Зимняя учебная практика первоначально была организована в 1954 г. для студентов 3-го курса кафедры Зоологии позвоночных. Ее основной целью было ознакомление студентов с местами и условиями массовых зимовок водоплавающих птиц на Южном Каспии в Азербайджане. Параллельно с определением видового состава и численности зимующих птиц студентов обучали принципам оформления учетных данных, основам коллектирования и изготовления тушек и чучел птиц, что являлось важным источником пополнения коллекционных фондов Зоологического музея МГУ и кафедральных учебных коллекций. Вместе с тем, сводные учетные данные передавались в распоряжение Главприроды при Министерстве сельского хозяйства, которое курировало деятельность природных заповедников союзного подчинения. В 2007 г. благодаря сотрудничеству с Бакинским государственным университетом Республики Азербайджан удалось возобновить проведение зимних практик в Кызыл-Агачском государственном заповеднике.
С 1967 года для студентов-зоологов 4-го курса была организована зимняя практика в Бадхызский заповедник Южной Туркмении. Основной целью этой практики было ознакомление с уникальными ландшафтами фисташковых саванн и учеты численности автохтонных обитателей - куланов, архаров, джейранов, гиен, леопардов и т.п., а также крупных дневных хищных птиц - беркутов, степных орлов, могильников, сипов, грифов и т.п.
Со временем в распоряжение зимней практики был предоставлен автомобиль повышенной проходимости, укомплектованный для автономного перемещения по различным природным регионам Азербайджана и Туркмении. Практики такого типа, выполнявшие учетные работы по договорам, заключенным с Главприродой, продолжались до 1989 года.
После распада СССР полевые зимние практики проводились в различных заповедниках Европейской России (Валдайском, 'Лес на Ворскле', 'Орловское Полесье', 'Угра' и др.) с целью обучения студентов навыкам следового тропления животных, проведению учетов по следам, оценке распределения животных по территории и т.д. Результаты этой работы передавались в распоряжение научных отделов заповедников.
Методологически зимняя практика отличается большим разнообразием обучающих средств, поскольку работа по следам не только дает студентам возможность выявить состав и численность большинства автохтонных видов крупных и мелких млекопитающих на обследуемых территориях, но и проследить продолжительность суточных переходов различных животных, характер их активности (пищедобывательной, гонной, маркировочной и т.п.), а также с помощью GPS составить точную карту размещения крупных животных по учетной территории.
Вечернее время обычно бывает посвящено обсуждению собранных за день результатов и более обширному комментарию относительно биологии исследуемых видов животных.
Программа зимней учебной практики.
Ведущая тема: 'Особенности биологии и биотопического распределения позвоночных животных в зимний период'.
Объем учебных часов - около 80.
Основные участники практики - студенты-зоологи позвоночных 2-5 курсов.
Цель зимней практики - научить студентов осуществлять учетную работу по следам с идентификацией видовой (а иногда - возрастной и половой) принадлежности следовых отпечатков, составлять описание характера активности (поискового, пищедобывательного, маркировочного и т.п.) отмеченных животных и особенностей их распределения по различным ландшафтным категориям с последующим нанесением полученных данных на топографическую карту региона. По итогам зимней практики составляется сводный отчет, который обычно является существенным вкладом в научный фонд заповедника в качестве дополнения к обязательной для каждой природоохранной территории 'Летописи природы'.
|