Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.umo.msu.ru/docs/poop/poop-ecol-mag.doc
Дата изменения: Mon Jul 4 17:53:30 2011
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:21:41 2012
Кодировка: koi8-r

[pic]

1. Требования к результатам освоения основной образовательной
программы
Магистр по направлению подготовки 022000 - Экология и
природопользование в соответствии с целями основной образовательной
программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО
по данному направлению, должен иметь следующие компетенции:

1.1. Компетенции общенаучного цикла (М 1) соответствуют ФГОС ВПО
магистратуры по направлению подготовки 022000 Экология и
природопользование:
глубоким пониманием философских концепций естествознания и владеть
основами методологии научного познания при изучении различных уровней
организации материи, пространства и времени (ОК-1);
знанием современных компьютерных технологий, применяемых при сборе,
хранении, обработке, анализе и передаче географической информации; он
должен самостоятельно использовать современные компьютерные технологии для
решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач
профессиональной деятельности (ОК-2);
способностью и готовностью к активному общению в научной,
производственной и социально-общественной сферах деятельности; способностью
свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового
общения; способность к активной социальной мобильности (ОК-3);
владением методами оценки репрезентативности материала, объема
выборок при проведении количественных исследований, статистическими
методами сравнения полученных данных и определения закономерностей (ОК-4);
способностью использовать углублённые знания правовых и этических
норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при
разработке и осуществлении социально значимых проектов; использовать на
практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-
производственных работ, в управлении научным коллективом (ОК-5);
навыками самостоятельной научно-исследовательской работы и работы в
научном коллективе, способность порождать новые идеи (ОК-6);

1.2. Компетенции профессионального цикла (М 2) соответствуют ФГОС ВПО
магистратуры по направлению подготовки 022000 Экология и
природопользование:
в научно-исследовательской деятельности:
способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного
исследования; получать новые достоверные факты на основе наблюдений,
опытов, научного анализа эмпирических данных; реферировать научные труды,
составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и
производственной деятельности; обобщать полученные результаты в контексте
ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические
рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатах
исследований (ПК-1);
глубоким пониманием и творческим использованием в научной и
производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и
прикладных разделов специальных дисциплин ООП магистратуры (ПК-2);
владением основами проектирования, экспертно-аналитической
деятельности и выполнения исследований с использованием современных
подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии
с магистерской специализацией (ПК-3);
использованием современных методов обработки и интерпретации
экологической информации при проведении научных и производственных
исследований (ПК-4);
в проектно-производственной деятельности:
умением разработать типовые природоохранные мероприятия (ПК-5);
проводить оценку воздействия планируемых сооружений или иных форм
хозяйственной деятельности на окружающую среду (ПК-6);
умением диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать
практические рекомендации по охране природы и обеспечению устойчивого
развития (ПК-7);
знанием нормативные документы, регламентирующие организацию
производственно-технологических экологических работ (в соответствии с
магистерской специализацией) (ПК-8);
способностью методически грамотно разрабатывать план мероприятий по
экологическому аудиту, контролю за соблюдением экологических требований,
экологическому управлению производственными процессами (ПК-9).
в экспертно-аналитической и контрольно-ревизионной деятельности:
умением провести экологическую экспертизу различных видов проектного
задания, осуществить экологический аудит любого объекта и разрабатывать
рекомендации по сохранению природной среды (ПК-10);
в административной деятельности:
готовностью осуществлять организацию и управление научно-
исследовательскими и научно-производственными и экспертно-аналитическими
работами с использованием углубленных знаний в области управления
природопользованием (в соответствии с профильной направленностью ООП
магистратуры (ПК-11);
в педагогической деятельности:
обладанием теоретическими знаниями и практическими навыками для
педагогической работы в вузах; уметь грамотно осуществлять учебно-
методическую деятельность по планированию экологического образования и
образования для устойчивого развития (ПК-12).

2. Примерный учебный план

Примерный учебный план содержит перечень учебных циклов и дисциплин
базовых частей, определяющих профиль подготовки в соответствии с ФГОС ВПО
по направлению 022000 - Экология и природопользование, включая их
трудоемкость, распределение по семестрам и формы промежуточной аттестации
представлен в Приложении 1.

3. Примерные программы дисциплин

Примерные программы учебных дисциплин для базовой части каждого цикла
даны в Приложении 2.

Приложение 1
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
подготовки магистра по направлению 022000 Экологии и природопользование
Квалификация (степень) - магистр.
Нормативный срок обучения - 2 года
| ? п/п |Наименование дисциплин |Трудоемкость |Примерное распределение по семестрам |
| |(в том числе практик) | | |
| | |Зачетн|Академ|1-й | 2-й |3-й | 4-й |Форма |
| | |ые |ически|семестр|семестр|семестр|семестр|промеж.|
| | |единиц|е часы| | | | | |
| | |ы | | | | | |аттеста|
| | | | | | | | |ции |
| | | | | | | | | |
| | | | |Количество недель |
| | | | |9 |10 |11 |12 | |
|1.1. |Философские проблемы |2 |72 | | |+ | | |
| |естествознания | | | | | | | |
|1.2. |Иностранный язык |6 |216 | | |+ |+ | |
|1.3. |Компьютерные технологии в |2 |72 | | |+ | | |
| |экологии и природопользовании | | | | | | | |
| |Вариативная часть, в т.ч. |5 |180 | | | | | |
| |дисциплины по выбору студента | | | | | | | |
|2.1. |Современные проблемы экологии |2 |72 | |+ | | | |
| |и природопользования | | | | | | | |
| |Вариативная часть, в т.ч. |33 |1188 | | | | | |
| |дисциплины по выбору студента | | | | | | | |
| | | |Лекции |Семинары | |
|1 |Сущность и типы философских|10 |4 |2 |4 |
| |проблем естествознания | | | | |
|2 |Проблемы исторических |16 |8 |4 |4 |
| |реконструкций | | | | |
| |естествознания и этапы | | | | |
| |изменения его содержания | | | | |
|3 |Методологические проблемы |18 |8 |4 |6 |
| |естествознания | | | | |
|4 |Социальные проблемы |12 |8 |2 |2 |
| |естествознания | | | | |
|5 |Специальные проблемы |16 |8 |4 |4 |
| |отраслей естествознания | | | | |
| |ВСЕГО часов |72 |36 |16 |20 |
| |Всего зачетных единиц |2 |1 |1 |

5. Рекомендуемые образовательные технологии
Лекции, проведение семинарских занятий и написание рефератов,
широко применяются такие виды педагогической деятельности, как посещение
естественнонаучных и краеведческих музеев. Предусмотрено также
использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения
занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных
ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной
работой с целью формирования и развития профессиональных навыков
обучающихся.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины.
Перечень контрольных вопрос и заданий для самостоятельной работы
1. Что такое естественнонаучное мировоззрение, каково место естествознания
в общей структуре культуры общества?
2. Охарактеризуйте сущность философских оснований и проблем естествознания.
3. В чем заключаются философские основания экологии и природопользовании и
экологии?
4. Каковы взаимоотношения религиозного и научного мировоззрений? Какие
подходы к взаимодействию естествознания и религии Вы знаете?
5. Охарактеризуйте проблемы классификации наук. Каково место экологии и
природопользовании и экологии в общей классификации наук?
6. В чем заключаются проблемы реконструкции истории естествознания? Какие
модели развития науки Вы знаете? Охарактеризуйте их.
7. Проанализируйте этапы становления современного естествознания. Почему
характер естествознания изменялся со временем?
8. Расскажите об основных проблемах методологии естествознания. Каковы
критерии отграничения научного знания от других видов знания?
9. Охарактеризуйте два основных пути познания, сформулированные Ф. Бэконом
и Р. Декартом.
10. Что такое научная теория, каковы ее функции, способы изложения?
11. Какова специфика методологии экологии и природопользовании и экологии?
12. Перечислите трансдисциплинарные подходы в естествознании и кратко их
охарактеризуйте.
13. В чем заключаются проблемы математизации естествознания? Приведите
примеры из области экологии и природопользовании и экологии.
14. Расскажите о классификации как о научной проблеме. Каковы проблемы
построения и использования классификаций в естествознании?
15. Охарактеризуйте описательный, генетический и аксиоматический пути
исследований. Каковы их перспективы и сфера применения в географических и
экологических исследованиях?
16. В чем сущность системного подхода и проблемы его использования в
естествознании? Поясните на примерах из экологии и природопользовании и
экологии.
17. Что такое модель и моделирование систем? Как моделирование используется
в экологии и природопользовании и экологии?
18. В чем заключается проблема пространства и времени в естествознании?
Охарактеризуйте свойства пространства и времени.
19. Что такое географическое пространство и время и его особенности?
20. Какие теории можно считать базовыми для характеристики современной
картины мира? Каковы основные проблемы физической картины мира?
21. Охарактеризуйте основные концептуальные системы химии. Как они быть
использованы для решения географических и экологических проблем?
22. Какие философские проблемы биологии Вы знаете? В чем заключается
феномен жизни?
23. Охарактеризуйте проблемы антропогенеза. В чем они заключаются?
24. Расскажите о философских проблемах наук о Земле. Каково их значение для
формирования общечеловеческого мировоззрения и построения научной картины
мира?
25. Какие концепции взаимодействия природы и общества Вы знаете? Каково
значение философского осмысления этого взаимодействия? Поясните на
примерах.
26. Охарактеризуйте естествознание как социальный институт. Каковы
социологические основания естествознания? В чем специфика социологических
проблем экологии и природопользовании и экологии?
27. В чем заключаются проблем взаимоотношений в системе «ученый - научное
сообщество - общество»? Этические проблемы естествознания.
28. Что такое биоэтика? В чем заключаются основные биоэтические проблемы?
29. Что такое социальная экология? Какую роль она играет в экологизации
общества?

Примерная тематика рефератов
Тему рефератов целесообразно предлагать для самостоятельного выбора
студентам с последующим ее утверждением преподавателем. В общем случае,
темы должны быть согласованы с примерным перечнем вопросов к экзамену, но
иметь более конкретную детализацию вопроса и составлять одну из граней
соответствующего вопроса.
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Естественно-научное мировоззрение и его специфика.
2. Основные пути взаимодействия философии и естествознания.
3. Классификация наук и проблемы их построения.
4. Место экологии и природопользовании в общей классификации наук.
5. Проблемы взаимоотношения естествознания и религии.
6. Проблемы математизации естествознания.
7. Проблемы реконструкции истории естествознания.
8. Основные модели исторических реконструкций науки.
9. Проблема периодизации развития естествознания и основные этапы
становления естествознания.
10. Развитие географических идей в истории естествознания.
11. Основные проблемы методологии естествознания.
12. Иерархичность и уровни научного знания.
13. Проблема отграничения научного знания от других видов знания.
14. Соотношение эмпирического и рационалистического путей познания природы.
15. Специфика методологии географического знания.
16. Общая характеристика трансдисциплинарных подходов в естествознании.
17. Классификация как научная проблема. Построение и использование
классификаций в естествознании.
18. Характеристика генетического и аксиоматического подходов и проблемы их
использования в естествознании.
19. Системный подход и синергетика и проблемы их использования в
естествознании.
20. Использование трансдисциплинарных подходов в экологии и
природопользовании.
21. Эволюция взглядов на сущность пространства и времени.
22. Пределы познания малых и больших расстояний и интервалов времени.
23. Пространство и время в различных отраслях естествознания.
24. Географическое пространство и время.
25. Самостоятельность пространства и времени.
26. Мерность и обратимость пространства и времени.
27. Симметрия и асимметрия пространства и времени. Геометрические свойства
пространства.
28. Специфика и предмет наук о свойствах живой и неживой материи
29. Философские проблемы физики
30. Философские проблемы химии
31. Философские проблемы биологии
32. Специфика и предмет наук о Земле
33. Философские проблемы геологии
34. Философские проблемы экологии и природопользовании
35. Философские проблемы экологии
36. Естествознание как социальный институт
37. История институализации естествознания
38. Проблема взаимоотношений в системе «ученый - научное сообщество -
общество»
39. Этические проблемы естествознания
40. Социологические проблемы экологии и природопользовании
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
Бондарев В.П. Концепции современного естествознания. М., 2003.
Кобылянский В.А. Философия экологии: общая теория экологии, геоэкология,
биоэкология. М., 2003.
Степин B.C., Кузнецова Л.И. Современная научная картина мира. М., 1997
Философия современного естествознания /Под общ. ред. С.А. Лебедева. М.,
2004.

б) дополнительная литература:
Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции, М.,
1994.
Борзенков В.Г., Северцов А.С. Теоретическая биология: размышления о
предмете. М., 1980
Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991
Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М., 1999
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989
Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. М., 1998
Грегори К. География и географы. М., 1988
Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990
Инфельд Л., Эйнштейн А. Эволюция физики. М., 1965
Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. М., 1960
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. СПб., 2002
Кузнецов В.И. Общая химия. Тенденция развития. М., 1989.
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975
Лямин В.С. География и общество. М., 1978
Максаковский В.П. Географическая культура. М., 1998
Мересте У.И., Ныммик С.Я. Современная география: вопросы теории. М.,
1984
Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М., 1998
Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М., 1990
Мостепаненко А.М. Пространство-время и физическое познание. М., 1975
Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 1990
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983
Пуанкаре А. О науке. М., 1983
Резанов И.А. История взаимодействия наук о Земле. М., 1998
Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985
Рьюиз М. Философия биологии. М., 1977
Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974
Силк Дж. Большой взрыв. Рождение и эволюция Вселенной. М., 1982
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006.
Соловьев Ю.И. Эволюция основных теоретических проблем химии. М., 1971
Структура и развитие науки. М., 1978
Тюрюканов А.Н., Федоров В.М. Тимофеев-Ресовский Н.В.: биосферные
раздумья. М., 1996.
Трофимов В.Т., Зиллинг Д.Г., Аверкина Т.И. и др. Теория и методология
экологической геологии. М., 1997
Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978
Философские проблемы современной химии. М., 1971
Фролов В.Т. Наука геология: философский анализ. Воронеж, 2004
Фролов И.Т. Философия и история генетики. М., 1988
Хаин В.Е., Рябухин А.Г. История и методология геологических наук. М.,
1997
Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: наука о взаимодействии. Москва-
Ижевск, 2003
Харвей Д. Научное объяснение в экологии и природопользовании. М., 1974
Шарден П.Т. Феномен человека. М., 1987
Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М., 1980
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебная аудитория на 70 мест с мультимедийным проектором для проведения
лекционных занятий
Учебная аудитория на 25 мест с мультимедийным проектором для проведения
семинарских занятий

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом
рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 022000 Экология и
природопользование.

|Разработчики: |Доцент |В.П. Бондарев |
|Московский государственный | | |
|университет имени М.В.Ломоносова | | |
|Эксперты: |Профессор |Ю.Г. Рудой |
|Российский университет дружбы | | |
|народов | | |
|Географический факультет МГУ имени |Профессор |Ю.Г. Симонов |
|М.в.Ломоносова | | |



ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Наименование дисциплины


Компьютерные технологии в экологии и природопользовании




Рекомендуется для направления подготовки
022000 Экология и природопользование


Квалификация (степень) выпускника Магистр



























1. Цели освоения дисциплины является получение студентами навыков
компьютерного моделирования для профессиональной научной и практической
деятельности. Компьютерные технологии применяются во всех науках о Земле и
обществе и связаны с информатикой, системами сбора и обработки данных и др.
В связи с этим курс тесно связан с общепрофессиональными дисциплинами
направления «Экология и природопользование», а также опирается на ряд
курсов по методам исследований и использует цикл математических и
информационных дисциплин. При проведении лабораторных занятий необходимы
начальные знания наиболее распространенных компьютерных пакетов для
обработки данных.

Задачи курса:

Курс ориентирован на формирование у студентов навыков и умений
компьютерного моделировании в профессиональных исследованиях. В результате
изучения данного курса студенты должны:
- получить представление об основных концепциях компьютерного
моделирования в экологии и природопользовании; роли и месте компьютерных
технологий; их функциях в реализации конкретных методов исследований;
- усвоить основные идеи, принципы и закономерности в моделировании
пространственно-временных систем;
- научиться понимать и определять экономическую эффективность компьютерных
технологий при решении задач в области экологии и природопользовании, а
также пределы их возможностей;
- овладеть навыками практической работы с использованием компьютерных
технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина предназначена для магистров, обучающихся по направлению
Экология и природопользование и относится к базовой части общенаучного
цикла

3. Требования к результатам освоения дисциплины
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих
компетенций: уметь свободно пользоваться современными компьютерными
технологиями, применяемыми при сборе, хранении, обработке, анализе и
передаче географической информации; самостоятельно использовать современные
компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и
производственно-технологических задач профессиональной деятельности (ОК-2).
Магистр должен участвовать в научно-исследовательских работах в
исследованиях геосистем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: современные компьютерные технологии, применяемые в научных и
практических работах; технологии и разработки, составления, отладки,
тестирования и документирования программы на языках высокого уровня для
задач обработки цифровой, знаковой и текстовой информации, представленных в
векторной и растровой формахосвоить современные возможности
вычислительной техники и программного обеспечения при решении
пространственно-временных задач в области экологии и природопользовании.
Уметь: рассчитывать информационные показатели эффективности компьютерных
алгоритмов разной объектной ориентации и пространственного охвата;
организовать работы с учетом требований современных технологий;
Владеть: методами кластеризации и классификации в экологии и
природопользовании.


4. Структура и содержание дисциплины «Компьютерные технологии в экологии и
природопользовании»


Введение. Задачи и место курса в комплексе наук о Земле и обществе.
Взаимосвязь с базовыми дисциплинами и курсами по применению математических
методов в экологии и природопользовании, геоинформатикой, дистанционным
зондированием и др.

Раздел I. Компьютерные методы исследований В ЭКОЛОГИИ И
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ

Моделирование отношений между природой и обществом. Методы
исследования в экологии и природопользовании. Особенности применения
компьютерных методов в частных географических науках. Формальные методы
оценки природных ресурсов и природно-ресурсного потенциала территорий.
Экономико-географическая характеристика современного общества и хозяйства.
Формирование интегральных индексов и индикаторов устойчивого развития
территорий.
Компьютерные технологии в реализации описаний: комплексные и целевые
описания, сравнительные описания пространственно-временных характеристик
геосистем, литературно-художественные описания с помощью современных
технических средств.
Геофизические методы в науках о Земле - геоморфологии, климатологии,
метеорологии, гидрологии, гляциологии и др. Моделирование в геофизике
ландшафта для изучения природно-территоиальных комплексов как функционально-
целостных объектов.
Понятие о геохимических методах. Компьютерные ландшафтно-
геохимические методы анализа и эколого-геохимическое картографирование
состояния окружающей среды.
Компьютерные технологии обработки статистических, картографических,
аэро- и космических материалов. Математико-картографическое моделирование.
Комплексирование компьютерных методов моделирования в экологии и
природопользовании.

Раздел II. Технологии и особенности моделирования в экологии и
природопользовании
Модели пространственной организации территорий. Ситуационный подход.
Проблемы масштаба в моделировании. Фрактальность. Пространственная
классификация и районирование. Геостатистика и нейронные сети.
Модели взаимосвязей пространственно распределенных явлений.
Корреляционные модели. Пространственная автокорреляция.
Модели пространственной динамики. Диффузионные модели и модели
потоков. Моделирование с целью прогноза.
Модели устойчивости геосистем. Теория катастроф, теория хаоса.
Понятие о геоситуационном моделировании.
Особенности компьютерного моделирования природной и социально-
экономической составляющей геосистем.
Раздел III. Средства реализации моделирования
Технологии сбора пространственно-временной информации в экологии и
природопользовании. Становление и краткий обзор методов мониторинга.
Дистанционное зондирование, гидрологический и метеорологический мониторинг,
государственные кадастры и статистика. Примеры организации и
функционирования мониторинговых систем. Особенности организация сбора
информации в географических исследованиях. Создание специализированных баз
данных. Роль географических информационных систем (ГИС) и возможности их
интеграции с другими технологиями для интеграции пространственных данных
(ГИС и дистанционное зондирование, глобальные системы позиционирования,
сетевые технологии).
Средства визуализации результатов компьютерного моделирования.
Изображения в неевклидовой метрике, анимации, виртуально-реальностные
изображения. Возможности мультимедиа в организации компьютерной среды для
целей моделирования. Атласные информационные системы.
Интеллектуализация компьютерного моделирования в экологии и
природопользовании. Технологии искусственного интеллекта, базы знаний и
экспертные системы. Системы поддержки принятия решений.
Техническое, программное и организационное обеспечение компьютерных
технологий в экологии и природопользовании.

Информацию для выполнения практических работ можно получить в сборниках
Государственного Комитета Российской Федерации по статистике или в
Internet, адрес: http\\www.gks.ru.

Общая трудоемкость дисциплины составляет _2__ зачетных единиц _72_
часов.

|? |Название темы |ВСЕГО |Аудиторные |Самостоятель|
|темы | |(часов) |занятия, в том |ная работа |
| | | |числе | |
| | | |лекции|семинары | |
|1 |Теоретические |2 |2 | | |
| |основы | | | | |
| |моделирования в | | | | |
| |экологии и | | | | |
| |природопользован| | | | |
| |ии | | | | |
|2 |Компьютерные |30 |20 |4 |6 |
| |методы | | | | |
| |исследований | | | | |
|3 |Технологии и |20 |8 |4 |8 |
| |особенности | | | | |
| |моделирования в | | | | |
| |экологии и | | | | |
| |природопользован| | | | |
| |ии | | | | |
|4 |Средства |20 |8 |4 |8 |
| |реализации | | | | |
| |моделирования | | | | |
| |ВСЕГО часов |72 |38 |12 |22 |
| |ВСЕГО зачетных |2 | |
| |единиц | | |


5. Рекомендуемые образовательные технологии
Лекции, проведение семинарских занятий и написание рефератов,
широко применяются такие виды педагогической деятельности, как посещение
естественнонаучных и краеведческих музеев. Предусмотрено также
использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения
занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных
ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной
работой с целью формирования и развития профессиональных навыков
обучающихся.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины.

Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Перечислите основные методы экологии и природопользовании, где широко
используются компьютерные технологии.
2. Каким образом можно использовать компьютерные технологии для описаний в
экологии и природопользовании?
3. Охарактеризуйте систему геофизических методов моделирования экосистем.
4. В чем особенности геохимических методов моделирования экосистем?
5. Что такое "комплексные методы моделирования в экологии и
природопользовании»?
6. В чем особенности компьютерной обработки статистических,
картографических, аэро- и космических материалов?
7. В чем сущность ситуационного подхода в моделировании?
8. Какова роль масштаба в моделировании?
9. Поясните области приложения фрактального анализа.
10. В чем особенности пространственных классификаций и их отличия от
районирования?
11. Возможности применения нейронных сетей для совершенствования
компьютерных классификаций.
12. Объясните сущность основных методов геостатистики.
13. Объясните сущность корреляционных моделей в экологии и
природопользовании.
14. В чем особенности моделей пространственной динамики?
15. Что такое «пространственная диффузия»?
16. Охарактеризуйте принцип устойчивости-неустойчивости в развитии
экосистем.
17. В чем смысл «теории катастроф»?
18. В чем суть теории хаоса?
19. Что такое «геоситуационное моделирование»?
20. Какова специфика компьютерного моделирования природной и социально-
экономической компонент экосистем?
21. Каковы средства реализации компьютерного моделирования?
22. Какова роль геоинформационных технологий в компьютерном моделировании в
экологии и природопользовании?
23. Как осуществляется визуализация результатов моделирования?
24. Охарактеризуйте атласные информационные системы.
25. Что такое «анаморфозы, картоиды и мысленные карты»?
26. Поясните особенности создания анимационных и виртуально-реальностных
моделей в географических исследованиях.
27. Что входит в понятие «интеллектуализация моделирования»?
28. Что такое «системы поддержки принятия решений» в экологии и
природопользовании?
29. Охарактеризуйте техническое, программное и организационное обеспечение
компьютерных технологий.
30. В чем Вы видите перспективы развития методов моделирования в экологии и
природопользовании?

Примерная тематика рефератов

1. Характеристика основных методов моделирования в экологии и
природопользовании.
2. Проблема оптимизации способов моделирования геосистем.
3. Комплексирование компьютерных методов для изучения геосистем.
4. Модели структуры, взаимосвязей и динамики пространственно распределенных
явлений.
5. Геоситуационное моделирование - состояние и перспективы развития.
6. Компьютерное моделирование природной и социально-экономической компонент
в экологии и природопользовании.
7. «Интеллектуализация» методов моделирования.
8. Создание проекта атласной информационной системы для комплексных
географических исследований.
9. Возможности и ограничения средств моделирования в геоинформационной
среде
10. Роль методов классификации и районирования в географических
исследованиях.
11. Статистические методы исследования географических объектов и явлений.
12. Технологии визуализации в географических исследованиях.

Примерный перечень вопросов к зачету, экзамену

1. Компьютерные технологии в реализации описаний с помощью современных
технических средств.
2. Возможности мультимедиа в организации компьютерной среды для
моделирования пространственно распределенных явлений.
3. Характеристика экспертных систем.
4. Техническое, программное и организационное обеспечение компьютерных
технологий в экологии и природопользовании.
5. Виртуально-реальностные изображения.
6. Геофизика ландшафта - особенности моделирования.
7. Геохимические методы в экологии и природопользовании.
8. Средства визуализации результатов компьютерного моделирования.
9. Географические информационные системы и технологии моделирования в
экологии и природопользовании.
10. Определение и характеристика баз знаний.
11. Компьютерные ландшафтно-геохимические методы анализа состояния
окружающей среды.
12. Особенности компьютерных технологий обработки статистических
материалов.
13. Создание специализированных баз данных.
14. Системы поддержки принятия решений.
15. Особенности компьютерных технологий обработки картографических
материалов.
16. Интеллектуализация компьютерного моделирования.
17. Геофизические методы в частных географических дисциплинах.
18. Изображения в неевклидовой метрике.
19. Корреляционные модели.
20. Комплексирование компьютерных методов моделирования в экологии и
природопользовании.
21. Многовариантность моделирования, способы ее реализации.
22. Модели пространственной организации территорий. анимации
23. Ситуационный подход.
24. Диффузионные модели
25. Пути оценки надежности моделирования.
26. Проблемы масштаба в моделировании и роль фрактального анализа.
27. Технологии искусственного интеллекта
28. Особенности компьютерных технологий обработки аэро- и космических
материалов.
29. Понятие об анаморфозах. Способы их создания.
30. Пространственная классификация и районирование.
31. Геостатистика - возможности применения в географических
исследованиях.
32. Теория хаоса в экологии и природопользовании.
33. Нейронные сети.
34. Модели взаимосвязей.
35. Модели динамики пространственного распространения явлений.
36. Моделирование с целью прогноза.
37. Модели устойчивости геосистем.
38. Теория катастроф.
39. Пространственная автокорреляция.
40. Понятие о геоситуационном моделировании.
41. Технологии сбора пространственно-координированной информации.
42. Подходы к оценке достоверности математико-картографических моделей.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. Беручашвили Н.Л., Жучкова В.К. Методы комплексных физико-
географических исследований. М., изд-во Моск. ун-та, 1997, 320с.
2. Быков А.А. Моделирование природоохранной деятельности. Учебн. пособие.
М., Изд-во НУМЦ Госкомэкологии России, 1998.
3. Дьяконов К.Н., Касимов Н.С., Тикунов В.С. Современные методы
географических исследований. - М., Просвещение, 1996, 207 с.
4. Исаченко А.Г. Методы прикладных ландшафтных исследований. Л., Наука,
1980, 222с
5. Капралов Е.Г., Кошкарев А.В., Тикунов В.С. и др. Геоинформатика:
Учебник. Под ред. В.С.Тикунова. - М.: Академия, 2005, 480 с.
6. Книжников Ю.Ф. Аэрокосмическое зондирование: Учебное пособие. - М.:
МГУ, 1997. - 119 с.
7. Липец Ю.Г. Системное моделирование в социально-экономической экологии
и природопользовании. - Итоги науки и техники. Теоретические и общие
вопросы экологии и природопользовании, М., ВИНИТИ, 1987, 168с.
8. Модели и методы оценки антропогенных изменений геосистем. Отв. ред.
В.И.Гурман, А.К.Черкашин. Новосибирск, Наука, 1986, 146с.
9. Моделирование геосистем. - Вопросы экологии и природопользовании, Вып.
127, М., Мысль, 1986, 215с.
10. Тикунов В.С. Моделирование в картографии. М., МГУ, 1997, 405 с.
11. Трофимов А.М. Моделирование геосистем (концептуальеый аспект). Казань,
Экоцентр, 1997, 143с.
12. Трофимов А.М., Игонин Е.И. Концептуальные основы моделирования в
экологии и природопользовании (Развитие основных идей и путей
математизации и формализации в экологии и природопользовании), Ред.
В.С.Тикунов, Ю.П.Переведенцев, Казань, изд-во «Матбугат йорты», 2001,
340с.
б) дополнительная литература
1. Айвазян С.А. и др. Прикладная статистика: Исследование зависимостей. -
М., Финансы и статистика, 1985, 607 с.
2. Арнольд В.И. Теория катастроф. М., Изд-во Наука, 1990.
3. Архипов Ю.Р.,Блажко Н.И.,Григорьев С.В., Заботин Я.И.,Трофимов А.М.,
Хузеев Р.Г. Математические методы в экологии и природопользовании.
Казань, Изд-во Казанск. ун-та, 1976, 352 c.
4. Бобров А.Л. Социальная и эколого-экономическая устойчивость регионов
России. М., Диалог-МГУ, 1998.
5. Бабурин В.Л. Деловые игры по экономической и социальной экологии и
природопользовании. М., 1995.
6. Васильев Л.Н. Фрактальность и самоподобие природных пространственных
структур. - Изв. АН, сер. географич., 1992, ? 5, с. 25-35.
7. Введение в теорию экспертных систем и обработку знаний.-Мн.: Дизайн-
Про, 1995. -225с.
8. Виноградов Б.В. Космические методы изучения природной среды,
Москва, Мысль, 1976, 287 с.
9. Геология и математика. Методологические, теоретические и орга-
низационные вопросы геологии, связанные с применением математических
методов и ЭВМ.- Новосибирск: Наука, 1967, 254 с.
10. ГИС для устойчивого развития территорий. Материалы международных
конференций ИнтерКарто/ИнтерГИС: ?1 - 13, 1994 - 2007.
11. Гусев А.А. Ассимиляционный потенциал окружающей среды в системе прав
собственности на природные ресурсы - экономика и математические
методы. М., 1997, т. 32, вып. 3.
12. Гусев А.А., Гусева И.Г. Об экономическом механизме экологически
устойчивого развития - экономико-математические методы. М., 1996, т.
32, вып. 2.
13. Гусейн-Заде С.М., Тикунов В.С. Анаморфозы: что это такое? - М.,
Эдиториал УРСС, 1999, 168 с.
14. Емельянов А.Г. Комплексный геоэкологический мониторинг. Тверь, Изд-во
Твер. ун-та, 1994, 88с.
15. Жамбю М. Иерархический кластер-анализ и соответствия. - М: Финансы и
статистика, 1989, 342 с.
16. Жуков В.Т., Сербенюк С.Н., Тикунов В.С. Математико-картографическое
моделирование в экологии и природопользовании.- М., Мысль, 1980, 224
с.
17. Жуковская В.М., Мучник И.Б. Факторный анализ в социально-экономических
исследованиях. М., Статистика, 1976, 152 с.
18. Жучкова В.К., Раковская Э.М. Природная среда - методы исследования.
М., Мысль, 1982, 163с.
19. Зотов С.И. Моделирование состояния геосистем. Учебн. пособие,
Калининград, Изд-во КГУ, 2001, 237с.
20. Искусственный интеллект в 3-х кн. Кн.1: Системы общения и экспертные
системы. Под.ред. Попова Э.В., -М.: Радио и связь, 1990. -464с.
21. Казаков А.И. О мере сформированности подмножеств в нейроподобных
сетях. - Нейроподобные сети в робототехнике. Киев. Изд-во Ин-та
кибернетики, 1979, с. 43-51.
22. Капралов Е.Г., Кошкарев А.В., Тикунов В.С. и др. Основы
геоинформатики: Учебное пособие. Под ред. В.С.Тикунова. - М.:
Академия, 2004, кн.1 - 352 с.; кн. 2 - 480 с.
23. Книжников Ю.Ф., Кравцова В.И. Аэрокосмические исследования динамики
географических явлений. М., МГУ, 1991, 206 с.
24. Книжников Ю.Ф., Кравцова В.И., Тутубалина О.В. Аэрокосмические методы
географических исследований. М. Изд-во Академия, 2003.
25. Липец Ю.Г. Общие принципы моделирования динамики геосистем. - В кн.
Основные понятия, модели и методы общегеографических исследований, М.,
Изд-во АН СССР, 1984, с.94-109.
26. Матлин И.С. Статистическое моделирование развития системы поселений. -
Вопросы экологии и природопользовании, N 88. Теоретическая география.
М., Мысль, 1971, с. 153- 163.
27. Медведева О.В. Методы экономической оценки биоразнообразия. М.,
Эколого-просветительский центр «Заповедники», 1999.
28. Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических
многоуровневых систем. М., Мир, 1973, 344с.
29. Модели в экологии и природопользовании. М., Прогресс, 1971, 380с.
30. Моделирование геосистем. Вопр. экологии и природопользовании. М.,
Мысль, 1987, вып. 127, 203с.
31. Моделирование окружающей среды. Отв. ред. А.М.Трофимов, Л., Изд-во ГО
СССР, 1986, 133с.
32. Пегов С.А., Хомяков П.М. Моделирование развития экологических систем.
Л., Гидрометеоиздат, 1991, 222с.
33. Портянский И.А. Компьютерный арсенал экологии и природопользовании.
- М.: Мысль, 1989, 172 с.
34. Поспелов Г.С., Поспелов Д.А. Искусственный интеллект - прикладные
системы. - М.: Знание, 1985, 48 с.
35. Построение экспертных систем/ Под ред. Ф.Хейеса-Рота, Д.Уотермана,
Д.Лената. - М.: Мир, 1987, 441 с.
36. Рыбина Г.В. Технология проектирования прикладных экспертных систем.
Учебн. пособие. -М.: МИФИ,1991. -104с.
37. Серапинас Б. Б. Глобальные системы позиционирования: Учебное издание.
-М.: ИКФ «Каталог», 2002. -106 с.
38. Сербенюк С.Н.,Тикунов В.С. Автоматизация в тематической картографии.-
М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984, 112 с.
39. Симонов Ю.Г., Невяжский И.И. Экспертные оценки при географическом
прогнозировании. - Вестн. Моск. ун-та, сер. геогр., 1978, N 4, с. 25-
31.
40. Сочава В.Б. Введение в учение о геосистемах. Новосибирск, 1978, 319с.
41. Статистические и динамические экспертные системы:
Учеб.пособие./Э.В.Попов, И.Б.Фоминых, Е.Б.Кисель, М.Д.Шапот.-М.:
Финансы и статистика, 1996, -320с.
42. Тикунов В.С. Моделирование в социально-экономической картографии. М.,
Изд-во Моск. ун-та, 1985, 280 с.
43. Тикунов В.С. Классификации в экологии и природопользовании: ренессанс
или увядание? - Смоленск, Изд-во СГУ, 1997, 367 с.
44. Тикунов В.С. Атласная информационная система «Устойчивое развитие
России» // Вестник Моск. ун-та. Сер.5. География. 2002, ?5. С. 21-31.
45. Тикунов В.С., Цапук Д.А. Устойчивое развитие территорий: картографо-
геоинформационное обеспечение. - Москва-Смоленск, Изд-во СГУ, 1999,
176 с.
46. Топчиев А.Г., Андерсон В.Н. Изучение географических структур и
текстур. Одесса, Одесск. ун-т, 1987, 80с.
47. Трофимов А.М., Заботин Я.И., Панасюк М.В., Рубцов В.А. Количественные
методы районирования и классификации. - Казань: изд-во Казанск. ун-та,
1985, 120 с.
48. Трофимов А.М., Панасюк М.В. Геоинформационные системы и проблемы
управления окружающей средой. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1984.
- 142 с.
49. Трофимова С.Ф. Проблемы концептуального моделирования в ГИС. -
"Геоинформатика-2000": Труды Международной научно-практической
конференции . Под ред. А.И.Рюмкина, Ю.Л.Костюка, А.В.Скворцова. -
Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. - С. 7-12.
50. Ульман Дж. Основы систем баз данных. М.: Финансы и статистика, 1983.
334 с.
51. Фишер Р.А. Статистические методы для исследований. - М.: Статистика,
1957, 321 с.
52. Хаггет П. Пространственный анализ в экономической экологии и
природопользовании. - М.: Прогресс, 1968, 391 c.
53. Хузеев Р.Г. Теория принятия компромиссных решений. Казань, Изд-во
Казанск. Ун-та, 1988, 154 с.
54. Чорли Р., Кеннеди Б. Системы. - Новые идеи в экологии и
природопользовании. Часть 1. Проблемы моделирования и информации. М.,
Прогресс, 1976. с. 9-35.
55. Экспертные системы. Инструментальные средства разработки.
Учеб.пособие./Л.А.Керов, А.П.Частиков, Ю.В.Юдин, В.А.Юхтенко;
под.ред.Ю.В.Юдина. -Сиб.: Политехника, 1996. -220с.
56. Экспертные системы. Принципы работы и примеры. - М.: Радио и связь,
1987, 224 с.
57. Элти Дж., Кумбс М. Экспертные системы: концепции и примеры.- М.:
Финансы и статистика, 1987, 191 с.
58. Computer software for spatial data handling. International
Geographical Union: Commission on Geographical Data Sensing and
Processing. - Ottawa; Ontario, 1981. - Vol.1: Full geographic
information systems. - P.136
59. Griffith D.A. Toward a theory of spatial statistics: another step
forward. - Geogr. Anal., 1987, 19, N 1, p. 69-82.
60. Ormeling F. Atlas information system. - 17th Int. Cartogr. Conf. and
10th Gen. Assembly ICA. Barcelona, Sept. 3rd-9th, 1995: Proc. Vol. 2,
Barcelona, 1995. - P.2127-2133.
61. Rolland-May C. La theorie des ensembles flous et son interet en
geographie . - Espace geogr., 1987, v. 16, N 1, pp. 42-50.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебная аудитория на 70 мест с мультимедийным проектором для проведения
лекционных занятий
Учебная аудитория на 25 мест с мультимедийным проектором для проведения
семинарских занятий

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом
рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 022000 Экология и
природопользование.

|Разработчики: |Профессор |В.С.Тикунов |
|Московский государственный | | |
|университет имени М.В.Ломоносова | | |
|Эксперты: |Профессор |А.М.Трофимов |
|Приволжский федеральный (Казанский) | | |
|университет | | |
|Саратовский государственный |Профессор |А.Н.Чумаченко |
|университет | | |










Профессиональный цикл


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Наименование дисциплины
Современные проблемы
экологии и природопользования

Рекомендуется для направления подготовки
022000 Экология и природопользование

Квалификация (степень) выпускника Магистр





1. Цели освоения дисциплины
Сформировать у магистрантов базовое экологическое мышление,
обеспечивающее комплексный подход к анализу и решению экологических проблем
и проблем современного природопользования и устойчивого развития системы
«природа - хозяйство - общество».
Задачи курса:
В результате освоения курса магистрант должен получить:
. представление о современных проблемах экологии, понимать системный
характер кризисных экологических ситуаций и научиться критически
анализировать возникающие экологически обусловленные процессы и
явления.
. представление о пространственных и временных особенностях развития
взаимоотношений между природой, обществом и хозяйством на глобальном,
региональных и локальных уровнях;
. о причинах возникновения напряженных экологических ситуаций и
экологических кризисов в истории России и мира;
. о проблемах и путях экологически обоснованного природопользования и
устойчивого развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Современные проблемы экологии и природопользования» является
частью фундаментальной подготовки магистров по направлению «Экология и
природопользование». Трудоёмкость дисциплины 72 часа. Она может читаться на
9 и 10 семестрах обучения магистрантов. Дисциплина относится к базовой
части Профессионального цикла и базируется на ряде курсов образовательной
профессиональной программы бакалавров по данному направлению: «Основы
экологии», «Основы природопользования», «Экология человека», «Геоэкология».
Курс «Современные проблемы экологии и природопользования» ориентирован на
обучение навыкам комплексного экологического мышления и анализа проблем в
сфере природопользования.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Структура курса отражает комплексность и междисциплинарность базовых
знаний, предъявляемых к магистрантам на втором уровне высшего
профессионального образования. Требуемый уровень освоения содержания курса
предполагает владение основными научными понятиями в сфере экологии и
рационального использования природных ресурсов, знание экологических
законов, основ рационального природопользования и концепции устойчивого
развития.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: базовые законы экологии и их роль в жизни природы и общества;
основные закономерности и механизмы функционирования биосферы;
закономерности возникновения и последующего развития разнообразных систем
природопользования в зависимости от природно-ресурсных, экономических,
социальных, национальных, культурно-исторических и прочих факторов;
процессы и последствия антропогенной трансформации окружающей среды;
географию природных ресурсов, экологических и социально-экономических
последствий их хозяйственного использования
Уметь: оценивать последствия воздействия природных и антропогенных факторов
на состояние биосферы; изучать взаимосвязи между компонентами живой и
неживой природы и воздействием на них антропогенного фактора; анализировать
основные стратегии сохранения и восстановления биологического разнообразия;
анализировать влияния социальных и экономических особенностей регионов и
стран на специфику взаимоотношений в системе «природа - общество -
экономика»; оценивать сложившиеся природные, социальные и экономические
структуры с позиций концепции устойчивого развития.
Владеть: нормативно-законодательной базой России и международного
сообщества в области природопользования и охраны природы.

4. Структура и содержание дисциплины
Введение. Основные особенности современного мирового развития.
Экологическое состояние на планете. Актуальность комплексного обсуждения
проблемы устойчивого развития системы «природа - хозяйство - общество».
Глобальные экологические изменения. Глобальные последствия влияния человека
на биосферу. Экологические проблемы в прошлом и настоящем. Современные
проблемы экологии и природопользования и подходы к их изучению и оценке.
Экология как общенаучный подход. Экологизация современных научных знаний,
экономики и производственной деятельности. Роль экологии в разработке идей
устойчивого развития.
Понятие о природопользовании как совокупности всех форм использования
природно-ресурсного потенциала и мер по управлению и охране природной
средой. Пространственно-временная парадигма в современном региональном
природопользовании. Природопользование как сфера общественно-
производственной деятельности и прикладная научная дисциплина. Ее объект,
субъект и задачи. Основные вопросы и проблемы, которые рассматриваются в
рамках природопользования. Междисциплинарный характер изучения
взаимодействия общества и природы. Комплекс естественнонаучных и социально-
экономических знаний как методологическая база природопользования. Роль
экологии, географии и экономики в его формировании. Эколого-экономический
подход к решению проблем природопользования. Тенденции в изменении
отношения человека к природе. Путь от покорения природы к пониманию
концепции устойчивого развития.


Тема 1. Концептуальные основы современной экологии.
Основные законы экологии и их роль в жизни природы и общества. Биосфера
как единая многокомпонентная система, ее структурные элементы и характер их
взаимодействия. Основные закономерности функционирования биосферы.
Биохимические процессы в биосфере как основной механизм поддержания
организованности и устойчивости биосферы. Энергетический баланс Земли и
биосферные процессы. Продуктивность биосферы. Антропогенные факторы в жизни
организмов и сообществ. Пределы устойчивости биологических структур.
Механизмы адаптации к стрессовым воздействиям среды. Восстановление
естественных экосистем после их разрушения. Моделирование экологических
процессов. Экология -теоретическая основа охраны окружающей среды и
рационального использования природных ресурсов.

Тема 2. «Учение о биосфере» как закономерный этап развития наук XX века.
Роль биосферы в развитии Земли и человеческого общества. Учение В.И.
Вернадского о биосфере и ее эволюции. Дальнейшее развитие учения о биосфере
отечественными и зарубежными учеными, роль экологии в этом процессе.
Устойчивость биосферы. Принцип Ле Шателье-Брауна для саморегулирующихся
систем и защитная реакция биосферы. Работы Н.Н. Семенова (энергетический
подход к оценке устойчивости биосферы), К.К. Ребане (термодинамический
подход к оценке устойчивости биосферы) и И.И. Гительзона о симбиотическом
пути развития человечества и природы. Теория биотической регуляции биосферы
В.Г. Горшкова и ее критика. Другие возможные подходы к оценке устойчивости
биосферы. Природно-антропогенные факторы возникновения неустойчивости в
биосфере. Место человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу.
Причинно-следственные связи процессов, происходящих в биосфере при
хозяйственном освоении. Характер и масштабы современного воздействия
человека на биосферу. Нарушение порога устойчивости биосферы -путь к
экологической катастрофе. Возможность управления развитием биосферы.
Перспективы и средства повышения продуктивности биосферы. Понятие об
экологической безопасности. Учение о ноосфере. Концепция устойчивого
развития биосферы и ноосферный подход. Ноосфера - новая эволюционная стадия
развития системы «общество-природа». Понятие о глобальной экологии.
Значение учения о биосфере для разработки путей оптимизации взаимодействия
общества и природы. Новая парадигма отношения человека к окружающей его
среде как основа устойчивого развития человечества на планете.

Тема 3. Сохранение биологического разнообразия (биоразнообразия) для
устойчивого развития.
Значение биоразнообразия для устойчивости биосферы. Ценность
биоразнообразия для человечества. Изменение биоразнообразия и его причины.
Природные и антропогенные факторы, воздействующие на состояние
биоразнообразия. Нарушенность естественных экосистем в мире. Сохранение
биологического разнообразия. Принципы и подходы к сохранению
биоразнообразия. Основные стратегии сохранения и восстановления
биоразнообразия. Формирование сети охраняемых территорий на международном и
национальном уровнях, пути ее совершенствования. Эколого-правовой режим
охраны биоразнообразия. Охрана биоразнообразия в России. Проблемы
сохранения биологического разнообразия. Задачи научного обеспечения
сохранения биоразнообразия для устойчивого развития.

Тема 4. Природно-ресурсный потенциал Земли и проблемы его освоения и
истощения. Роль природных ресурсов в развитии общества. Понятие природно-
ресурсного потенциала (ПРП) и методы его исчисления. Структура ПРП;
факторы, влияющие на количественные и качественные параметры дифференциации
ПРП; его ландшафтная обусловленность. Природная, экономическая и
технологическая лимитированность освоения ПРП. Понятие «ёмкость Земли для
человека» А.И. Воейкова и понятие «потенциальной поддерживающей ёмкости
территории (potential carrying capacity) по работам ФАО, методы ёё
определения. Проблемы истощения ПРП в территориальном и историческом
аспектах. Причинно-следственные связи между истощением ПРП и возникновением
кризисных ситуаций в природопользовании и жизнеобеспечении общества.

Тема 5. Глобальные экологические проблемы. Современный этап развития
системы «общество-природа» - период разрушения устойчивости биосферы Земли
и бурного развития экологических кризисов на глобальном и региональных
уровнях.
Глобальные и крупнорегиональные экологические проблемы, возникающие в
результате нарушения структурной организации и устойчивого функционирования
природных геосистем (нарушение газового и теплового баланса Земли,
изменение воднобалансовых элементов стока, деградация продуктивных почв,
утрата биоразнообразия живого вещества планеты и др.). Антропогенные
изменения природной организованности ландшафтной оболочки. Экономические и
социальные причины развития глобальных и крупнорегиональных
геоэкологических проблем (нехватка продовольствия, дефицит чистых питьевых
вод, ухудшение среды обитания в крупных городских комплексах и др.).
Экологическая оценка состояния современной природной среды. Понятие о
«пределах роста» в работах исследователей Римского клуба. Модели нагрузки
на окружающую среду и уровни потенциальной ёмкости Земли Дж. Форрестера,
Донеллы и Денниса Медоуза, М. Вакернагеля. Демографическая проблема и ее
геоэкологическая роль. Выход за пределы роста в современную эпоху.
Последствия вмешательства человека и продуктов его деятельности в
биогеохимические процессы биосферы. Концепция устойчивого развития как
комплексная инновационная парадигма выживания человечества на планете и
альтернатива глобальному экологическому кризису.

Тема 6. Региональные системы природопользования. Системы регионального
природопользования (РП) как исторически сложившиеся формы освоения
обществом природно-ресурсного потенциала и экологических услуг региона,
обусловленные особенностями природной среды, социальными, экономическими,
культурно-историческими структурами общества. Механизмы взаимодействия
человека с окружающей средой: миграционный, адаптационный и
трансформационный.
Дифференциация современных региональных систем природопользования на
основе учета природных подсистем (например, РП умеренного, тропического
или экваториального поясов, РП горных или равнинных территорий и др.), по
уровню экономического развития (РП стран экономически развитых, РП стран, с
быстро развивающейся или с медленно развивающейся экономикой), по
социальному устройству, по культурно-историческим традициям и т.д. Наличие
и острота геоэкологических проблем во всех типах РП как результат нарушения
симбиотического взаимодействия человека и природы, подрыва устойчивости
ландшафтных структур, истощения природно-ресурсного потенциала регионов,
развития деструктивных природно-антропогенных процессов. Различия в наборе
геоэкологических проблем в странах, экономически развитых, и в странах,
медленно развивающихся. Примеры регионов, с резко выраженной спецификой
природопользования, - экологический кризис в бассейне Аральского моря,
утрата биоразнообразия на Амазонской низменности, проблема кислотных
осадков в Средней Европе, дезертификация ландшафтов зоны сахеля в Африке и
др. Системы регионального природопользования в современную
постиндустриальную эпоху. Принципы организации устойчивых систем
природопользования
Национальные реабилитационные программы по восстановлению
продуктивности природных систем (примеры) и охране окружающей среды.
Международное сотрудничество в поисках путей преодоления кризисных
ситуаций: решения Рио-де-Жанейро, 1992 г., Йоханнесбурга,. 2002 г.

Заключение. Международное сотрудничество в охране природы и
регулировании глобальных антропогенных процессов деградации биосферы. От
«Рио-92» к «Рио+10» . Взаимодействие государства и гражданского общества в
развитии экологического законодательства и практики его применения.
Проблема подготовки кадров и осуществления просветительско-образовательной
политики. Роль экологического образования в формировании экологической
нравственности. Десятилетие ООН «Образование для устойчивого развития»
(2005-2014). Роль общественных экологических движений. Интеграция
экологической политики. Инновационные технологии XXI века для рационального
природопользования, экологии и устойчивого развития. Проблема подготовки
кадров и осуществления просветительско-образовательной политики. Правовой,
государственный и экологический контроль использования возобновимых
ресурсов при сохранении биоразнообразия - необходимое условие устойчивого
существования человечества.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц 72 часа.
|? |Наименование тем |Всего|Аудиторные занятия, |Самостоятельная |
| |и разделов |часов|часы, в том числе: |работа, часы |
| | | |Лекции |Семинары | |
| |Введение |4 |2 |2 | |
|1 |Концептуальные |16 |4 |4 |8 |
| |основы экологии | | | | |
|2 |Учение о биосфере|16 |4 |4 |8 |
|3 |Сохранение |16 |4 |4 |8 |
| |биоразнообразия | | | | |
|4 |Природно-ресурсны|8 |2 |2 |4 |
| |й потенциал | | | | |
|5 |Глобальные |20 |8 |2 |10 |
| |экологические | | | | |
| |проблемы | | | | |
|6 |Региональные |16 |4 |2 |10 |
| |системы | | | | |
| |природопользовани| | | | |
| |я | | | | |
| |Заключение |4 |2 |2 | |
| |ИТОГО часов: |72 |30 |22 |48 |
| |Всего кредитов: |2 | | | |

5. Рекомендуемые образовательные технологии


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины.
Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Актуальность и практическое значение экологических исследований
2. Основные законы экологии и их роль в жизни природы и общества
3. Почему сохранение биоразнообразия является необходимым условием для
достижения устойчивого развития?
4. Перечислите необходимые условия, обеспечивающие возможность
сбалансированного функционирования триады «биоразнообразие - население -
хозяйство».
5. Дайте критический анализ основных моделей устойчивости биосферы
(подходы Ле Шателье-Брауна, Н.Н. Семенова, К.К. Ребане, И.И. Гительзона,
В.Г. Горшкова).
6. Раскройте значение отдельных природных и антропогенных факторов в
изменении биоразнообразия.
7. Перечислите важнейшие глобальные факторы возникновения неустойчивости в
биосфере.
8. Раскройте теоретические основы формирования современных стратегий
восстановления и сохранения биоразнообразия.
9. Какие нормативные правовые акты используются в России и международном
сообществе при решении проблем сохранения биоразнообразия?
10. Покажите позитивные и негативные последствия интеграции и
дезинтеграции в современном мире для решения проблем сохранения
биоразнообразия.
11. Причинно-следственные связи возникновения экологических кризисных
ситуаций и кризисов;
13. Какие типы экологических кризисов Вы знаете? В чем состоят критерии
их преодоления?
14. Что представляет собой ущерб от деградации природной среды? Каковы
его составляющие?
15. Каковы подходы к организации систем природопользования в
индустриальной и постиндустриальной экономике?
16. Что такое глобальный экологический кризис? В чем его отличие от
национальных или региональных экологических кризисов? Покажите на примерах.
17. Что такое «пределы роста»?

Примерная тематика рефератов

1. Биота как критический компонент экосистемы
2. Биологические ресурсы и формы их потребления
3. Здоровье как основной экологический критерий
4. Проблемы сохранения биологического разнообразия
5. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов
6. Моделирование экологических процессов
7. Сравнительная характеристика современных моделей устойчивости биосферы.
8. Глобальные изменения климата Земли и биоразнообразие.
9. Глобальная продовольственная проблема; причины возникновения и возможные
пути решения
10. Поддерживающая ёмкость глобальной геосистемы
11. Нарушения устойчивости и организованности природной среды при
современных системах природопользования
12. Современные стратегии сохранения биоразнообразия: международные и
национальные проекты
13. Деятельность международных организаций в области устойчивого развития
и сохранения биоразнообразия.
14. Разработка нормативно-правовых документов по сохранению природной
среды в целях обеспечения устойчивого развития в разных странах.

Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Причины экологизации науки и практических сфер деятельности
2. Экология как междисциплинарная область знаний. Основные направления
современных экологических исследований
3. Актуальность и практическое значение экологических исследований.
Экология и охрана природы
4. Основные законы экологии
5. Экология человека, её предмет и связи с другими науками
6. Прикладные экологические проблемы
7. Биологическое разнообразие живой природы и пути его сохранения
8. Биота как критический компонент экосистемы. Антропотолерантные виды.
Биоиндикация и биомониторинг
9. Биологические ресурсы и их использование
10. Экологические последствия войн (ядерной, химической,
бактериологической)
11. Основы экологической безопасности
12. Понятия «устойчивое развитие» и «биоразнообразие», их современные
концепции.
13. Современные модели устойчивости биосферы. Значение биоразнообразия в
механизмах устойчивости биосферы
14. Природные и антропогенные факторы возникновения неустойчивости в
биосфере. Их вклад в тенденцию снижения биоразнообразия на глобальном,
региональном и локальном уровнях.
15. Стратегии восстановления и сохранения биоразнообразия.
16. История возникновения и развития сети охраняемых территорий в мире.
Заповедное дело в России.
17. Экономическая и технологическая лимитированность освоения природно-
ресурсного потенциала
18. Причины и типы экологических кризисов
19. Качественное и количественное изменение поверхностного и подземного
стока при хозяйственном освоении территории
20. Демографический взрыв и его экологические последствия
21. Проблема опустынивания и обезлесения; ее острота в разных регионах мира
22. Международные организации и сотрудничество стран в решении проблем
сохранения биоразнообразия.
23. Международный и национальный эколого-правовой режим охраны
биоразнообразия.
24. Проблемы рационального природопользования и контроль использования
биологических ресурсов при сохранении биоразнообразия.
25. Поддерживающая ёмкость ландшафтов в региональных и в глобальном
аспектах
26. Понятие выходов за пределы роста; современные оценки.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебник для ВУЗов. М., ЮНИТИ-ДАНА,
2007, 566с.
Браун Л.Р. Экоэкономика. Как создать экономику, оберегающую планету.М., Изд-
во Вест мир, 2003.
В.И. Вернадский Биосфера и ноосфера/Под ред Р.К. Баландина.- М.: Айрис-
пресс, 2004.
Голубев Г.Н. Геоэкология. М., 2003. 337 с.
Горшков С.П. Концептуальные основы геоэкологии: Учебное пособие. - М.,:
Желдориздат, 2001 - 592 с.
Емельянов А.Г. Основы природопользования. М., Академия, 2004.
Медоуз Д., Рандерс Й. Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя. М.: ИКЦ
«Академкнига», 2007. 342 с.
Миллер Т. Жизнь в окружающей среде / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993-1996.
Т. 1-3 том.
Небел Б. Наука об окружающей среде. М.: Мир, 1993.
Природопользование и устойчивое развитие. Мировые экосистемы и проблемы
России. М., Товарищество науч. изд. КМК, 2006.
б) дополнительная литература:
Акимова Т.А., Хаскин В.В., Сидоренко С.Н., Зыков В.Н. Макроэкология и
основы экоразвития. М.: Изд-во РУДН, 2005. 367 с.
Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч. и др. Экологические
проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? - М.: Изд-во МНЭПУ,
1997. 332 с.
Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М.: Мысль, 2000. 391 с.
Воронов А.Г., Дроздов Н.Н., Криволуцкий Д.А., Мяло Е.Г. Биогеография с
основами экологии. М.- ИКЦ «Академкнига», 2003. - 408 с.
Герасимов И.П. Экологические проблемы в прошлой, настоящей и будущей
географии мира. М.: Наука, 1985. 247 с.
Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М.:
ВИНИТИ, 1995. 472 с.
Глобальные проблемы биосферы. М., Наука, 2001. 380 с.
Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое
развитие. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 415 с.
Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч., Лосев К.С. Экологическая
безопасность. Общие принципы и российский аспект. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.
332 с.
Доронина О.Д., Кузнецов О.Л., Рахманин Ю.А. От Стокгольма до Йоханнесбурга.
М,. 2005.
Лосев К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России
в ХХI веке. - М.: Космосинформ, 2001.
Лосев К.С., Мнацаканян Р.А., Дронин Н.М. Потребление возобновляемых
ресурсов: Экологические и социально-экономические последствия (глобальные и
региональные аспекты). М.:ГЕОС, 2005. 158 с.
Люри Д.И. Развитие ресурсопользования и экологические кризисы. М.: ООО «Изд-
во Дельта» 1997.
Малхазова С.М. Медико-географический анализ территорий:
картографирование, оценка, прогноз. М.: Научный мир, 2001. 240 с.
Медоуз Д.Х. , Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста. - М.:
Издательская группа «Прогресс» Пангея, 1994. 304 с.
На пути к образованию для устойчивого развития в России. /Под ред. Н.С.
Касимова, С.М. Наше общее будущее: Докл. Межд. Комиссии по окружающей среде
и развитию. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. 376 с.
Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный.
Зарубежный опыт и проблемы России. Серия «устойчивое развитие. Проблемы и
перспективы». Выпуск 1. Коллектив авторов под руководством чл.-корр. РАН
Н.Ф. Глазовского Москва: Изд-во КМК. 2002г. 444 стр.
Покровский С.Г., Осетров А.Е. Географические проблемы современного
землепользования: учебное пособие.- М.: МГУ, 2003
Природные ресурсы Российской Федерации (аналитический обзор). М.: НИА-
Природа, 1998
Прохоров Б.Б. Экология человека. М.: Издат. центр «Академия», 2003. 320
с.
Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в
России. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 528 с.
Реймерс Н.Ф. Природопользование. М.: Мысль, 1990. 637 с.
Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы, гипотезы). М.:
Россия молодая, 1994. 367 с.
Розенберг Г.С., Рянский Ф.Н. Теоретическая и прикладная экология.
Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед ин-та, 2005. 292 с.
Романова Э.П., Куракова Л.И., Ермаков Ю.Г. Природные ресурсы мира. - М.:
Изд-во МГУ, 1993.
Российский статистический ежегодник. - М.: Госкомстат (разные годы
издания).
Россия в окружающем мире. Аналитический ежегодник. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1998
- 2005.
Сохранение и восстановление биоразнообразия. М.: Изд-во НУМЦ, 2002. 288 с.
т. 1-4.
Стурман В.И., Сидоров В.П.. Глобальные и региональные экологические
проблемы. Ижевск: Издат. дом «Удмуртский университет», 2005. 421 с.
Периодические издания
Газета: «Природно-ресурсные ведомости»
Журнал «Экология и жизнь»
ЭКО-бюллетень ИнЭкА
Нормативные документы
www.garant.ru
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
www.fao.org; www.eea.eu.int; www.unesco.org, www.unep.org,
www.unesco.ru, www.wwf.ru, www.biodat.ru, www.ineca.ru, www.priroda.ru,
www.mnr.gov.ru
United Nations. Division for Sustainable Development:
http://www.un.org/esa/sustdev
The World Wide Web Virtual Library. Sustainable Development:
http://www.ulb.ac.le/ceese/meta/sustvl.html

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
1. Учебная аудитория на 150 мест с мультимедийным проектором для чтения
лекций;
2. Учебная аудитория на 25 мест с мультимедийным проектором для
проведения семинарских занятий;
3. Компьютерный класс с доступом в Интернет.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом
рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 022000 Экология и
природопользование.

Разработчики
|Географический |Профессор |С.М. Малхазова |
|факультет МГУ имени |Профессор |Э.П.Романова |
|М.В.Ломоносова | | |
| | | |

Список разработчиков ПООП, экспертов


Разработчики:
|Географический факультет МГУ | Декан |Н.С.Касимов |
|имени М.В. Ломоносова | | |
|Географический факультет МГУ | Зам. декана по УМО |Э.П.Романова |
|имени М.В. Ломоносова | | |
|Географический факультет МГУ |Зав.кафедрой |К.Н.Дьяконов |
|имени М.В. Ломоносова |физической географии и| |
| |ландшафтоведения | |
|Факультет географии и |Декан |В.И.Федотов |
|геоэкологии Воронежского | | |
|государственного университета | | |
|Географический факультет |Декан |А.И.Зырянов |
|Пермского государственного | | |
|университета | | |

Эксперты:
|Институт географии РАН |Заместитель |А.А. Тишков |
| |директора | |
|Институт химии и проблем |Директор |Н.П.Тарасова |
|устойчивого развития | | |
| | | |



Программа одобрена на заседании Президиума УМС по экологии и устойчивому
развитию от 18 февраля 2011 г., протокол ? 1-эко/умо


Председатель УМС по экологии и устойчивому развитию УМО по классическому
университетскому образованию, академик РАН


Н.С.Касимов