Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.umo.msu.ru/docs/projects/gse_hist.doc
Дата изменения: Mon Jul 4 17:54:11 2011
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:41:08 2012
Кодировка: koi8-r

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Рекомендовано

Председатель Научно-методического
совета по истории МОН РФ, академик
РАН

_______________ А.О. Чубарьян

«___» __________________ 2009 г.











Примерная программа дисциплины

«ИСТОРИЯ»

Рекомендуется для социально-гуманитарных, технических, естественнонаучных и
экономических направлений подготовки













Москва

2009


I. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины - сформировать у студентов комплексное представление
о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и
европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об
основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с
акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем,
связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка
навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и
навыков личности:
. понимание гражданственности и патриотизма как преданности
своему Отечеству, стремления своими действиями служить его
интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;
. знание движущих сил и закономерностей исторического процесса;
места человека в историческом процессе, политической
организации общества;
. воспитание нравственности, морали, толерантности;
. понимание многообразия культур и цивилизаций в их
взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
. понимание места и роли области деятельности выпускника в
общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными
институтами;
. способность работы с разноплановыми источниками; способность к
эффективному поиску информации и критике источников;
. навыки исторической аналитики: способность на основе
исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать
информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в
России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи,
руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
. умение логически мыслить, вести научные дискуссии;
. творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к
отечественному и мировому культурному и научному наследию, его
сохранению и преумножению.

I. Требования к освоению содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:
. основные направления, проблемы, теории и методы истории;
. движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека
в историческом процессе, политической организации общества;
. различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной
истории;
. основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до
наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в
ходе исторического развития;

Уметь:
. логически мыслить, вести научные дискуссии;
. работать с разноплановыми источниками;
. осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
. получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
. преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и
явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи,
руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
. формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по
различным проблемам истории;
. соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять
существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
. извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать
осознанные решения.

Владеть:
. представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными
на принципе историзма;
. навыками анализа исторических источников;
. приемами ведения дискуссии и полемики.

Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение
студентами исторической компетенции.

При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма
знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента
(ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и
определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить
ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами,
предоставляемыми учебным курсом «История».

Для достижения такого результата, при определении планируемых
результатов освоения содержания курса предлагается выделить основные
составляющие компетенции - выраженные в виде требований к подготовке
студентов интегральные умения (группы умений), включающие умения
анализировать и обобщать историческую информацию, интегрировать знания и
умения, полученные в процессе изучения курса с жизненным опытом.

В общем виде можно выделить пять таких предметных компетенций:

. Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы,
которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная
компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать
вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «Где?», «Почему именно
здесь?», «Почему здесь именно так, а не иначе?» и др.

. Владение «русским историческим языком», специальной терминологией
(понимание исторических терминов и понятий, умение «читать»
исторические источники).

. Умение «привязать» событие из истории России к конкретному событию из
всемирной истории, умение проводить хронологические параллели;

. Умение выделить историческую информацию, необходимую для решения той
или иной проблемы (припомнить недостающую информацию или выбрать
соответствующий источник информации и найти её в нём);

. Умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе
анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной
информации.



II. Объем дисциплины и виды учебной работы
Трудоемкость базового обязательного модуля дисциплины составляет 4
зачетных единицы (или 144 часа).
|Вид учебной работы |Всего часов |
|Общая трудоемкость базового модуля |144 |
|дисциплины | |
|Аудиторные занятия (всего) |72 |
|В том числе: | |
|Лекции |36 |
|Семинары |36 |
|Самостоятельная работа |72 |
|В том числе: | |
|Творческая работа (эссе) |24 |
|И (или) другие виды самостоятельной |48 |
|работы | |
|Вид промежуточного контроля |Экзамен |
|Вид итогового контроля |Экзамен |


В соответствии со спецификой вуза рекомендуется добавлять по
согласованию сторон (руководство вуза, профессорско-преподавательский
состав, студенты) профессионально-ориентированный модуль (курсы в
зависимости от направления ВПО) и элективный модуль (курсы по желанию
студентов).
Трудоемкость профессионально-ориентированного модуля должна
составлять не менее 2 зачетных единиц (или 72 часа). Рекомендуемая
трудоемкость элективного модуля не устанавливается.

III. Содержание дисциплины

Одна из особенностей интегрированного курса «История» состоит в
проблемно-хронологическом принципе обучения. Такой подход позволяет дать
учащимся комплексное представление о всемирных исторических процессах, роли
России в мировой истории. Особое место в курсе занимают разделы,
посвященные методологии истории и месте истории в системе социально-
гуманитарных наук.
1. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по
видам занятий
|? |Наименование раздела |Лекции |Семинары |СРС |
| |дисциплины | | | |
|1 |История в системе | 4 | 4 | 4 |
| |социально-гуманитарных | | | |
| |наук. Основы | | | |
| |методологии | | | |
| |исторической науки | | | |
|2 |Исследователь и | 2 | 2 | 6 |
| |исторический источник | | | |
|3 |Особенности становления| 4 | 4 | 6 |
| |государственности в | | | |
| |России и мире | | | |
|4 |Русские земли в XIII-XV|4 |4 |4 |
| |веках и европейское | | | |
| |средневековье | | | |
|5 |Россия в XVI-XVII веках|4 |4 |6 |
| |в контексте развития | | | |
| |европейской цивилизации| | | |
|6 |Россия и мир в XVIII - |6 |6 |6 |
| |XIX веках: попытки | | | |
| |модернизации и | | | |
| |промышленный переворот | | | |
|7 |Россия и мир в ХХ веке |8 |8 |12 |
|8 |Россия и мир в XXI веке|4 |4 |6 |
| |Творческая работа | | |22 |
| |(эссе) | | | |
| | |36 |36 |72 |

2. Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

|? |Наименование раздела |Содержание раздела дисциплины |
| |дисциплины | |
|1 |История в системе |Место истории в системе наук. Объект и |
| |социально-гуманитарных |предмет исторической науки. Роль теории в |
| |наук. Основы |познании прошлого. Теория и методология |
| |методологии |исторической науки. Сущность, формы, |
| |исторической науки. |функции исторического знания. История |
| | |России - неотъемлемая часть всемирной |
| | |истории: общее и особенное в историческом |
| | |развитии. Основные направления современной|
| | |исторической науки. |
|2 |Исследователь и |Становление и развитие историографии как |
| |исторический источник |научной дисциплины. Источники по |
| | |отечественной истории (письменные, |
| | |вещественные, аудио-визуальные, |
| | |научно-технические, изобразительные). |
| | |Способы и формы получения, анализа и |
| | |сохранения исторической информации. |
|3 |Особенности становления|Пути политогенеза и этапы образования |
| |государственности в |государства в свете современных научных |
| |России и мире |данных. Разные типы общностей в |
| | |догосударственный период. Проблемы |
| | |этногенеза и роль миграций в становлении |
| | |народов. Специфика цивилизаций |
| | |(государство, общество, культура) Древнего|
| | |Востока и античности. |
| | |Территория России в системе Древнего мира.|
| | |Древнейшие культуры Северной Евразии |
| | |(неолит и бронзовый век). Страна ариев. |
| | |Киммерийцы и скифы. Древние империи |
| | |Центральной Азии. Скифские племена; |
| | |греческие колонии в Северном |
| | |Причерноморье; Великое Переселение народов|
| | |в III - VI веках. Проблемы этногенеза и |
| | |ранней истории славян в исторической |
| | |науке. |
| | |Падение Римской империи. Смена форм |
| | |государственности. Варварские королевства.|
| | |Государство франков. Меровинги и |
| | |Каролинги. |
| | |Этнокультурные и социально-политические |
| | |процессы становления русской |
| | |государственности. Традиционные формы |
| | |социальной организации европейских народов|
| | |в догосударственный период. |
| | |Социально-экономические и политические |
| | |изменения в недрах славянского общества на|
| | |рубеже VIII-IX вв. Восточные славяне в |
| | |древности VIII-XIII вв. Причины появления |
| | |княжеской власти и ее функции. Новейшие |
| | |археологические открытия в Новгороде и их |
| | |влияние на представления о происхождении |
| | |Древнерусского государства. |
| | |Особенности социально-политического |
| | |развития Древнерусского государства. |
| | |Древнерусское государство в оценках |
| | |современных историков. Проблема |
| | |особенностей социального строя Древней |
| | |Руси. Дискуссия о характере |
| | |общественно-экономической формации в |
| | |отечественной науке. Концепции |
| | |«государственного феодализма» и «общинного|
| | |строя». Феодализм Западной Европы и |
| | |социально-экономический строй Древней |
| | |Руси: сходства и различия. Властные |
| | |традиции и институты в государствах |
| | |Восточной, Центральной и Северной Европы в|
| | |раннем средневековье; роль военного вождя.|
| | | |
| | |Проблема формирования элиты Древней Руси. |
| | |Роль вече. Города в политической и |
| | |социально-экономической структуре Древней |
| | |Руси. Пути возникновения городов в Древней|
| | |Руси. |
| | |Эволюция древнерусской государственности в|
| | |XI - XII вв. Социально-экономическая и |
| | |политическая структура русских земель |
| | |периода политической раздробленности. |
| | |Формирование различных моделей развития |
| | |древнерусского общества и государства. |
| | | |
| | |Соседи Древней Руси в IX - XII вв.: |
| | |Византия, славянские страны, Западная |
| | |Европа, Хазария, Волжская Булгария. |
| | |Международные связи древнерусских земель. |
| | |Культурные влияния Востока и Запада. |
| | |Христианизация; духовная и материальная |
| | |культура Древней Руси. |
|4 |Русские земли в XIII-XV|Средневековье как стадия исторического |
| |веках и европейское |процесса в Западной Европе, на Востоке и в|
| |средневековье |России: технологии, производственные |
| | |отношения и способы эксплуатации, |
| | |политические системы, идеология и |
| | |социальная психология. Роль религии и |
| | |духовенства в средневековых обществах |
| | |Запада и Востока. Дискуссия о феодализме |
| | |как явлении всемирной истории. Проблема |
| | |централизации. Централизация и |
| | |формирование национальной культуры. |
| | |Образование монгольской державы. |
| | |Социальная структура монголов. Причины и |
| | |направления монгольской экспансии. Улус |
| | |Джучи. Ордынское нашествие; иго и |
| | |дискуссия о его роли в становлении |
| | |Русского государства. Тюркские народы |
| | |России в составе Золотой Орды. |
| | |Экспансия Запада. Александр Невский. |
| | |Русь, Орда и Литва. Литва как второй центр|
| | |объединения русских земель. Объединение |
| | |княжеств Северо-Восточной Руси вокруг |
| | |Москвы. Отношения с княжествами и землями.|
| | |Рост территории Московского княжества |
| | |Присоединение Новгорода и Твери. Процесс |
| | |централизации в законодательном |
| | |оформлении. Судебник 1497 г. Формирование |
| | |дворянства как опоры центральной власти. |
|5 |Россия в XVI-XVII веках|XVI-XVII вв. в мировой истории. Великие |
| |в контексте развития |географические открытия и начало Нового |
| |европейской цивилизации|времени в Западной Европе. Эпоха |
| | |Возрождения. Реформация и её |
| | |экономические, политические, |
| | |социокультурные причины. «Новое время» в |
| | |Европе как особая фаза |
| | |всемирно-исторического процесса. |
| | |Стабильная абсолютная монархия в рамках |
| | |национального государства - основной тип |
| | |социально-политической организации |
| | |постсредневекового общества. Развитие |
| | |капиталистических отношений. Дискуссия об |
| | |определении абсолютизма. Абсолютизм и |
| | |восточная деспотия. Речь Посполитая: |
| | |этносоциальное и политическое развитие. |
| | |Иван Грозный: поиск альтернативных путей |
| | |социально-политического развития Руси. |
| | |«Смутное время»: ослабление |
| | |государственных начал, попытки возрождения|
| | |традиционных («домонгольских») норм |
| | |отношений между властью и обществом. |
| | |Феномен самозванчества. Усиление |
| | |шляхетско-католической экспансии на |
| | |Восток. Роль ополчения в освобождении |
| | |Москвы и изгнании чужеземцев. К.Минин и |
| | |Д.Пожарский. |
| | |Земский собор 1613 г. Воцарение династии |
| | |Романовых. Соборное уложение 1649 г.: |
| | |юридическое закрепление крепостного права |
| | |и сословных функций. Боярская Дума. |
| | |Земские соборы. Церковь и государство. |
| | |Церковный раскол; его |
| | |социально-политическая сущность и |
| | |последствия. Особенности |
| | |сословно-представительной монархии в |
| | |России. Дискуссии о генезисе самодержавия.|
| | |Развитие русской культуры. |
|6 |Россия и мир в XVIII - |XVIII в. в европейской и мировой истории. |
| |XIX веках: попытки |Проблема перехода в «царство разума». |
| |модернизации и |Россия и Европа: новые взаимосвязи и |
| |промышленный переворот |различия. |
| | |Петр I: борьба за преобразование |
| | |традиционного общества в России. Основные |
| | |направления «европеизации» страны. |
| | |Эволюция социальной структуры общества. |
| | |Скачок в развитии тяжелой и легкой |
| | |промышленности. Создание Балтийского флота|
| | |и регулярной армии. Церковная реформа. |
| | |Провозглашение России империей. Упрочение |
| | |международного авторитета страны. |
| | |Освещение петровских реформ в современной |
| | |отечественной историографии. |
| | |Екатерина II: истоки и сущность дуализма |
| | |внутренней политики. «Просвещенный |
| | |абсолютизм». Новый юридический статус |
| | |дворянства. Разделы Польши. Присоединение |
| | |Крыма и ряда других территорий на юге. |
| | |Россия и Европа в XVIII веке. Изменения в |
| | |международном положении империи. |
| | |Русская культура XVIII в.: от петровских |
| | |инициатив к «веку просвещения». |
| | |Новейшие исследования истории Российского |
| | |государства в XVII-XVIII вв. |
| | |Развитие системы международных отношений. |
| | |Формирование колониальной системы и |
| | |мирового капиталистического хозяйства. |
| | |Роль международной торговли. Источники |
| | |первоначального накопления капитала. Роль |
| | |городов и цеховых структур. Развитие |
| | |мануфактурного производства. Промышленный |
| | |переворот в Европе и России: общее и |
| | |особенное. |
| | |Пути трансформации западноевропейского |
| | |абсолютизма в XVIII в. Европейское |
| | |Просвещение и рационализм. Влияние идей |
| | |Просвещения на мировое развитие. |
| | |Европейские революции XVIII-XIX вв. |
| | |Французская революция и её влияние на |
| | |политическое и социокультурное развитие |
| | |стран Европы. Наполеоновские войны и |
| | |Священный союз как система |
| | |общеевропейского порядка. Формирование |
| | |европейских наций. Воссоединение Италии и |
| | |Германии. Война за независимость |
| | |североамериканских колоний. Декларация |
| | |независимости и Декларация прав человека и|
| | |гражданина. Гражданская война в США. |
| | |Европейский колониализм и общества |
| | |Востока, Африки, Америки в XIX в. |
| | |Промышленный переворот; ускорение процесса|
| | |индустриализации в XIX в. и его |
| | |политические, экономические, социальные и |
| | |культурные последствия. Секуляризация |
| | |сознания и развитие науки. Романтизм, |
| | |либерализм, дарвинизм. |
| | |Попытки реформирования политической |
| | |системы России при Александре I; проекты |
| | |М.М.Сперанского и Н.Н.Новосильцева. |
| | |Значение победы России в войне против |
| | |Наполеона и освободительного похода России|
| | |в Европу для укрепления международных |
| | |позиций России. Российское самодержавие и |
| | |«Священный Союз». Изменение политического |
| | |курса в начале 20-х гг. XIX в.: причины и |
| | |последствия. Внутренняя политика Николая |
| | |I. Россия и Кавказ. |
| | |Крестьянский вопрос: этапы решения. Первые|
| | |подступы к отмене крепостного права в нач.|
| | |XIX в. Реформы Александра II. Предпосылки |
| | |и причины отмены крепостного права. |
| | |Дискуссия об экономическом кризисе системы|
| | |крепостничества в России. Отмена |
| | |крепостного права и её итоги: |
| | |экономический и социальный аспекты; |
| | |дискуссия о социально-экономических, |
| | |внутренне- и внешнеполитических факторах, |
| | |этапах и альтернативах реформы. |
| | |Политические преобразования 60-70-х гг. |
| | |Присоединение Средней Азии. |
| | |Развитие Европы во второй пол. XIX в. |
| | |Франко-прусская война. Бисмарк и |
| | |объединение германских земель. |
| | |Русская культура в XIX в. Система |
| | |просвещения. Наука и техника. Печать. |
| | |Литература и искусство. Быт города и |
| | |деревни. Общие достижения и противоречия. |
|7 |Россия и мир в ХХ веке |Капиталистические войны конца XIX - начала|
| | |ХХ вв. за рынки сбыта и источники сырья. |
| | |Завершение раздела мира и борьба за |
| | |колонии. Политика США. Особенности |
| | |становления капитализма в колониально |
| | |зависимых странах. «Пробуждение Азии» - |
| | |первая волна буржуазных антиколониальных |
| | |революций. Национально-освободительные |
| | |движения в Китае. Гоминьдан. |
| | |Российская экономика конца XIX - начала ХХ|
| | |вв.: подъемы и кризисы, их причины. |
| | |Сравнительный анализ развития |
| | |промышленности и сельского хозяйства: |
| | |Европа, США, страны Южной Америки. |
| | |Монополизация промышленности и |
| | |формирование финансового капитала. |
| | |Банкирские дома в экономической жизни |
| | |пореформенной России. Доля иностранного |
| | |капитала в российской добывающей и |
| | |обрабатывающей промышленности. |
| | |Форсирование российской индустриализации |
| | |«сверху». Усиление государственного |
| | |регулирования экономики. Реформы |
| | |С.Ю.Витте. Русская деревня в начале века. |
| | |Обострение споров вокруг решения аграрного|
| | |вопроса. Первая российская революция. |
| | |Столыпинская аграрная реформа: |
| | |экономическая, социальная и политическая |
| | |сущность, итоги, последствия. |
| | |Политические партии в России начала века: |
| | |генезис, классификация, программы, |
| | |тактика. Опыт думского «парламентаризма» в|
| | |России. |
| | |I мировая война: предпосылки, ход, итоги. |
| | |Основные военно-политические блоки. Театры|
| | |военных действий. Влияние первой мировой |
| | |войны на европейское развитие. Новая карта|
| | |Европы и мира. Версальская система |
| | |международных отношений. Новая фаза |
| | |европейского капитализма. |
| | |Участие России в Первой мировой войне. |
| | |Истоки общенационального кризиса. |
| | |Диспропорции в структуре собственности и |
| | |производства в промышленности. Кризис |
| | |власти в годы войны и его истоки. Влияние |
| | |войны на приближение общенационального |
| | |кризиса. |
| | |Альтернативы развития России после |
| | |Февральской революции. Временное |
| | |правительство и Петроградский Совет. |
| | |Социально-экономическая политика новой |
| | |власти. Кризисы власти. |
| | |Большевистская стратегия: причины победы. |
| | |Октябрь 1917 г. Экономическая программа |
| | |большевиков. Начало формирования |
| | |однопартийной политической системы. |
| | |Гражданская война и интервенция. Первая |
| | |волна русской эмиграции: центры, |
| | |идеология, политическая деятельность, |
| | |лидеры. |
| | |Современная отечественная и зарубежная |
| | |историография о причинах, содержании и |
| | |последствиях общенационального кризиса в |
| | |России и революции в России в 1917 году. |
| | | |
| | |Особенности международных отношений в |
| | |межвоенный период. Лига Наций. |
| | |Политические, социальные, экономические |
| | |истоки и предпосылки формирования нового |
| | |строя в Советской России. Структура режима|
| | |власти. |
| | |Адаптация Советской России на мировой |
| | |арене. СССР и великие державы. Коминтерн |
| | |как орган всемирного революционного |
| | |движения. Антикоминтерновский пакт и |
| | |секретное соглашение. |
| | |Утверждение однопартийной политической |
| | |системы. Политический кризис начала 20-х |
| | |гг. Переход от военного коммунизма к нэпу.|
| | |Борьба в руководстве РКП(б) - ВКП(б) по |
| | |вопросам развития страны. Возвышение |
| | |И.В.Сталина. Курс на строительство |
| | |социализма в одной стране. |
| | |Капиталистическая мировая экономика в |
| | |межвоенный период. Мировой экономический |
| | |кризис 1929 г. и «великая депрессия». |
| | |Альтернативные пути выхода из кризиса. |
| | |Общее и особенное в экономической истории |
| | |развитых стран в 1920-е гг. |
| | |Государственно-монополистический |
| | |капитализм. Кейнсианство. Идеологическое |
| | |обновление капитализма под влиянием |
| | |социалистической угрозы: консерватизм, |
| | |либерализм, социал-демократия, фашизм и |
| | |национал-социализм. Приход фашизма к |
| | |власти в Германии. «Новый курс» Ф. |
| | |Рузвельта. «Народные фронты» в Европе. |
| | |Дискуссии о тоталитаризме в современной |
| | |историографии. |
| | |Экономические основы советского |
| | |политического режима. Разнотипность |
| | |цивилизационных укладов, унаследованных от|
| | |прошлого. Этнические и социокультурные |
| | |изменения. Особенности советской |
| | |национальной политики и модели |
| | |национально-государственного устройства. |
| | |Форсированная индустриализация: |
| | |предпосылки, источники накопления, метод, |
| | |темпы. Политика сплошной коллективизации |
| | |сельского хозяйства, ее экономические и |
| | |социальные последствия. |
| | |Советская внешняя политика. Современные |
| | |споры о международном кризисе - 1939-1941 |
| | |гг. |
| | |Предпосылки и ход Второй мировой войны. |
| | |Создание антигитлеровской коалиции. |
| | |Выработка союзниками глобальных |
| | |стратегических решений по послевоенному |
| | |переустройству мира (Тегеранская, |
| | |Ялтинская, Потсдамская конференции). СССР |
| | |во второй мировой и Великой Отечественной |
| | |войнах. Решающий вклад Советского Союза в |
| | |разгром фашизма. Причины и цена победы. |
| | |Консолидация советского общества в годы |
| | |войны. |
| | |Превращение США в сверхдержаву. Новые |
| | |международные организации. Осложнение |
| | |международной обстановки; распад |
| | |антигитлеровской коалиции. Начало холодной|
| | |войны. Создание НАТО. План Маршалла и |
| | |окончательное разделение Европы. Создание |
| | |Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). |
| | |Создание социалистического лагеря и ОВД. |
| | |Победа революции в Китае и создание КНР. |
| | |Корейская война 1950-1953 гг. |
| | |Трудности послевоенного переустройства; |
| | |восстановление народного хозяйства и |
| | |ликвидация атомной монополии США. |
| | |Ужесточение политического режима и |
| | |идеологического контроля. Создание |
| | |социалистического лагеря. |
| | |Военно-промышленный комплекс. Первое |
| | |послесталинское десятилетие. |
| | |Реформаторские поиски в советском |
| | |руководстве. Попытки обновления |
| | |социалистической системы. «Оттепель» в |
| | |духовной сфере. Изменения в теории и |
| | |практике советской внешней политики. |
| | |Значение XX и XXII съездов КПСС. Власть и |
| | |общество в первые послевоенные годы. |
| | |Крах колониальной системы. Формирование |
| | |движения неприсоединения. Арабские |
| | |революции, «свободная Африка» и |
| | |соперничество сверхдержав. Революция на |
| | |Кубе. Усиление конфронтации двух мировых |
| | |систем. Карибский кризис (1962 г.). Война |
| | |во Вьетнаме. Арабо-израильский конфликт. |
| | |Социалистическое движение в странах Запада|
| | |и Востока. События 1968 г. |
| | |Научно-техническая революция и ее влияние |
| | |на ход мирового общественного развития. |
| | |Гонка вооружений (1945-1991); |
| | |распространение оружия массового поражения|
| | |(типы, системы доставки) и его роль в |
| | |международных отношениях. Ядерный клуб. |
| | |МАГАТЭ. Становление систем контроля за |
| | |нераспространением. |
| | |Развитие мировой экономики в 1945-1991 г. |
| | |Создание и развитие международных |
| | |финансовых структур (Всемирный банк, МВФ, |
| | |МБРР). Трансформация неоколониализма и |
| | |экономическая глобализация. Интеграционные|
| | |процессы в послевоенной Европе. Римский |
| | |договор и создание ЕЭС. Капиталистическая|
| | |мировая экономика и социалистические |
| | |модели (СССР, КНР, Югославия). |
| | |Доминирующая роль США в мировой экономике.|
| | |Экономические циклы и кризисы. |
| | |Диссидентское движение в СССР: |
| | |предпосылки, сущность, классификация, |
| | |основные этапы развития. |
| | |Стагнация в экономике и предкризисные |
| | |явления в конце 70-х - начале 80-х гг. в |
| | |стране. Вторжение СССР в Афганистан и его |
| | |внутри- и внешнеполитические последствия. |
| | |Власть и общество в первой половине 80-х |
| | |гг. |
| | |Причины и первые попытки всестороннего |
| | |реформирования советской системы в 1985 г.|
| | |Цели и основные этапы «перестройки» в |
| | |экономическом и политическом развитии |
| | |СССР. «Новое политическое мышление» и |
| | |изменение геополитического положения СССР.|
| | |Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. |
| | |Конец холодной войны. Вывод советских |
| | |войск из Афганистана. Распад СЭВ и кризис |
| | |мировой социалистической системы. |
| | |Экономические реформы Дэн Сяопина в Китае.|
| | |ГКЧП и крах социалистического |
| | |реформаторства в СССР. Распад КПСС и СССР.|
| | |Образование СНГ. |
| | |Развитие стран Востока во второй половине |
| | |ХХ века. Япония после Второй мировой |
| | |войны. «Азиатские тигры». Создание |
| | |государства Израиль и проблема |
| | |урегулирования конфликтов на Ближнем |
| | |Востоке. |
| | |Продолжение европейской интеграции: |
| | |Маастрихтский договор. |
| | |Россия в 90-е годы. Изменения |
| | |экономического и политического строя в |
| | |России. Либеральная концепция российских |
| | |реформ: переход к рынку, формирование |
| | |гражданского общества и правового |
| | |государства. «Шоковая терапия» |
| | |экономических реформ в начале 90-х годов. |
| | |Резкая поляризация общества в России. |
| | |Ухудшение экономического положения |
| | |значительной части населения. |
| | |Конституционный кризис в России 1993 г. и |
| | |демонтаж системы власти Советов. |
| | |Конституция РФ 1993 г. Военно-политический|
| | |кризис в Чечне. Наука, культура, |
| | |образование в рыночных условиях. |
| | |Социальная цена и первые результаты |
| | |реформ. Внешняя политика Российской |
| | |Федерации в 1991-1999 г. Политические |
| | |партии и общественные движения России на |
| | |современном этапе. |
| | |Россия и СНГ. Россия в системе мировой |
| | |экономики и международных связей. |
|8 |Россия и мир в XXI веке|Глобализация мирового экономического, |
| | |политического и культурного пространства. |
| | |Конец однополярного мира. Повышение роли |
| | |КНР в мировой экономике и политике. |
| | |Расширение ЕС на восток. «Зона евро». Роль|
| | |Российской Федерации в современном мировом|
| | |сообществе. Региональные и глобальные |
| | |интересы России. |
| | | |
| | |Россия в начале XXI века. Современные |
| | |проблемы человечества и роль России в их |
| | |решении. Модернизация |
| | |общественно-политических отношений. |
| | |Социально-экономическое положение РФ в |
| | |период 2001-2008 года. Мировой финансовый |
| | |и экономический кризис и Россия. Внешняя |
| | |политика РФ. |

3. Содержание разделов профессионально-ориентированных и элективных
модулей
Содержание разделов профессионально-ориентированного модуля
определяется и разрабатывается профессорско-преподавательским составом на
основе современных научных представлений в области исторического знания.
Программа направляется на экспертизу и согласование в Научно-методический
совет по истории Минобрнауки России.
Содержание разделов элективного модуля определяется и разрабатывается
профессорско-преподавательским составом и могут иметь авторский научно-
методический характер. Программа обсуждается и утверждается на ученом
совете высшего учебного заведения.

IV. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
А) Основная литература (учебники и учебные пособия):
. Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О.
Чубарьяна). - М., 2008
. Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до
начала XXI века (9-е изд.). М., 2008
. Россия в мировой истории: учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и доп.
(под ред. проф. В.С. Порохни). - М., 2003.
. Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. - М.,
2009.
. Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-
Запад - Восток. М., 2008.

Б) Дополнительная литература:
Методология и источниковедение:
. Блок М. Ремесло историка. - М., 1986
. Источниковедение. Учебник для ВУЗов. М.: РГГУ, 1996
. Философия истории и отечественная историография / Под ред. Р.Г. Пихои.
- М., 2006
. Взгляд на историю как на науку: Первая половина XIX века. Сост. Р.А.
Киреева, К.Б. Умбрашко. - М., 2009.

История России:
. Жукова Л.А., Кацва Л.А. История России в датах: Справочник. - М.:
Проспект, 2009
. История Отечества с древнейших времен до начала XXI века: Учеб.
пособие / Под ред. М.В. Зотовой. - М.: ООО «Издательство Астрель»,
2004
. Курс отечественной истории IX-XX веков. Основные этапы и особенности
развития российского общества в мировом историческом процессе: Учебник
для вузов / Под ред. Л.И. Ольштынского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.,
ИТРК, 2005
. Отечественная история новейшего времени: 1985-2008: Учебник для вузов
/ А.Б. Безбородов и др. - М.: РГГУ, 2009
. История России для технических вузов: учебник для вузов (под ред. М.Н.
Зуева, А.А. Чернобаева). - 3-е изд., перераб., до. - М., 2009.
. Гумилёв Л. История Евразии. - М., 2009.
. Россия. Хроника основных событий. IX-XX вв. - М., 2002
Всемирная история:
. Васильев Л.С. История Востока. В 2-х тт. - М., 1994
. История Европы. В 5-ти тт. - М., 1996
. История Нового времени: 1600-1799 годы: учебное пособие для студентов
вузов/Под ред. П.Ю. Уварова. - М.: Академия, 2007
. История средних веков: Учебник для вузов [В 2 т.]/Ред. С.П. Карпов. -
М., 1998
. Мир в XX веке/под ред. А.О. Чубарьяна. - М.: Наука, 2001
. Мировые войны в ХХ веке. В 4 тт. Отв. ред. О.А.Ржешевский. - М.,
Наука, 2002

. Основные этапы формирования гражданского общества в странах Западной
Европы и России в ХIХ - ХХ вв. / Отв. ред. С.П. Пожарская. М.: ИВИ
РАН, 2007
. Родригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время: Учебник. -
М.: Проспект, 2009.

V. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (методы
организации СРС, рекомендуемые образовательные технологии)
Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих
задач:
. логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного
направления, ведения научных дискуссий;
. развитие навыков работы с разноплановыми источниками;
. осуществление эффективного поиска информации и критики источников;
. получение, обработка и сохранение источников информации;
. преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и
явлений в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи,
руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
. формировование и аргументированное отстаивание собственной позиций по
различным проблемам истории.
Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и
содержательному анализу исторические тексты, включая научные работы
историков, научно-популярные статьи по истории, исторические документы
официального и личного происхождения. Результаты работы с текстами
обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных соответствующим по
хронологии и проблематике вопросам истории. Студенты выполняют задания,
самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной исторической
литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских
занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного
обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных)
работы.
Важной формой организации учебной деятельности студентов является
проведение «научных конференций» с докладами студентов и вопросами
аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание
творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме.
Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение
объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо
исторической проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна
носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено
аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической
оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать
раскрытию творческих и аналитических способностей.

VI. Оценка качества освоения дисциплины (системы оценивания для текущей и
промежуточной аттестации, примеры оценочных средств)
При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и
промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В
качестве оценочных средств на протяжении семестра используются:
. общетеоретические вопросы и задания с открытой формой ответа,
. тестирование,
. контрольные работы студентов,
. творческая работа,
. итоговое испытание.
Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его отличие
состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей
оценки за работу в течение семестра.
При включении в проверочные задания общетеоретических вопросов
необходимо предоставить студенту возможность выбора, предоставив право
письменного ответа на определенное количество вопросов из списка.
Общетеоретические вопросы должны соответствовать тематике лекционных
занятий.
С помощью контрольных заданий тестового типа можно проверить
следующие элементы подготовки студентов по истории:
1) знание дат, хронологии наиболее значительных событий и процессов;
2) знание фактов - места, обстоятельства, участников, результатов
наиболее важных исторических событий;
3) соотнесение единичных фактов и общих явлений;
4) указание характерных, существенных признаков исторических событий
и явлений;
5) классификация фактов по указанному признаку;
6) знание исторических терминов и понятий;
7) объяснение причинно-следственных связей событий.
Задания могут разделяться на типы:
1) выбор одного правильного ответа (даты, названия, имени и т.п.);
2) указание необходимой даты, названия, имени и т.д.;
3) определение хронологической последовательности;
4) установление соответствия между двумя рядами данных (датами и
событиями, именами и событиями и т.п.);
5) группировка исторической информации по указанному признаку;
6) определение общего явления для нескольких фактов.
При составлении контрольных заданий необходимо, чтобы все вопросы
имели одинаковое количество вариантов ответа. Вместе с тем задание должно
быть сформулировано таким образом, чтобы правильный вариант ответа был
только один из нескольких возможных ответов. В случае если используются
различные типы заданий, то они должны группироваться по отдельным рубрикам.

Общее количество заданий должно соотноситься с количеством лекционных
часов.
Авторы программы:
Чубарьян А.О. - академик РАН, председатель НМС по истории МОН РФ,
директор Института всеобщей истории РАН, президент Государственного
академического университета гуманитарных наук.
Данилов А.А. - д.и.н., профессор, заместитель председателя НМС по
истории МОН РФ, заведующий кафедрой истории Московского
Педагогического Государственного Университета
Пивовар Е.И. - член-корреспондент РАН, заместитель председателя НМС по
истории МОН РФ, ректор Российского государственного гуманитарного
университета
Порохня В.С. - д.и.н., профессор, заместитель председателя НМС по
истории МОН РФ, директор Межвузовского центра по историческому
образованию в технических вузах РФ, заведующий кафедрой истории
Московского авиационного института (государственный технический
университет).
Фомин-Нилов Д.В. - к.и.н., ученый секретарь НМС по истории МОН РФ,
ученый секретарь Государственного академического университета
гуманитарных наук
Галкина Е.С. - д.и.н., профессор Московского педагогического
государственного университета
Секиринский Д.С. - методист Государственного академического
университета гуманитарных наук, м.н.с. Института всеобщей истории РАН