Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.umo.msu.ru/docs/poop/poop-polit-bak.doc
Дата изменения: Mon Jul 4 17:53:48 2011
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:46:58 2012
Кодировка: koi8-r

[pic]
Перечень профилей подготовки выпускников

1. Теория политики; политический анализ и прогнозирование
2. История политики и политических учений
3. Российская политика
4. Международные отношения и мировая политика
5. Сравнительная политология; политическая регионалистика и этнополитика
6. Социология и психология политики; политическая конфликтология
7. Государственная политика и управление; политический менеджмент
8. Политология экономических процессов
9. Политическая журналистика

Требования к результатам освоения основных образовательных программ
(компетентностная модель выпускника)

Выпускник по направлению подготовки «Политология» с квалификацией
(степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу,
восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и
письменную речь (ОК-2);
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и
культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные
различия (ОК-4);
- способен понимать движущие силы и закономерности исторического
процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом
процессе, политической организации общества (ОК-5);
- способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и
личностно значимые философские проблемы (ОК-6);
- владеет средствами самостоятельного, методически правильного
использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к
достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения
полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-7);
- осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и
развития современной цивилизации; готов принять нравственные обязанности по
отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-
8);
- готов к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе
моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к
другой культуре; готов нести ответственность за поддержание партнерских,
доверительных отношений (ОК-9);
- знает свои права и обязанности как гражданина своей страны; умеет
использовать Гражданский Кодекс, другие правовые документы в своей
деятельности; демонстрирует готовность и стремление к совершенствованию и
развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10);
- стремится к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и
мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки,
наметить пути и выбрать средства их развития или устранения (ОК-11);
- понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает
высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
- способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению
конфликтов; к социальной мобильности; обладанию чувством социальной
ответственности (ОК-13);
- знает основные положения и методы социальных, гуманитарных и
экономических наук, способен использовать их при решении социальных и
профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы
и процессы (ОК-14);
- знает основные положения, законы и методы естественных наук и
математики; способен на их основе представить адекватную современному
уровню знаний научную картину мира (ОК-15);
- готов использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в
профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и
моделирования (ОК-16);
- способен выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в
ходе профессиональной деятельности, привлечь для их решения соответствующий
физико-математический аппарат (ОК-17);
- способен и готов к восприятию и адекватной интерпретации общественно
значимой социологической информации, использованию социологического знания
в профессиональной деятельности (ОК-18);
- способен и готов понимать и анализировать экономические проблемы (ОК-
19);
- знает основные методы защиты производственного персонала и населения
от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы
применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их
последствий (ОК-20);
- понимает сущность и значение информации в развитии современного
общества; знает основные методы, способы и средства получения, хранения,
переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством
управления информацией; умеет работать с традиционными носителями
информации, распределенными базами знаний; способен работать с информацией
в глобальных компьютерных сетях (ОК-21);
- свободно владеет литературной и деловой письменной и устной речью на
русском языке, навыками публичной и научной речи; умеет создавать и
редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику
рассуждений и высказываний; владеет одним из иностранных языков на уровне
бытового общения; способен использовать для решения коммуникативных задач
современные технические средства и информационные технологии (ОК-22);
- владеет педагогическими навыками для работы с учащимися, умеет
использовать возможности педагогики и психологии для эффективного
осуществления учебного процесса, применения современных методов
преподавания (ОК-23).

б) профессиональными:

научно-исследовательская деятельность
- владеет навыками научных исследований политических процессов и
отношений, методами анализа и интерпретации представлений о политике,
государстве и власти (ПК-1);
- владеет навыками участия в исследовательском процессе,
представлением о методах современной политической науки и их применении в
политологических исследованиях

(ПК-2);

педагогическая деятельность
- владеет методикой преподавания курса обществознания и политологии, а
также отдельных дисциплин политологического знания в средней
общеобразовательной школе, лицее и гимназии, способен логично и
последовательно представлять освоенное знание

(ПК-3);


- способен и умеет использовать полученные знания и навыки по:
- введению в политическую теорию (владение методологией анализа
современных политологических доктрин и подходов, формирование навыков
исследовательской работы в области теории политики) (ПК-4);
- политической истории России и зарубежных стран (знание основных
этапов и характеристик политической истории России и зарубежных стран,
особенностей исторических традиций в политическом развитии, владение
навыками политического анализа исторического прошлого) (ПК-5);
- истории политических учений (знание основных учений и концепций
мировой и отечественной политической мысли, умение работать с оригинальными
научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями) (ПК-6);
- сравнительной политологии (освоение основных теоретико-
методологических подходов в политической компаративистике, знание
современных школ и концепций в сравнительной политологии, владение навыками
сравнительного анализа политических систем и институтов) (ПК-7);
- политической психологии (знание закономерностей поведения и
менталитета политических лидеров и рядовых граждан, их рациональных
убеждений и бессознательных мотивов, массовых политических настроений и
личностных особенностей политиков)

(ПК-8);
- современной российской и мировой политике (знание основных
закономерностей и тенденций мирового и российского политического процесса,
представление о процессах глобализации и их влиянии на современные
международные отношения, о месте и роли основных политических институтов в
современном обществе) (ПК-9);
- политическому анализу и прогнозированию (представление об
аналитической и прогностической функциях современной политологии, знание
методов сбора и первичной обработки политической информации, методологии и
методик политического анализа, освоение основных теоретико-методологических
подходов в сфере политического прогнозирования) (ПК-10);
- политическому менеджменту (представление о менеджменте в системе
современной политологии, знание методов принятия и реализации политических
решений, умение применять политические технологии, формирование навыков
политического консалтинга) (ПК-11);

организационно-управленческая деятельность
- способен к участию в организации управленческих процессов в органах
власти, в аппарате политических партий и общественно-политических
объединений, органах местного самоуправления (ПК-12);
- способен к участию в проведении политических кампаний, к
использованию знаний об избирательных технологиях и других видах
политической мобилизации (ПК-13);
- владеет методиками социологического, политологического и политико-
психологического анализа, подготовки справочного материала для
аналитических разработок (ПК-14);
- способен рационально организовать и планировать свою деятельность,
применять полученные знания для формирования собственной жизненной
стратегии (ПК-15);
- способен к ведению деловой переписки (ПК-16);

проектная деятельность
- способен использовать знания о политической диагностике, участвовать
в работе по описанию, прогнозированию политических процессов и проблемных
ситуаций (ПК-17);
- способен к использованию методов политического позиционирования
бизнес-структур, СМИ и других участников политического процесса (ПК-18).
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

подготовки бакалавра по направлению «Политология»

Квалификация - бакалавр
Нормативный срок обучения - 4 года

| ? п/п|Наименование дисциплин |Трудоемкость |Примерное распределение по семестрам |
| |(в том числе практик) | | |
| | | | |


| | | | | | | | | | | | | | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |11 |12 |13
|14 | |Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл ( 49 зач. ед. )
|49 |1764 | | | | | | | | | | | | |Базовая часть |25 |900 | | | | | | | | |
| | |1.1. |История (Отечественная история) |4 |144 |+ |+ | | | | | | |Зач/
Экз | | |1.2. |Философия |4 |144 | | | | |+ |+ | | |Зач/
Экз | | |1.3. |Иностранный язык |9 |324 |+ |+ |+ |+ | | | | |Зач/
Экз | | |1.4. |Логика. Теория аргументации |3 |108 |+ |+ | | | | | | |Экз./
Зач | | |1.5. |Психология и педагогика |2 |72 | | | |+ |+ | | | |Экз | |
|1.6. |Основы экономической теории |1,5 |54 |+ | | | | | | | |Экз | | |1.7.
|Правоведение |1,5 |54 | | | | |+ | | | |Экз | | | |Вариативная часть, в
т.ч. дисциплины по выбору студента |24 |864 | | | | | | | | | | | | |Курсы
по выбору студента |9 |324 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | |Б.2 Математический и


естественнонаучный цикл (20 зач. ед.) |20 |720 | | | | | | | |
| | | | |Базовая часть |9 | 324 | | | | | | | | | |




| |2.1. |Высшая математика |4 | 144 |+ |+ | | | | | | |Зач/
Экз | | |2.2. |Информатика |3 | 108 | |+ |+ | | | | | |2зач | | |2.3.
|Концепции современного естествознания |2 |72 | | |+ | | | | | |Зач | | |
|Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента |11 |396 | | | | |
| | | | | | | | Курсы по выбору студента |4 |144 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |Б.3 Профессиональный цикл ( 158 зач. ед. ) |158
|5688 | | | | | | | | | | | | |Базовая часть |79 |2844 | | | | | | | | | |
| |3.1 |Введение в политическую теорию |6 |216 | | | | |+ |+ |+ | |Зач/Экз
| | |3.2 |Политическая история России и зарубежных стран |8 |288 |+ |+ |+
|+ | | | | |2зач/
2экз | | |3.3 |История политических учений |20 |720 |+ |+ |+ |+ |+ |+ | |
|4 зач/
5 экз | | |3.4 |Современная российская политика * |12 |432 | | | | | |+ |+
|+ |2зач/Экз | | |3.5 |Мировая политика и международные отношения * |12
|432 | | | |+ |+ |+ |+ | |2зач/2экз | | |3.6 |Сравнительная политология |4
|144 | | | | | | |+ |+ |Зач/Экз | | |3.7 |Политическая психология |4 |144 |
| | | | |+ |+ | |Зач/Экз | | |3.8 |Политический анализ и прогнозирование |4
|144 | | | |+ |+ | | | |Зач/Экз | | |3.9 |Политический менеджмент |6 |216 |
| | | | |+ |+ |+ |зач/
2экз | | |3.10 |Безопасность жизнедеятельности |3 |108 |+ |+ | | | | | |
|зач | | | |Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента |79
|2844 | | | | | | | | | | | | |Курсы по выбору студента |32 |1152 | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Б.4 Физическая культура |2 |400
|+ |+ |+ |+ |+ |+ | | |6 зач | | |Б.5 Учебная и производственная практики
(разделом учебной практики может быть НИР обучающегося) |7 |252 | | | | | |
| | | | | |Б.6 Итоговая государственная аттестация |4 |144 | | | | |
| | | + | | | |Всего: |240 |8640
(+328)* | | | | | | | | | | |
Аннотации примерных программ дисциплин

Введение в политическую теорию
Политика как объект познания в политической науке. Политика в реальном
и исследовательском отношениях. Политика как меняющийся объект познания.
Эволюция представлений о политике. Политика как предмет изучения в
европейских университетах XVIII века. Категория политики в современной
политической теории. Политическая наука и политическая теория. Политическая
наука как отдельная отрасль знания. Зарождение и развитие политологического
знания. Генезис политической науки в Европе. Развитие политической науки в
Московском университете. Институционализация политической науки. Основные
подходы к определению предмета политической науки. Современное
политологическое знание: предмет, структура, функции. Место политической
теории в системе знаний о политике. Нормативные и эмпирические политические
теории. Фундаментальные и прикладные исследования в политологии.
Методология политической науки. Эволюция методов политологии. Группы
методов политической науки: общие, общелогические и эмпирические методы.
Качественные и количественные методы политологии. У истоков политологии:
политическая теория Макса Вебера. Институциональный метод политической
науки. Неоинституционализм. Позитивизм и политическая теория.
Бихевиоралистская революция в политологии. Теория рационального выбора как
метод политической науки. Системный и структурно-функциональный методы в
политологии. Категории системного анализа политики. Открытые и закрытые
системы в теории политики. Понятие самореферентной системы. Структурализм и
его значение для политической науки. Коммуникативные концепции политики.
Конструктивизм в политической науке. Концепция социальных полей. Поле
политики и его особенности. Теория структурации и ее значение для
современной политической теории. Постструктурализм в политической науке.
Понятие деконструкции и его значение для современной политологии.
Модернистская и постмодернистская методологии анализа политики:
сравнительный анализ. Радикальный постмодернизм в политологии. Актуальные
проблемы методологии политической науки. Теория политической власти.
Категория власти в политической науке. Соотношение политики и власти. Формы
власти. Власть как сила, могущество, влияние, авторитет, господство,
убеждение, принуждение и др. Власть и господство в теории М.Вебера.
Легитимность и легальность власти. Типы легитимности. Власть как каузальное
отношение. Проблема соотношения актуального и потенциального в понятии
«власть». Типологии власти. Понятие политической власти, современные
подходы к определению. Политическая и неполитическая власть. Политическая и
государственная власть. Основные функции политической власти. Средства и
способы осуществления политической власти. Разделение властей и его
значение в жизни современного общества. Современные подходы к определению
понятия политической власти. Понятие власти как капитала в социальном поле.
Виды капиталов и их соотношение. Виды политического капитала (П.Бурдье).
Коммуникативные теории власти. Власть как символический посредник в
политической системе (Т.Парсонс). Власть как коммуникационный код в
политической системе (Н.Луман). Механизм власти в теории тоталитарного
государства. Понятие позитивной власти (Х. Арендт). Постструктуралистские
теории власти. Структура, действие и власть (Э.Гидденс). Постмодернистские
теории власти. Современные концепции власти-знания. Как знание генерирует
власть? Дисциплинарное общество и дисциплинарная власть (М. Фуко).
Политическая система. Понятие политической системы, основные подходы к
определению. Структура и функции политической системы. Характеристика ее
подсистем. Типология политических систем. Основные формы правления в
современном мире. Формы административно-государственного устройства в
современном мире. Понятие политического режима. Типы политических режимов.
Характеристика и типология авторитарных политических режимов. Основные
признаки тоталитарного политического режима. Отличия тоталитарного
политического режима от авторитарного. Особенности султанистского
политического режима. Характеристика демократического политического режима.
Исторические формы демократии. Современные модели демократических
политических режимов. Демократия в Америке. Политический процесс. Понятие и
основные характеристики политического процесса. Основные подходы к изучению
политического процесса. Этапы политического процесса. Типы политических
процессов. Политическое изменение и развитие. Соотношение категорий
«политический процесс», «политическое изменение» и «политическое развитие».
Проблематика политического изменения в истории политической мысли. Типы
политического изменения (реформа, революция, переворот, реставрация и др.).
Современные теории политического изменения и развития. Концепции прогресса
и их значение в политической науке. Понятие «современность» («модерн»).
Основные черты современности. Традиционное, переходное и современное
общество: основные признаки. Модерн как общество риска в современных
социально-политических теориях. Модерн как незавершенный проект. Теория
политической модернизации. Основные этапы развития теории политической
модернизации. Предпосылки и факторы политической модернизации. Модели
политической модернизации. Критика теории политической модернизации.
Понятие демократического транзита. Стадии демократического транзита.
Современные общества на пути к демократии: теории и реальность. Основные
теории и признаки постсовременного общества (постмодерна). Тема 10.
Политический институт. Понятие политического института. Становление
категории «политический институт». Правовой и социологический подходы к
определению понятия «политический институт». Государственные и
негосударственные политические институты. Государство как центральный
политический институт. Государство и сетевые структуры. Гражданское
общество и его институты. Современные концепции гражданского общества.
Гражданское общество и государство. Группы интересов в политике. Типология
и функции групп интересов в современной политике. Теория партий и партийных
систем. Понятие политической партии. Основные признаки политической партии.
Функции и цели деятельности политических партий. Происхождение политических
партий. Структура политических партий. Типы современных партийных структур.
Руководство политической партией. Понятие «внутреннего круга». Социальная
база политических партий. Типология политических партий. Место и роль
политической партии в современном обществе. Понятие партийной системы. Типы
партийных систем. Избирательные системы. Понятие избирательной системы.
Типы современных избирательных систем. Разновидности мажоритарной
избирательной системы. Разновидности пропорциональной избирательной
системы. Основные признаки смешанной избирательной системы. Взаимосвязь
партийной и избирательной систем. Политическая культура. Происхождение
понятия «политическая культура». Современные концепции политической
культуры. Типология политических культур. Принцип деления политических
культур на восточные и западные. Политическая идеология. Понятие идеологии.
Классические и современные подходы к определению. Значение идеологий в
современной политике. Современная либеральная идеология. Современная
консервативная идеология. Эволюция современной социал-демократии.
Идеологическое течение анархизма. Неоанархизм. Национализм в современной
политике. Нации как «воображаемые сообщества».

Политическая история России
Принципы и механизмы взаимодействия общеисторических императивов и
требований отечественной политической традиции. Основные пружины и факторы
политической истории России. Общие характеристики российской
государственности, основные этапы ее эволюции. Центральная власть, местное
управление и самоуправление в России. Россия как многонациональная держава,
особенности ее имперского пути. Сословия и классы российского общества.
Церковь и государство в политической истории России. Реформы и контрреформы
в России. Движения социального протеста и политическая оппозиция в
российском обществе. Возникновение политических партий, их социальная база
и программатика. Опыт парламентаризма в России. «Февраль» и «Октябрь»:
логика и противоречия политического процесса. Становление советской власти
и политическая борьба в стране. Политические структуры и политический
процесс в СССР. Особенности национально-государственного строительства.
Внешняя политика СССР. Попытки реформ в Советском Союзе. Советская модель
общества в политической истории двадцатого века.

Политическая история зарубежных стран
Объективные основы, объект и предмет истории мировой политики.
Периодизация истории мировой политики. Античный период истории мировой
политики. Полисные и централизованные формы политических отношений.
Политические системы народов и стран Месопотамии. Античные страны с
имперской формой политического правления. Античные страны с
децентрализованной формой политического правления. Негосударственные
субъекты античного периода истории мировой политики. Средневековый период
истории мировой политики. Вечевые и авторитарные формы политических
отношений. Политические систем кочевых племён и народов. Теократические
формы политического правления. Средневековые страны с абсолютистской формой
политического правления. Средневековые страны феодальной демократии в
качестве политической формы правления. Негосударственные субъекты
средневекового периода истории мировой политики. Период новой истории
мировой политики. Насильственные и демократические формы политических
отношений. Колониальная политика европейских стран, США и Японии. Борьба за
лидерство в мировой политической системе. Выработка согласованных норм
политических отношений между странами ядра мировой политической системы.
Негосударственные субъекты мировой политики периода новой истории. Период
новейшей истории мировой политики. Либеральные и традиционные формы
политических отношений. Формирование наднациональных государственных и
общественных политических объединений и структур. Негосударственные
субъекты мировой политики периода новейшей истории.

История социально-политических учений России
Предмет и метод истории социально-политических учений России.
Социально-политическая мысль России: этапы развития, основные проблемы,
специфика. Социально-политические идеи IX -- начала XIII вв. Социально-
политическая мысль XIII-XIV вв. Социально-политическая мысль XV -- первой
половины XVI вв. Социально-политические учения второй половины XVI в.
Социально-политические учения первой половины XVII в. Социально-
политическая мысль XVII в. Социально-политические идеи и концепции первой
половины XVIII в. Политическая мысль второй половины XVIII в. Политические
идеи и проекты первой четверти XIX в. Политические идеи и учения
представителей консервативных течений 30-50-х гг. ХIХ в. Политические
учения славянофильства, западничества и почвенничества ХIХ в. Политические
теории русского либерализма 40-60-х гг. ХIX в. Социалистические идеи и
концепции 40-60-х гг. ХIX в. Русский революционный радикализм и анархизм 60-
70 гг. XIX в. Политические теории народнического социализма 70-80 х гг. XIX
в. Политические теории пролетарского социализма (марксизма). Консервативные
и панславистские политические учения второй половины ХIХ в. Монархистские
политические учения конца ХIХ - начала ХХ вв. Анархистские учения конца XIX
- начала XX вв. Политические теории русского либерализма конца XIX - начала
ХХ вв. Политическая доктрина большевизма. Социалистические и анархистские
концепции первой половины XX в. Социально-политические идеи в русской
религиозной философии XX в. Консервативная и либерально-консервативная
политическая мысль XX в. Социально-политическое учение евразийства.
Политическая публицистика «русского зарубежья». Русская социально-
политическая мысль конца XX - начала XXI в.

История зарубежных социально-политических учений
Предмет и метод истории зарубежных социально-политических учений.
Социально-политические идеи Древнего Востока. Социально-политические учения
Античности. Социально-политические учения Средневековья. Социально-
политические учения эпохи Возрождения и Реформации. Социально-политические
учения в Западной Европе XVII в. Социально-политические учения эпохи
Просвещения. Социально-политические идеи эпохи Великой Французской
революции. Социально-политические учения представителей немецкой
классической философии. Социально-политические учения в Западной Европе в
XIX в.: консервативные политические теории либеральные политические
концепции; социалистические и коммунистические политические теории.
Марксистская политологическая доктрина. Социально-политическая теория
анархизма. Философско-методологические основания современной политической
мысли. Социально-политические учения XX в.: неолиберализм, неоконсерватизм,
неомарксизм; модели социально-политической динамики; теории демократии;
элитистские учения; концепции «массового общества»; критика тоталитаризма;
технократические и посттехнократические утопии; леворадикальные социально-
политические учения. Социально-политическая мысль в странах Латинской
Америки. Восточная традиция социально-политической мысли.

Мировая политика и международные отношения
Особенности объекта и предмета международно-политической науки. Роль
теоретического знания в изучении мировой политики и международных
отношений. Методология исследования мирового политического процесса. Общие
и частные теории мировой политики и международных отношений. Классический
политический реализм.
Неореализм (структурный реализм). Неоклассический реализм. Либерально-
идеалистическая парадигма в изучении мировой политики и международных
отношений. Неолиберализм в исследовании мировой политики и международных
отношений: теории транснационализма, взаимозависимости и международных
институтов.
Современные политические теории глобализации и глобального управления.
Конструктивизм. Неомарксизм в исследовании мировой политики и
международных отношений. Постмодернизм в исследованиях мировой политики и
международных отношений. Феминизм в исследованиях мировой политики и
международных отношений.
Моделирование современной международно-политической системы.
Современный этап развития мировой политики в логике длинных циклов.
Конкурирующие сценарии политический глобализации. Интеграционные проекты в
современном мире.
Великие державы в мировой политике. Россия как субъект мирового
политического процесса.

Современная российская политика
Политический процесс и его особенности в современной России.
Конституционные преобразования и основные положения Конституции РФ.
Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в
России. Человек в политическом пространстве страны. Система государственной
власти в Российской Федерации. Избирательная система и избирательный
процесс. Партийная система России. Группы интересов в политическом
процессе. Церковь в политико-правовом пространстве страны. Средства
массовой информации и государственная информационная политика. Федеративные
отношения. Региональная политика. Этнополитические процессы. Элиты и
лидерство. Внешняя политика России. Политико-культурное и духовно-
идеологическое пространство. Политические идеологии в стране. Национальные
интересы и национальная безопасность России. Задачи перехода страны на
инновационный путь развития: политический аспект.

Политическая психология
Целью курса является изучение субъективной стороны политических
процессов и институтов, психологического измерения современной политики.
Объектом исследования данной политологической дисциплины являются
политическое поведение, политическое сознание и бессознательные реакции как
рядовых граждан, так и политических лидеров, функционеров политических
партий, сторонников движений, групп давления, парламентских фракций и
других участников политического процесса.
В данном курсе ставится задача введения студентов в проблематику
политической психологии, которая является необходимой составной частью
современной политологии. Большое значение для усвоения предмета является
соединение теоретического материала с самостоятельным осмыслением
материала, активной работой студентов на семинарских и практических
занятиях, их включение в исследовательский процесс.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Курс посвящен
анализу психологических аспектов современной политики. В нем дается
представление о политической психологии как политологической субдисциплине,
о ее основных теоретических направлениях и методологическом инструментарии.
В отличие от других разделов политической науки где, прежде всего, дается
анализ политических институтов, политико-психологический анализ
предполагает акцент, прежде всего, на поведенческом измерении политики, на
изучении закономерностей поведения индивидуальных и массовых акторов
политики. В курсе рассматриваются также закономерности менталитета
политических лидеров и рядовых граждан, их рациональных убеждений и
бессознательных мотивов, массовых политических настроений и личностных
особенностей политиков.
Содержание курса. Курс имеет следующую содержательную структуру:
. Предмет политической психологии.
. История исследований в политической психологии.
. Методология и методы политической психологии.
. Национальная психология в политическом контексте.
. Психология терроризма.
. Психология массового электорального поведения.
. Психология авторитарности.
. Личность и политика.
. Политический менталитет.
. Механика политического поведения. Политические роли, мотивы, стили
и типы политического участия.
. Психологические аспекты политических коммуникаций.
. Политическое лидерство.
. Политические ценности.
. Образы российской власти и имиджи ведущих политиков.
Требования к уровню освоения курса. От студентов ожидается освоение
ряда специальных понятий политической психологии, дающих возможность
использовать новые для них концепции и положения в рамках освоения ими
современной политической науки. От них также требуется овладение
исследовательскими навыками, умение использовать теоретический материал для
понимания закономерностей реальной политики.
На семинарских занятиях предполагается выработка навыков анализа
текущих политических процессов, умения применять теоретические положения
политической психологии для прикладных целей. В самостоятельную работу
студента входит чтение учебной литературы и выполнение ряда практических
задач (участие в практикумах, анализ политических текстов и
видеоматериалов, написание творческих работ, рефератов и эссе).
Специфика проведения лекционных занятий по курсу состоит в том, что
данный курс читают профессора и доценты кафедры социологии и психологии
политики, являющиеся ведущими отечественными специалистами в тех темах
политической психологии, которые изучаются студентами в ходе этого курса.
Освоение курса студентом происходит с помощью лекций (64 часа),
семинаров и практических занятий (64 часа). По окончании второго семестра
третьего курса студенты сдают зачет по предмету, итоговая аттестация по
всему курсу в первом семестре четвертого курса проходит в форме экзамена.

Политический менеджмент
Понятие «менеджмент» и специфика политического менеджмента. Объект и
предмет политического менеджмента. Политический менеджмент и глобальные
проблемы. Главные этапы в развитии политического менеджмента: авторитарный,
патерналистский, демократический. Концептуальные школы в формировании
менеджмента. Специфика менеджмента в бизнесе, в публичной сфере и в
государственных структурах. Основные принципы политического менеджмента.
Формы организации политического менеджмента. Национально-культурные модели
политического менеджмента в Европе, США, Японии, Китае, России. Понятие
«институт» и его применение в менеджменте. Частные, публичные и
политические институты менеджмента. Роль институтов менеджмента в
стабилизации государственной политики. Понятие «функция» в управлении.
Классические функции менеджмента. Специфика политических функций
менеджмента. Стратегии в политике: их виды. Главные этапы разработки и
проведения политической стратегии. Стратегический менеджмент: цели, задачи,
инструменты. Администрирование как служба в государственных, коммерческих и
публичных организациях. Критерии административной эффективности.
Административный ресурс в политике. Политические и управленческие решения:
их результативность. Этапы выработки и принятия решений в политическом
менеджменте. Типология решений в менеджменте. Сущность контроля в политике.
Контроль как этап управленческого цикла. Основные формы контроля в
менеджменте. Основные положения концепции человеческих ресурсов в
менеджменте. Главные количественные и качественные показатели человеческих
ресурсов. Человеческие ресурсы как национальный и политический капитал.
Значение стиля управления в политике. Характеристика главных стилей в
политическом менеджменте: авторитарного, демократического и либерального.
Роль индивидуальной стилистики в менеджменте. Политика как командная игра.
Содержание работы в команде и виды команд. Политика, правила и игра.
Политические риски: их специфика и типология. Венчурный характер
политического менеджмента. Исчисление уровня и степени рисков в политике.
Авторитаризм и демократия в менеджменте. Соотношение распорядительских
полномочий и гражданских свобод в менеджменте. Политика социального
партнерства и менеджмент. Имманентность конфликта между руководством и
исполнением: его основные составляющие. Технологии инициирования,
проведения и урегулирования конфликтов в менеджменте.

Материально-техническое обеспечение образовательной программы
Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные
программы подготовки бакалавров по политологии, должно располагать
материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и
научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренной учебным планом
вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и
нормам.
Минимально необходимый для реализации бакалаврской программы перечень
материально-технического обеспечения включает в себя:
- наличие компьютерного класса;
- наличие доступного для студента выхода в Интернет;
- наличие специально оборудованных кабинетов или аудиторий для
мультимедийных презентаций.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого
обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в
компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых
дисциплин.
Возможности компьютерного класса должны позволять каждому из студентов
отработать на компьютере не менее 20 часов в год.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного
программного обеспечения.

Требования к итоговой государственной аттестации
Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской
выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен вводится по
усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной
работы (бакалаврской работы) определяются высшим учебным заведением на
основании действующего Положения об итоговой государственной аттестации
выпускников высших учебных заведений, утвержденного федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также
соответствующего ФГОС ВПО в части требований к результатам освоения
основной образовательной программы бакалавриата.

Порядок внесения изменений в примерную основную образовательную
программу
Предложения по возможным изменениям вносятся представителями высших
учебных заведений и работодателями, передаются в Учебно-методический совет
по политологии УМО по классическому университетскому образованию, далее
поступившие предложения рассматриваются экспертами УМС, назначаемыми его
председателем. Результаты экспертного анализа докладываются на заседании
президиума Учебно-методического совета, который и принимает решение о
внесении соответствующих изменений в примерную основную образовательную
программу или о нецелесообразности таковых. Учебно-методический совет
информирует вузы о внесенных изменениях в примерную основную
образовательную программу.


[pic]