Электронизация образования практически не идёт, в немалой степени — из-за вопиющего несоответствия методов разработки ПО, не учитывающих специфику этой области. Использование свободно распространяемого ПО может сдвинуть процесс с мёртвой точки.
Две стороны электронизации образования
Электронизацию образования нельзя рассматривать как «компьютеризацию». В областях, далёких от IT, существенно большую важность приобретают информационные и коммуникационные возможности.
ИКТ могут выступать и как инструмент учебного процесса, и как его объект:
- Инструмент: автоматизированные действия (опросники, анкеты и т. п.), наглядные пособия и моделирование, удалённые информационные службы, дистанционное образование и телеконференции, обратная связь и взаимодействие
- Объект: информатика и программирование, управленческий и аналитический менеджмент, делопроизводство, точные науки и т. п.
Так или иначе, речь идёт о программно-аппаратном комплексе как об учебном пособии либо о его носителе.
Статическая схема разработки ПО по госзаказу
Принятая в государстве модель заказной разработки ПО копирует аналогичную схему, скажем, лёгкой промышленности:
- Выделяются фонды на разработку и определяется проектное задание, как правило, слабо согласованное с требованиями на местах
- Разработчик выполняет задание, которое завершается госприёмкой; после этого разработчик, как правило, растворяется в пространстве
- Созданное ПО директивно направляется в учебные заведения, где выясняется, что оно совершенно непригодно к использованию
- Доработка имеющегося ПО, если и случается, обходится государству дороже, чем разработка нового: вопросы авторских прав, обратной совместимости, тестирования и т. п.
Эта схема неприемлема, так как жизненный цикл программного продукта имеет существенные особенности (в частности, необходимость доработки на местах и высокую цену ошибки).
Цена ошибки и общественная значимость
Противоречия особенно наглядны при разработке ПО для образования:
- Цена ошибки крайне высока: пособие, которое учит неправильно, — это не пособие
- Мнение рядовых преподавателей имеет высокую значимость, так как именно они работают с живыми людьми и применяют учебные пособия на практике
- Качество и полнота образования — предмет особой заботы общества
В действительности же:
- Нет сколько-нибудь эффективных средств оперативного исправления ошибок в ПО (в том числе и смысловых, относящихся к наполнению)
- Нет никаких средств учёта запросов на местах и модификации ПО в соответствии с ними
- Известны единичные случаи удачного внедрения образовательного ПО
Требования к «инструменту»
Какие «услуги» должны прилагаться к ПО, используемому в качестве инструмента обучения?
- Оперативная обратная связь с разработчиками
- Простота самостоятельной адаптации ПО на местах
- Свобода распространения пособий и их адаптированных версий
- Наличие методичек, специализированных под конкретное ПО
Текущая статическая схема разработки не позволяет выполнять эти требования.
Требования к «объекту»
Какими свойствами должно обладать ПО, изучение которого есть в учебном плане?
- Возможность работы с настоящим, «живым» продуктом, а не с урезанной его версией
- Возможность легальной до- и пере-работки ПО в соответствии с программой
- Возможность легального включения ПО в разрабатываемые академические проекты
- Широкая документированность, ориентированная на изучение и понимание, а не на «тренинг»
Здесь на первый план выступают затруднения лицензионного плана. В частности, выполнение этих требований невыгодно разработчикам ПО с закрытым кодом (т. н. ПО ЗК или «проприетарного»).
Свободное ПО в учебном процессе
Свободно распространяемое программное обеспечение, или ПО с открытым кодом (ПО ОК) предусматривает четыре «свободы»:
- Свобода использования
- Свобода изучения самого ПО
- Свобода распространения
- Свобода изменения и распространения изменённых версий
Пункты (1) и (3) требуют открытости исходного кода программ.
- ПО ОК развивается «сообществом» (community)
- ПО ОК использует оперативные схемы обратной связи
- ПО ОК использует документацию, рассчитанную на вовлечение в сообщество заинтересованных лиц
Таким образом, практически все требования к образовательному ПО уже реализованы в ПО ОК.
Сообщество пользователей учебного ПО. Задачи, которые предстоит решить
Необходим общественный механизм управления разработкой ПО:
- Нужно создать ответственное сообщество пользователей, взаимодействующих друг с другом и с разработчиками образовательного ПО
- Методические материалы должны быть результатом этого взаимодействия, а не только плодом кабинетного труда
- Инструментальное ПО должно быть простым и в эксплуатации и в адаптации
- Изучаемое ПО должно быть внутренне структурировано и технически документировано
Для этого нудно «всего лишь» ввести ИКТ в повсеместную образовательную практику (компьютеризация, подключение к Internet и т. д.) и принять соответствующее постановление на правительственном уровне.