О свободном сообществе
... а также об ответственности, послушании, конкуренции, сотрудничестве, Канте, Конфуции и о свободе информации
Конфуцианская этика и "корпоративная этика"
Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикета") -- норм поведения, базирующихся на сяо ("почтительности") -- уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю и т. д. Согласно К., постичь жэнь могут лишь избранные, т. н. цзюнь цзы ("благородные мужи"), т. е. представители высших слоев общества; простолюдины же - сяо жэнь (дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. |
- строгое следование иерархическому этикету
- предопределение подчиненности (в конфуцианстве три рода отношений, в современной корпоративной этике -- один)
- противопоставление "благородного мужа" и "мелких людишек"
- Пирамидальная форма социальных отношений
- Конкуренция как основа "иерархической" морали
- Правое и неправое с точки зрения "иерархической" морали
Сообщество
- Структура:
- Ядро
- Разработчики
- Пользователи
- Информационное пространство
- Связность и доступность
- (Что, где), (когда), (как)?
- Технологии взаимодействия
Кантианская этика и "этика свободного сообщества"
О категорическом императиве в Большой советской энциклопедии |
|
Определяющее правило |
Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом |
Фильтрующее правило |
Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству |
- Отношение к себе и окружающим, как к основе порядка
- Отношение к себе и окружающим, как к цели, а не средству
- Вопрос об общественном и личном
- Сетевая форма социальных отношений
- Плодотворное сотрудничество как основа "сетевой" морали
- Правое и неправое с точки зрения "сетевой" морали
Очерк истории этики (автор -- Кондрашов В. А.)