрешить эту
проблему».
Тема необходимости учета этнического фактора при изучении проблем
домашнего насилия прозвучала в выступлении М.Г.Котовской. Она отметила,
что представительницы двух различных этнических групп, живущие, например, в
полиэтничной среде одной из российских республик, вероятно, смогут
чувствовать себя более непринужденно и предоставить более объективные
данные о домашнем насилии в случае, если среди участниц групповых
обсуждений будут представительницы только одной этнической группы. По ее
мнению, публичное обсуждение проблемы в исламской среде практически
невозможно в силу табуированности этой темы.
О важности изучения проблемы соотношения мужского и женского насилия в
семье говорила М.Е.Ланцбург (психолог, консультант центра перинатальной
психологии МГУ). Она отмечала связь насилия мужа в отношении жены и
дальнейшего распространения насилия - насилия матери по отношению к
ребенку. Несколькими выступавшими была подчеркнута важность изучения
отношения мужчин к насилию и мужская оценка насилия.
Особо острая полемика состоялась по вопросу, который был
сформулирован И.И.Шурыгиной (Институт социологии РАН). «Когда я берусь
изучать насилие, должна ли я руководствоваться своими исследовательскими,
если хотите общечеловеческими представлениями, что есть насилие?! И в этом
случае меня «не должно интересовать», что по этому поводу думает жертва.
Это отдельный сюжет, воспринимает ли она действия, совершаемые против нее,
как насилие». Оппоненты этой точки зрения выражали опасения, что в таком
случае насилию будет даваться излишне широкое толкование. Особые проблемы
могут возникнуть при понимании и фиксации насильственных действий в других
культурах, где они могут восприниматься как норма поведения. Согласно этой
точке зрения, насилие есть там, где есть страдание, его проявления, в том
числе, в виде посттравматического синдрома.
В связи с ограниченностью времени проблема предотвращения
насилия в семье недостаточно оказалась обсужденной. Многими участницами
круглого стола было отмечено, что причина большой распространенности
насилия связана со стереотипными представлениями о мужских и женских
ролях. Г.Ф.Беляева (социолог, МГУ), в частности, отметила важность
непримиримого отношения к насилию со стороны самих женщин. Ж.А.Корнеева
(директор школы ? 343, г. Москва) рассказала об эксперименте раздельного
обучения мальчиков и девочек, проходящем в московской школе ? 343 и
подчеркнула преимущества этой формы обучения для сохранения здоровья
девочек и, в том числе, предотвращения насилия. Многие участники круглого
стола Шифанова И.Е. (психолог), Шурыгина И.И., Калабихина И.Е., однако,
выразили свои сомнения в соответствии практики раздельного обучения
актуальным задачам женской социализации.
В завершение дискуссии ее участники отметили важность подобных встреч
и пожелали друг другу успехов в дальнейших исследованиях проблемы насилия и
работе по его предотвращению.