Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://temporology.bio.msu.ru/quotations/lossky.html
Дата изменения: Thu Feb 27 23:01:40 2014 Дата индексирования: Thu Feb 27 23:54:00 2014 Кодировка: Windows-1251 |
Слово 'вечность' означает здесь не бесконечную длительность, которая все же была бы течением во времени, а нечто гораздо более своеобразное: полную свободу от временных определений (краткость, продолжительность, предшествование чему-либо, следование за чем-то и т. п.), неприменимость к 'я' в такой же мере, как, например, числу десять не присущи цвета. Субстанция не только находится вне времени, но еще и господствует над ним, что и означается словом сверхвременность.
(Лосский Н. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. С. 10).
Пустого времени нет; элементы, упорядоченные отношением времени, сами не временны; внутри мирового целого есть временной порядок между некоторыми его элементами, но мир, взятый как целое, не временен; конкретный временной процесс делим: лишь до своих невременных элементов, следовательно, временной процесс не сплошен, а прерывист.
(Лосский Н. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. С. 100).
Кто признает существование конкретно-идеальных начал, подобных человеческому я, тот не сводит причинность только к порядку событий во времени. Причиною нового события не может быть только предшествующее во времени событие с его строго очерченным, ограниченным содержанием; отвлеченно взятое, оно совершенно лишено динамичности: и может только безвозвратно отойти в область прошлого. :дальнейшее развитие события возможно лишь постольку, поскольку над ним стоит деятель - субстанция, владеющая событиями, как своим состоянием, и стремящаяся отменить его, или преобразовать, или дополнить. Таким образом, основной элемент причины в смене временных процессов всегда есть конкретно-идеальное бытие. Как сверхвременное начало оно объемлет и наличное состояние, и ближайшее следующее, порождаемое им на основе предыдущего, так что конец предыдущего может быть началом следующего, и причинный ряд во времени есть не прикладывание b к a, но сплошное течение, например, продолжение движения, нарастание чувства, переход его в решение и т. п. Эта сплошность никоим образом не может быть результатом рассудочного синтеза и вообще отвлеченно-идеального сочетания: нет синтеза (складывания) там, где есть такая цельность, которая присуща сплошности. Поэтому отвлеченный идеал-реализм не может объяснить сплошности, встречающейся в причинных рядах.
(Лосский Н. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. С. 129).
Сверхвременный деятель есть времяобъемлющее начало; поэтому он способен вступать в непосредственное отношение не только к настоящему, но и прошлому, и будущему: Тела, благодаря сверхпространственности деятеля, перестают быть внешними друг другу, так и различные процессы во времени, благодаря сверхвременности деятеля, освобождаются от своей внеположности, имеют характер взаимопроникнутости и соотнесенности друг с другом; эта целостность временного процесса выражается в том, что в настоящем событие возникает не только под влиянием прошлого, но и ради будущего, как средство для осуществления его; т. о., будущее соучаствует в обусловлении настоящего.
(Лосский Н. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. С. 131).
Интенциональный акт есть событие, т.е. нечто оформленное временем: предмет может быть событием, т.е. бытием временным (например, наблюдаемое мною тиканье метронома), но он может быть также и вневременным, идеальным бытием (например, мыслимая мною математическая идея).
(Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. С. 144-145).
Лишь проявления я суть события, протекающие во времени, возникающие и исчезающие, длящиеся; само же я не имеет временной формы, не возникает и не исчезает во времени, не течет и не длится по типу временного бывания: оно сверхвременно и сверхпространственно.
(Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. С. 147).
Попытка вывести все высшее целиком из низшего без содействия: высших начал, приняв за исходный пункт творческой эволюции пустое чистое пространство и время, есть нагромождение непонятностей уже потому, что пространство и время есть только пассивные формы, неспособные существовать без содержания и быть источником творчества.
(Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. С. 154).
Пространственное взаимоотношение реальных вещей - внутри, вне, далеко, близко и т. п. - суть идеальные моменты реализованной идеи пространства: в самом деле, все эти отношения не имеют объемов, не состоят из внеположных частей, хотя и составляют необходимые условия пространственной внеположности. Точно так же временные отношения реальных событий: прежде, после, вместе (сосуществование) и т. п. - суть идеальные моменты реализованной идеи времени; в самом деле, все эти отношения не имеют временного течения: они не суть события, распадающиеся на внеположные во времени элементы, но они составляют необходимое условие временной внеположности. Если бы эти отношения сами тоже были событиями, то в самом их составе были бы опять отношения прежде-после, которые тоже были бы событиями и т. д., так что получился бы регресс в бесконечность.
(Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. C. 199).
Мир не находится во времени и пространстве: наоборот, время и пространство находятся в мире, поскольку деятели придают своим проявлениям эти формы:
Строение и процессы в атоме не могут быть выражены до конца пространственно-временными моделями.
(Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. С. 217, 218).
Творческий акт: есть событие, протекающее во времени, но творимая им идея как возможность: есть нечто невременное.
(Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. С. 240).
Порядок не есть событие, текущее во времени, :есть идеальный аспект действования.
(Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. С. 237).
Ряд моментов во времени есть ряд непрерывный. С другой стороны, из суммы моментов нельзя получить длительности.
(Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1991. С. 291).
Системное целое, в котором прошлое и будущее существуют в отношении друг к другу. Такое начало должно быть сверхвременным, иначе оно не могло бы определять вместе то, что относится к разным временам: Материальная система содержит в себе, кроме пространственной множественности, еще другую сторону - сверхпространственную, единую, связывающую в нечто цельное то, что в пространстве удалено друг от друга.
(Лосский Н.О. Избранное. М., 1991. С. 364).
Стать влиятельным: прошлое может лишь постольку, поскольку сверхвременное Я актуализирует его, приобщает его к настоящему путем воспоминания.
(Лосский Н. Избранное. М., 1991. С. 550).