Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.umo.msu.ru/docs/poop/poop-teol-bak.doc
Дата изменения: Mon Jul 4 17:53:56 2011
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:46:04 2012
Кодировка: koi8-r

Учебно-методическое объединение по классическому университетскому
образованию



|СОГЛАСОВАНО |УТВЕРЖДАЮ |
|Вице-Президент Православного |Председатель Совета УМО, академик |
|теологического общества | |
| | |
|Польсков К. О. |Садовничий В. А. |
|от «____»__________200 г. |от «____»__________200 г. |



Примерная основная образовательная программа

высшего профессионального образования

Направление подготовки
033400 Теология
утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. ? 337

ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от 20 г. ?


Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Нормативный срок освоения программы - 4 года

Форма обучения - очная





Москва 2011


Рекомендуемый список профилей
подготовки бакалавров по направлению
033400 Теология

|? |Общее наименование |Конкретизация названия профиля для каждой |
| |профиля |конфессии |
| | |Православная |Исламская |Иудейская |
| | |теология |теология |теология |
|1 |Сакральные тексты |Библеистика |Корановедение и|Источники |
| |конфессии | |Хадисоведение |теологии |
| | | | |Иудаизма |
|2 |Систематическая |Систематическа|Систематическая|Систематическая|
| |теология конфессии |я теология |теология Ислама|теология |
| | |Православия | |Иудаизма |
|3 |История конфессии |История Церкви|История Ислама |История |
| | | | |Иудаизма |
|4 |Практическая теология |Практическая |Практическая |Практическая |
| |конфессии |теология |теология Ислама|теология |
| | |Православия | |Иудаизма |
|5 |Государственно-конфесси|Церковно-госуд|Государственно-|Государственно-|
| |ональные отношения |арственные |конфессиональны|конфессиональны|
| | |отношения |е отношения |е отношения |
|6 |Культура конфессии |Культура |Культура Ислама|Культура |
| | |Православия | |Иудаизма |
|7 |Классическая |Классическая |Классическая |Классическая |
| |конфессиональная |православная |исламская |иудейская |
| |литература и авторы |литература и |литература и |литература и |
| | |авторы |авторы |авторы |


Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Бакалавр должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью и готовностью к:
выстраиванию и реализации перспективных линий интеллектуального,
культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и
самосовершенствования (ОК-1);
критическому переосмыслению накопленного опыта, изменению при необходимости
профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
соблюдению норм традиционной морали и нравственности; способностью к
социальной адаптации (ОК-3);
работе самостоятельно и в коллективе, руководству людьми и подчинению (ОК-
4);
к установлению и поддержанию социальных отношений на высоком культурном
уровне, способность критически переосмысливать свой социальный опыт (ОК-5),
владению средствами самостоятельного, методически правильного использования
методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению
должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной
социальной и профессиональной деятельности (ОК-6);
использованию в познавательной и профессиональной деятельности знания о
структуре, методологии и критериях современной науки (ОК-7);
применению базовых знаний в области социально-гуманитарных наук (ОК-8);
использованию основные законы естественнонаучных дисциплин в
профессиональной деятельности, применяет методы теоретического и
экспериментального исследования (ОК-9);
обладанию базовыми знаниями по всем предметам профессионального цикла (ОК-
10);
приобретению и интерпретации с использованием современных информационных и
образовательных технологий новые знания по всем разделам теологии и смежных
дисциплин (ОК-11);
использованию в социальной сфере и в познавательной и профессиональной
деятельности навыков работы с компьютером (ОК-12),
к устной и письменной коммуникации (ОК-13),
в том числе, с использованием иностранного языка (ОК-14),
использованию необходимых знаний языков сакральных текстов (ОК-15),
использованию организационно-управленческие навыков в профессиональной и
социальной деятельности (ОК-16),
использованию первичных и вторичных источников, программных средств,
ресурсов Интернет и работе в компьютерных сетях, созданию базы данных,
введению результатов исследований в научный оборот и современное
информационное пространство (ОК-17);
использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-18);

Бакалавр должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональные:
способностью и готовностью:
научно-исследовательские:
использовать знание основных разделов теологии и их взаимосвязь, собирать,
систематизировать и анализировать информацию по теме исследования,
готовность применять в научно-исследовательской работе основные принципы и
методы проведения научных исследований, учитывая единство теологического
знания, оформлять и вводить в научный оборот полученные результаты (ПК-1);
применять стандартные методы решения проблем, имеющих теологическое
содержание (ПК-2);
участвовать в научных исследованиях по теологической проблематике (ПК-3);
понимать сущность и значение информации в развитии современного
информационного общества, сознанию опасности и угрозы, возникающие в этом
процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том
числе защиты государственной тайны; владеть основными методами, способами
и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с
компьютером как средством управления информацией; работать с информацией в
глобальных компьютерных сетях (ПК-4);

учебно-воспитательные и просветительские:
применять основные учебно-методические принципы и методы для разработки
элементов учебных курсов и подготовки методических материалов; составлять
источниковедческие и библиографические обзоры по общим и специальным
учебным курсам (ПК-5);
использовать современные учебно-организационные методики и принципы
воспитания при ассистировании (участии под руководством преподавателя) в
учебном процессе в средних и высших учебных заведениях; организовывать
самостоятельные занятия студентов и внеучебные студенческие мероприятия;
способность вести просветительскую деятельность (ПК-6);

социально-практические:
использовать в практической деятельности знание о теологических основаниях,
принципах, методах и различных формах этой деятельности; участвовать в
исследованиях практической деятельности конфессии и применять результаты
этих исследований (ПК-7);

экспертно-консультативные:
подбирать, систематизировать и анализировать материал в соответствии с
объектами профессиональной деятельности выпускника (ПК-8),
применить результаты анализа к решению конкретных профильных экспертно-
консультативных задач (ПК-9);

представительско-посреднические:
способность использовать знания в области истории, типологии и актуальных
проблем конфессиональных взаимоотношений в межрелигиозном, культурном
(цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте (ПК-
10);
применить перечисленные знания к работе в координационных структурах с
участием конфессиональных организаций и к осуществлению представительско-
посреднических функций во всех областях профессиональной деятельности
теолога (ПК-11);

организационно-управленческие:
решать конкретные задачи и участвовать в составе групп, реализующих
различные виды профессиональной деятельности выпускника (ПК-12).

профильно-специализированные:
способностью использовать базовые знания в области теологии (ПК-13);
способностью использовать специализированные знания фундаментальных
разделов философии, истории, искусствоведения, филологии для освоения
профильных теологических дисциплин (в соответствии с профильной
направленностью) (ПК-14);
способностью использовать современные технические средства и информационные
технологии для решения поставленных профессиональных задач (в соответствии
с профильной направленностью) (ПК-15).

Дополнительные профильные компетенции отражаются в программах профильных
дисциплин.



"
_
_
_
_
"

_
_
_
_
_
_
_
_
_
_
_
_
_
_
_

2
0
0
_
_
г
.


ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
подготовки бакалавра по направлению «Теология»

Квалификация - бакалавр
Нормативный срок обучения - 4 года
Форма обучения-очная
| ? п/п|Наименование дисциплин (в том числе |Зачетны|Часы |Примерное распределение по семестрам |
| |практик) |е | | |
| | |единицы| | |
| | |3 |4 |5 |6 |
|Лекции |84 |20 |22 |20 |22 |
|Семинары (С) |44 |10 |12 |10 |12 |
|Работа с источниками | |10 |12 |10 |12 |
|Реферат | |10 |10 |10 |10 |
|Другие виды самостоятельной работы | |10 |10 |10 |10 |
| | | | | | |
|Вид промежуточной аттестации (зачет, | | | | | |
|экзамен) | | | | | |

4.2. Содержание разделов дисциплины
|? |Наименование раздела|Содержание раздела |
|п/п |дисциплины | |
|1. |Введение в |Общая характеристика. Предмет и методология |
| |досинодальный период|истории Русской Православной Церкви. |
| |истории Русской |Периодизация и ее обоснование. Источники по |
| |Православной Церкви |синодальному периоду истории Русской |
| | |Православной Церкви. Основная историография. |
|2. |Крещение Руси |Проникновение христианства на Русь. Летописное |
| | |сказание преп. Нестора Летописца о проповеди |
| | |св. апостола Андрея. «Фотиево» крещение |
| | |Руси.Крещение св. Ольги. Обстоятельства |
| | |обращения и крещения св. князя Владимира. |
| | |Крещение Руси. Становление православного |
| | |государства. Статус православной Церкви на |
| | |Руси. Церковный устав св. князя Владимира и кн.|
| | |Ярослава Мудрого. |
| | |Святой князь Владимир как пастырь своего |
| | |народа. Вопрос о «насильственном» крещении в |
| | |Киеве и Новгороде. |
|3. |Домонгольский период|Распространение христианства. Церковное |
| |истории Русской |управление. Отношения иерархии с |
| |Церкви |Константинополем и с государственной властью. |
| | | |
| | |Святые князья. Киево-Печерский монастырь и его |
| | |роль в истории Русской Церкви. |
| | |Свт. Иларион митр. Киевский и его творения. |
| | |Храмовое зодчество, иконописание, агиография и |
| | |богослужение. |
|4. |Монголо-татарское |Два типа восприятия татаро-монгольского ига: |
| |нашествие на Русь и |святой благоверный князь Александр Невский и |
| |его последствия |князь Даниил Галицкий. Возвышение Москвы как |
| | |центра митрополии и государственности Руси. |
| | |Духовный подъем второй половины XIV в. |
| | |Взаимоотношение Русской Церкви и |
| | |Константинополя. Движение исихазма. |
|5. |Русская Православная|Флорентийская уния и ее последствия. Начало |
| |Церковь в XV-XVI в. |автокефалии Русской Церкви. Окончательное |
| | |разделение Русской Церкви на митрополии |
| | |Московскую и Киево-Литовскую и его последствия.|
| | | |
| | |Рост политического и церковного самосознания |
| | |русского народа. Ересь жидовствующих. Спор о |
| | |монастырском землевладении. Преп. Иосиф |
| | |Волоцкий и Нил Сорский Идея «Москва - III Рим» |
| | |и ее искаженное понимание. Русская Церковь в |
| | |царствование Ивана Грозного. Брестская уния и |
| | |ее последствия. Борьба с насаждением Унии. |
| | |Установление патриаршества на Руси. Святитель |
| | |Иов, патриарх Московский. |
|6. |Русская Православная|Роль Русской Церкви в преодолении Смуты. |
| |Церковь в XVII в. |Русская Церковь в первой половине XVII в. (от |
| | |патриарха Гермогена до патриарха Никона). |
| | |Патриарх Никон, его церковно-государственная |
| | |деятельность. Старообрядческий раскол. |
| | |Киево-Могилянская академия и ее влияние на |
| | |духовное просвещение Московской Руси.. Борьба с|
| | |латинским влиянием в Русской Церкви. |
| | |Проблема епархиального устройства Русской |
| | |Церкви. |
| | |Русская Церковь в преддверии петровских реформ.|
| | |Святые и подвижники Русской Церкви в XVII в. |
|7. |Введение в |Синодальный период истории Русской Православной|
| |синодальный период |Церкви. Общая характеристика. Периодизация и ее|
| |истории Русской |обоснование. |
| |Православной Церкви.|Источники по синодальному периоду истории |
| | |Русской Православной Церкви, проблемы, |
| | |связанные с их изучением. Основные научные |
| | |исследования по синодальному периоду истории |
| | |Русской Православной Церкви, проблемы |
| | |историографии. |
|8. |Русская Православная|Личные религиозные убеждения и отношение к |
| |Церковь в XVIII в. |церковной жизни императора Петра I. Предпосылки|
| | |церковной реформы. Выдающиеся иерархи эпохи |
| | |Петра I. «Духовный регламент» и начало |
| | |церковной реформы. Наследники Петра и |
| | |соотношение сил, их поддерживающих. Русская |
| | |Православная Церковь в 1725 - 1730 гг. |
| | |Русская Православная Церковь в период |
| | |царствования императрицы Анны Иоанновны |
| | |(1730-1740). Русская Православная Церковь в |
| | |период царствования в период царствования |
| | |императрицы Елизаветы (1741-1761) и императора |
| | |Петра III (1761-1762). |
| | |Русская Православная Церковь в период |
| | |царствования Екатерины II (1762-1796) и Павла I|
| | |(1796-1801). |
| | |Приходское духовенство в XVIII в. |
| | |Монастыри и монашество в XVIII в. |
| | |Духовное образование и богословская наука в |
| | |XVIII в. Богослужение, церковное искусство в |
| | |XVIII в. |
| | |Духовно-нравственное состояние общества в XVIII|
| | |в.. Старообрядчество и сектантство в ХVIII |
| | |веке. Миссионерство в XVIII веке |
|9. |Русская Православная|Русская Православная Церковь в период |
| |Церковь в первой |царствования Александра I (1801-1825). |
| |половине XIX в. |Конфессиональная политика Александра I. Двойное|
| |(1801-1855) |министерство (1817-1824). Реформа системы |
| | |духовного образования 1808-1814 гг. Библейское |
| | |общество; труды по переводу Библии на русский |
| | |язык в первой половине XIX в. Учреждение |
| | |Грузинского Экзархата. |
| | |Русская Православная Церковь в период |
| | |царствования Николая I (1825-1855). Святейший |
| | |Синод и епископат. Обер-прокуроры николаевской |
| | |эпохи и их отношения с членами Святейшего |
| | |Синода. Кодификация Русского законодательства |
| | |Старообрядчество в первой половине XIX в.; |
| | |учреждение Белокриницкой иерархии. Славянофилы.|
| | |Святитель Филарет (Дроздов), его роль в жизни |
| | |Русской Церкви. |
|10. |Русская Православная|Русская Православная Церковь в период |
| |Церковь во второй |царствования Александра II (1855-1881). |
| |половине ХIX - |Церковные реформы (1860-1870-е гг.). Перевод |
| |начале XX в. |Библии на русский язык в 1858-1876 гг. |
| |(1855-1917) |Святители Игнатий Брянчанинов и Феофан |
| | |Затворник и их богословские творения. |
| | |Русская Православная Церковь в период |
| | |царствования Александра III (1881-1894). |
| | |Обер-прокурор Святейшего Синода К.П. |
| | |Победоносцев (1880-1905) и его церковная |
| | |деятельность. Контрреформы 1880-1890-х гг. |
| | |Церковно-приходские школы. Св. Иоанн |
| | |Кронштадтский, его духовный облик, богословие и|
| | |церковная деятельность. |
| | |Русская Православная Церковь в период |
| | |царствования Николая II (1894-1917). Митрополит|
| | |Антоний (Вадковский). Духовно-нравственное |
| | |состояние русского общества в начале XX в. |
| | |Начало подготовки Поместного Собора Русской |
| | |Православной Церкви. Духовные школы в начале XX|
| | |в. Движение имяславцев. Лев Толстой и его |
| | |отношения с Русской Православной Церковью. |
|11. |Специальные вопросы |Монастыри и монашество в ХIX - начале XX в. |
| |истории Русской |Богослужение, церковные праздники, церковное |
| |Православной Церкви |искусство в ХIX - начале XX в. Духовное |
| |в ХIX - начале XX в.|образование и богословская наука в ХIX - начале|
| | |XX в. Межконфессиональные диалоги Русской |
| | |Православной Церкви. Взгляды на судьбы Церкви и|
| | |России в русском обществе. Униатство. |
| | |Старообрядчество и сектантство в ХIX - начале |
| | |XX в. Миссионерство в ХIX - начале XX в. |
| | |Канонизация святых в Русской Православной |
| | |Церкви в синодальный период. |

4.3. Разделы дисциплин и виды занятий
|? |Наименование раздела дисциплины|Лекц. |Семин |СРС |Всего |
|п/п | | | | |час. |
|1. |Введение в досинодальный период|2 |0 |2 |4 |
| |истории Русской Православной | | | | |
| |Церкви | | | | |
|2. |Крещение Руси |4 |2 |6 |12 |
|3. |Домонгольский период истории |6 |4 |10 |20 |
| |Русской Церкви | | | | |
|4. |Монголо-татарское нашествие на |8 |4 |12 |24 |
| |Русь и его последствия. | | | | |
|5. |Русская Православная Церковь в |12 |6 |16 |34 |
| |XV-XVI в. | | | | |
|6. |Русская Православная Церковь в |10 |6 |16 |32 |
| |XVII в. | | | | |
|7. |Введение в синодальный период |2 |0 |2 |4 |
| |истории Русской Православной | | | | |
| |Церкви. | | | | |
|8. |Русская Православная Церковь в |8 |4 |12 |24 |
| |XVIII в. | | | | |
|9. |Русская Православная Церковь в |10 |6 |16 |32 |
| |первой половине XIX в. | | | | |
| |(1801-1855) | | | | |
|10. |Русская Православная Церковь во|10 |6 |16 |32 |
| |второй половине ХIX - начале XX| | | | |
| |в. (1801-1855) | | | | |
|11. |Специальные вопросы истории |12 |6 |16 |34 |
| |Русской Православной Церкви в | | | | |
| |ХIX - начале XX в. | | | | |
| |Итого: |84 |44 |124 |252 |

5. Рекомендуемые образовательные технологии
Курс Истории Русской Православной Церкви (РПЦ) синтезирует
богословский и исторический подходы к изучению церковно-исторического
материала синодального периода. Так как курс читается для студентов-
теологов, богословскому осмыслению вопросов и проблем уделено особое
внимание.
Изучение истории Русской Православной Церкви призвано способствовать
формированию у студентов целостного представления об исторических путях
Русской Православной Церкви, отечественной истории и культуре, неотъемлемой
составной частью которых на протяжении тысячелетия являлось Православие.
Поэтому в программах для всех форм обучения этим вопросам уделено внимание.

Освоение курса должно способствовать развитию навыков обоснованных и
самостоятельных оценок явлений, относящихся к церковной жизни, религиозной
сфере жизни современного общества, отношениям Церкви и государства. Поэтому
во всех формах контроля знаний, особенно при сдаче зачетов и экзаменов,
внимание должно быть обращено на понимание богословской и церковно-
исторической проблематики того или иного аспекта церковной жизни, а также
на умение критически использовать результаты и выводы богословских,
церковно-исторических и исторических научных исследований.
При чтении лекций особое внимание уделяется истории становления и
развития богословской науки в России, достижениям и проблемам, связанным с
этим процессом, а также методам применения научно-богословских разработок в
решении актуальных задач церковной жизни (диалоги с иными христианскими
конфессиями, миссия, богослужение и др.).
В рамках курса преподаватель имеет возможность «расставить акценты»,
то есть, уделить особое внимание темам и вопросам, учитывая интересы
конкретной аудитории. Для этого в начале чтения лекционного курса
проводится анкетирование студентов, позволяющее определить палитру
интересов аудитории, пожелания к обсуждению тех или иных проблем и,
соответственно, построить изложение каждой темы курса, дать дополнительные
рекомендации по изучению источников и литературы.
Студентам, которые хотят дополнительно поработать над той или иной
темой, лектор предоставляет тематические списки литературы. В рамках
учебного курса подразумевается составление тематических рефератов, которые
проверяется преподавателем, обсуждается со студентами и учитывается при
итоговом контроле знаний по курсу.
Студентов необходимо познакомить с основными источниками, без которых
невозможно полноценное понимание проблематики курса. Поэтому эти источники
рекомендованы студентам для домашнего изучения и включены в программу
семинаров. По каждой теме планируется изучение нескольких основных
источников, относящиеся к разным аспектам жизни и деятельности Русской
Православной Церкви (высшее церковное управление, деятельность епархиальных
архиереев, приходское духовенство, монашество, духовное образование,
богословская наука, миссия и т.д.) Это не означает, что студент должен
обязательно ознакомиться со всеми источниками. Студент может выбрать по
каждой позиции тот источник, который ему наиболее интересен или близок к
теме его специализации, курсовой работы и т.д.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины.
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
1) выработка навыков восприятия и анализа церковно-исторических источников
и научной литературы;
2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к
предъявляемой аргументации, развитие способности понимания церковно-
исторических аспектов современной общественно-политической жизни России,
самостоятельной и адекватной оценке тех или иных событий с учетом роли
Православия как ведущей традиционной религии страны;
3) развитие и совершенствование способностей к дискуссии, к формированию и
логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или
иному вопросу;
4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном
изучении церковно-исторических проблем.

Контроль успеваемости и промежуточная аттестация
При изучении учебного курса студентам предлагается три этапа контроля
знаний со стороны преподавателя.
1. Блиц-опросы. Они проводятся периодически на лекциях, при завершении той
или иной темы. Цель этих опросов - проверка знания фактологии (имена,
события).
2. Контрольная работа по проблематике курса. Акцент в этих контрольных
ставится на понимании проблематики курса, для чего предлагаемые вопросы
(1-2 для каждого студента) ставятся в «проблемной» форме.
3. Экзамен. Принцип составления экзаменационных вопросов по курсу Истории
Русской Православной Церкви. Вопросы итогового контроля по курсу не
совпадают с пунктами учебной программы. Акцент в этих вопросах сделан на
ретроспективном рассмотрении той или иной стороны жизни Русской
Православной Церкви или проблемы за достаточно длительный период. Такой
подход преследует две цели: а) позволяет проследить и проанализировать
развитие проблем, выявить причинно-следственные отношения событий; б)
побуждает студентов при подготовке к экзамену не механически учить
лекционный материал, а работать с ним творчески, выделяя в изученном
ключевые события, важнейшие аспекты проблемы, проводить сравнительный
анализ той или иной стороны церковной жизни в разные периоды. Для
облегчения подготовки к экзамену в каждом билете дается некоторая
структура, то есть, выделяются важнейшие проблемы или отдельные аспекты
этих проблем, на которые надо обратить особое внимание. Но при ответе на
экзамене студент волен выбрать иную структуру ответа, более удобную ему
для изложения материала.

Требования к ответу на зачете (экзамене) по курсу Истории Русской
Православной Церкви
Студент в своем ответе должен:
1. Уметь выделить структуру вопроса и ключевые понятия.
2. Показать понимание богословской и церковно-исторической проблематики.
3. Обосновать заявляемые тезисы.
4. Владеть необходимой фактологией, уметь проследить причинно-следственные
связи церковно-исторических событий.
5. Иметь представление о современном состоянии научно-богословской
разработки вопроса.
К экзамену по курсу Истории Русской Православной Церкви необходимо иметь
определенные сведения о лицах и событиях, наиболее важных для истории
Русской Церкви.
О личностях необходимо знать:
а) время деятельности указанного лица (с точностью до четверти века или
эпохи правящего императора);
б) основные факты из жизнеописания, важные для церковно-исторической
характеристики данного лица (образование; в каком монастыре подвизался (для
преподобных); настоятельство или наместничество в монастыре; последняя
(высшая) кафедра; судебный процесс, ссылка и пр.)
в) главные свершения и достижения в церковной деятельности;
г) основные богословские взгляды и богословские труды (если таковые
имеются);
д) значение данного лица в истории Русской Православной Церкви.
О событиях необходимо знать:
а) точную дату;
б) суть произошедшего, основные причины, конкретный повод, результаты и
последствия;
в) основные участники события, их роль;
г) значение данного события для истории Русской Православной Церкви.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
а) основная литература:
Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви т. 1-7. М., Изд.
Валаамского монастыря, 1994-1997.
Голубинский Е. Е. История Русской Церкви в 2 тт. (4 частях). М., 1997-1998.
Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. Рязань, 1890-
1893. Переизд.: М., 2001.
Петрушко В. И. История Русской Церкви. М., ПСТБИ, 2006.
Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: синодальный и новейший
периоды. 2-е изд., перераб. М., 2006.
б) дополнительная литература:
Знаменский П. В. История Русской Церкви (любое издание)
Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви: В 2 т. (любое издание).
Православная энциклопедия. Вводный том «Русская Православная Церковь». М.,
2000.
Смолич И. К. История Русской Церкви: 1700-1917. М., 1996-1997 (История
Русской Церкви. Кн. 8. 2 ч.)
Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. Вильнюс, 1991
Яковлев А. И. Лекции по истории Христианской Церкви. М., 2004.



Разработчик:

|УМС по теологии |Председатель |член-корр. РАН, |
|УМО по классическому | |проф. Карпов С. П. |
|университетскому образованию| | |