Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.umo.msu.ru/docs/conception.doc
Дата изменения: Mon Sep 5 15:10:55 2011
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:07:49 2012
Кодировка: koi8-r

Проект подготовлен
Ассоциацией классических университетов России (АКУР)
и УМО по классическому университетскому образованию
Июль 2011

КОНЦЕПЦИЯ организации
сети государственно-общественных объединений,
действующих в системе профессионального образования

I. Общие положения
В связи с переходом системы профессионального образования к
реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)
нового поколения, которые предоставляют образовательным учреждениям
большую автономию при разработке основных образовательных программ,
переходом системы послевузовского профессионального образования к
реализации федеральных государственных требований (ФГТ) к программам
послевузовского профессионального образования (аспирантура, адъюнктура,
ординатура, интернатура), а также отменой государственного контроля
качества (аккредитации) большей части программ дополнительного
профессионального образования, возникла острая необходимость в создании
сети государственно-общественных объединений (ГОО), действующих в системе
начального, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального
образования с целью создания организационно-методических основ для
развития системы непрерывного образования и сохранения единого
образовательного пространства России.
Государственно-общественные объединения должны обеспечить
эффективное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти,
сообществ научно-педагогических работников и объединений работодателей
при формировании образовательных и профессиональных стандартов, при
государственной и общественно-профессиональной оценке качества
образовательных программ.
Координацию деятельности ГОО, действующих в разных областях знаний
на всех уровнях профессионального образования, должен осуществлять единый
Координационный совет при непосредственном участии (или руководстве)
федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере образования.

II. Предлагаемая структура сети государственно-общественных
объединений, действующих в системе профессионального образования (см.
схему ниже).
1) Основным элементом новой сети государственно-общественных объединений,
действующих в системе профессионального образования, должно стать Учебно-
методическое объединение (УМО) образовательных учреждений по группе
родственных направлений подготовки (специальностей). УМО создается
приказом Минобрнауки на базе конкретного образовательного учреждения (в
отдельных случаях - на базе нескольких образовательных учреждений),
положение об УМО утверждается Минобрнауки на основе Типового положения об
УМО.
Деятельность УМО должна быть в основном направлена на разработку и
постоянное обновление (на основе лучших практик российских и зарубежных
образовательных учреждений) учебно-методического обеспечения реализации
образовательных программ профессионального образования (начального,
среднего, высшего, а также программ послевузовского и дополнительного
образования), на оказание реальной информационно-методической поддержки
всем образовательным учреждениям, входящим в УМО. Новой функцией УМО
должен стать системный и научно обоснованный мониторинг качества
реализации образовательными учреждениями программ профессионального
образования.
В зависимости от специфики образовательной области УМО может быть
создано как единая структура для всех уровней профессионального
образования, в других случаях могут быть созданы отдельные УМО - для
начального и среднего профессионального образования, для высшего и
послевузовского профессионального образования. УМО могут курировать как
небольшое число направлений подготовки (специальностей), так и большое их
количество. В случае, если УМО курирует значительное число направлений
подготовки (специальностей), оно должно создать и обеспечить деятельность
специальных структур (учебно-методических комиссий, советов и пр.) для
эффективной организационно-методической работы по всем курируемым
направлениям подготовки (специальностям).
2) Координировать работу всех УМО, входящих в одну укрупненную группу
направлений подготовки (специальностей), должен Научно-методический совет
по укрупненной группе направлений подготовки (специальностей) - НМС по
УГС, в состав которого должны входить председатели советов УМО
образовательных учреждений, курирующих направления подготовки
(специальности) из данной УГС (или их уполномоченные представители);
представители академических и профессиональных ассоциаций, объединений
работодателей, представители органов государственной власти, имеющие в
своем ведении образовательные учреждения соответствующих профилей.
Председателем Совета по УГС должен быть, как правило, ректор базового
вуза одного из УМО вузов. В Положении о НМС по УГС необходимо
предусмотреть периодическую ротацию председателей НМС. Положение о НМС
по УГС утверждается Приказом Минобрнауки России.
В функции Научно-методического совета по укрупненной группе
направлений подготовки (специальностей) входит координация деятельности
государственно-общественных объединений всех уровней образования (включая
УМО вузов), работающих по направлениям подготовки (специальностям) данной
УГС; осуществление взаимодействия с Рособрнадзором по формированию
процедур государственной аккредитации образовательных программ, входящих
в данную УГС, подбор экспертов для государственной аккредитации по данной
УГС и участие в их подготовке; ведение Реестра рекомендованных примерных
основных образовательных программ; актуализация Реестра рекомендованных
профилей по направлениям подготовки бакалавриата, входящих в УГС;
подготовка предложений в КС ГОО по обновлению (внесению изменений) в
соответствующие ФГОС; проведение конференций, семинаров и т.д.
Методическое обеспечение послевузовского и дополнительного
профессионального образования может быть отнесено к компетенции отдельных
Научно-методических советов.
3) Осуществлять общую координацию деятельности всех ГОО (НМС по УГС и УМО
образовательных учреждений, действующих в разных областях знаний на всех
уровнях профессионального образования - начального, среднего, высшего,
послевузовского и дополнительного), ставить и решать задачи
стратегического характера должен Координационный совет государственно-
общественных объединений (КС ГОО). Председателем этого совета может быть
заместитель Министра образования и науки или директор курирующего
Департамента Миниобрнауки. Положение о КС ГОО утверждается приказом
Минобрнауки России. В состав КС ГОО должны войти все Председатели НМС по
УГС и НМС по послевузовскому и дополнительному образованию (если они
будут выделены в отдельные советы), представители Минобрнауки и
Рособрнадзора, представители заинтересованных Министерств и ведомств,
представители крупных объединений работодателей. В состав КС ГОО могут
войти ректоры вузов, имеющих особый статус (МГУ, СПбГУ, НИУ, ФУ), если
они не являются председателями НМС.
При Координационном Совете ГОО целесообразно создать постоянно
действующую экспертную комиссию из числа проректоров по учебно-
методической работе вузов, заместителей директоров колледжей,
представителей ассоциаций образовательных учреждений и профессиональных
ассоциаций для подготовки проектов нормативных и методических документов
по заданию Координационного Совета ГОО, для оперативного выполнения
текущих задач организационно-методического характера.
[pic]
III. Принципы организации Учебно-методических объединений вузов.
1) Каждое УМО создается отдельным Приказом Минобрнауки России, в котором
определяется базовый вуз (вузы), закрепляются конкретные направления
подготовки (специальности) ВПО. Минобрнауки утверждает Положение о
соответствующем УМО (на основе Типового Положения об УМО вузов,
утвержденного Приказом Минобрнауки России).
2) УМО организуются как добровольные объединения вузов для реализации
задач и основных направлений деятельности, обозначенных в Положении о
конкретном УМО. В Положении об УМО могут быть предусмотрены критерии и
показатели, ограничивающие права вузов стать членом данного УМО. Порядок
регистрации вузов в качестве членов УМО, права и обязанности членов УМО
должны быть отражены в Положении об УМО.
3) Вуз, претендующий стать базовым вузом УМО, должен отвечать заданным
требованиям (критериям) к базовому вузу УМО (см. ниже). При реорганизации
системы УМО целесообразно организовать независимую экспертную оценку
деятельности действующих УМО (на основании отчетов об их деятельности за
последние 5 лет, качества методического обеспечения, разработанного для
ФГОС, эффективности работы с вузами и т.д.).
5) По решению Минобрнауки России УМО может быть создано на базе
нескольких вузов. Специфика системы управления таким УМО определяется
Положением об УМО. Каждый из базовых вузов УМО может разрабатывать и
утверждать свою примерную основную образовательную программу (для
бакалавриата, магистратуры, подготовки специалиста), предлагать и
обеспечивать свой список профилей программ бакалавриата. Вузы, входящие
в такие УМО, могут выбирать, на какие примерные основные образовательные
программы и профили программ бакалавриата из числа предложенных они будут
ориентироваться.
6) В органах управления УМО и его структурных подразделений должны
участвовать представители объединений работодателей или ведущих
корпораций (предприятий, организаций) в соответствующей профессиональной
области.
7) С учетом специфики образовательных областей УМО могут создавать
Региональные отделения, Учебно-методические советы и (или) Комиссии (УМС,
УМК), в функции которых входят: разработка и постоянное обновление
методического обеспечения (с учетом лучших практик вузов) для реализации
образовательных программ по конкретным направлениям подготовки
(специальностям) ВПО, по профилям программ бакалавриата, по
специализациям программ подготовки специалистов, для реализации
образовательных программ среднего профессионального образования,
послевузовского профессионального образования, дополнительного
образования.
8) Деятельность УМО должна быть открытой, а процедуры различного рода
экспертиз и мониторинга качества - прозрачными. УМО должны создать
систему постоянного информирования общественности о результатах
деятельности и периодической отчетности перед курирующим Департаментом
Минобрнауки.
9) Базовые вузы УМО должны соблюдать финансовую дисциплину при проведении
различного рода экспертиз, использовать обоснованные и утвержденные
Минобрнауки России или КС ГОО расценки на оказание тех или иных услуг. В
случае выявленных нарушений Министерство может принять решение о смене
базового вуза УМО.
10) Министерство образования и науки выделяет средства на информатизацию
деятельности УМО при помощи унифицированных программных механизмов
(например, портальных технологий), позволяющих организовать сетевое
взаимодействие вузов в рамках УМО, функционирование региональных
отделений и т.д.

IV. ВУЗ, претендующий на статус базового вуза Учебно-методического
объединения по направлениям подготовки (специальностям) должен
соответствовать следующим требованиям:
1) Располагать высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами,
современной учебно-методической и материально-технической базой, иметь
профильные научные школы; в вузе должны реализовываться образовательные
программы различного уровня по направлениям подготовки (специальностям),
отнесенным Минобрнауки России к компетенции соответствующего УМО;
2) Быть непосредственным разработчиком или организатором разработки ФГОС
и (или) ГОС ВПО по направлениям подготовки (специальностям), отнесенным
Минобрнауки России к компетенции соответствующего УМО;
3) Иметь специальное структурное подразделение с функцией обеспечения
работы учебно-методического объединения под управлением проректора вуза;
4) Иметь практический опыт в формировании нормативного и учебно-
методического обеспечения ФГОС и (или) ГОС ВПО (примерные основные
образовательные программы, включая примерные учебные планы, примерные
программы дисциплин, рекомендованные фонды оценочных средств и т.д.);
5) Иметь в открытом доступе развитую систему информационной поддержки
вузов с наполнением актуальными методическими материалами;
6) Иметь опыт государственно-общественного управления в системе ВПО и
сформированные механизмы для организации сетевого взаимодействия вузов.
-----------------------
.

.

НМС по Доп. ОП

УМО 2.N

УМО 2.1

УМО 1.1

УМО 1.N

.

НМС по аспирант.

Координационный Совет ГОО
во главе с председателем (заместителем министра или Директором департамента
Минобрнауки России)


Постоянно действующая экспертная (рабочая) комиссия из числа проректоров
вузов, зам. директоров колледжей, представителей объединений работодателей

Научно-методический совет по укрупненной группе направлений
(специальностей) (НПО, СПО, ВПО)
1

.

Научно-методический совет по укрупненной группе направлений
(специальностей)
(НПО, СПО, ВПО)
2

Научно-методические советы по послевузовскому и дополнительному
профессиональному образованию

Структура сети государственных общественных объединений, действующих в
системе профессионального образования