Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.umo.msu.ru/docs/OOP%20developers.doc
Дата изменения: Mon Jul 4 17:53:19 2011
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:33:02 2012
Кодировка: koi8-r

[pic]

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ и науки
российской федерации
(Минобрнауки России)

Департамент государственной

политики в образовании
_________

ул. Тверская, д. 11, г. Москва,
ГСП-3, 125993

Телефон: 629-18-79
Факс: 629-79-12
E-mail: d03@mon.gov.ru

_13 мая 2010_ ?_03-956_
|




Федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении
образовательные учреждения высшего профессионального образования

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие
управление в сфере образования

Образовательные учреждения высшего профессионального образования
| |О разработке вузами основных
образовательных программ

В связи с многочисленными запросами, поступающими от образовательных
учреждений высшего профессионального образования, о разработке основных
образовательных программ (далее - ООП) для реализации федеральных
государственных образовательных стандартов высшего профессионального
образования, Департамент совместно с Координационным советом учебно-
методических объединений высших учебных заведений Российской Федерации и
научно-методических советов Минобрнауки России подготовил в помощь
разработчикам ООП соответствующие разъяснения (прилагаются).
Приложение: на 11 л.


Директор Департамента И.М. Реморенко



Чураева М.Л.
629 84 03
Приложение


Разъяснения
разработчикам основных образовательных программ для реализации
федеральных государственных образовательных стандартов
высшего профессионального образования


1. Вопрос: Должен ли вуз, проектируя профильную подготовку
бакалавров в рамках вариативной части основной образовательной
программы (ООП), следовать перечню профилей, установленному в
соответствующей примерной основной образовательной программе (ПООП)?


Ответ: При проектировании профильной подготовки бакалавров в рамках
вариативной части ООП вуз должен выбрать профиль (профили), указанный
(указанные) в примерной основной образовательной программе, утвержденной
руководителем базового вуза - разработчика соответствующего ФГОС ВПО. Если
ФГОС ВПО создан двумя и более разработчиками, то остальные вузы могут
ориентироваться на перечень профилей, представленных в примерных основных
образовательных программах вузов-разработчиков.
Вуз может разработать ООП и без указания профиля подготовки.

2. Вопрос: Может ли вуз разработать и реализовать инновационную
образовательную программу или предложить новый профиль подготовки
бакалавров? Может ли университет, получивший право работать по
собственным образовательным стандартам, не придерживаться перечня
профилей подготовки бакалавров, определенного в ПООП?

Ответ: Вуз может разработать и реализовать инновационную
образовательную программу или предложить новый профиль подготовки
бакалавров, наименование которого отсутствует в утвержденных примерных
основных образовательных программах. Для этого ему необходимо получить
статус федеральной инновационной площадки в порядке, определенном Приказом
Минобрнауки от 23 июня 2009 г. ? 218 "Об утверждении Порядка создания и
развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».
При этом следует иметь в виду, что содержание нового профиля не
должно затрагивать предметные области других направлений подготовки.
Наименование нового профиля не должно совпадать с наименованиями других
направлений подготовки и специальностей.
Университет, получивший право самостоятельно разрабатывать
образовательные стандарты и требования к ним, самостоятельно определяет
профили подготовки бакалавров или реализует ООП без профилей.

3. Вопрос: Каков порядок введения новой специализации в рамках
специальности?

Ответ: Для того чтобы ввести новую специализацию, необходимо внести
изменения в соответствующий Федеральный государственный образовательный
стандарт. Порядок принятия ФГОС ВПО определен постановлением Правительства
Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. ? 142.

4. Вопрос: Можно ли в рамках одного профиля подготовки бакалавров в
вузе разрабатывать несколько учебных планов?

Ответ: Можно, с учетом особенностей основной образовательной
программы подготовки бакалавров.

5. Вопрос: Сколько магистерских программ может реализовать вуз в
рамках одного направления подготовки?

Ответ: В рамках одного направления подготовки вуз может реализовать
любое количество основных образовательных программ магистратуры
(магистерских программ), при условии выполнения требований ФГОС ВПО.

6. Вопрос: Имеет ли право вуз при разработке своей основной
образовательной программы изменять редакцию компетенций, приведенных
во ФГОС?

Ответ: Компетенции, приведенные во ФГОС, являются обязательными для
разработки вузом основных образовательных программ. Вуз имеет право
предусматривать дополнительные компетенции с учетом направленности
(профиля) своей основной образовательной программы.

7. Вопрос: Имеет ли право вуз при разработке своей основной
образовательной программы изменять требования к знаниям, умениям и
навыкам, приведенные во ФГОС (таблица 2 «Структура ООП»)?

Ответ: Требования ФГОС (в том числе к знаниям, умениям и навыкам)
являются обязательными для выполнения с учетом профилей реализуемых вузом
основных образовательных программ. При разработке своей основной
образовательной программы вуз может вводить дополнительные требования к
знаниям, умениям и навыкам.

8. Вопрос: Являются ли обязательным для вуза наименования дисциплин,
приведенных во ФГОС (таблица 2 «Структура ООП»)?

Ответ: Наименования дисциплин «История», «Философия», «Иностранный
язык», «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности» не могут
быть изменены вузом при формировании основных образовательных программ
бакалавриата и подготовки специалистов.
Лишь в случаях, когда наименование обязательной дисциплины совпадает
с наименованием направления подготовки, она может быть представлена в виде
нескольких дисциплин.
Наименование других дисциплин вуз имеет право корректировать при
условии выполнения требований к знаниям, умениям и навыкам, приведенным во
ФГОС (таблица 2).
Для направлений подготовки и специальностей, где требуется
аттестация специалистов для выполнения специальных видов работ (в сфере
обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной
энергетики, медицины, транспорта и т.п.) обязательный перечень дисциплин
базовой части профессионального цикла может быть установлен
соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

9. Вопрос: Обязателен ли для вуза перечень дисциплин, приведенных в
вариативной (профильной) части примерного учебного плана?

Ответ: Вуз формирует свой перечень дисциплин вариативной
(профильной) части в пределах суммарной трудоемкости вариативной части,
определенной ФГОС и примерным учебным планом. Перечень дисциплин
вариативной (профильной) части, приведенный в примерном учебном плане,
носит рекомендательный характер при условии реализации вузом компетенций,
определенных примерной ООП.
Для направлений подготовки и специальностей, где требуется
аттестация специалистов для выполнения специальных видов работ (в сфере
обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной
энергетики, медицины, транспорта и т.п.), обязательный перечень дисциплин
вариативной части профессионального цикла может быть установлен по
согласованию с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, к
компетенции которого относится данный вопрос.



10. Вопрос: Могут ли дисциплины базовой и вариативной частей иметь
одинаковое название?

Ответ: Нет. В случае необходимости наименование может быть указано с
индексом (например, математика 1, математика 2).

11. Вопрос: Может ли вуз при формирования учебного плана для
конкретного профиля подготовки бакалавров использовать вариативную
часть других циклов основной образовательной программы, а не только
профессионального цикла?

Ответ: При формирования учебного плана для конкретного профиля
подготовки бакалавров вуз вправе использовать вариативную часть циклов
Б.1, Б.2 и Б.3, сохраняя при этом содержание дисциплин соответственно
направленности циклов.

12. Вопрос: Должны ли дисциплины по выбору студента включаться в
каждый цикл основных образовательных программ подготовки бакалавров
и специалистов?

Ответ: В соответствии с п.7.5. ФГОС общий объем дисциплин по выбору
обучающихся должен составлять не менее одной трети вариативной части
суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Следовательно, дисциплины по выбору
обучающихся могут быть не в каждом цикле.

13. Вопрос: Каков порядок реализации факультативных (не обязательных
для освоения студентом) дисциплин?

Ответ: Согласно ФГОС, вуз может дополнительно к ООП реализовать
факультативные дисциплины, являющиеся необязательными для изучения (в
бакалавриате и при подготовке специалиста объемом до 10 зачетных единиц).
Дополнительно к ООП магистратуры могут быть реализованы факультативные
дисциплины в объеме, определяемом вузом самостоятельно.
Высшее учебное заведение может реализовывать факультативные
дисциплины за счет ежегодного резерва в 2-5 учебных недель, образующегося
за счет варьирования продолжительности каникул от 7 до 10 недель в год.

14. Вопрос: Предполагает ли разработка ООП на основе ФГОС ВПО
обязательное использование принципа асинхронного («нелинейного»)
обучения?

Ответ: Для реализации компетентностного подхода предпочтительно
вводить элементы «асинхронного» обучения (формирование индивидуальных
образовательных траекторий обучающихся).

15. Вопрос: Должна ли ООП на базе ФГОС ВПО разрабатываться с
обязательным применением модульного формата?

Ответ: Согласно Типовому положению об образовательном учреждении
высшего профессионального образования (высшем учебном заведении),
утвержденному постановлением Правительством Российской Федерации ? 71 от 14
февраля 2008 г.: «Основная образовательная программа включает в себя
учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин
(модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки
обучающихся.». На эту формулировку опирается и ФГОС ВПО.
Эффективность реализации компетентностного подхода, разработки
совместных образовательных программ, академической мобильности студентов и
преподавателей значительно повышается при проектировании ООП и реализации
образовательного процесса в модульном формате.
Таким образом, вузу рекомендуется проектировать модульные ООП, но это
не является обязательным требованием ФГОС.

16. Вопрос: Должны ли вузы перейти к учету нагрузки преподавателей
в зачетных единицах?

Ответ: Вуз вправе самостоятельно решать вопрос о переходе на систему
учета нагрузки преподавателей в зачетных единицах при условии разработки
соответствующей внутривузовской нормативной базы.
Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы
за ставку заработной платы) для работников из числа профессорско-
преподавательского состава образовательных учреждений ВПО установлена
постановлением Правительства от 3 апреля 2003 г. ? 191 «О продолжительности
рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной
платы) педагогических работников» и составляет 36 часов в неделю. Согласно
Типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального
образования (высшем учебном заведении), утвержденному постановлением
Правительством Российской Федерации ? 71 от 14 февраля 2008 г., учебная
нагрузка для педагогических работников устанавливается высшим учебным
заведением самостоятельно в зависимости от их квалификации и профиля
кафедры в размере до 900 часов в учебном году.

17. Вопрос: Может ли вуз при разработке своей основной
образовательной программы изменять установленную ФГОС величину
трудоемкости учебного года равную 60 зачетным единицам?

Ответ: Нет, не может. Трудоемкость одного учебного года при
реализации основной образовательной программы должна быть равна 60 зачетным
единицам. Однако по семестрам в рамках учебного года количество зачетных
единиц может быть распределено неравномерно.

18. Вопрос: Может ли вуз при разработке своей основной
образовательной программы отклоняться от установленного ФГОС
соответствия 1 зачетной единицы 36 академическим часам?

Ответ: В связи с тем, что трудоемкость одного учебного года для
освоения основной образовательной программы задана однозначно - 60 зачетных
единиц, а реальная продолжительность учебного года, выраженная в учебных
неделях, и установленное вузом значение еженедельной учебной нагрузки
студентов в академических часах могут различаться, при разработке основных
образовательных программ вуз может использовать соответствие одной зачетной
единицы академическим часам в интервале от 32 до 38 академических часов.

19. Вопрос: Может ли трудоемкость дисциплин (модулей) и практик
определяться дробным числом зачетных единиц?

Ответ: Трудоемкость дисциплин (модулей) и практик должна
определяться только целым числом зачетных единиц.

20. Вопрос: На физическую культуру в соответствии с ФГОС отводится 2
зачетные единицы, соответствующие 400 академическим часам. Каким
образом должны учитываться эти зачетные единицы по годам обучения?

Ответ: Возможно два варианта в зависимости от количества семестров,
отведенных вузом на освоение студентом физической культуры.
Первый вариант: если физическая культура реализуется 4 семестра (в
течение 2 лет), то можно начислять по 1 з.ед. в год.
Второй вариант: если физическая культура реализуется 4, 5 или 6
семестров то можно начислять 2 зачетные единицы сразу по окончании всех
занятий по физической культуре (в течение 2-х или 3-х лет). При таком
подходе промежуточную аттестацию студента (включая академические справки
при переводе из вуза в вуз) следует осуществлять только с учетом
отработанных студентом академических часов.

21. Вопрос: Требования к количеству лекционных занятий относятся к
каждой дисциплине или к образовательной программе в целом?

Ответ: Требование к количеству лекционных занятий относится не к
каждой дисциплине отдельно, а к аудиторным занятиям основной
образовательной программы в целом (за исключением разделов ООП: физическая
культура, практика, НИР, итоговая государственная аттестация).

22. Вопрос: Можно ли при разработке учебного плана вуза
предусматривать экзамен в качестве формы промежуточной аттестации
для дисциплин объемом в 3 и менее зачетных единиц?

Ответ: Можно, при условии, что количество экзаменов за календарный
год не превышает 10.
Следует иметь в виду, что ФГОС ВПО не связывает выставление оценки
с обязательной процедурой экзамена. Согласно п. 7.4. ФГОС: «По дисциплинам,
трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна
выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). Оценка по
дисциплине может быть получена не только в результате экзамена, но и при
использовании различных образовательных технологий (например, балльно-
рейтинговой).

23. Вопрос: Сохраняется ли при переходе на ФГОС ВПО норма «один
семестровый экзамен выражается одной зачетной единицей (три дня
подготовки и один день на экзамен)», определенная в письме
Министерства образования Российской Федерации от 28 ноября 2002 г.
N 14-52-988ин/13?

Ответ: При переходе на ФГОС ВПО трудоемкость дисциплины (модуля),
выраженная в зачетных единицах, включает в себя все виды учебной работы
студента на освоение этой дисциплины (модуля) и все виды контроля (текущий
контроль и промежуточная аттестация). При проектировании ООП в рамках
общего количества зачетных единиц, выделенного на данную дисциплину
(модуль), вуз самостоятельно распределяет время на аудиторную и
самостоятельную работу студента, а также на мероприятия текущего контроля и
промежуточной аттестации (в зависимости от применяемой образовательной
технологии и принятой в вузе системы контроля).

24. Вопрос: Как определить трудоемкость учебного года программ
бакалавриата, программ магистратуры, программ подготовки специалиста
в случае реализации основных образовательных программ по очно-
заочной (вечерней) или заочной формам обучения?

Ответ: Трудоемкость учебного года программ бакалавриата, программ
магистратуры, программ подготовки специалиста в случае реализации основных
образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной формам
обучения определяется федеральным государственным образовательным
стандартом по соответствующему направлению (специальности) с учетом полной
трудоемкости ООП и установленных высшим учебным заведением сроков обучения.
Например, при сроке освоения ООП подготовки бакалавра в 5 лет трудоемкость
образовательной программы за учебный год составит 48 зачетных единиц.

25. Вопрос: Обязательно ли при разработке основных образовательных
программ вуза по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения
предусматривать организацию практик?

Ответ: Требования федерального государственного образовательного
стандарта должны выполняться вне зависимости от формы обучения. Практика
для студентов очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения может быть
организована по месту их работы.

26. Вопрос: Возможна ли реализация ускоренных образовательных
программ подготовки магистров и специалистов?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 2007 года
? 232-ФЗ «получение высшего профессионального образования по сокращенным
программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается»
(статья 1, п. 5 б).
Ускоренная программа не является сокращенной. Следовательно,
реализации ускоренных магистерских образовательных программ и программам
подготовки специалистов возможна.
Минобрнауки России планирует в 2010-2011 годах разработку
нормативного документа федерального уровня, регулирующего реализацию
основных образовательных программ высшего профессионального образования в
сокращенные сроки.

27. Вопрос: Что может изменить вуз при ежегодном обновлении
основной образовательной программы?

Ответ: Основная цель обновления ООП - гибкое реагирование на
потребности рынка труда, учет новых достижений науки и техники. При
обновлении основной образовательной программы необходимо руководствоваться
Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального
образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года ? 71 (см. п.
39):
«.Высшее учебное заведение ежегодно обновляет основные
образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей),
установленных высшим учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания
рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ
учебной и производственной практики, методических материалов,
обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с
учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и
социальной сферы.».
При переработке основных образовательных программ следует учитывать
мнения работодателей.

28. Вопрос: В какой степени содержание учебных дисциплин (модулей)
должно быть раскрыто в сети Интернет?

Ответ: Содержание учебных дисциплин (модулей) может быть
представлено в сети Интернет или полностью, или в аннотированном виде (по
усмотрению высшего учебного заведения) с учетом соблюдения норм
информационной безопасности.

29. Вопрос: Где можно найти примерные основные образовательные
программы высшего профессионального образования?

Ответ: Разработанные на основе ФГОС ВПО примерные основные образовательные
программы размещены на сайтах вузов-разработчиков ФГОС. Ссылки на сайты
можно найти на web - странице Федерального института развития образования
по ссылке: http://www.firo.ru/programmy-profobrazovaniya/koordinacionnyj-
plan-razrabotki-primernyx-osnovnyx-obrazovatelnyx-programm/




Определение используемых терминов

Область профессиональной деятельности - совокупность объектов
профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом,
производственном проявлении;
объект профессиональной деятельности - системы, предметы, явления,
процессы, на которые направлено воздействие;
вид профессиональной деятельности - методы, способы, приемы, характер
воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения,
преобразования;
основная образовательная программа вуза - совокупность учебно-методической
документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных
курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие
воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и
производственной практик, календарный учебный график и методические
материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной
технологии;
направление подготовки - совокупность образовательных программ различного
уровня в одной профессиональной области;
специальность - комплекс приобретаемых путем специальной теоретической и
практической подготовки знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых
для определенной деятельности в рамках соответствующей области
профессиональной деятельности;
профиль, специализация - направленность основной образовательной программы
на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;
модуль - совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных
дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по
отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения;
учебный цикл - совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной
программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование
компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной
деятельности;
зачетная единица - мера трудоемкости образовательной программы;
результаты обучения - усвоенные знания, умения, навыки и освоенные
компетенции;
компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества
для успешной деятельности в определенной области;
сокращенная образовательная программа - образовательная программа высшего
учебного заведения, разработанная с учетом предшествующего уровня
профессионального (среднего профессионального или высшего)
образования обучающегося (сокращение срока освоения программы производится
или за счет переаттестации дисциплин (или их частей), изученных в среднем
профессиональном учебном заведении, или перезачете дисциплин, изученных в
высшем учебном заведении);
ускоренная образовательная программа - образовательная программа высшего
учебного заведения, разработанная для обучающихся, способных освоить полную
образовательную программу в более короткие сроки.