Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://temporology.bio.msu.ru/discussions/mirzaev_chelovek.html
Дата изменения: Fri Feb 28 03:01:24 2014
Дата индексирования: Fri Feb 28 03:34:38 2014
Кодировка: Windows-1251
Человек-Время

Человек-Время.

Аргументы

 

Мирзаев Е.Т., член-корр. МАИН (Алматы)

 

1. И логлобал и время с трудом вводятся в оборот, как научные понятия. Время  в силу уникальности момента, а следовательно его не воспроизводимости и не повторяемости. Логлобал как аналог души, в силу представлений науки о предельной субъективности (до степени  идеальности) существа души. Это свойство также не позволяет воспроизвести состояния души в эксперименте, а значит и не допускает строгой научной трактовки объекта. Однако, логлобал обладает еще одним качеством, которое непосредственно сближает его с концептом времени. Речь идет о самоощущении человека в процессе течения времени. Мы во всей полноте ощущаем себя только в 'настоящем'. Мы существуем 'в полноте'  только в реальности, а реальность соответствует моменту настоящего на временной стреле Эддингтона.

        Человек связан с прошлым опосредованно - памятью. Мы считаем память одним из видов эмоционального субстрата логлобала, а следовательно однородным элементом потока сознания. Значит связь логлобала с прошлым, так же существенна как и с настоящим. При этом память и эмоция идентичны в своей редуктивности и в определенной степени коррелируются с восприятием движения настоящего  от 'точки события' - вдаль. Чем дальше мы от определенной точки в которой произошло событие - тем слабее яркость переживания, детали события и эмоциональная сопряженность с произошедшим (точнее влечение к нему как к актуальному событию). 

           Также человек (его логлобал) опосредованно связан с будущим - мечтой. При всей эфемерности этого романтического понятия мы рискнем рассматривать его в контексте идеи о произвольном создании вероятности, одной из спроектированных реальностей расположенных 'до времени' на стреле Эддингтона. Эта спроектированная реальность столь же реальна как и реализуемая в уникальном моменте настоящего, так как она содержится в структуре логлобал. Но в этом случае человек так же реально, но опосредованно связан с будущим. 

2. Логлобал человека как и время лежит на векторе временной стрелы От прошлого(память) - через настоящее (сознание в реальности) - к будущему (мечты). При этом он совпадает с признаками текущего времени:

а. Постоянство движения времени. Время течет всегда, пока мы его        наблюдаем. Оно не останавливается ни в одной точке пространства. То есть время для наблюдателя непрерывно (в настоящем! Ведь мы наблюдаем движение времени только в настоящем). Течение времени человек наблюдает 'из настоящего' и с нашей позиции 'в этом настоящем' оно течет постоянно, не останавливаясь ни на минуту. Но человек (логлобал) во всей полноте реализуется только, в настоящем не отставая ни на миг от течения этого настоящего. Мы постоянно присутствуем в настоящем как и 'момент времени'.  В принципе, можно представить себе ситуацию в которой наблюдатель отстает от массива 'настоящего', но этого не происходит. 

б. Непрерывность движения времени. Время не прерывается (по-крайней мере мы этого не наблюдаем). На уровне макромира или на уровне наблюдателя время перманентно. Каждый последующий момент времени непосредственно следует за предыдущим и сцеплен с ним без зазора. Поток сознания логлобала, во всей его полноте, также движется без разрывов и зазоров. Каждый момент сознания бесспорно вытекает из прошлого момента, спаян с ним и также однозначно переплавляется в следующий. Даже в период сна мы не теряем полностью ощущения времени и пробудившись в состоянии приблизительно оценить время проведенное во сне. Непрерывность логлобала проявляется и в том, что проснувшись мы безальтернативно ощущаем себя тем же самым человеком, который вчера лег в постель. Все наши прошлые активы и ощущения (память) и будущие (планы, мечты) - остаются с нами в полном объеме. Непрерывность нашего пребывания в Мире с точки зрения наблюдателя бесспорна и самоценна. Если предположить, что время дискретно и между его квантами  - зазоры, то мы их не видим потому, что мы и есть само время, существуем во времени и зазоры для нас не бытийны.   

в. Равномерность и равноразмерность движения времени. Скорость течения времени относительно наблюдателя - величина постоянная и равномерная. Время не убыстряется и не замедляется ни в целом, ни на отдельных его участках. Время - равноразмерно, то есть - субъективно каждая его часть соотносима с любой другой. Минута прожитая нами вчера соотносима с минутой текущей в данный момент. Это подтверждают на только часы. Действия людей, течение дел прошлого мы непроизвольно оцениваем во временных рамках сопоставимых с нынешними. Субъективная оценка равномерности и равноразмерности времени по сути - проживание мгновений настоящего с одновременным со-ощущением протяженности времени вне настоящего. При этом мы признаем возможность относительности равномерности и равноразмерности движения времени. В каждом логлобале в разные периоды его существования возможен разный темп его течения сквозь метрику пространства.  

г. Время охватывает всю метрику пространства. Нет ни одного объекта в пределах пространства, который не был бы захвачен ходом времени и не изменялся. Однако, это глобальный взгляд. В отдельных точках пространства, отдельные предметы, вещи остаются неизменными на протяжении ограниченных отрезков времени. Затем и они подвергаются изменениям. Также и логлобал. Будучи элементом глобальной 'эмоциональной' структуры он отражает в себе весь Мир и пытается прийти с ним в абсолютное равновесие. Целый ряд волевых целеполагающих влечений человека могут быть объяснены только стремлением логлобала стать равным всему Миру. Здесь прежде всего стремление к познанию, к активному преображению среды по искусственным образцам, безусловное стремление создать свой собственный Мир - как псевдоравенство большой Вселенной.

д. Время проявляется в наблюдаемых геометрических изменениях пространства и его объектов. Ни в чем другом время не проявляется, за исключение, так же субъективного ощущения его хода. Время - порождение наблюдателя. Может показаться, что подобным солипсическим утверждением автор стремиться утвердить субъективное содержание понятия время. То есть признает время как ноумен. Однако это не так. Мы придерживаемся той точки зрения, что время - самостоятельное бытийное явление Вселенной. Изменения предметов и процессов Мира - объективно. Время безусловно феномен. Но феномен особый. 

 

3. Следующий аргумент относительно единства Человека и Времени мы попытаемся обозначить как 'Субъективность времени'. Фактически время единственный глобальный феномен Вселенной чье существовании мы не можем даже убедительно утвердить. Существует время как целостный, описываемый феномен, как явление или просто процесс изменений предметов протекает в силу специфики взаимодействия самих предметов. События изменений предметов и процессов Мира, протекающие ежесекундно у нас на глазах настолько фантасмагоричны и неуловимы, что человек не в состоянии закрепить в своем внутреннем мире сколько-нибудь приемлемое понятие о нем. Однако, внутренняя убежденность, ощутимость течения времени заставляет человека непрерывно соотносить абсолютно все наши мысли и действия с неумолимым ходом Времени. Рассматривая Вселенную со стороны, в роли Наблюдателя мы привычно пытаемся  разглядеть знаки времени нанесенные природой на лицо Мира. Мы пытаемся разглядеть время 'снаружи' как и все прочие феномены Мира. И это нам не удается. В таком случае, возможно, мы выбрали неправильную точку для наблюдения? И то, что надо рассматривать изнутри, мы рассматриваем как внешний объект.   

4. Проявления в паранормальных феноменах. Самое заметное сверхъестественное явление связывающее субъективный мир человека  со временем -  разумеется ясновидение. Предвидение будущего. Множество подтвержденных и предельно сомнительных фактов изложены свидетелями и исследователями этого феномена. Мы не будем настаивать на достоверности этих свидетельств, однако, каждый может припомнить яркие ощущения свершившегося, которые посещали его за 1-2 секунды до самого события. Краткость ощущения ужаса до катастрофы или предчувствия светлого до радостной встречи лишает эти случаи величественного статуса 'Предвидения', но существа дела не меняет - мы узнаем будущее до его наступления. Целый ряд исторических и полумифических персонажей пророчествовали на протяжении тысячелетий. Нострадаму и Джонатан Свифт, Мария Ленорман и Джон Ди, Иоганн Лафатер и Пророк Даниил.Все они существовавшие и придуманные воплощают инстинктивное желание  видеть завтрашний день.  Настойчивость с которой человек стремиться заглянуть в будущее - факт столь же мало объяснимый, как и сами феномены предвидения.