Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://uneex.lorien.cs.msu.su/PspoClasses/080813/01EMailSpam
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:41:31 2016
Кодировка: UTF-8
PspoClasses/080813/01EMailSpam - UNИX

Почтовый спам

Итак, мы получили базовые сведения об устройстве почтового клиента. Заметим, что существует также особый вид таких клиентов --- Web-клиенты. По сути дела, Web-клиент --- это почтовый клиент, перенесенный на сервер, доступ к которому осуществляется через Web (обычно --- по протоколу HTTPS). Использовать Web-клиент бывает удобно в случае, когда за трафик надо платить, а корреспонденции довольно много, причем возможности использовать протокол IMAP4 нет. Доступ с помощью POP3 в таких случаях доставляет значительное количество проблем, особенно в случае получения различного рода нежелательной корреспонденции, часто содержащей "тяжеловесные" вложения (attachments). Нежелательную корреспонденцию часто называют спамом (spam). Заметим, забегая вперед, что универсального способа отличить спам от обычного письма, тем не менее, не существует в принципе.

Существует "поверье", что использование Web-почты удобнее в отношении фильтрации спама. Действительно, как вообще опознается спамовое письмо? Обычно для этого достаточно посмотреть на автора и тему письма, то есть --- в заголовок почтового сообщения. Само письмо при этом скачивать в подавляющем большинстве случаев совершенно необязательно. Именно такую "ручную" фильтрацию удобно осуществлять с помощью Web-клиентов (в случае, отметим еще раз, невозможности использовать IMAP4).

Тем не менее, Web-ориентированные почтовые службы обычно предоставляют возможность "автоматической" фильтрации спама. Идеальных фильтров, разумеется, не существует, поэтому превентивная фильтрация (абонент получает не все письма, которые ему направляются) доставляет некоторые неудобства. Может возникнуть весьма неприятная ситуация, когда письмо, которое абонент хотел получить, по ошибке оседает на фильтре. Дело в том, что разные люди могут расценивать одни и те же письма как нужные или нежелательные. К примеру, приглашение на конференцию по сетевой безопасности может оказаться полезным для специалиста в соответствующей области, тогда как для фармацевта это будет совершенно ненужная корреспонденция. Напротив, интересная фармацевту информация о различных медикаментах окажется абсолютно бесполезной для специалиста-компьютерщика.

Итак, понятие спама в общем случае определить нельзя. Понятие спамера, однако, определяется весьма однозначно. По уровню активности и стилю поведения компьютера можно с высокой степенью точности определить, является ли он рассыльщиком спама или "честным" почтовым сервером. Выделим из списка критериев три. Компьютер разумно считать принадлежащим спамеру, если:

Эти критерии весьма неплохо формализуются, и уже довольно давно существует практика составления "черных списков" --- перечней адресов "нехороших" компьютеров (при приеме почты разумно с этими списками сверяться). Отметим, что составлением черных списков часто занимаются специальные организации, некоторые из которых предоставляют доступ к этим спискам за деньги.

Как показывают наблюдения администраторов, подавляющее большинство спамовых писем (зачастую более 90 процентов) отсеивается при проверке адреса отправителя по черным спискам. В черный список, однако, может попасть человек, не являющийся спамером. Укажем наиболее вероятные причины подобных недоразумений:

Отметим, однако, что при грамотном использовании черных списков и специализированных программ (к примеру, SpamAssasin) вероятность ложного срабатывания спам-фильтра можно довести до весьма низкой. Тем не менее, среди проходящих фильтр сообщений доля спама иногда достигает 70 процентов: большинство из них приходит от "свежих", еще не успевших попасть в черные списки спам-ботов. Задачу фильтрации этих сообщений можно возложить как на пользователя, так и на почтовый сервер. Провайдер может предоставлять услугу вычисления для писем так называемого "признака спамовости": чтобы определить, является ли почтовое сообщение нежелательным (спамом), используется целый набор разнообразных критериев, включающих анализ заголовка и, возможно, даже тела сообщения. Нежелательные с точки зрения анализатора сообщения помечаются специальным образом и/или кладутся в отдельный каталог на сервере.

Важно понимать, что функционирование Web-сервисов и обычных почтовых служб в этом отношении существенно различается. В известном сервисе Web-почты gmail.com (Google Mail) используется довольно мощный спам-фильтр, с совершенно неизвестным, впрочем, алгоритмом работы. При использовании Google Mail этот фильтр надо внимательно "обучать", отмечая при помощи специальных кнопок, какое письмо является спамом, а какое --- нет. В случае неаккуратной работы с фильтром он может с чистой совестью класть все почтовые рассылки в каталог Spam, что значительно затрудняет активное их использование. Что же касается обычной почты, то обычно для фильтрации спама используют два механизма. Первый из них функционирует следующим образом: сервер, если он считает, что письмо "подозрительно похоже" на спам, выставляет в заголовке специальный тег X-Spam-Flag, а клиентская программа на стороне пользователя сама решает, как с таким письмом применять. Второй механизм заключается в использовании встроенных в некоторые почтовые клиенты обучаемых спам-фильтров.


Сведения о ресурсах

Готовность (%)

Продолжительность (ак. ч.)

Подготовка (календ. ч.)

Полный текст (раб. д.)

Предварительные знания

Level

Maintainer

Start date

End date

90

1

1

1

1

MaximByshevskiKonopko, DmitryChistikov, MaximByshevskiKonopko


CategoryLectures CategoryPspo CategoryMpgu CategoryUneex

PspoClasses/080813/01EMailSpam (последним исправлял пользователь MaximByshevskiKonopko 2008-10-09 19:14:04)