Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.umo.msu.ru/docs/projects/OOP_bak.doc
Дата изменения: Mon Jul 4 17:54:26 2011
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:35:10 2012
Кодировка: koi8-r

Макет
основной образовательной программы бакалавриата
(набор шаблонов нормативно-методических документов вузовского уровня с
рекомендациями по их составлению)

Предложенный ниже набор нормативно-методических документов вузовского
уровня представляет собой основную образовательную программу бакалавриата в
условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов
нового поколения. При определении указанного набора документов и разработке
рекомендаций вузам по составлению этих документов, авторы в полной мере
учли последние изменения в законодательной и нормативной базах Российской
Федерации в области образования, а также принципы и требования, заложенные
в проектах ФГОС ВПО, закупленных Министерством образования и науки
Российской Федерации в 2007 -2009 годах.
Предложенный набор вузовских документов оформлен в виде Макета основной
образовательной программы бакалавриата, который начинается с «пустографки»
Титульного листа и содержит шаблоны («пустографки») нормативно-методических
документов с вписанными рекомендациями по их составлению (курсивом).

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

__________________________________________
(название высшего учебного заведения)


|Утверждаю: |
|Ректор |
|_________________ |
|«____»__________200__ г. |
|Номер внутривузовской регистрации |
|__________________ |



Основная образовательная программа

высшего профессионального образования


Направление подготовки
____________________________________________________________________________
_
(указывается код и наименование направления подготовки)

Профиль подготовки
____________________________________________________________________________
_
(указывается наименование профиля подготовки)

Квалификация (степень)

Бакалавр


Форма обучения
______________________________
(очная, очно-заочная и др.)



________________ 200__
(город)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения
1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата,
реализуемая вузом по направлению подготовки___________ и профилю подготовки
___________________.

1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по
направлению подготовки _________________ .

1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной
программы высшего профессионального образования (ВПО) (бакалавриат).
1.4 Требования к абитуриенту

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата
по направлению подготовки _________________.

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника.
2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.
2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате
освоения данной ООП ВПО.
4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного
процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки
__________.
4.1. Годовой календарный учебный график.
4.2. Учебный план подготовки бакалавра.
4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин
(модулей).
4.4. Программы учебной и производственной практик.
5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению
подготовки __________в вузе ____________.
6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и
социально-личностных компетенций выпускников
7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения
обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки
_____________________ .
7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации.
7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП
бакалавриата.

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие
качество подготовки обучающихся.

Приложения


1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая
____________________________________________________
(наименование вуза)
по направлению подготовки ______________ и профилю подготовки
__________________
представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим
учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального
государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению
подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с
учетом рекомендованной примерной образовательной программы.
ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и
технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки
выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный
план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и
другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также
программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и
методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей
образовательной технологии.

1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по
направлению подготовки _________________

Нормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют:
. Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля
1992 г. ?3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании» (от 22 августа 1996 г. ?125-ФЗ);
. Типовое положение об образовательном учреждении высшего
профессионального образования (высшем учебном заведении),
утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14
февраля 2008 г. ?71 (далее - Типовое положение о вузе);
. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению
подготовки ________________высшего профессионального образования
(бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от «____»__________200__ г. ?____;
. Нормативно-методические документы Минобрнауки России;
. Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по
направлению подготовки, утвержденная________________ (носит
рекомендательный характер);
. Устав вуза ______________________________________ .
(наименование вуза)
. ______________________ .

1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы
высшего профессионального образования (бакалавриат)

1.3.1. Цель (миссия) ООП бакалавриата
__________________________________
(Указывается, что ООП бакалавриата имеет своей целью развитие у
студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных
(универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с
требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.
При этом формулировка целей ООП, как в области воспитания, так и в
области обучения даётся с учетом специфики конкретной ООП, характеристики
групп обучающихся, а так же особенностей научной школы вуза и потребностей
рынка труда).

1.3.2. Срок освоения ООП бакалавриата
_________________________________

(Срок освоения ООП в годах указывается вузом для конкретной формы
обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению).

1.3.3. Трудоемкость ООП бакалавриата
__________________________________

(Трудоемкость освоения студентом ООП указывается в зачетных единицах
за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению и
включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и
время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП).

1.4. Требования к абитуриенту

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем
(полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.
(Для направлений подготовки, зарегистрированным в Перечне направлений
подготовки (специальностей), по которым при приеме для обучения по
программам бакалавриата могут проводиться дополнительные испытания
творческой и (или) профессиональной направленности,, в данном разделе ООП
должны быть указаны дополнительные требования к абитуриенту - наличие
определенных творческих способностей, физических и (или) психологических
качеств).


2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП
бакалавриата по направлению подготовки _________________.


2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

(Приводится характеристика области профессиональной деятельности, для
которой ведется подготовка бакалавров, в соответствии с ФГОС ВПО по данному
направлению подготовки; описывается специфика профессиональной деятельности
бакалавра с учетом профиля его подготовки, указываются типы организаций и
учреждений, в которых может осуществлять профессиональную деятельность
выпускник по данному направлению и профилю подготовки ВПО).

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

(Указываются объекты профессиональной деятельности бакалавров в
соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, в случае
необходимости описывается специфика объектов профессиональной деятельности
бакалавра с учетом профиля его подготовки).

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

(Указываются виды профессиональной деятельности бакалавра в
соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки. Например:
производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-
исследовательская, проектная, педагогическая и др. Виды профессиональной
деятельности дополняются вузом совместно с заинтересованными
работодателями).

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

(Задачи профессиональной деятельности выпускника формулируются для
каждого вида профессиональной деятельности по данному направлению и профилю
подготовки ВПО на основе соответствующих ФГОС ВПО и ПрООП ВПО и дополняются
с учетом традиций вуза и потребностями заинтересованных работодателей).




3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате
освоения данной ООП ВПО.

Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми
выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и
личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен
обладать следующими компетенциями:
______________________________________________________
(Компетенции выпускника, формируемые в процессе освоения данной ООП
ВПО, определяются на основе ФГОС ВПО по соответствующему направлению
подготовки, ПрООП по данному профилю подготовки и дополняются
профессионально-специализированными (и при необходимости - иными)
компетенциями в соответствии с целями основной образовательной программы
бакалавриата.
На этапе проектирования ООП вузу рекомендуется разработать матрицу
соответствия требуемых компетенций и формирующих их составных частей ООП.
При разработке указанной матрицы рекомендуется использовать шаблон,
приведенный в Приложении 6).


4. Документы, регламентирующие содержание и организацию
образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению
подготовки ___________________________.


В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО
бакалавриата по направлению подготовки __________ содержание и организация
образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется
учебным планом бакалавра с учетом его профиля; рабочими программами учебных
курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими
качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и
производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также
методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих
образовательных технологий.


4.1. Календарный учебный график.

(Рекомендуемый шаблон календарного учебного графика дан в Приложении 1.
Для построения календарного учебного графика может быть использована форма,
традиционно применяемая конкретным вузом.
Указывается последовательность реализации ООП ВПО по годам, включая
теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации,
каникулы).

4.2. Учебный план подготовки бакалавра
________________________________

(Рекомендуемый шаблон учебного плана бакалавра дан в Приложении 2.
В учебном плане отображается логическая последовательность освоения
циклов и разделов ООП (дисциплин, модулей, практик), обеспечивающих
формирование компетенций. Указывается общая трудоемкость дисциплин,
модулей, практик в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная
трудоемкость в часах.
В базовых частях учебных циклов указывается перечень базовых модулей и
дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. В вариативных частях
учебных циклов вуз самостоятельно формирует перечень и последовательность
модулей и дисциплин с учетом рекомендаций соответствующей ПрООП ВПО.
Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по
выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно
по всем трем учебным циклам ООП. Порядок формирования дисциплин по выбору
обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.
Для каждой дисциплины, модуля, практики указываются виды учебной
работы и формы промежуточной аттестации.
При составлении учебного плана вуз должен руководствоваться общими
требованиями к условиям реализации основных образовательных программ,
сформулированными в разделе 7 ФГОС ВПО по направлению подготовки).

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
______________________________________________________________________

(Рекомендуемый шаблон рабочей программы дисциплины (модуля) дан в
Приложении 3.
В ООП бакалавриата должны быть приведены рабочие программы всех
учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) как базовой, так и
вариативной частей учебного плана, включая дисциплины по выбору студента).
4.4. Программы учебной и производственной практик.
В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки ____________
раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и
производственная практики» является обязательным и представляет собой вид
учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-
практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения,
приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов,
вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию
общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций обучающихся.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская
работа обучающихся.
4.4.1. Программы учебных практик.
При реализации данной ООП предусматриваются следующие виды
учебных
практик:______________________________________________________________
__________
(Указывается перечень предприятий, учреждений и организаций, с
которыми вуз должен заключить договора в соответствии со статьей 11,
п.9 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
В том случае, если практики осуществляются в вузе -
перечисляются кафедры и лаборатории вуза, на базе которых проводятся
те или иные виды практик, с обязательным указанием их кадрового и
научно-технического потенциала.
Указываются все виды учебных практик и приводятся их программы, в
которых указываются цели и задачи практик, практические навыки,
универсальные (общекультурные) и профессиональные компетенции,
приобретаемые обучающимися. Указываются местоположение и время прохождения
практик, а также формы отчетности по практикам.
Рекомендуемый шаблон программы учебной практики дан в Приложении 4).
4.4.2. Программа производственной практики.
(Рекомендуемый шаблон программы производственной практики дан в
Приложении 5).
4.4.3. Программа научно-исследовательской работы.
(Данный раздел включается в ООП в случае, если вуз один из
видов учебной практики заменяет научно-исследовательской работой.
В программе НИР указываются виды, этапы научно-исследовательской
работы, в которых обучающийся должен принимать участие. Например:

изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию,
достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей
области знаний;

участвовать в проведении научных исследований или выполнении
технических разработок;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-
технической информации по теме (заданию);
принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных
образцов (партий) проектируемых изделий;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу,
заданию);
выступить с докладом на конференции и т. д.).



5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению
подготовки __________________________ в
____________________________________

(Указывается наименование вуза)
(Указывается, что ресурсное обеспечение ООП вуза формируется на основе
требований к условиям реализации основных образовательных программ
бакалавриата, определяемых ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, с
учетом рекомендаций ПрООП.
С учетом конкретных особенностей, связанных с профилем данной основной
образовательной программы вуз должен дать краткую характеристику
привлекаемых к обучению педагогических кадров, а также фактического учебно-
методического, информационного и материально-технического обеспечения
учебного процесса).


6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных
(социально-личностных) компетенций выпускников.

(Указываются возможности вуза в формировании общекультурных (социально-
личностных) компетенций выпускников.
Приводятся стратегические документы вуза, определяющие концепцию
формирования среды вуза, обеспечивающей развитие социально-личностных
компетенций обучающихся, а также документы, подтверждающие реализацию вузом
выбранной стратегии.
Дается характеристика условий, созданных для развития личности и
регулирования социально-культурных процессов, способствующих укреплению
нравственных, гражданственных, общекультурных качеств обучающихся.
Например, могут быть представлены: документы, регламентирующие
воспитательную деятельность; сведения о наличии студенческих общественных
организаций; сведения об организации и проведении внеучебной общекультурной
работы; сведения о психолого-консультационной и специальной
профилактической работах; сведения об обеспечении социально-бытовых условий
и др.).
.


7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества
освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки
______________________ .

В соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки
______________ и Типовым положением о вузе оценка качества освоения
обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию
обучающихся.
(Определение данных видов контроля даны в Методических рекомендациях
по формированию фондов оценочных средств).

7.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация.

Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся по ООП магистратуры осуществляется в
соответствии с п.46 Типового положения о вузе:
«46.Система оценок при проведении промежуточной аттестации обучающихся,
формы, порядок и периодичность ее проведения указываются в уставе высшего
учебного заведения.
Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся утверждается в порядке, предусмотренном уставом
высшего учебного заведения.
Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях по образовательным
программам высшего профессионального образования, при промежуточной
аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12
зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической
культуре и факультативным дисциплинам.
Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки, по ускоренным
образовательным программам и в форме экстерната, при промежуточной
аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов.
Студентам, участвующим в программах двустороннего и многостороннего
обмена, могут перезачитываться дисциплины, изученные ими в другом высшем
учебном заведении, в том числе зарубежном, в порядке, определяемом высшим
учебным заведением».




В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации обучающихся на
соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям
соответствующей ООП вуз создает и утверждает фонды оценочных средств для
проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Эти
фонды могут включать: контрольные вопросы и типовые задания для
практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов,
зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы; примерную
тематику курсовых работ / проектов, рефератов и т.п., а также иные формы
контроля, позволяющие оценить степень сформированности компетенций
обучающихся.

Вузу также рекомендуется на основе требований ФГОС ВПО и рекомендаций
ПрООП по соответствующему направлению подготовки разработать:
. матрицу соответствия компетенций, составных частей ООП и
оценочных средств (Рекомендуемый шаблон такой матрицы дан в
Приложении 6);
. методические рекомендации преподавателям по разработке системы
оценочных средств и технологий для проведения текущего
контроля успеваемости по дисциплинам (модулям) ООП (заданий
для контрольных работ, вопросов для коллоквиумов, тематики
докладов, эссе, рефератов и т.п.);

методические рекомендации преподавателям по разработке
системы оценочных средств и технологий для проведения
промежуточной аттестации по дисциплинам (модулям) ООП (в форме
зачетов, экзаменов, курсовых работ / проектов и т.п.) и
практикам).

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата.
Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения
является обязательной и осуществляется после освоения образовательной
программы в полном объеме.
Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской
выпускной квалификационной работы. (Государственный экзамен вводится по
решению Ученого совета вуза).
(Вузу рекомендуется на основе Положения об итоговой
государственной аттестации выпускников вузов Российской Федерации,
утвержденного Министерством образования и науки РФ, требований ФГОС
ВПО и рекомендаций ПрООП по соответствующему направлению подготовки
разработать и утвердить требования к содержанию, объему и структуре
выпускных квалификационных работ, а также требования к содержанию и
процедуре проведения государственного экзамена (в случае решения
Ученого совета вуза о его проведении).


8. Другие нормативно-методические документы и материалы,
обеспечивающие качество подготовки обучающихся.

(В данном разделе могут быть представлены документы и материалы, не
нашедшие отражения в предыдущих разделах ООП, например:
- Описание механизмов функционирования при реализации данной ООП
системы обеспечения качества подготовки, созданной в вузе, в том числе:
мониторинга и периодического рецензирования образовательной программы;
обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного
проведения самообследования по согласованным критериям для оценки
деятельности (стратегии); системы внешней оценки качества реализации ООП
(учета и анализа мнений работодателей, выпускников вуза и других субъектов
образовательного процесса);
- Положение о балльно-рейтинговой системе оценивания (в случае ее
применения);
- Соглашения (при их наличии) о порядке реализации совместных с
зарубежными партнерами ОП и мобильности студентов и преподавателей и т.д.).

Приложение 1

Шаблон календарного учебного графика

В данном приложении приведен вид рекомендуемой формы календарного
учебного графика (в формате WORD). Для практического применения вуз может
воспользоваться формой, выполненной в формате Excel (отдельный файл «Шаблон
календарного графика к ООП бакалавриата»).


| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
|Ректор (декан) |__________________________ |
|____________________________ |(Наименование вуза) |
|«_____»__________________200 | |
|г. | |
| |Учебный план |
| |Направление подготовки |
| |_________________________ |
| |Профиль подготовки |
| |_________________________ |
| | |
| |Квалификация (степень) выпускника |
| |Бакалавр |
| | |
| |Нормативный срок обучения |
| |4 года |
|?? |Наименование циклов, |Трудоемкост|Распределение |Вид|Форм|
|п/п|разделов ООП, модулей, |ь |по семестрам |ы |ы |
| |дисциплин, практик | | |уче|пром|
| | | | |бно|ежут|
| | | | |й |очно|
| | | | |раб|й |
| | | | |оты|Атте|
| | | | | |стац|
| | | | | |ии |
| |(Указываются разделы (этапы)| | | | | |
| |учебной практики. Например: | | | | | |
| |подготовительный этап, | | | | | |
| |включающий инструктаж по | | | | | |
| |технике безопасности, | | | | | |
| |экспериментальный этап, | | | | | |
| |обработка и анализ | | | | | |
| |полученной информации, | | | | | |
| |подготовка отчета по | | | | | |
| |практике. | | | | | |
| |Разделом учебной практики | | | | | |
| |может являться | | | | | |
| |научно-исследовательская | | | | | |
| |работа студентов). | | | | | |
|1 | | | | | | |
|2 | | | | | | |


Примечание: к видам учебной работы на учебной практике могут быть
отнесены: ознакомительные лекции, инструктаж по технике безопасности,
мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического и
литературного материала, наблюдения, измерения и др., выполняемые как под
руководством преподавателя, так и самостоятельно.

8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные
технологии, используемые на учебной практике
_________________________________________________________________________
_
(Указываются образовательные, научно-исследовательские и научно-
производственные технологии, используемые при выполнении различных видов
работ на учебной практике).

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на
учебной практике ____________________________ .
_________________________________________________________________________
__
(Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущей
аттестации по разделам (этапам) практики, осваиваемым студентом
самостоятельно).

10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)
_________________________________________________________________________

(Указываются формы отчетности по итогам практики (составление и защита
отчета, собеседование, дифференцированный зачет и др. формы аттестации.
Указывается время проведения аттестации)

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики
___________________________________
а) основная литература:
_________________________________________________________________________
_
б) дополнительная литература:
_________________________________________________________________________
_
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
____________________________________________________________________________
___

12. Материально-техническое обеспечение учебной практики
____________________
_________________________________________________________________________
___
(Указывается необходимое для проведения учебной практики
материально-техническое обеспечение. Например: полигоны, лаборатории,
специально оборудованные кабинеты, измерительные и вычислительные
комплексы, транспортные средства, бытовые помещения, соответствующие
действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям
техники безопасности при проведении учебных и научно-производственных
работ).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом
рекомендаций ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки
____________________ .

Автор (ы) ____________________________
Рецензент (ы) _________________________

Программа одобрена на заседании
____________________________________________
(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый
совет)
от ___________ года, протокол ? ________.

Приложение 5

Шаблон программы производственной практики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

___________________________________________________
(Наименование вуза, факультета)

УТВЕРЖДАЮ


_______________________

"_____"__________________200__ г.


Программа производственной практики
______________________________
(Наименование производственной практики)


Направление подготовки
_____________________


Профиль подготовки
_____________________




Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр





Город
Год
1. Цели производственной практики ____________________________________
Целями производственной практики __________________ являются
_________________________________________________________________________
__
(Указываются цели производственной практики, соотнесенные с общими
целями ООП ВПО, направленные на закрепление и углубление теоретической
подготовки обучающегося, приобретение им практических навыков и
компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной
деятельности).

2. Задачи производственной практики ____________________________________
Задачами производственной практики __________________ являются
_________________________________________________________________________
__
(Указываются конкретные задачи производственной практики, соотнесенные с
видами и задачами профессиональной деятельности).

3. Место производственной практики в структуре ООП бакалавриата
_________________________________________________________________________
_
(Указывается циклы (разделы) ООП, предметы, курсы, дисциплины, учебные
практики, на освоении которых базируется производственная практика. Дается
описание логической и содержательно-методической взаимосвязи
производственной практики с другими частями ООП.
Указываются требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям
обучающегося, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП
и необходимым при освоении производственной практики.
Указываются разделы ООП, для которых прохождение данной практики
необходимо как предшествующее).

4. Формы проведения производственной практики
____________________________ .
_________________________________________________________________________
__
(Указываются формы проведения практики. Например, полевая, лабораторная,
заводская, архивная и т.д.).

5. Место и время проведения производственной практики
_______________________
_________________________________________________________________________
__
(Указываются место проведения практики, организация, предприятие, НИИ,
фирма, кафедра, лаборатория вуза и т.д. Указывается время проведения
практики).

6 Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения
производственной практики ___________________________ .
В результате прохождения данной производственной практики обучающийся
должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и
профессиональные компетенции:
________________________________________________________________________
____
(Указываются практические навыки, умения, универсальные и
профессиональные компетенции, приобретаемые на данной практике)

7. Структура и содержание производственной практики
_________________________
Общая трудоемкость производственной практики составляет _____ зачетных
единиц _______ часов.

| | |Виды производственной работы, на |Формы |
|? |Разделы (этапы) практики |практике включая самостоятельную |текущего |
|п/п| |работу студентов и трудоемкость |контроля |
| | |(в часах) | |
| |(Указываются разделы (этапы) | | | | | |
| |производственной практики. | | | | | |
| |Например: организация | | | | | |
| |практики, подготовительный | | | | | |
| |этап, включающий инструктаж | | | | | |
| |по технике безопасности, | | | | | |
| |производственный | | | | | |
| |(экспериментальный, | | | | | |
| |исследовательский) этап, | | | | | |
| |обработка и анализ полученной| | | | | |
| |информации, подготовка отчета| | | | | |
| |по практике. | | | | | |
|1 | | | | | | |
|2 | | | | | | |


Примечание: к видам производственной работы на производственной практике
могут быть отнесены: производственный инструктаж, в т.ч. инструктаж по
технике безопасности, выполнение производственных заданий, сбор, обработка
и систематизация фактического и литературного материала, наблюдения,
измерения и другие выполняемые обучающимся самостоятельно виды работ.

8. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии,
используемые на производственной практике _______________________________ .
_________________________________________________________________________
_
(Указываются научно-исследовательские и научно-производственные
технологии, которые может использовать обучающийся при выполнении различных
видов работ на производственной практике).

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на
производственной практике ____________________________ .
_________________________________________________________________________
__
(Приводятся учебно-методические рекомендации для обеспечения
самостоятельной работы студентов на производственной (в том числе
преддипломной) практике. Например: рекомендации по сбору материалов, их
обработке и анализу, форме представления. Приводятся, контрольные вопросы и
задания для проведения аттестации по итогам производственной практики).

10. Формы промежуточной аттестации (по итогам производственной практики)

________________________________________________________________________
(Указываются формы аттестации по итогам производственной практики
(составление и защита отчета, собеседование, дифференцированный зачет и др.
формы аттестации. Указывается время проведения аттестации)

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной
практики ___________________________________ .
_________________________________________________________________________

(Указываются основная и дополнительная литература по темам
производственной практики, программное обеспечение и Интернет-ресурсы, а
также другое необходимое на различных этапах проведения производственной
практики учебно-методическое и информационное обеспечение).

12. Материально-техническое обеспечение производственной практики
____________________ .
_________________________________________________________________________
___
(Указывается, какое производственное, научно-исследовательское
оборудование, измерительные и вычислительные комплексы, другое
материально-техническое обеспечение необходимы для полноценного
прохождения производственной практики на конкретном предприятии, НИИ,
кафедре).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом
рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки
____________________ .


Автор (ы) ____________________________
Рецензент (ы) _________________________

Программа одобрена на заседании
____________________________________________
(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый
совет)
от ___________ года, протокол ? ________.

Приложение 6.

Шаблон МатрицЫ
соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств

|Циклы, дисциплины (модули)|Б.1 ГСЭ |Б.2 МЕН |Б.3 Профессиональный |Б.|Б.5 |Б.6 |
|учебного плана ООП | | | |4 |Практики / |ИГА |
|бакалавра | | | |Фи|НИР | |
| | | | |зк| | |
|Индекс | | | |ул| | |
|Компетенции | | | |ьт| | |
| | | | |ур| | |
| | | | |а | | |


|Б.1.1 Базовая часть |Б.1.2 Вариативная часть |Б.2.1 Базовая часть
|Б.2.2 Вариативная часть |Б.3.1 Базовая часть |Б.3.2 Вариативная часть
| |Б.5.1 Учебная |Б.5.2 НИР. |Б.5.3 Производственная |Гос. экзамен |ВКР |
| |Дисциплины
Модули |Дисциплины
Модули |Дисциплины
Модули |Дисциплины
Модули |Дисциплины
Модули |Дисциплины
Модули
| | | | | | | | |1 |. |n |1 |. |n |1 |. |N |1 |. |n |1 |. |n |1 |. |n | |
| | | | | |Общекультурные компетенции (общенаучные, инструментальные,
социально-личностные) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|ОНК-1 | | | | | | | |+ | | | | | | | | | | | | | |+ |+ |+ | |ОНК-2 | |+ |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |+ |+ | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |ИК-1 | | | | | | | |+ | | |+ | | | | | | | | | |+ |+
| |+ | |ИК-2 | |+ | | |+ | | |+ | | | | | | | | | | | | | |+ |+ |+ | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |СЛК-1 | |+ | | |+ | | |+ | |
| | | |+ | | | | |+ | | |+ |+ |+ | |СЛК-2 | | | | | | | | | | | | | |+ | |
|+ | |+ |+ |+ |+ |+ |+ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| |ОПК-1 | | | | | | | | | | | | | |+ | | |+ | | |+ |+ |+ | |+ | |ОПК-2 | |
| | | | | | | | | | | |+ | | |+ | | | |+ |+ | |+ | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |Профессиональные компетенции
(общепрофессиональные, пофессионально-специализированные) | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |ПК-1 | | | | | | | | | | |+ | | |+ | | |+
| | | |+ |+ |+ |+ | |ПСК-1 | | | | | | | | | | | | | | | | |+ | | | |+ |+
|+ |+ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Рекомендуемые
оценочные средства |Виды аттестации |Формы оценочных средств | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |Текущая
(по дисциплине) |УО-1, 2* | |+ | | |+ | | |+ | | |+ | | |+ | | |+ | | |+ |+
| | | | | | |ПР-1, 2 | | | | | | | |+ | | |+ | | |+ | | |+ | | | | | | | |
| | |ТС-1 | |+ | | |+ | | |+ | | |+ | | |+ | | |+ | | |+ |+ | | | | |
|Промежуточная
(по дисциплине) |УО-2 | |+ | | |+ | | |+ | | |+ | | |+ | | |+ | | |+ |+ | |
| | | | |ПР-2, 3, 4 | |+ | | |+ | | |+ | | |+ | | |+ | | |+ | | |+ |+ | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Рубежная
(по модулю) |УО-3, 4 | |+ | | |+ | | |+ | | |+ | | |+ | | |+ | | |+ |+ | |
| | | | |ПР-4, 6 | |+ | | |+ | | |+ | | |+ | | |+ | | |+ | | |+ |+ |+ | | |
| |ИГА |Гос. экз. | | | | | | | | | | | | | |+ | | |+ | | | |+ |+ |+ | | |
| |ВКР | | | | | | | |+ | | |+ | | |+ | | |+ | | |+ |+ |+ | |+ | |
Примечание: *) О формах оценочных средств - см. Методические
рекомендации по формированию фондов оценочных средств