Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.umo.msu.ru/docs/NDOCS/fgos/030300_1.doc
Дата изменения: Mon Jul 4 17:53:17 2011
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:01:44 2012
Кодировка: koi8-r

Приложение


|Утвержден |
|приказом Министерства образования и |
|науки Российской Федерации |
|от «21» декабря 2009г. ? 759 |


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по направлению подготовки
030300 Психология

(квалификация (степень) «бакалавр»)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой
совокупность требований, обязательных при реализации основных
образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030300
Психология образовательными учреждениями высшего профессионального
образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской
Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее
учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии,
выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.


II ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный
стандарт высшего профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных
программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень)
приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников

|Наименование |Квалификация |Нормативный |Трудоем-кос|
|ООП |(степень) |срок освоения |ть |
| | |ООП, включая |(в зачетных|
| | |последип-ломны| |
| | |й отпуск |единицах) |
| |Код в соот-|Наимено- | | |
| | |вание | | |
| |ветствии | | | |
| |с принятой | | | |
| |классифи-ка| | | |
| |цией ООП | | | |
|ООП бакалавриата|62 |Бакалавр |4 года |240** |


*)Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
**) Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме
обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по
очно-заочной (вечерней) форме обучения, а также в случае сочетания
различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно
нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого
совета высшего учебного заведения. По данной специальности подготовка по
заочной форме не предусматривается.

IV. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров психологов
включает решение комплексных задач в сфере образования, здравоохранения,
культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления,
социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных
организациях, административных органах, научно-исследовательских и
консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги
физическим лицам и организациям.
4.2 Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются
психические процессы, свойства и состояния человека; их проявления в
различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных
взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и
формы их организации, изменения, воздействия.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 030300 Психология готовится к
следующим видам профессиональной деятельности: практической, научно-
исследовательской, педагогической, организационно-управленческой.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном
готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной
программы, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с
обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения
и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 030300 Психология должен
решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами
профессиональной деятельности:
В практической деятельности - анализ психологических свойств и
состояний, характеристик психических процессов, различных видов
деятельности индивидов и групп;
формирование установок в отношении здорового образа жизни и поведения,
направленного на сохранение здоровья;
предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и
развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а также
профессиональных рисков в различных видах деятельности;
выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом
развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний,
возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности;
распространение информации о роли психологических факторов в
поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах
воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности,
коммуникации;
формирование установок, направленных на гармоничное развитие,
продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во
взаимодействии с окружающим миром.
В научно-исследовательской деятельности - участие в проведении
психологических исследований на основе профессиональных знаний и
применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение
типовых задач в различных научных и научно-практических областях
психологии;
изучение научной информации, отечественного и зарубежного опыта по
тематике исследования;
применение стандартизованных методик;
обработка данных с использованием стандартных пакетов программного
обеспечения.
В педагогической деятельности - преподавание психологии как
общеобразовательной дисциплины;
сбор и оформление учебных материалов; проведение практических занятий
в рамках утвержденного плана и программ;
участие в проведении тестирования по итогам обучения;
участие в учебно-методической работе в сфере общего образования;
пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни
общества.
В организационно-управленческой деятельности - описание и анализ форм
организации взаимодействий в трудовых коллективах;
выявление проблем, затрудняющих функционирование организации;
проведение диагностико-оптимизационных работ с персоналом организации;
использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении
профессиональной деятельности.

V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ
бакалавриата

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными
компетенциями (ОК):
способностью и готовностью к:
пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития
современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах
гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного
мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук,
культурологии (ОК-2);
владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом
фактов и теоретических положений (ОК-3);
использованию системы категорий и методов, необходимых для решения
типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
применению теоретического и экспериментального исследования, основных
методов математического анализа и моделирования, стандартных
статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении
различных профессиональных задач (ОК-5);
владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы
эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной
деятельности и психического состояния (ОК-6);
восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного
контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);
нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных
ситуациях и ответственности за них (ОК-8);
проведению библиографической и информационно-поисковой работы с
последующим использованием данных при решении профессиональных задач и
оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);
пониманию сущности и значения информации в развитии современного
информационного общества, осознанию опасности и угрозы, возникающих в этом
процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в
том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
овладению основными методами, способами и средствами получения,
хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как
средством управления информацией (ОК-11);
профессионально профилированному использованию современных
информационных технологий и системы Интернет (ОК-12);
использованию знания иностранного языка в профессиональной
деятельности и в профессиональной коммуникации (ОК-13);
использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-
14);
овладению средствами самостоятельного, методически правильного
использования методов физического воспитания и укрепления здоровья,
готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для
обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15).
5.2. Бакалавр должен обладать следующими профессиональными
компетенциями (ПК):
общепрофессиональные:
практическая деятельность:
способностью и готовностью к:
реализации стандартных программ, направленных на предупреждение
отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также
профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям,
ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической
обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);
описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой
сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);
осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе,
организации психологической помощи с использованием традиционных методов и
технологий (ПК-4);
выявлению специфики психического функционирования человека с учётом
особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его
принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим
социальным группам (ПК-5);
психологической диагностике уровня развития познавательной и
мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей,
характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и
акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации
психического функционирования человека (ПК-6);
прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования
познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики,
способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных
черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);
ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при
осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью
оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в
различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).
Научно-исследовательская деятельность:
способностью и готовностью к:
применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах,
категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и
развития психики (ПК-9);
пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-
исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
участию в проведении психологических исследований на основе применения
общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-
практических областях психологии (ПК-11);
проведению стандартного прикладного исследования в определённой области
психологии (ПК-12);
реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации
индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию
людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных
заболеваниях (ПК-13);
выбору магистерских образовательных программ в различных областях
психологии и социальной работы (ПК-14).
Педагогическая деятельность:
способностью и готовностью к:
преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15);
участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-
16);
подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в
их проведении (ПК-17);
использованию дидактических приёмов при реализации стандартных
коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации
психической деятельности человека (ПК-18);
самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни

(ПК-19);
просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня
психологической культуры общества (ПК-20).
Организационно-управленческая деятельность:
способностью и готовностью к:
анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21);
проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания
психологического климата, способствующего оптимизации производственного
процесса (ПК-22);
реализации интерактивных методов, психологических технологий,
ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов
и групп (ПК-23).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ
бакалавриата

6.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра
предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская
работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и
вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная)
часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и
навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин
(модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для
успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения
профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и
экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных
дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык».
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна
предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Таблица 2
Структура ООП бакалавриата

| | |Трудоем-|Перечень дисциплин|Коды |
|Код |Учебные циклы, разделы и |кость |для разработки |форми-р|
|УЦ ООП|проектируемые |(Зачетны|примерных |уемых |
| |результаты их освоения |е |программ, |компе-т|
| | |еди-ницы|учебников и |енций |
| | |)1) |учебных пособий | |
|Б.1 |Гуманитарный, социальный и |38-46 |История |ОК-1, |
| |экономический цикл | |Философия |ОК-2, |
| |Базовая часть |30-34 |Иностранный язык |ОК-3, |
| |В результате изучения базовой | |Экономика |ОК-8, |
| |части цикла студент должен: | |Социология |ОК-13, |
| |знать: основные категории, | |Правоведение |ОК-14, |
| |понятия, законы, направления | |Религиоведение |ПК-8, |
| |развития философии, экономики, | |Профессиональная |ПК-14, |
| |социологии, основы | |этика |ПК-15, |
| |культурологии, способствующие | |Культурология |ПК-16, |
| |общему развитию личности, | |Педагогика |ПК-17, |
| |обеспечивающие формирование | |Логика |ПК-19, |
| |мировоззрения и понимание | |Риторика |ПК-20 |
| |современных концепций картины | | | |
| |мира; | | | |
| |основные закономерности и этапы| | | |
| |исторического развития | | | |
| |общества, роль России в истории| | | |
| |человечества и на современном | | | |
| |этапе; систему категорий и | | | |
| |методов, направленных на | | | |
| |формирование аналитического и | | | |
| |логического мышления психолога;| | | |
| | | | | |
| |правовые, экологические и | | | |
| |этические аспекты | | | |
| |профессиональной деятельности; | | | |
| |основные направления развития | | | |
| |системы образования, содержание| | | |
| |педагогической деятельности, | | | |
| |опыт | | | |
| |подготовки психологов в стране | | | |
| |и за рубежом; | | | |
| |лексический минимум в объёме, | | | |
| |необходимом для работы с | | | |
| |профессиональной литературой и | | | |
| |осуществление взаимодействия на| | | |
| |иностранном языке; | | | |
| |уметь: анализировать и | | | |
| |оценивать | | | |
| |социально-экономическую и | | | |
| |политическую информацию; | | | |
| |использовать | | | |
| |нормативно-правовые знания при | | | |
| |осуществлении профессиональной | | | |
| |деятельности; | | | |
| |реализовывать педагогическую | | | |
| |деятельность; | | | |
| |владеть: приемами обеспечения | | | |
| |гражданской, этнокультурной | | | |
| |идентичности, социальной | | | |
| |мобильности; | | | |
| |ценностями, нормами и навыками | | | |
| |сотрудничества с | | | |
| |представителями различных | | | |
| |социальных групп, национальных | | | |
| |культур и религий; | | | |
| |толерантностью; | | | |
| |иностранным языком в объеме, | | | |
| |необходимом для работы с | | | |
| |профессиональной литературой, | | | |
| |взаимодействия и общения; | | | |
| |организационно-управленческими | | | |
| |навыками в профессиональной и | | | |
| |социальной деятельности; | | | |
| | | | | |
| |Вариативная часть (знания, | | | |
| |умения, навыки определяются ООП| | | |
| |вуза) | | | |
|Б.2 |Математический и |20-28 |Анатомия ЦНС |ОК-2, |
| |естественнонаучный цикл | |Нейрофизиология |ОК-3, |
| |Базовая часть |12-16 |Математическая |ОК-4, |
| |В результате изучения базовой | |статистика |ОК-5, |
| |части цикла студент должен: | |Информационные |ОК-9, |
| |знать: антропометрические, | |технологии в |ОК-10 |
| |анатомические и физиологические| |психологии |ОК-11 |
| |параметры жизнедеятельности | |Современные |ОК-12, |
| |человека в фило- и социогенезе;| |концепции |ПК-2, |
| | | |естествознания | |
| |основные математические и | | | |
| |статистические методы обработки| | | |
| |данных, полученных при решении | | | |
| |основных профессиональных | | | |
| |задач; | | | |
| |достижения естественных наук в | | | |
| |современном подходе к | | | |
| |эволюционным процессам в | | | |
| |биосфере и обществе; | | | |
| |уметь: использовать основные | | | |
| |биологические параметры | | | |
| |жизнедеятельности человека при | | | |
| |выявлении специфики его | | | |
| |психического функционирования; | | | |
| |получать, обрабатывать и | | | |
| |интерпретировать данные | | | |
| |исследований с помощью | | | |
| |математико-статистического | | | |
| |аппарата; | | | |
| |владеть: навыками использования| | | |
| | | | | |
| |в профессиональной деятельности| | | |
| |базовых знаний в области | | | |
| |естествознания, информатики и | | | |
| |современных информационных | | | |
| |технологий, ресурсов Интернет. | | | |
| | | | | |
| |Вариативная часть (знания, | | | |
| |умения, навыки определяются ООП| | | |
| |вуза) | | | |
|Б.3 |Профессиональный цикл |140-150 |Введение в |ОК-1, |
| |Базовая (общепрофессиональная) |90-98 |профессию |ОК-2, |
| |часть | |Общая психология |ОК-4, |
| |В результате изучения базовой | |История психологии|ОК-7, |
| |части цикла студент должен: | | |ОК-8, |
| |знать: психологические | |Методологические |ОК-9, |
| |феномены, категории, методы | |основы психологии |ОК-12, |
| |изучения и описания | |Зоопсихология и |ПК-1, |
| |закономерностей | |сравнительная |ПК-2, |
| |функционирования и развития | |психология |ПК-3, |
| |психики с позиций существующих | |Психология |ПК-4, |
| |в отечественной и зарубежной | |личности |ПК-5, |
| |науке подходов; | |Социальная |ПК-6, |
| |психологические технологии, | |психология |ПК-7, |
| |позволяющие решать типовые | |Этнопсихология |ПК-8, |
| |задачи в различных областях | |Психология труда, |ПК-9, |
| |практики; | |инженерная |ПК-10, |
| |основные подходы к | |психология и |ПК-11, |
| |психологическому воздействию на| |эргономика |ПК-12, |
| |индивида, группы и сообщества; | |Организационная |ПК-13, |
| |закономерности и принципы | |психология |ПК-14, |
| |организации | |Психология |ПК-15, |
| |учебно-воспитательного | |развития и |ПК-16, |
| |процесса; | |возрастная |ПК-17, |
| |уметь: анализировать | |психология |ПК-18, |
| |психологические теории | |Педагогическая |ПК-19, |
| |возникновения и развития | |психология |ПК-20, |
| |психики в процессе эволюции; | |Введение в |ПК-21, |
| |прогнозировать изменения и | |клиническую |ПК-22, |
| |динамику уровня развития и | |психологию |ПК-23 |
| |функционирования различных | |Основы | |
| |составляющих психики в норме и | |нейропсихологии | |
| |при психических отклонениях; | |Основы | |
| |профессионально воздействовать | |патопсихологии | |
| |на уровень развития и | |Психофизиология | |
| |особенности познавательной и | |Основы | |
| |личностной сферы с целью | |психогенетики | |
| |гармонизации психического | |Экспериментальная | |
| |функционирования человека; | |психология | |
| |проектировать, реализовывать и | |Основы | |
| |оценивать учебно-воспитательный| |консультативной | |
| |процесс с учетом | |психологии | |
| |возрастно-психологических | |Общепсихологичес-к| |
| |особенностей обучающихся; | |ий практикум | |
| |владеть: основными приёмами | |Психодиагностика | |
| |диагностики, профилактики, | |Практикум по | |
| |экспертизы, коррекции | |психодиагностике | |
| |психологических свойств и | |Математические | |
| |состояний, характеристик | |методы в | |
| |психических процессов, | |психологии | |
| |различных видов деятельности | |Дифференциальная | |
| |индивидов и групп; | |психология | |
| |критериями выбора | |Безопасность | |
| |психодиагностических и | |жизнедеятельности | |
| |психокоррекционных методик; | |Методика | |
| |навыками анализа своей | |преподавания | |
| |деятельности как | |психологии | |
| |профессионального психолога с | | | |
| |целью ее оптимизации; | | | |
| |современными технологиями и | | | |
| |методами осуществления | | | |
| |образовательного процесса; | | | |
| | | | | |
| |приемами подготовки и | | | |
| |проведения | | | |
| |лабораторно-практических | | | |
| |занятий. | | | |
| | | | | |
| |Вариативная часть (знания, | | | |
| |умения, навыки определяются ООП| | | |
| |вуза) | | | |
|Б.4 |Физическая культура |2 | |ОК-6, |
| | |(400 | |ОК-15, |
| | |часов) | | |
| | | | |ПК-4, |
| | | | |ПК-9, |
| | | | |ПК-25 |
|Б.5 |Учебная и производственная |17 | |ОК-4, |
| |практики | | |ОК-5, |
| |(практические умения и навыки | | |ОК-6, |
| |определяются ООП вуза) | | |ОК-8, |
| | | | |ОК-9 |
| | | | |ПК-1, |
| | | | |ПК-2, |
| | | | |ПК-3, |
| | | | |ПК-4, |
| | | | |ПК-5, |
| | | | |ПК-6, |
| | | | |ПК-8, |
| | | | |ПК-10, |
| | | | |ПК-13, |
| | | | |ПК-18, |
| | | | |ПК-20, |
| | | | |ПК-22, |
| | | | |ПК-23 |
|Б.6 |Итоговая государственная |10 | |ОК -2, |
| |аттестация | | | |
| | | | |ОК -9, |
| | | | |ОК-10 |
| | | | |ОК-11, |
| | | | |ОК-12, |
| | | | | |
| | | | |ПК -2, |
| | | | |ПК -3, |
| | | | |ПК -5, |
| | | | |ПК -6, |
| | | | |ПК-9, |
| | | | |ПК-10, |
| | | | |ПК-12 |
| |Общая трудоемкость основной |240 | | |
| |образовательной программы | | | |


1) Трудоемкость циклов Б.1,Б.2,Б.3 и разделов Б.4,Б.5 включает все виды
текущей и промежуточной аттестаций

VII. Требования к условиям реализации основных
образовательных программ бакалавриата

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и
утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие
программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие
материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а
также программы учебной и производственной практик, календарный учебный
график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей
образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с
примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные
образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены
возможности вуза в формировании социально-личностных компетенций
выпускников (например, компетенций социального взаимодействия,
самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз
обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые
для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного
компонента учебного процесса, включая развитие студенческого
самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций,
спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать
широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм
проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора
конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с
внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных
навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены
встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных
и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется
главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием
конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не
менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для
соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов
аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко
сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с
осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по
ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее 2 зачетных единиц
(за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам,
трудоемкость которых составляет более 3 зачетных единиц, должна
выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по
выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно
по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору
обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может
составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды
аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению
основной образовательной программы и факультативных дисциплин,
устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для
изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при
освоении основной образовательной программы в очной форме обучения
составляет 28 академических часов. В указанный объем не входят обязательные
аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения
максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с
Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального
образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. ? 71 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2008, ? 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен
составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или
правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени
обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами,
регламентирующими порядок прохождения службы[1].
7.10. Раздел «Физическая культура» трудоемкостью 2 зачетные единицы
реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при
этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен
составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность
участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями
при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины
(модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы
и/или практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой
части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области:
анатомии центральной нервной системы, психологии личности, психологии
развития и возрастной психологии, социальной психологии, педагогической
психологии, клинической психологии, экспериментальной психологии,
психологии труда, инженерной психологии и эргономики, организационной
психологии, дифференциальной психологии, консультативной психологии,
психодиагностики, безопасности жизнедеятельности, математической
статистики, математических методов и информационных технологий в
психологии, иностранного языка, методики преподавания психологии, а также
по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых
предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и
навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение
дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные
дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы
получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на
будущую профессиональную подготовку;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при
наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее
дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания,
предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная
и производственная практики» является обязательным и представляет собой
вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-
практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи,
программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в
лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и
научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики: предоставление письменного отчета,
характеристика руководителя практики о качестве ее прохождения, обсуждение
хода и результатов на кафедре, подразделении, итоговой конференции. На
основании обсуждения результатов выставляется дифференцированная оценка.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская
работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-
исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить
возможность обучающимся:
изучать научную и специальную литературу, связанную с профессиональной
деятельностью;
иметь доступ к современным электронным базам данных, содержащих
достижения отечественной и зарубежной психологии;
участвовать в проведении прикладных научных исследований в
определенной области психологии;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной
информации по теме курсовых и дипломных работ, прикладных исследовательских
проектов;
принимать участие в подготовке и проведении лабораторно-практических
работ;
работать на современных компьютерных средствах, оснащенных
лицензионным программным обеспечением;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу,
заданию);
выступать с научными сообщениями и докладами на конференциях, научных
симпозиумах.
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата
должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как
правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-
методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в
общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по
данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50
процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую
за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру
признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора
должны иметь не менее 6 процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование
и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не
менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям
ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны
иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно
быть привлечено не менее 5 процентов преподавателей из числа действующих
руководителей и работников профильных организаций, предприятий и
учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень
и/или ученое звание может быть заменено преподавателями, имеющими стаж
практической работы по данному направлению на должностях руководителей или
ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться
учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам,
дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание
каждой из таких учебных дисциплин ( модулей) должно быть представлено в
сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим
обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-
библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам
и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-
методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления
одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25
процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или
электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой
части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой
части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5
лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100
обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать
официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические
издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность
индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и
организациями должен осуществляться с соблюдением требований
законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и
международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной
собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным
профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым
системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП
бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих
основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно
осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования
высшего учебного заведения[2].
7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно
располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех
видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной,
практической и научно-исследовательской работы обучающихся,
предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим
санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень
материально-технического обеспечения включает в себя:
компьютерные классы общего пользования с подключением к Интернет из
не менее 12-15 компьютеров (для работы одной академической группы
одновременно) на 100 обучающихся;
специализированные компьютерные классы для организации учебных занятий
по курсам «Общий психологический практикум» и практикумов, состоящих из 10-
15 компьютеров, с подключенным к ним периферийным устройством и
оборудованием (мультимедийный проектор, головные телефоны, пульты для
регистрации времени реакции, цифровые диктофоны, видеокамеры и фотоаппараты
и др.) на 100 обучающихся;
аппаратурное и программное обеспечение (и соответствующие методические
материалы) курсов «Общий психологический практикум», и других практикумов;
учебные классы, оснащенные современной аудио- и видеотехникой
(музыкальный центр, DVD-проигрыватель, видеокамера) для курсов с
проведением психологических тренингов, занятий по психологическому
консультированию и др.;
учебные классы, оснащенные наглядными учебными пособиями, препаратами,
материалами для преподавания дисциплин биологического цикла и курса
психофизиологии, а также аппаратурой и программным обеспечением для
организации практических занятий по указанным выше курсам, связанным с
регистрацией физиологических функций человека;
компьютерные мультимедийные проекторы во всех аудиториях, где
проводятся лекционные занятия, и другую технику для презентаций учебного
материала;
современные лицензионные компьютерные статистические системы для
анализа данных и обработки результатов эмпирических исследований (SPSS,
Stadia, Statistika и др.) по курсам "Информатика и ЭВМ в психологии" и
"Математические методы в психологии" и соответствующую учебно-методическую
литературу к ним.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого
обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом
изучаемых дисциплин. Число компьютеризованных рабочих мест в компьютерном
классе с доступом к сетям типа Интернет должно быть не менее 5 процентов от
числа обучающихся по соответствующей программе бакалавриата (без учета
возможности доступа к глобальным сетям посредствам беспроводной связи).
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного
программного обеспечения.

VIII Оценка качества освоения основных образовательных программ
бакалавриата

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества
подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с
привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений
обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для
оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными
учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности,
планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна
включать текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию
обучающихся.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля
знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и
доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных
достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль
успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств,
включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля,
позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.
Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения
программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего,
кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов
должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные
дисциплины, и другие. Обучающимся должна быть предоставлена возможность
оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а
также работы отдельных преподавателей.
8.5. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной
квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен
вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а
также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются
высшим учебным заведением.

-----------------------
[1] Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября
1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, ? 38, ст. 4534)
[2] Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10
июля 1992 г. ? 3266 -1 (Собрание законодательства Российской Федерации,
1996, ? 3, ст. 150; 2002, ? 26, ст. 2517; 2004, ? 30, ст. 3086; ? 35, ст.
3607; 2005, ? 1, ст. 25; 2007, ? 17, ст. 1932; ? 44, ст. 5280).