Firefox: продолжение
Расширения Firefox
Для Firefox характерны дополняемость и настраиваемость, достигающиеся при помощи механизма расширений.
Продукты Mozilla устроены следующим образом: в них есть статичная исполняющая часть, написанная на C++, и часть, которую можно изменять в уже установленном продукте. Во второй части используются JavaScript (он же применяется для написания активных HTML-страниц) и XUL (в основном для видоизменения интерфейса). И JavaScript, и XUL относятся к интерпретируемым яззыкам, то есть не требуют компиляции и линковки с основной программой. В результате Firefox в некотором роде становтися похож на дистрибутив. Расширения, написанные на JavaScript и XUL, встраиваются в него, придавая дополнительную функциональность.
В дистрибутивы "Линукс Мастер" и "Линукс Junior" Firefox входит с уже установленными несколькими удобными расширениями.
Из них особенный интерес для пользователя представляют следующие:
- Словарь для проверки орфографии при работе с текстами, которые вводятся в текстовых полях;
Менеджер сеансов --- позволяет сохранять сессии и восстанавливать сессии после нештатного завершения; под сеансом подразумевается состояние навигатора в определенный момент времени, как-то, открытые вкладки и окна.
AdBlock Plus и FlashBlock. В настоящее время широко распространилась практика вставки в сайты рекламной информации самых разнообразных видов. Большая часть такой рекламы хранится на отдельных серверах, она постоянно обновляется и может быть весьма нежелательна, особенно, если при оплате услуг провайдера учитывается траффик. Реклама может быть представлена как в виде картинок (баннеров), так и в виде flash-анимации. В любом случае она обладает неприятной информационной навязчивостью. При этом, проигрыватель Flash --- один из немногих действительно несвободных компонент ПСПО, включенный по причине своей популярности. Кроме того, flash --- весьма интересная технология, предосталяющая возможность интерактивного взаимодействия, и ее поддержка, увы, необходима. Расширение AdBlock Plus предназначено для предотвращения скачивания информации рекламного характера --- картинок и т. п. Так как сервера, поставляющие рекламные баннеры, постоянно обновляются, существуют регулярно пополняемые списки таких серверов, позволяющие блокировать нежелательную информацию. Существуют сайты, публикующие эти списки в формате, использующемся AdBlock Plus. При первом запуске расширения предлагается подписаться на один или несколько таких списков. Рекомендуется использовать списки easylist и rushack. FlashBlock по умолчанию заменяет каждый flash-элемент на странице на кнопку, при нажатии на котороую соответствующий элемент будет отображен.
Попробуем добавить к Firefox еще одно расширение.
После добавления нового расширения обычно требуется перезапустить Firefox. В этом он отчасти схож с ОС, изменения ядра которой для большинства современных ОС требуют перезагрузки.
Инструменты ввода. Поиск
В верхнем правом углу окна Firefox расположено поле текстового поиска. Напомним, что связность WWW обладает двумя свойствами:
- Она достаточно иллюзорна. В том смысле, что никакого непосредственного алгоритма выявить эту связанность не существует, кроме как зайти на страницу и посмотреть на ней ссылки на другие страницы.
- В общем случае неудобна для человека. Представление WWW в виде паутины не предназначено для человека. Организовать эффективную навигацию без поискового сервера довольно сложно. Все больше людей не запоминают адреса сайтов, а просто производят поиск по ключевым словам (например, имени компании, если необходимо попасть на ее сайт). При этом можно лишь надеятся, что первая полученная таким способом ссылка окажется верной.
Немного ранее, при сравнении WWW с базой данных, была опущена одна тонкость: в базе данных, кроме полей, содержащих данные, обычно есть поля, содержащие ключи. В WWW имеются только данные, поскольку созданием ключей никто не озаботился, и это сильно усложняет задачу поиска.
Большие посиковые системы, наподобие google, предназначены для индексации "всех" веб-страниц. С одной стороны задача абсолютно нерешаема с точки зрения теории, с другой --- на практике найдены рабочие, хоть и требующие оргомных мощностей, решения.
Основная проблема заключается в том, что интернет изначально не предназначался и никогда не адаптировался для поиска информации. Естественно, можно искать информацию в интернете "вручную", но гораздо удобнее предоставить это поисковым машинам и пользоваться результатами их работы. Поисковые машины перманентно занимаются "поиском всего в интернете", то есть, с различной частотой производят индексацию веб-страниц. При получении запроса поиск осуществляется не по веб-страницам, а по составленному индексу. Результатом обработки запроса являются максимально соответствующие ему страницы из числа проиндексированных. При формировании результата обработки запроса важную роль играет характеристика, называемая ревалентностью. Она определяет степень соответствия страницы запросу. Универсального алгоритма определения степени ревалентности не существует, наработки в этой области являются наиболее охраняемыми тайнами поисковых служб.
По сути, поисковый запрос является обращением к базе данных с достаточно сложной структурой ключей. Поэтому все поисковые службы предоставляют интерфейс для создания сложных поисковых запросов, накладывающих дополнительные условия на результаты поиска.
Обратим внимание на количество найденных ссылок. Без сортировки по релевантности найти нужное среди 64 000 ссылок практически невозможно. Даже при наличии хорошей сортировки по релевантности, по возможности рекомендуется искать информацию на соответствующих тематических ресурсах, например, на wikipedia.org.
Не стоит забывать, что помимо wikipedia.org, аккумулирующей народное знание и не гарантирующей достоверности информации, существуют и другие полезные ресурсы.
Сведения о ресурсах
Готовность (%) |
Продолжительность (ак. ч.) |
Подготовка (календ. ч.) |
Полный текст (раб. д.) |
Предварительные знания |
Level |
Maintainer |
Start date |
End date |
90 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
|
|