Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://vertebrata.bio.msu.ru/html/specseminar_4_rus.html
Дата изменения: Mon Apr 9 03:00:38 2012
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:09:37 2012
Кодировка: Windows-1251
Актуальные проблемы зоологии позвоночных (4 курс)

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

КАФЕДРА ЗООЛОГИИ ПОЗВОНОЧНЫХ

Актуальные проблемы зоологии позвоночных (4 курс)

Спецсеминар 'Актуальные проблемы зоологии позвоночных' (4 курс)

Годовой курс рассчитан на студентов 4 курса кафедры зоологии позвоночных.  Отчетность в форме годового зачета.

Задачи семинара:

- ознакомить студентов с перспективными направлениями исследований в современной зоологии

- научить студентов публично обсуждать результаты собственных исследований, четко формулировать задачи исследования, доступно и кратко излагать свой материал и делать адекватные выводы из полученных  результатов

- научить студентов правильно оформлять научную работу (публикацию), корректно представлять в ней результаты статистической обработки, 'выигрышно' представлять свою работу в конкурсах на получение грантов на научные исследования.

Для выступления перед студентами приглашаются специалисты, работающие по различным направлениям современной зоологии (при подборе приглашаемых участников учитываются интересы студентов данной учебной группы). На таких выступлениях студенты учатся обсуждать чужой материал. Для повышения заинтересованности студентов и приглашаемых специалистов в подобном общении студентам предлагается заполнять оценочный лист по теме доклада, где отмечается по 5-балльной шкале качество доклада, общий интерес слушателя к теме и некоторые комментарии. Подобный рейтинг служит основанием для приглашения докладчика на выступление в следующем году.

На семинаре каждый студент готовит доклад, предваряющий защиту его курсовой работы. В обсуждении участвуют сотрудники кафедры, специалисты по излагаемой проблематике, что служит предварительным контролем качества готовящихся к защите работ. Студенты обучаются сообщать о результатах работы в форме кратких устных сообщений.

Одно занятие проводится по ознакомлению с правилами оформления курсовых и дипломных работ, статей для научных журналов. Отдельный семинар посвящен обсуждению основных ошибок, допускаемых при статистической обработке результатов исследований. Материал этих двух занятий представлен в 'Методическом пособии по обработке результатов и оформлению курсовых и дипломных работ' (Огурцов, 2004).

С целью структурировать представление студентов о своем собственном исследовании, а также для стимуляции участия студентов в различных мероприятиях на получение грантов на научные изыскания проводится конкурс (внутри данной учебной группы) 'Учебная заявка на грант'. Студентам предлагается заполнить заявку по образцу инициативного проекта РФФИ (формы 1 и 4), по теме своей курсовой работы. Каждая заявка рецензируется 2-3 сотрудниками кафедры и оценивается по определенной шкале в баллах. Три лучшие заявки премируются книгами и памятными подарками на деньги, собираемые сотрудниками кафедры специально для этого конкурса. Проводится одно занятие по общему обсуждению поданных заявок с участием сотрудников кафедры, имеющих реальный опыт в экспертной оценке грантов некоторых фондов. На этом же занятии (которое является заключительным в осеннем семестре) устраивается чаепитие, в ходе которого каждый студент имеет возможность лично пообщаться с рецензентом своей заявки.

Для контроля посещаемости семинара студентам разрешается пропустить по любой причине не более 2 занятий в семестре. При каждом следующем пропуске студент обязан написать реферат по теме пропущенного доклада. Критерии выставления зачета - посещаемость и активное участие в обсуждении докладов.

План занятий на осенний семестр (всего 12 занятий, по 1,5 ч.):

1 занятие - Вводное слово о структуре семинара, планах, отчетности. Объявление о конкурсе 'Учебная заявка на грант'. Лекция специалиста.

2 занятие - Лекция специалиста. (Студентам дается время на подготовку своих докладов по теме курсовой работы.)

3-9 занятия - Доклады студентов по темам курсовых работ. (На каждом занятии выступает 2 студента. На доклад отводится 20 мин., далее следуют вопросы, комментарии руководителя и общее обсуждение.)

10 занятие - Лекция специалиста. Сбор заявок по конкурсу 'Учебная заявка на грант'.

11 занятие - Лекция по оформлению курсовых и дипломных работ.

12 занятие - Семинар по правилам написания грантов. Награждение победителей конкурса 'Учебная заявка на грант' с участием заведующего кафедрой. Чаепитие для студентов и рецензентов.

План занятий на весенний семестр (всего 10 занятий, по 3 ч.):

1 занятие - Семинар 'Статистическая обработка результатов наблюдений'.

2-10 занятие - Лекции специалистов (обычно выступают по 2 докладчика с 40 мин. лекцией). На последнем занятии выставляется зачет.

 

Примеры тем прочитанных лекций специалистов:

Экология и зрение мелких млекопитающих - обитателей аридных зон (О.Ю.Орлов)

Сенсорное обеспечение ранней акустической коммуникации выводковых и птенцовых птиц (Т.Б.Голубева)

Цветовое зрение в ряду позвоночных (Е.М.Максимова)

Зачем головастику стая? (Г.С.Сурова)

Особенности репродуктивной стратегии кошачьих (С.В.Найденко, А.Л.Антоневич)

Функциональная интерпретация морфологических данных как средство их использования в зоологических исследованиях (Л.П.Корзун)

Дистанционные методы и ГИС-технологии в изучении биосферы (Д.В.Добрынин)

Функциональная морфология как метод выяснения неизвестных сторон экологии птиц (К.Б.Герасимов)

Междисциплинарные подходы к химической коммуникации (Э.П.Зенкевич)

О феромонах в половом поведении млекопитающих (А.В.Суров)

Микроэволюционные аспекты морфологической разнокачественности популяций птиц (А.Б.Керимов)

Проблема адаптивности в вопросах эволюции социальных структур (С.В.Попов)

Эволюция и современная система класса птиц (Е.А.Коблик)

Орнитолог в тропическом лесу. Изучение трофических адаптаций воробьиных птиц (М.В.Калякин)

Радиальный лабиринт: проблемы экспериментальной оценки пространственной памяти животных (М.Г.Плескачева)

'Нетрадиционные' системы пространственной ориентации животных. Геомагнитная ориентация (С.В. Огурцов)


Составители - доктор биологических наук, профессор Ирина Рюриковна Беме, доцент, кандидат биологических наук Сергей Викторович Огурцов

*Спецкурсы

На сайт Биологического ф-та МГУ
На сайт МГУ

Дизайн сайта: Сергей В. Огурцов, 2005-2010

E-mail: compclass7@yandex.ru

На начальную страницу