Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://uni-persona.srcc.msu.su/site/research/miheev/dis/oglavlenie.htm
Дата изменения: Mon Oct 29 14:37:01 2007
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:41:59 2012
Кодировка: Windows-1251
Оглавление (подробное)

Оглавление (подробное)

[страницы условны: они соответствуют бумажному тексту]

 

 

 

О чем эта диссертация

Введение формальное 3

Введение содержательное 7

 

Глава I. Лексико-статистический анализ. Предположение как основа медленного чтения 14

 

1. Статистический пробег по лексическим константам писателя 14

 

2. Нормативное и "насильственное" использование словосочетания. Рождение предположений

20

Что такое Предположение. - Наложение смыслов в словосочетании. - Расширение валентной структуры слова. - Сталкивание друг с другом противоречащих толкований и "подвешивание" смысла. - Комбинирование "побочных смыслов" и заглядывание внутрь недоступной для наблюдения ситуации. - Пучок расходящихся смыслов.

 

3. Родительный падеж (пролетарий от грамматики, он же - гегемон в языке Платонова) 34

 

4. Жизни мышья беготня или тоска тщетности? О метафорической конструкции с родительным падежом 42

Градации подзначений внутри 'родительности'. - О метафоре в целом. - Метафора - форма или содержание? - Множественность осмыслений и противоречивость. - Имплицитность оснований сравнения. - 'Многошаговый' механизм метафоры. - От поэтической метафоры - к языковой. - Некоторые казусы с генитивом. - Родительный стилизации, или 'спекулятивный'. - 'Гомеопатические' средства или 'заразительная' магия? - Две противоположных точки в эстафете генитивной метафоры: Платонов и Пушкин

 

5. Че[в]-вен[г]-гур<т> - множественное осмысление 61

 

Глава II. Цитатный и стилистический анализ 73

 

1. Избыточность и недоговоренность (плеоназм, парадокс, анаколуф и языковой ляпсус у Платонова) 73

 

2. Слагаемые стилистической игры Платонова: советская новоречь и 'славенщизна' 86

Каково писать стилем 'советского Льва Толстого'? - 'Славенщизна' и отсылки-аллюзии к библейским речениям.

 

3. Индивидуальный стиль с точки зрения цитат и интертекста 100

 

4. Заметки о стиле ранней прозы Набокова-Сирина 107

Пристрастие к описанию конкретного (экзотизмы). - Специфически набоковская мертвечинка. - Пристрастие к бьющим в глаза и 'ударяющим в нос' метафорам. - Примеры набоковских метафор. - Воссоздание прошлого по фрагменту настоящего и многофокусность точки зрения. - Чувства героев как клавиши для сюжетной игры. - Точка зрения автора, все далее отдвигающегося от читателя. - Как можно 'прочесть' Достоевского.

 

5. Не-остранение или авторское самоотстранение? 126

(Диалогическое прочтение книги О.А. Меерсон '"Свободная вещь". Поэтика неостранения

у Андрея Платонова')

Об определении термина. - О достоинствах и недостатках. - О неостранении смерти и "неостранении неостранения". - О нравственности и сатире. - 'Отрицание отрицания' и платоновский язык.

 

 

Глава III. Фрагменты художественного мира Платонова 144

 

1. Портрет человека у Платонова 144

 

2. Народ и история - неорганизованная масса и навал событий 150

 

3. Деформации пространства (пустота и теснота) 156

Разверстывание и сворачивание пространства: (исход изнутри наружу и втягивание внешнего внутрь). - Беспокойство в пустоте и весомость порожнего (о коннотациях пустого). - Способы заполнения пустого и выхода из тесного.

 

4. Скупость, Жадность, Ум и Чувства 169

Платоновская скупость-жадность. - От Ума - к Чувствам. - От Чувств - к Уму.

 

5. Отражения "души" в наивной мифологии русского языка (опыт размытого описания образной коннотативной семантики слова) 182

 

6. О платоновской душе 191

Сравнение картины души по Платонову с русской общеязыковой 'картиной'. -Душа как воздух и дыхание. - Как сердце и кровь. - Пустое пространство. - Излишняя теплота. - Прилежание души. - Душа как страдалец или узник тела. - Объект применения души. - Как самое неприглядное в человеке. - Как невозможное и несбыточное. - Симфония сознания. - Нечто наделенное смыслом. - Желание рассеять себя и растворить. - Двойник человека. - Массовая душа и срастание душ. - Как разъединяющее начало. - Неприличное животное. - Объединяющее всех вещество. - Проект перерождения душ. - Любовь и душа. - Оправдание души. - Техника утраты души. - Готовность перемучиться за всех. - Отсутствие в утопии конца.

 

7. Причины и следствия (мифология вместо причинности) 210

Перескок и смещение в причинной цепи событий. Необходимость 'достраивать' смысл за автора. - Избыточность мотивировки, гипертрофия причинности. - Подводимость всего под некий "общий закон". Отношение сопутствования - Отступление: 'сильная и слабая' причинность, одновременность, функциональная зависимость итд. - Причинность на грани парадокса. - Метонимическое замещение причины и следствия. - Пропуск иллокутивно-модальных составляющих в причинной цепи. - Заместительное Возмещение. - 'Живем, потому что...' - о двойственности и рефлексивности причинного отношения. - Преобразование тема-рематической структуры. - Отвержение реальных причин и следствий, их обратимость. - Краткий обзор нарушений причинного отношения.

 

8. Время у Платонова 227

Фрагменты тезауруса времени (в сопоставлении с микротезаурусом обуви и паровозов - железных дорог). - О загадке времени Платонова.

 

9. Платоновская сказка (извод 'Безручки') 239

О типах рассказчиков

 

Заключение 251