Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.umo.msu.ru/docs/poop/poop-hist-mag.doc
Дата изменения: Mon Jul 4 17:53:36 2011
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:23:30 2012
Кодировка: koi8-r

Учебно-методическое объединение по классическому университетскому
образованию

|Согласовано: | |Утверждаю: |
| | |Председатель |
|Директор РГАСПИ | |Учебно-методического |
|А.К. Сорокин | |объединения по классическому|
| | |университетскому |
| | |образованию, |
|_________________ | |академик В.А. Садовничий |
| | | |
| | | |
|«____»__________2011 г. | |_________________ |
| | | |
| | | |
| | |«____»__________2011 г. |


Примерная
основная образовательная программа

высшего профессионального образования


Направление подготовки
030600 «История»

Утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. ?337
ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от 21 декабря 2009 г. ?
759






Квалификация (степень)
Магистр

Нормативный срок освоения программы
2 года







Форма обучения
Очная





Москва, 2011

1. Общие положения.
Примерная основная образовательная программа (ПООП ВПО) по направлению
030600 - История (магистратура) разработана на основании Федерального
государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования подготовки бакалавра по направлению 030600 - История,
утвержденного приказом Министра образования и науки Российской Федерации
от 21 декабря 2009 года ? 759 и является системой учебно-методических
документов, рекомендуемых вузам для использования при разработке основных
образовательных программ (ООП) второго уровня высшего профессионального
образования (магистратура) по направлению подготовки 030600 - История в
части:
- компетентностно-квалификационной характеристики выпускника;
- содержания и организации образовательного процесса;
- текущей, промежуточной и итоговой государственной аттестации
выпускников.


2. Требования к результатам освоения основных образовательных программ
магистратуры.

Выпускник по направлению подготовки "История" с квалификацией (степенью)
«магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями
основной образовательной программы должен обладать следующими
компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

- способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и
общекультурный уровень (ОК-1);
- способен порождать новые идеи (креативность) (ОК-2);
- способен к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и
научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности,
социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного
опыта (ОК-3);
- способен свободно пользоваться русским и иностранным языками, как
средством делового общения; (ОК-4);
- способен использовать на практике навыки и умения в организации
научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении
коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее
социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении,
оценивать качество результатов деятельности (ОК-5);
- готов к принятию ответственности за свои решения в рамках
профессиональной компетенции, способен принимать нестандартные решения,
разрешать проблемные ситуации (ОК-6);

б) профессиональными (ПК):

общепрофессиональными
- способен использовать знания в области гуманитарных, социальных и
экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-
1)
- способен использовать в познавательной и профессиональной
деятельности базовые знания в области основ информатики и элементы
естественнонаучного и математического знания (ПК-2);
- способен самостоятельно приобретать и использовать в практической
деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний,
непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять
своё научное мировоззрение (ПК-3);
- способен использовать знания правовых и этических норм при оценке
своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении
социально значимых проектов (ПК-4);
- способен применять современные методы и методики исследования (ПК-
5);
- способен к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с
представителями других областей знания в ходе решения научно-
исследовательских и прикладных задач (ПК-6);
- способен к инновационной деятельности; умеет ставить и решать
перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи (ПК-7);
- способен к критическому анализу собственной научной и прикладной
деятельности (ПК-8);
- способен анализировать, синтезировать и критически осмыслять
информацию на основе комплексных научных методов (ПК-9);
- способен к использованию в исследовательской практике современного
программного обеспечения (с учетом потребностей соответствующей области
знаний) (ПК-10);

в научно-исследовательской деятельности:
- способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в
соответствии с профилем магистерской программы, с использованием знания
фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы (ПК-11);
- способен к анализу и обобщению результатов научного исследования на
основе современных междисциплинарных подходов (ПК-12);
- знает современные методологические принципы и методические приемы
исторического исследования (ПК - 13);
- способен использовать в исторических исследованиях тематические
сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-14);
- способен к подготовке и проведению научных семинаров, конференций,
подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-15);

в педагогической деятельности:
- имеет навыки практического использования знаний основ педагогической
деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательной школе (на
всех уровнях), а также в учебных заведениях, дающих среднее специальное и
высшее образование (ПК-16);
- умеет анализировать и объяснять политические, социокультурные,
экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого
фактора и цивилизационной составляющей (ПК- 17);
- способен к применению современных информационно-коммуникационных
технологий в учебном процессе (ПК-18);

в организационно-управленческой деятельности:
- способен формулировать и решать задачи, связанные с реализацией
организационно-управленческих функций, умеет использовать для их
осуществления методы изученных наук (ПК-19);
- умеет организовывать работу исполнителей, принимать управленческие
решения (ПК-20);
- способен к подготовке аналитической информации (с учетом
исторического контекста) для принятия решений органами государственного
управления и местного самоуправления (ПК-21);
- способен к использованию баз данных и информационных систем при
реализации организационно-управленческих функций (ПК-22);

в культурно-просветительской деятельности:
- способен к осуществлению историко-культурных и историко-
краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений (архивы,
музеи и т.п.) (ПК-23);

в экспертно-аналитической деятельности:
- способен к разработке исторических и социально-политических аспектов
в деятельности информационно-аналитических центров, общественных,
государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждений
историко-культурного туризма (ПК-24).

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
подготовки магистра по направлению 030600 - История
Квалификация - магистр
Нормативный срок обучения - 2 года

|? | Наименование дисциплин (в том числе практик) |Зачетные|Часы |Примерное распределение по семестрам|
|п/п | |единицы | | |
| | | | | |
| | | Трудоем| Трудое|1-й | 2-й|3-й | 4-й|Форма |
| | |кость по|мкость |семе|семе|семе|семе|промежуточной |
| | |ФГОС | |стр |стр |стр |стр |аттестации |
| | | | | | | | | |
| | | | |Количество недель |
| | | | | | | | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |
|1. |Философия и методология науки |3 |108 |х |х | | | |
|2. |Правоведение |2 |72 | | |х | | |
|3 |Информационные технологии в исторических |3 |108 |х | | | | |
| |исследованиях и образовании | | | | | | | |
| |Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору |16 |576 | | | | | |
| |студента | | | | | | | |
|4 |Дисциплины, устанавливаемые вузом |10 |360 |х |х |х | | |
|5 |Дисциплины по выбору студента |6 |216 |х |х |х | | |
| | | | | | | | | |
|1. |Междисциплинарные подходы в современной |4 |144 |х |х | | | |
| |исторической науке | | | | | | | |
|2 |Актуальные проблемы в современной исторической |4 |144 |х |х | | | |
| |науке | | | | | | | |
| |Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору |26 |936 | | | | | |
| |студента | | | | | | | |
|3 |Дисциплины, устанавливаемые вузом |16 |576 |х |х |х | | |
|4 |Дисциплины по выбору студента |10 |360 |х |х |х | | |
| | | | | | | | | |
| | | Трудоем| Трудое|1-й | 2-й|3-й | 4-й|Форма |
| | |кость по|мкость |семе|семе|семе|семе|промежуточной |
| | |ФГОС | |стр |стр |стр |стр |аттестации |
| | | | | | | | | |
| | | | |Количество недель |
| | | | | | | | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |
|1. |Философия и методология науки |3 |108 |х |х | | | |
|2. |Правоведение |2 |72 | | |х | | |
|3. |Информационные технологии в исторических |3 |108 |х | | | | |
| |исследованиях и образовании | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| |Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору |16 |576 | | | | | |
| |студента | | | | | | | |
|4 |Дисциплины, устанавливаемые вузом |10 |360 | | | | | |
|4.1 |История религий в России |4 | | |х |х | | |
|4.2 |Основы социологии |2 | | |х | | | |
|4.3 |Введение в политологию |4 | |х |х | | | |
|5 |Дисциплины по выбору студента |6 |216 |х | |х | | |
| |Например, Экономика; Менеджмент; Геоинформатика, | | | | | | | |
| |Геополитика | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|1. |Междисциплинарные подходы в современной |4 |144 |х |х | | | |
| |исторической науке | | | | | | | |
|2 |Актуальные проблемы в современной исторической |4 |144 |х |х | | | |
| |науке | | | | | | | |
| |Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору |26 |936 | | | | | |
| |студента | | | | | | | |
|3 |Дисциплины, устанавливаемые вузом |16 |576 |х |х |х | | |
|3.1 |Российская многопартийность |3 |108 |х | | | | |
|3.2 |Политические режимы в современном мире |2 |72 |х | | | | |
|3.3 |История российской общественно-политической мысли |3 |108 | |х |х | | |
|3.4 |Источниковедение истории политических партий и |2 |72 | |х | | | |
| |движений России | | | | | | | |
|3.5 |Современное государственное строительство в РФ |2 |72 | | |х | | |
|3.6 |Россия в мировой политике (вторая половина XX - |2 |72 |х | | | | |
| |начало XXI вв.) | | | | | | | |
|3.7 |Спецсеминар |2 |72 | | | | | |
|4 |Дисциплины по выбору студента |10 |360 | | | | | |
| |Например, Российский либерализм: прошлое и | | |х |х |х | | |
| |настоящее Социально-политическая история России в | | | | | | | |
| |90-е гг. ХХ в.; Современное государственное | | | | | | | |
| |строительство в РФ; Российский федерализм; | | | | | | | |
| |Политические элиты; Кризис КПСС (1985-1991 гг.); | | | | | | | |
| |Источниковедение исторической политологии; | | | | | | | |
| |Государственная политика в научно-технической | | | | | | | |
| |сфере: опыт СССР и РФ; Политическая культура | | | | | | | |
| |российского общества: история и современность; | | | | | | | |
| |Русский консерватизм; Национальный вопрос: теория и| | | | | | | |
| |история; Власть и общество в годы Великой | | | | | | | |
| |Отечественной войны; Вопросы экономики в программах| | | | | | | |
| |современных политических партий России; Власть и | | | | | | | |
| |культура в СССР; Социальные конфликты и | | | | | | | |
| |политическая оппозиция в СССР; История | | | | | | | |
| |диссидентского движения в СССР | | | | | | | |
| | | Трудоем| Трудое|1-й | 2-й|3-й | 4-й|Форма |
| | |кость по|мкость |семе|семе|семе|семе|промежуточной |
| | |ФГОС | |стр |стр |стр |стр |аттестации |
| | | | | | | | | |
| | | | |Количество недель |
| | | | | | | | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |
|1. |Философия и методология науки |3 |108 |х |х | | | |
|2. |Правоведение |2 |72 | | |х | | |
|3. |Информационные технологии в исторических |3 |108 |х | | | | |
| |исследованиях и образовании | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| |Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору |16 |576 | | | | | |
| |студента | | | | | | | |
|4. |Дисциплины, устанавливаемые вузом |10 |360 | | | | | |
|4.1 |История религий в России |4 | | |х |х | | |
|4.2 |Основы культурологии |2 | | |х | | | |
|4.3 |Иностранный язык |4 | |х |х | | | |
|5. |Дисциплины по выбору студента |6 |216 |х | |х | | |
| |Например, Экономика; Основы социологии; | | | | | | | |
| |Геоинформатика | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|1. |Междисциплинарные подходы в современной |4 |144 |х |х | | | |
| |исторической науке | | | | | | | |
|2 |Актуальные проблемы в современной исторической |4 |144 |х |х | | | |
| |науке | | | | | | | |
| |Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору |26 |936 | | | | | |
| |студента | | | | | | | |
|3 |Дисциплины, устанавливаемые вузом |16 |576 |х |х |х | | |
|3.1 |Палеография |3 |108 |х | | | | |
|3.2 |Архивоведение |3 |108 |х |х | | | |
|3.3 |Источниковедение вещественных исторических |2 |72 | | |х | | |
| |источников | | | | | | | |
|3.4 |Источниковедение изобразительных источников |2 |72 | |х | | | |
|3.5 |Историческая география |2 |72 |х | | | | |
|3.6 |Спецсеминар |4 |144 | |х |х | | |
|4 |Дисциплины по выбору студента |10 |360 | | | | | |
| |Например, Историческая метрология, Историческая | | |х |х |х | | |
| |хронология, Историческая картография, Русская | | | | | | | |
| |генеалогия, Историческая топонимика России, Русская| | | | | | | |
| |нумизматика, Бонистика, Музееведение и др. | | | | | | | |
|1 |Полевая |Июль |1-4 |Работа студента на раскопках памятника|Консультаци|
| |археологи|/авгус| |в качестве землекопа или препаратора |и в ходе |
| |ческая |т | |или первичная камеральная обработка |практики, |
| |практика | | |находок в качестве лаборанта |зачет по |
| |(общая) | | | |итогам |
| | | | |Экскурсии |практики |

5. Рекомендуемые образовательные технологии

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Самостоятельная подготовка учащегося может осуществляться по
созданным на кафедре археологии исторического факультета МГУ учебникам:
Археология. Учебник. Под редакцией академика РАН В.Л. Янина. М.
Издательство Московского университета, 2006. (в 2011 г. Издательство
Московского университета планирует осуществить второе издание данного
учебника).
Авдусин Д.А. Полевая археология СССР. М., 1980.

Оценочные средства
По результатам работы студент-практикант получает оценку «зачет».

Порядок выполнения и контроля самостоятельной работы обучающегося

Определяется целями, задачами и стратегией раскопок конкретного
археологического памятника и задачами археологических разведок.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
Археология. Учебник. Под редакцией академика РАН В.Л. Янина. М.
Издательство Московского университета, 2006.
Авдусин Д.А. Полевая археология СССР. М., 1980.
б) дополнительная литература:
Блаватский В.Д. Античная полевая археология. М., 1967.
Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования. М., 1989.
Renfrew C., Bahn P. Archaeology. Theories, Methods and Practice. L., 1998.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Интернет-публикации:
Авдусин Д.А. Полевая археология СССР. М., 1980. Электронная версия на
портале www.archeologia.ru

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Освоение дисциплины предполагает наличие специализированных баз для
проведения учебных полевых практик (по археологии) в соответствующих
регионах, оборудованных стационарными помещениями или палатками для
проживания и работы студентов и преподавателей, располагающих современным
полевым оборудованием и оборудованием для проведения камеральных работ.
.Список разработчиков и экспертов ПООП

Разработчики:

|Место работы |Занимаемая должность |Инициалы, фамилия |
|МГУ имени |председатель УМС по истории и | |
|М. В. Ломоносова |искусствоведению УМО по | |
| |классическому университетскому | |
| |образованию, декан исторического |С.П. Карпов |
| |факультета, член-корр. РАН, | |
| |профессор | |
|МГУ имени |зам. председателя УМС по истории и| |
|М. В. Ломоносова |искусствоведению УМО по | |
| |классическому университетскому |Л.И. Бородкин |
| |образованию, зам. декана | |
| |исторического факультета, | |
| |профессор | |
|МГУ имени |зам. декана исторического | |
|М. В. Ломоносова |факультета, зав. кафедрой истории |Л.С. Леонова |
| |общественных движений и | |
| |политических партий, профессор | |
|МГУ имени |зав. кафедрой источниковедения, | |
|М. В. Ломоносова |профессор |А.Г. Голиков |
|МГУ имени |зам. зав. кафедрой истории |А.В. Гусев |
|М. В. Ломоносова |общественных движений и | |
| |политических партий, доцент | |
|МГУ имени |зам. зав. кафедрой археологии, |А.Р. Канторович |
|М. В. Ломоносова |доцент | |
|МГУ имени |профессор кафедры источниковедения|Н.Б. Селунская |
|М. В. Ломоносова | | |
|МГУ имени |доцент кафедры источниковедения |О.С. Петрова |
|М. В. Ломоносова | | |


Эксперты:

|Место работы |Занимаемая должность |Инициалы, фамилия |
|Российский |директор РГАСПИ, к.и.н., лауреат |А.К. Сорокин |
|государственный |Государственной премии | |
|архив | | |
|социально-политичес| | |
|кой истории | | |
|Институт российской|Директор ИРИ РАН, д.и.н. |Ю.А. Петров |
|истории РАН | | |



Председатель УМС по истории и искусствоведению
УМО по классическому университетскому
образованию, декан исторического факультета,
член-корр. РАН, профессор
С.П. Карпов